"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Шушпанова Екатерина Ивановна

В статье говориться  о проблемах инклюзивного образования,

 о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zhurnal_trudnosti_ovz.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения

СтародубцеваЕ.Г.

Шаповалова О.С.

Шушпанова Е.И.

МБДОУ № 54, г. Лесосибирск

Благославляю всех детей на свете!

Они для нас, как яркие цветы!

Но есть еще «Особенные» дети…

Они как ангелы, «Целители души»!

Они в наш мир не зря приходят.

Всевышний посылает ангелов-детей

«Особенных» детей, как испытанье вроде

А в самом деле, чтобы лечить людей.

Лечить нас от всего, что их и нас самих калечит.

От злобы черной, от бездушья темноты

Он выбирает только сильных плечи

Им можешь оказаться ты!

У ангелов - детей, нет крылышков, конечно,

Но загляните им в глаза!

Там столько доброты беспечной!

И чистая, как ангела душа!

«Особенные» дети, как с другой планеты

К нам присылает их господь не зря!

Они нам раскрывают душ секреты,

Он помогает нам понять себя…

(Г.Зарипова)

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями здоровья. Поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Выходят в мир совершенно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке. Дети абсолютно не социализированы. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия их успешной интеграции в среду здоровых сверстников. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.  Однако на сегодняшний день можно выделить ряд проблем инклюзивного образования.

Нашу группу посещают дети с особенностями развития, и мы хотим поговорить об основных проблемах и трудностях, возникающих при работе с детьми с ОВЗ. Представьте, что к вам в группу пришел «особенный ребенок». Какие эмоции может вызвать у вас первое знакомство с ним? Упражнение «Эмоции» (написать на листочке в кружках ваши чувства и эмоции).После этого упражнения сделать вывод: зачитать их и сказать, какие же эмоции преобладают. А какие трудности могут возникнуть перед вами, если вдруг к вам в группу придет ребенок с ОВЗ? Давайте попробуем это представить и записать на листе бумаги (педагоги пишут трудности и проблемы с такими детьми).  Зачитать,  что написали педагоги. Теперь мы хотим поделиться своим опытом. Какие же проблемы и трудности возникали у нас, и как мы их решали.

          Проблема подготовки педагогов к работе с детьми с ОВЗ. Не хватает знаний, опыта, приемов для работы с особенными детьми. Нет конкретных практик, только теория. Недостаточная обеспеченность учебно-методическими комплектами, программами для работы с детьми с ОВЗ. Недостаток литературы, методических пособий для работы с «особенными детьми». Нет необходимого специального оборудования, дидактических пособий для работы. Отсутствие медицинского сопровождения образовательного процесса.  Нет сопровождающего (тьютора). Для решения возникших проблем обучаемся на курсах повышения квалификации, самостоятельно изучали литературу, обучаемся технологиям образования детей с особыми образовательными потребностями, находили методы и приемы работы с такими детьми, беседовали со специалистами, обменивались опытом, использовали интернет-ресурсы. По мере возможности - оснащение требуемым оборудованием, обеспечение доступности образовательного процесса, делаем своими руками различный дидактический материал, игры, пособия.

   Не готовность родителей других детей к совместному образованию их детей с «особенными детьми». Подготовка родительского состава к факту совместного образования их детей с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Проводим с родителями индивидуальные доверительные беседы, консультации, беседы со специалистами, папки передвижки и т.д. Трудности в работе с семьей: недоверие (опасение) родителей к педагогам. Чтобы установить доверительное отношение с родителями детей ОВЗ, проводим информационно-разъяснительную работу среди родителей, индивидуальные беседы,  рассказы, фотоотчет о жизни ребенка в группе. Иногда бывает, что родители  не всегда правильно воспринимают информацию о ребенке,  идущей от воспитателей. Пытаемся корректно донести информацию, успокоить, тактично побеседовать. Родители скрывают диагноз, не всегда рассказывают о проблемах своего ребенка, тем самым игнорируя рекомендации узких специалистов и комиссии ПМПК. Приходиться очень много работать с такими родителями по выявлению диагноза у ребенка, для выстраивания индивидуального маршрута. Часто родители не соотносят возможности «особого ребенка» и перспективы его развития (перекладывают ответственность за воспитание ребенка на детский сад), часто подрывая его здоровья, оставляя ребенка на полный  день, тем самым перегружая его эмоциональную сферу, не прислушиваются к рекомендациям учителя-дефектолога и педагога-психолога. Объясняем родителям о чрезмерной перегрузке ребенка, проводим индивидуальные беседы  с воспитателем, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом.

Родители не прививают детям необходимые навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки (дети не умеют одеваться, раздеваться, пользоваться туалетом, прием в пищу только продуктов по желанию ребенка).        Мама мальчика просила взбивать еду блендером. Мы предложили другой вариант - режем продукты на мелкие кусочки.

Должен быть единый алгоритм, который отрабатывается в саду и дома.

Трудности в работе с детьми. «Особенным детям» необходимо уделять больше внимания. Стараемся воспринимать детей такими, какие они есть. Всегда в поле зрения, рядом. Группа не  оборудована всеми нужными приспособлениями, различными пособиями, играми для таких детей. Изготавливаем пособия, игры своими руками, привлекаем родителей.

Поведенческие трудности (агрессия: психуют, кричат, кидают стулья, предметы и т.д.). Объясняем интонацией, голосом, жестом,  переключаем внимание на другую деятельность. Проблемное поведение блокируется с помощью этичных методов, основанных на поощрении.

Взаимодействие с другими детьми (не подпускают к себе, не дают руки, убегают). Беседы с детьми о дружбе, о принятии этого ребенка, утренний круг, игры на сплочение, включать ребенка (телесный контакт).

Усвоение содержания учебного материала (не садятся на занятия, нет сотрудничества с другими детьми, мешают проведению занятий). В индивидуальных занятиях участие ребенка по настроению, трудно подобрать материал, что он сегодня захочет делать).        Стараемся приобщать к жизни группы. Частично включать ребенка в деятельность.

Таким образом, благодаря совместным действиям воспитателей, специалистов и семьи можно добиться положительных результатов в социализации детей с особенностями развития. Важно помнить, что педагоги является лишь помощниками в реабилитации детей, потому что главной опорой ребенка является его семья.

Библиографический список:

1.        Инклюзивное образование: право, принципы. Практика / сост. Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. – М.; Владимир : Транзит-ИКС, 2009.

2.        Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

3.        Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга».2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

На всех этапах развития общества одной из наиболее актуальных проблем является обеспечение функционирования и преобразования системы образования. Об этом свидетельствует стремление мирового сообщества...

Методическое сопровождение молодых педагогов в ДОУ: проблемы и пути их решения

Методическое сопровождение  молодых  педагогов в ДОУ: проблемы и пути их решения...

«Методическое сопровождение педагогов в инклюзивной деятельности в ДОУ: проблемы и пути их решения»

laquo;Методическое сопровождение  педагогов в инклюзивной деятельности в ДОУ: проблемы и пути их решения»        Выступающий:учитель-логопедвысшей к...

Инклюзивное образование как психолого-педагогическая проблема для детей дошкольного возраста с РАС

В статье рассказываются  проблемы и способы их преодоления при включении ребенка с расстройством аутистического спектра в общеобразовательную среду детского сада....

Инклюзивное образование как социально-педагогическая проблема

В статье рассматривается современный взгляд на проблему инклюзивного образования, его задачи и перспективы. В педагогической практике изобразительное искусство предоставляет широкие возможности для ка...