Информационная статья " Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья:проблемы и пути их решения"
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
В статье раскрыты причины, влияющие на неполноценную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Выделены основные задачи воспитания и обучения, которые положительно влияют на развитие ребенка с ОВЗ. Так же рассмотрен процесс внедрения инклюзивного образования в массовые школы.
Ключевые слова: Ограниченные возможности здоровья, инклюзивное образование, социализация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_zhur.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
На протяжении нескольких лет, мы часто слышим такие понятия, как дети с ОВЗ, инклюзивное образование, социализация инвалидов в обществе. Что же это? Постараемся разобраться и понять, нужно ли это знать и что значат эти понятия не только для простого обывателя, а для педагога и воспитателя. Что же меняется в сфере образования и воспитания с приходом таких детей?
Понятие ограничение возможности здоровья (ОВЗ) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ОВЗ сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений [1].
Знаменитые психологи Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Социализация - развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей[4].
Основная проблема социализации - это отклонения от нормального становления личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению «силы личности». Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей [2].
Российское законодательство закрепляет, за каждым ребёнком, право на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивностью системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека, недопустимость дискриминации в сфере образования [6]. Но детям с ОВЗ всегда было сложно получать знания, начиная с детского сада и заканчивая школой. Их отклонения в физическом или психическом развитии не дают возможности осваивать образовательные программы, поэтому такие дети нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ смогут реализовать свой потенциал и социализироваться в обществе, если вовремя и профессионально организовать процесс обучения и воспитания, для удовлетворения общих образовательных потребностей, так и особых образовательных потребностей, сформированных характером нарушения их психического и физического развития. Реализация образовательных возможностей для детей с ОВЗ закреплена в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), что обеспечивает создание в образовательных организациях специальных условий обучения, учитываются особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких детей. Одним из основных понятий, используемых в настоящем Федеральном законе, является инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.[6]
По статистике, в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч — дети с инвалидностью. Каждый год количество детей данной категории увеличивается.[7] Поэтому на данную проблему стоит обратить пристальное внимание.
За короткий отрезок времени в России произошёл переход от «медицинской» модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья к более открытым моделям. Наибольшее распространение получил интегрированный подход к обучению. Педагогическая интеграция предполагает совместное обучение детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Развитие педагогической интеграции в общеобразовательных учреждениях в России связано с именами сурдопедагогов сотрудников Института дефектологии АПН СССР Э. И. Леонгард и Б. Д. Корсунской. Они в середине 1970 годов стали работать в первую очередь со слабослышащими и глухим детьми, а в начале XXI века этой проблемой стали заниматься олигофренопедагоги.
Социально-образовательная интеграция предполагает такое совместное обучение, при котором дети получают опыт положительного взаимодействия. Содержание образования для таких детей, должно отличается от того, которое они могли получить в специальных (коррекционных) классах.
1 сентября 2016 года вступил в силу новый образовательный стандарт, в котором указаны особые требования к условиям, структуре, результатам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Внедрение инклюзивного образования обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа. В педагогической сфере подчеркивается важнейшая роль педагога, его место, функции в обществе и повышаются предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания [3].
Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении - сложная социально-педагогическая проблема. Основной целью специальной педагогики является раннее выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.
Одной из основных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Необходимо включение разных форм работы активного включения родителей в обучении и воспитании детей с ОВЗ [5].
Таким образом, проблема социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья связана с социально-психологическими и психолого-педагогическими факторами. Несомненно, социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.
Литература
- Филонов Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. – М. : ЦСП РАО, 1999.
- Интегративные тенденции современного специального образования под ред. Н. Н. Малофеева. М. : Полиграф сервис., 2008.
- Малеванов, Е. Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья : дис. . канд. пед. наук. М.,2009.
- Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2005. – 172
- Ратнер, Ф. Л., Юсупова, А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М. : ВЛАДОС,2009
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
- Федеральная служба государственной статистики (Росстат). «Здравоохранение в России» 2015г. Статистический сборник.
Статья на тему:
«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути их решения».
Выполнила:
воспитатель филиала ОКУ
«Центр «Перспектива» в г. Курске
Яцкова Татьяна Николаевна
Курск 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру
В статье раскрываеся формирование навыков моделирования взаимоотношений с...
Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"
07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово" ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме: " Использование наглядности и ди...
ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ»
Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование &nd...
Статья "Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества"
В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями....
Новый сборник статей посвященный "Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации" 2020 год
Сборник составлен по материалам XIV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблемам социализации и психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья....
Статья «Музыкальная деятельность как один из факторов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Аннотация. Статья посвящена традиционным и современным подходам к социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях в детском саду. Ключевые слова:...