Социализация дошкольников путем преемственных связей с библиотекой
методическая разработка (старшая группа) на тему
Социализация дошкольников путем преемственных связей с детской библиотекой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Социализация дошкольников путем преемственных связей с детской библиотекой | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 г. Павлово
Социализация дошкольников путем преемственных связей с Центральной детской библиотекой
имени Л. Чайкиной при ДТЮ.
Выполнила:
Воспитатель 1 кв. категории
старшей группы
Соколова Лариса Алексеевна
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение
детский сад №10 г. Павлово
г. Павлово 2016г.
Социализация дошкольников путем преемственных связей с Центральной детской библиотекой
имени Л. Чайкиной при ДТЮ.
Важной задачей современного общества является создание и поддержание такого образовательного пространства, которое соответствует лучшим культурным традицям страны, а также способствует развитию и становлению всесторонне развитой личности, формированию у подрастающего поколения духовного и нравственного начал. Большую помощь в этом может оказать взаимодействие детского сада и учреждений культуры: библиотек, музеев, домов творчества.
В связи с интенсивным развитием средств компьютерной и медиакоммуникации у детей возникает повышенный интерес к телевизорам, компьютерам, планшетам и другим гаджетам, иным словом, возникает экранная зависимость. С появлением данной зависимости, ребенок утрачивает способность концентрироваться на каком - либо занятии, теряет интерес к получению той информации, которую дают ему родители и воспитатели, утрачивает желание овладевать теми или иными навыками, становится неусидчивым и рассеянным. Привыкнув получать постоянную внешнюю стимуляцию через экран телевизора или монитор компьютера, такой ребенок плохо читает и с трудом воспринимает информацию на слух.
Привить любовь к книге ложиться на плечи взрослых. Мы должны показать детям всю значимость и пользу книг для познания окружающего мира своим примером. Это очень важно для формирования маленького читателя, который воспитывается на подражании.
Чтение эффективнейшим образом формирует мышление ребенка, развивает воображение, внимание и память. Информация, полученная посредством чтения художественной литературы, является эмоционально окрашенной, а значит, она может проникнуть глубоко в душу ребенка и оставить свой след навсегда. Настоящее чтение начинается с сопереживания.
Прививать интерес к книге, литературе, чтению необходимо с детства. Именно поэтому программа дошкольного образования включает в себя сотрудничество библиотеки и детского сада.
Отсюда вытекает актуальность партнерского сотрудничества дошкольного учреждения, семьи и библиотеки, которое поможет приобщить дошкольников к книге, процессу чтения и общения с художественной литературой.
Нами были поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретические основы детской литературы и методики приобщения детей к книге.
- Определить систему работы с детьми, родителями и библиотекой.
- Развивать интерес и любовь к книге, удовольствие от процесса прочтения, привычку быть всегда с книгой.
- Акцентировать внимание родителей на проблему «не читающей нации»
Реализация задач проводилась под девизом: "Книги - это друзья, бесстрастные, но верные".
Поэтому, одной из форм организации работы МБДОУ детского сада №10 г. Павлово по социализации личности ребенка, стало взаимодействие с Центральной детской библиотекой имени Л. Чайкиной при Дворце Творчества Юнных. Вот уже на протяжении 5 лет между нашими двумя организациями составляются договор или соглашение о социальном партнерстве, направленное на:
- Внедрение современных форм совместной деятельности.
- Научно – методическое обеспечение.
- Разработку и реализацию совместного планирования мероприятий.
Реализация направлений социального партнерства осуществляется путем:
- Комплектования и выдачи передвижной библиотеки с первоначальным количеством 100-200 экземпляров книг и журналов.
- Развития новых структур взаимодействия Библиотеки и МБДОУ детского сада № 10 г. Павлово.
- Организации библиотечного пункта в МБДОУ д/с №10 г. Павлово с книжным фондом из расчета 3-4 книги на читателя.
- Использования всех форм массовой и информационной пропаганды книги.
Особая роль библиотеки раскрывается в непосредственном ее участии в жизни детского сада и в решении комплекса задач по сохранению и поддержанию местных культурных традиций.
В рамках совместной работы, педагоги ДОУ и сотрудники библиотеки обсуждали цели и задачи предстоящей работы. Разрабатывали план совместной деятельности, уточняли особенности проведения непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, досугов, как в детском саду, так и на базе библиотеки, возможность использования книжного фонда библиотеки для проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми в дошкольном учреждении и в семьях воспитанников.
В рамках социального партнерства использовали следующие формы осуществления преемственности:
- Экскурсии в библиотеку;
- Знакомство и взаимодействие с библиотекой;
- Посещение мини-музея библиотеки;
- Организация выставок новинок детской художественной литературы в течении года;
- Участие в совместной образовательной деятельности;
- Участие в проектной деятельности;
- Выставки рисунков и поделок;
- Участие в театрализованной деятельности;
- Совместные праздники.
В каждой группе детского сада имеется уютный, привлекательный уголок книги, который постоянно пополняется новой литературой определенной тематики и располагает ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Здесь ребенок имеет возможность самостоятельно, по индивидуальному предпочтению выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, дошкольник приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Также, в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой.
Знакомство с библиотекой для дошкольника – это очень волнующее открытие волшебного и интересного мира. В рамках недели Детской Книги наши воспитанники старшей группы комбинированной направленности с ОНР
посетили библиотеку при ДТЮ.
Накануне экскурсии с детьми была проведена беседа по следующим вопросам:
- Для чего нужны библиотеки?
- Кто такие читатели?
- Почему в библиотеке нужно вести себя тихо?
- Как называются работники библиотеки?
- Чем отличается книжный магазин от библиотеки?
Сотрудники библиотеки: Юлия Николаевна Рыбакова и Мария Михайловна Костякова очень приветливо встретили детей, познакомили с читальным залом, показали стелажи с книжками, рассказали о правилах поведения в библиотеке.
Ими была показана интересная, познавательная презентация по произведениям А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…».
В рамках преемственности, сотрудники библиотеки тоже были приглашены в детский сад для участия в литературной гостиной «Весна-веселинка». Дети с большим удовольствием показали им свою группу, игрушки, поделки, выставку совместного творчества родителей и детей самодельных книжек-малышек на тему: «Весенняя капель», а так же поделились своими творческими способностями в театрализованных представлениях по мотивам прочитанных книг. А библиотекарь - Мария Михайловна Костякова провела с детьми интересную познавательную игру про животных нашего края.
Литературные гостиные вызвали большой интерес не только у детей, но и у их родителей.
Работа не была бы столь плодотворной, если бы, не помощь родителей. Они были нашими союзниками и единомышленниками.
А мы, в свою очередь, старались поддержать их с помощью рекомендаций, консультаций ("Что за прелесть эти сказки", "Рассказы для маленьких"), информационных стендов ("Увлекательное путешествие в мир книги", "Книга воспитывает"). На родительских собраниях мы рекомендовали, какие произведения читать детям и как оформить домашнюю библиотеку.
Со стороны Детской библиотеки вниманию родителей были представлены советы мудрого библиотекаря под названием «Читайте детям!», а так же Программа Клуба семейного чтения «Родительская забота – дошкольник», которая предлагает ежемесячные различные мероприятия совместного отдыха для родителей и их детей под девизом: «Вместе читаем вместе отдыхаем».
На основе системы, организованной работы с детьми, родителями и библиотекой можно сделать выводы:
- Дети приобрели начальный опыт вхождения в информационное пространство, открытую систему социализации личности в гражданском обществе;
- Заложена основа развития инфорационной культуры и образования детей;
- Положено начало по приобщению детей к лучшим образцам художественной литературы;
- Родители были ознакомлены и обучены навыкам приобщения детей к книге.
Разработанная система социального партнерства дошкольного учреждения, родителей и библиотеки повысила интерес детей к книге, формируя социально-нравственное воспитание личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГТ И ФГОС
Данный материал отражает анализ статей по проблеме преемственности ФГТ и ФГОС, осуществлению психолого-педагогического сопровождения процесса социализации ребенка....
Преемственные связи музыкального воспитания дошкольников в формировании духовной культуры личности".
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педа...
Развитие социального интеллекта и инициативы у детей дошкольного возраста путем преемственных связей с Центральной детской библиотекой имени А.С.Пушкина
Развитие социального интеллекта и инициативы у детей дошкольного возраста путем преемственных связей с Центральной детской библиотекой имени А.С.Пушкина...
"СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: Создание психолого-педагогических условий для успешной социализации дошкольников путем толерантности к народам,проживающим на территории России".
Россия расположена в Восточной Европе и северной части Азии. По площади она самая большая в мире. В ней проживают представители более 200 национальностей....
Семейный клуб как средство социализации дошкольников с целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей
Еще в 1989г. Концепцией дошкольного воспитания было определено, что "семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей"....
Позитивная социализация дошкольников путем внедрение технологии «Клубный час»
laquo;Клубный час» – это педагогическая технология, направленная на развитие у детей социализации, самостоятельности и саморегуляции (произвольности) поведения, а так же умения планироват...