Социализация дошкольников путем преемственных связей с библиотекой
методическая разработка (старшая группа) на тему

Соколова Лариса Алексеевна

Социализация дошкольников путем преемственных связей с детской библиотекой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 г. Павлово

 

Социализация дошкольников путем преемственных связей с  Центральной детской библиотекой

  имени Л. Чайкиной при ДТЮ.

Выполнила:

Воспитатель 1 кв. категории

старшей группы

Соколова Лариса Алексеевна

Муниципальное бюджетное

 дошкольное образовательное

учреждение

                                                                          детский сад №10  г. Павлово

г. Павлово 2016г.

Социализация дошкольников путем преемственных связей с  Центральной детской библиотекой

  имени Л. Чайкиной при ДТЮ.

Важной задачей современного общества является создание и поддержание такого образовательного пространства, которое соответствует лучшим культурным традицям страны, а также способствует развитию и становлению всесторонне развитой личности, формированию у подрастающего поколения духовного и нравственного начал. Большую помощь в этом может оказать взаимодействие детского сада и учреждений культуры: библиотек, музеев, домов творчества.

В связи с интенсивным развитием средств компьютерной и медиакоммуникации у детей возникает повышенный интерес к телевизорам, компьютерам, планшетам и другим гаджетам, иным словом, возникает экранная зависимость. С появлением данной зависимости, ребенок утрачивает способность концентрироваться на каком - либо занятии, теряет интерес к получению той информации, которую дают ему родители и воспитатели, утрачивает желание овладевать теми или иными навыками, становится неусидчивым и рассеянным. Привыкнув получать постоянную внешнюю стимуляцию через экран телевизора или монитор компьютера, такой ребенок плохо читает и с трудом воспринимает информацию на слух.

Привить любовь к книге ложиться на плечи взрослых. Мы должны показать детям всю значимость и пользу книг для познания окружающего мира своим примером. Это очень важно для формирования маленького читателя, который воспитывается на подражании.

Чтение эффективнейшим образом формирует мышление ребенка, развивает воображение, внимание и память.   Информация, полученная посредством чтения художественной литературы, является эмоционально окрашенной, а значит, она может проникнуть глубоко в душу ребенка и оставить свой след навсегда. Настоящее чтение начинается с сопереживания.

Прививать интерес к книге, литературе, чтению необходимо с детства. Именно поэтому программа дошкольного образования включает в себя сотрудничество библиотеки и детского сада.

Отсюда вытекает актуальность партнерского сотрудничества дошкольного учреждения, семьи и библиотеки, которое поможет приобщить дошкольников к книге, процессу чтения и общения с художественной литературой.

Нами были поставлены следующие задачи:

  • Изучить теоретические основы детской литературы и методики приобщения детей к книге.
  • Определить систему работы с детьми, родителями и библиотекой.
  •  Развивать интерес и любовь к книге, удовольствие от процесса прочтения, привычку быть всегда с книгой.  
  •  Акцентировать внимание родителей на проблему «не читающей нации»

Реализация задач проводилась под девизом: "Книги - это друзья, бесстрастные, но верные".  

 Поэтому, одной из форм организации работы МБДОУ детского сада №10 г. Павлово по социализации личности ребенка,  стало взаимодействие  с  Центральной детской библиотекой  имени  Л. Чайкиной при  Дворце Творчества Юнных. Вот уже на протяжении 5 лет между нашими двумя организациями составляются договор или соглашение о социальном партнерстве, направленное на:

  • Внедрение современных форм совместной деятельности.
  • Научно – методическое обеспечение.
  • Разработку и реализацию совместного планирования мероприятий.

Реализация направлений социального партнерства осуществляется путем:

  • Комплектования и выдачи передвижной библиотеки с первоначальным количеством 100-200 экземпляров книг и журналов.
  • Развития новых структур взаимодействия Библиотеки и МБДОУ детского сада № 10 г. Павлово.
  • Организации  библиотечного пункта в МБДОУ д/с №10 г. Павлово с книжным фондом из расчета 3-4 книги на читателя.
  • Использования  всех форм массовой и информационной пропаганды книги.

Особая роль библиотеки раскрывается в непосредственном ее участии в жизни детского сада и в решении комплекса задач по сохранению и поддержанию местных культурных традиций.

 В рамках совместной работы, педагоги  ДОУ  и сотрудники библиотеки обсуждали цели и задачи предстоящей работы. Разрабатывали план совместной деятельности, уточняли особенности проведения непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, досугов, как в детском саду, так и на базе библиотеки, возможность использования книжного фонда библиотеки для проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми в дошкольном учреждении и в семьях воспитанников.

В рамках социального партнерства использовали следующие формы осуществления преемственности:

  • Экскурсии в библиотеку;
  • Знакомство и взаимодействие с библиотекой;
  • Посещение мини-музея библиотеки;
  • Организация выставок новинок детской художественной литературы в течении года;
  • Участие в совместной образовательной деятельности;
  • Участие в проектной деятельности;
  • Выставки рисунков и поделок;
  • Участие в театрализованной деятельности;
  • Совместные праздники.

В каждой группе детского сада имеется уютный, привлекательный уголок книги, который постоянно пополняется новой литературой определенной тематики и располагает ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Здесь ребенок имеет возможность самостоятельно, по индивидуальному предпочтению выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, дошкольник  приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания.  Также, в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой.

Знакомство с библиотекой для дошкольника – это очень волнующее открытие волшебного и интересного мира. В рамках недели Детской Книги наши воспитанники старшей группы комбинированной направленности с ОНР  

посетили библиотеку при ДТЮ.

Накануне экскурсии  с детьми была проведена беседа по следующим  вопросам:

- Для чего нужны библиотеки?

- Кто такие читатели?

- Почему в библиотеке нужно вести себя тихо?

- Как называются работники библиотеки?

- Чем отличается книжный магазин от библиотеки?

Сотрудники библиотеки: Юлия Николаевна Рыбакова и Мария Михайловна Костякова очень приветливо встретили детей, познакомили с читальным залом, показали стелажи с книжками, рассказали о правилах поведения в библиотеке.

Ими была показана интересная, познавательная презентация по произведениям А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…».

В рамках преемственности, сотрудники библиотеки тоже были приглашены в детский сад для участия в литературной гостиной «Весна-веселинка». Дети с большим удовольствием показали им свою группу, игрушки, поделки, выставку совместного творчества родителей и детей самодельных книжек-малышек на тему: «Весенняя капель», а так же поделились своими творческими способностями в театрализованных представлениях по мотивам прочитанных книг. А библиотекарь - Мария Михайловна Костякова провела с детьми интересную познавательную игру про животных нашего края.

Литературные гостиные вызвали большой интерес не только у детей, но и у их родителей.

Работа не была бы столь плодотворной, если бы, не помощь родителей. Они были нашими союзниками и единомышленниками.

         А мы, в свою очередь, старались поддержать их с помощью рекомендаций, консультаций ("Что за прелесть эти сказки", "Рассказы для маленьких"), информационных стендов ("Увлекательное путешествие в мир книги", "Книга воспитывает"). На родительских собраниях мы рекомендовали, какие произведения читать детям и как оформить домашнюю библиотеку.  

Со стороны Детской библиотеки вниманию родителей были представлены советы мудрого библиотекаря под названием «Читайте детям!», а так же Программа Клуба семейного чтения «Родительская забота – дошкольник», которая предлагает ежемесячные различные мероприятия совместного отдыха для родителей и их детей под девизом: «Вместе читаем вместе отдыхаем».

 На основе системы, организованной работы с детьми, родителями и библиотекой можно сделать выводы:

  • Дети приобрели начальный опыт вхождения в информационное пространство, открытую систему социализации личности в гражданском обществе;
  • Заложена основа развития инфорационной культуры и образования детей;
  • Положено начало по приобщению детей к лучшим образцам художественной литературы;
  • Родители были ознакомлены и обучены навыкам приобщения детей к книге.

Разработанная система социального партнерства дошкольного учреждения, родителей и библиотеки повысила интерес детей к книге, формируя социально-нравственное воспитание личности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГТ И ФГОС

Данный материал отражает анализ статей по проблеме преемственности ФГТ и ФГОС, осуществлению психолого-педагогического сопровождения процесса социализации ребенка....

Преемственные связи музыкального воспитания дошкольников в формировании духовной культуры личности".

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педа...

Развитие социального интеллекта и инициативы у детей дошкольного возраста путем преемственных связей с Центральной детской библиотекой имени А.С.Пушкина

Развитие социального интеллекта и инициативы у детей дошкольного возраста путем преемственных связей с  Центральной детской библиотекой имени А.С.Пушкина...

"СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: Создание психолого-педагогических условий для успешной социализации дошкольников путем толерантности к народам,проживающим на территории России".

Россия расположена в Восточной Европе и северной части Азии. По площади она самая большая в мире. В ней проживают представители более 200 национальностей....

Семейный клуб как средство социализации дошкольников с целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей

Еще в 1989г. Концепцией дошкольного воспитания было определено, что "семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей"....

Позитивная социализация дошкольников путем внедрение технологии «Клубный час»

laquo;Клубный час» – это педагогическая технология, направленная на развитие у детей социализации, самостоятельности и саморегуляции (произвольности) поведения, а так же умения планироват...