План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Чародейка Зима».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками

в подготовительной группе

Тема: «Чародейка Зима».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon panarina_itogovaya_poznav.-issled.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Содержание и методика организации

познавательно-исследовательской деятельности

детей дошкольного возраста»

на тему:

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

в непосредственно образовательной деятельности

 «ЧАРОДЕЙКА ЗИМА»

время обучения:

03.02.2014 по 07.02.2014

выполнила

Панарина Татьяна Викторовна

воспитатель

ГБОУ ООШ №4

 г. Новокуйбышевска

Структурное подразделение «Детский сад «Буратино»

Самара, 2014г.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками

в подготовительной группе

Тема: «Чародейка Зима».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

  1. Расширять представления  детей о зиме, зимних  месяцах. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе зимой. Формировать обобщенные представления о зиме как времени года, приспособленности растений к изменениям в природе, о зимних явлениях природы. Расширять представления о неживой природе; Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления дошкольников в разных образовательных областях. («Познавательное развитие»).
  2. Развивать самостоятельность в организации всех видов игр, развивать инициативу, умение действовать в команде. Воспитывать взаимовыручку. Развивать интерес к народным фольклору о зиме. Закрепить умение играть в различные дидактические игры. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом. Учить детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. («Социально – коммуникативное развитие»).

  1. Ввести в активный словарь детей слова: снежные хлопья, поземка, вьюга, буран, пороша. Сформировать умение подпирать существительные к прилагательным. Отрабатывать с детьми интонационную выразительность речи. Развивать умение содержательно, эмоционально рассказывать  сверстникам о явлениях природы зимой. Совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки при чтении стихов о зиме. Развивать способность к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умения выявлять основное содержание, понимать главные характеристики описания природы. Приобщать к словесному искусству через слушание поэзии. («Развитие речи»).

  1. Формировать умение замечать изменения цвета в природе в связи с изменениями погоды (морозный солнечный день, снежный день). Закреплять умение различать оттенки цветов и передавать их в рисунке. Развивать творческое воображение. Продолжать знакомить детей с произведениями пейзажной живописи. Использовать в процессе образовательной деятельности музыкальное сопровождение, закрепить певческие навыки, эмоциональную отзывчивость.(«Художественно – эстетическое развитие»).

  1. Развивать физические качества, способствовать накоплению и обогащение двигательного опыта. Закрепить умение самостоятельно организовывать разнообразные подвижные игры. Формировать потребность в двигательной активности. («Физическое развитие»).

Методы и приемы:

- практические:  Подвижная игра: «Два Мороза». Изготовление макета из природного материала «Зимний лес». Продуктивная деятельность: Рисование по теме «Белая краска зимы».  Исследовательская деятельность: «Изучаем снег, лед, воду». Опыт «Круговорот воды».

- наглядные: Рассматривание репродукций картин И Шишкина «Зима», А. Васнецова «Зимний сон», С. Жуковский «Зима».

- словесные: Дидактическая игра: «Даша - следопыт». Словесная игра: «Кто знает больше слов о зиме». Чтение: «Зима! Крестьянин торжествуя…» А.С. Пушкина, «Лес зимой» В. Бианки. Составление творческого рассказа по предложенному началу по картине И. Шишкина  «Зима. (по Коротковой Н.А.)

 

Материалы и оборудование: Гимнастическая скамейка, мешки для равновесия (по 3 шт. на каждого ребенка, мат, обручи (5 шт.), дуги (1), подставки для деревьев (5 шт.), диски с фонограммами песен «Вместе весело шагать», «Красная шапочка», плакаты с изображением диких животных. Картинки с изображением деревьев. Природный материал (шишки, семена, желуди и т.п.). Бросовый материал (пластиковые стаканы (белые), белые бумажные салфетки и т.д.). Акварельные краски по количеству детей, бумага для рисования. Репродукции картин И. Шишкин «Зима», А. Васнецов «Зимний сон», С. Жуковский «Зима» ( по Коротковой Н.А.).  

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

(соотнести с методикой одного из изученных авторов)

Двигательная

Подвижные игры, народные подвижные игры: «Два Мороза». Цель: формировать у детей умение действовать по сигналу.

Физминутки: «Белоснежное серебро».

Цель: снять утомление, развивать эмоции детей, творческую фантазию и воображение.  

НОД: «Наша Зимушка - зима»  в спортзале. Цель: Образовательные задачи: закреплять технику ходьбы и бега колонной по одному с соблюдением дистанции; закреплять технику ходьбы и бега по кругу со сменной поворота, врассыпную, высоко поднимая ноги, выбрасывая прямые ноги вперед; упражнять в прыжках из обруча в обруч; закреплять технику ползания по гимнастической скамейке с опорой на ладони; закрепить признаки весны. Развивающие задачи: развивать физические качества: ловкость, быстроту, равновесие, гибкость, силу, общую выносливость; развивать координацию движений при выполнении общеразвивающих упражнений; содействовать развитию к импровизации и творчеству в двигательной деятельности в сочетании с музыкой различного характера, образно- игровых представлений, выразительной передачи движений;  Формирующие задачи: Формировать навык ориентировки в пространстве быстрой сменой положения тела и направления, вращениями, неожиданными остановками; формировать умение управлять своим телом в движении, сохраняя равновесие;  формирование основ здорового образа жизни.  Воспитывающие задачи:  воспитывать потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями; воспитывать позитивные качества характера (находчивость, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, сила воли, целеустремленность).

Игровая

Дидактические игры: «Даша - следопыт».

Сюжетно-ролевая игра «В зимнем лесу ». Цель: закрепить знания детей о профессии лесника, о том как он помогает  диким животным зимой. Формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.

Продуктивная

Изготовление макета из природного материала и бросового материала  «Зимний лес». Цель: крепить навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом , не мешая друг другу.

НОД: Рисование «Белая краска зимы». Цель: формировать эстетическое  отношение к явлениям окружающего мира.  Развивать чувство цвета, колорита, композиции.

Познавательно-исследовательская

Исследовательская деятельность: «Изучаем снег, лед, воду». Цель: формировать представления детей о свойствах воды, снега и льда.

Опыт «Круговорот воды». Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

НОД: «Как помочь Снеговику?». Цель: Познакомить детей с образованием числа 14  и с новой счетной единицей – десятком; учить писать число 14; объяснить то, что в двух неделях 14 дней; продолжать учить решать логические задачи; способствовать развитию зрительного внимания; продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки.

Коммуникативная

Словесная игра: «Кто больше знает слов о зиме».

Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «Зима». Цель: развивать художественное восприятие произведений живописи.

НОД: Составление творческого рассказа по предложенному началу по картине И. Шишкина  «Зима.

Цель: развивать умение составлять творческий рассказ на заданную тему.

Музыкально-художественная

 НОД: «Путешествие в зимний лес». Цель: Обогащать детей впечатлениями, формировать музыкальный вкус. Закрепить практические навыки выразительного пения. Развивать навыки танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.

Чтение художественной литературы  (восприятие)

НОД: А.С. Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя…». Цель: Развивать интерес к художественной литературе. Продолжать знакомить детей с выразительными средствами.

Чтение: «Лес зимой» В. Бианки.

Цель: Развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткости к художественному слову.

Трудовая

Подготовка рабочего места.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Подвижные игры, народные подвижные игры: «Два Мороза».

На противоположных сторонах площадки отмечаются два "города". Участники игры, разделившись на две группы располагаются в своем городе. В середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. Они обращаются к играющим со словами:
Мы два брата молодые, 
Два Мороза удалые:
Я - Мороз Красный Нос,
Я - Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?                            
Дети отвечают:
Не боимся мы угроз, 
И не страшен нам мороз,-

и начинают перебегать из одного города в другой. Морозы стараются поймать перебежчиков. Считается замороженным тот, кого Морозы поймали. Он остается на том месте, где был пойман, и должен, раскинув руки, преграждать путь играющим при следующих пробежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается. Побеждают те, кто не заморозился.

Сформировано умение действовать по сигналу

2.

Физминутки: «Белоснежное серебро». Стоя в кругу, воспитатель читает текст, показывает движения, соответственно тексту.

Стоя в кругу, выполняют движения, соответствующие тексту игры.

Пополнен опыт детей по снятию утомления.  

3.

НОД: «Наша Зимушка - зима» в спортзале.

Подготовительная часть.

Построение в шеренгу.

Воспитатель показывает на экране картинку зимнего леса. Воспитатель предлагает совершить прогулку в зимний лес.

Разновидности ходьбы и бега

I. Звучит музыка «Вместе весело шагать»

1. Ходьба в шеренге по одному;

2. Руки на пояс ставь на носках марш

3. Ходьба на пятках - шагом марш

4.  Приготовились - медленно бегом марш.

5. Руки на пояс ставь, выбрасывая прямые ноги вперед - марш.

6. Приготовились .Руки на пояс ставь, подскоки - марш.

7. Приготовились ходьба в рассыпную. Шагом марш.

По местам.

8. Приготовились. Руки на пояс ставь - боковой галоп марш.

9. Приготовились. Высоко поднимая колени марш.

10. Приготовились. Обычная ходьба - шагом марш.

Этюд: «Холодно в лесу» (упражнение на релаксацию).

Основная часть:

ОУ

1. "Деревья" (8 раз).

2. "Птицы"(8 раз).

3. "Дятел"(6 раз).

4.. "Вьюга"(по 6 раз в каждую сторону).

5. "Сугробы"(8 раз).

6. "Зайцы"(8 раз).

7. "Лиса"(8 раз).

8. "Волк"(8 раз).

Упражнение на релаксацию.

ОВД:

1. Ходьба приставным шагом по канату с мешком на голове.(3 раза)

2. Прыжки из обруча в обруч. Руки на поясе.(3 раза)

3. Бег  змейкой, огибая сугробы..(3 раза)

4. Подлезание под дугу.(3 раза)

5. Ходьба в полуприседе.(3 раза)

Подвижная игра "Белочки и лисички" (2 раза).

Игра на внимание "Воздух, огонь, земля" (2 раза).

Рефлексия

По команде дети строятся в шеренгу.

Дети выполняют разные виды ходьбы и бега.

Выполняют этюд «Холодно в лесу».

Дети выполняют  комплекс общеразвивающих упражнений.

Дети выполняют упражнение на релаксацию.

Дети выполняют основные виды движений.

Дети играют в подвижную игру «Белочки и лисички».

Дети играют в игру на внимание «Воздух, огонь, земля».

Дети делают самоанализ по итогам занятия.

Овладели навыком построения в

шеренгу.

Усовершенствованы навыки выполнения разных видов ходьбы и бега.

Овладели навыками снятия мышечного напряжения.

Овладели навыками выполнения упражнений ритмично, в указанном темпе.

Закрепили навыки выполнения движений по тексту.

Усовершенствовали технику выполнения ОВД.

Сформировано умение четко выполнять правила подвижной игры.

Закреплено умение быть внимательным.

Усовершенствовано умение делать самоанализ.

4.

Дидактическая игра: «Даша – следопыт».

Воспитатель предлагает детям  рассмотреть картинки с изображением диких животных и их следов, а потом поиграть.

 Дети рассматривают картинки, называют чьи следы..

Пополнились знания детей о жизни диких животных зимой.

5.

Сюжетно-ролевая игра «В зимнем лесу».

Дети играют в сюжетно – ролевую игру

Закреплено представление о профессии лесника, о его работе в зимний период времени года.

6.

Изготовление макета из природного материала, бросового материала «Зимний лес». Воспитатель предлагает детям природный материал и бросовый материал для изготовления макета.

Рассматривают готовые макеты. Делают макет из природного материала и бросового материала.

Сформировано умение изготовлять самостоятельно макет из природного материала и бросового материала.

7.

НОД: Рисование «Белая краска зимы».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукции художников с изображением зимней природы: А. Васнецов   «Зимний сон» ,   И. Шишкин «Зима» , С. Жуковский « Зима».

Чтение стихотворения           Ф. Тютчева  «Чародейкою Зимою».

Примерные вопросы к детям: какое время года описано в стихотворении? Какими словами описывает поэт зимнюю природу?

Слушание  музыки                  А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

Напоминает технику рисования акварелью.

Физкультурная минутка «Белый снег».

Воспитатель предлагает детям приступить к работе.

Обсуждение работ.

Дети рассматривают репродукции картин.

Слушают стихотворение

Ф. Тютчева  «Чародейкою Зимою».

Отвечают на вопросы.

Слушают  музыку  А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

Повторяют  технику рисования акварелью.

Выполняют движения по тексту.

Дети рисуют.

Оценивают свою работу и работы других детей.

Сформировано эстетическое  отношение к явлениям окружающего мира.

8.

Исследовательская деятельность: «Изучаем снег, лед, воду». Воспитатель предлагает рассмотреть детям снег, лед, воду.

Дети рассматривают, задают вопросы, отвечают на вопросы, задаваемые воспитателем, делают выводы.

Сформировано представление о свойствах воды, снега и льда.

9.

Опыт  «Круговорот воды». Воспитатель предлагает детям провести опыт. Задает вопросы: что такое лед и снег?  Какой бывает снег? лед? Предлагает посмотреть, что будет со льдом или снегом в помещение.

Дети кладут в емкость кусок льда (или снега), закрывают его целлофаном и закрепляют герметично вкруговую резинкой, ставят в тепло. Наблюдают таяние и конденсацию воды.  

Сформировано умение делать умозаключения.

10.

НОД: «Как помочь Снеговику?».

Чтение письма от Снеговика

Задание № 1 «Знакомимся с образованием числа 14».

Задание № 2 «Пишем число 14».

Задание № 3 «Дни недели»

Физминутка «Белые елочки»

Задание № 4 «Сколько детей наденут варежки?».

Задание № 5. «Помоги снеговику» (найди отличия).

Подведение итогов.

Слушают письмо Снеговика.

Слушают вопрос, ответ записывают в тетради.

Пишут число 14 в тетради..

Отгадывают загадки, читают стихотворение В. Гудимова, отвечают на вопросы..

Выполняют движения согласно текста.

Дети решают логическую задачу.

Дети находят отличия между двумя картинками.

Сформировано умение воспринимать текст целиком.

Познакомились с образованием числа 14.

Закреплено умение писать число14.

Закрпелено знание о том, что в двух неделях 14 дней.

Пополнен опыт детей по снятию утомления.  

Сформировано умение решать логические задачи.

Сформирован навык самоконтроля и самооценки.

Сформировано умение оценивать свою деятельность и деятельность других детей.

11.

Словесная  игра: «Кто знает больше слов о зиме». Воспитатель задает вопросы: «Какими словами можно сказать о зиме? Какой лес зимой? Какое снег зимой? Какие снежинки? Какой зимний день? Какая зимняя ночь? Лед какой?»

Дети подбирают прилагательные к  существительным.

Сформировано умение в подборе прилагательных.

12.

Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «Зима»

Дети рассматривают картину.

Развито художественное восприятие произведений живописи.

13.

НОД: Составление творческого рассказа по предложенному началу по картине И.Шишкина «Зима».

Воспитатель в роли экскурсовода.

Предлагает детям рассмотреть картину        И. Шишкина «Зима».

Вопросы к детям по содержанию картины.

Чтение стихов про зиму (Пушкин, Тютчев, Бунин, Есенин).

Физминутка «Белый снег».

Воспитатель предлагает детям начало рассказа.

Воспитатель, подводя итог, предлагает детям нарисовать рисунок  про зиму.  

Дети рассматривают картину.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети читают стихи про зиму.

Дети под музыкальную импровизацию  изображают белые снежинки.

Слушают начало рассказа и составляют его продолжение.

Дети рисуют рисунки о зиме..

Сформировано умение видеть главное в картине.

Закреплено умение отвечать на поставленный вопрос.

Сформированы исполнительские навыки при чтении стихотворений.

Пополнен опыт детей по снятию утомления.  

Развито умение составлять рассказы о содержании картины.

Закреплены навыки рисования акварелью.

14.

НОД: «Путешествие в зимний лес». Музыкальный руководитель предлагает детям следующие задания:

  1. Упражнение: «Зимняя тропинка» Р.Леденёв.

2. Слушание: «Зима пришла » Г. Свиридова.

  1. Упражнение для дыхания: «Погреем ладошки».

  1. Пение: «Зимняя песенка » муз. М. Красева, сл. С. Вышеславцевой.

  1. Хоровод: «К нам приходит Новый год» муз. В Герчик, сл. З. Петровой

Дети выполняют упражнение «Зимняя тропинка».

Слушают произведение «Зима пришла »                               Г. Свиридова.

Выполняют упражнения для дыхания.

Дети исполняют песню.

Водят хоровод «К нам приходит Новый год» муз. В Герчик, сл. З. Петровой.

Дети овладели умением ходить змейкой

Закреплено умение слушать музыкальные произведения.

Закреплено умение выполнять голосовые упражнения.

Сформированы певческие навыки.

Сформирован навык исполнения песни с движением.

15.

НОД: А.С. Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя…».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением зимы, рассказать, что на них изображено. Педагог предлагает познакомиться со стихотворением, содержание которого созвучно с зимними фотографиями.

Педагог выставляет портрет автора стихотворения, называет фамилию, имя, сообщает название стихотворения:

Вопрос к детям.

- Как вы думаете, о чём это стихотворение?

Физминутка: «Белый пух».

Чтение стихотворения.

Беседа по содержанию стихотворения.

Дети рассматривают иллюстрации с изображением зимы, рассказывают, что на них изображено.

.

Рассматривают портрет автора.

Отвечают на вопросы.

Дети выполняют движения, соответствующие тексту

Слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы педагога.

Сформировано умение видеть главное в картине.

Закреплены знания о русском поэте А.С. Пушкине.

Сформировано умение четко отвечать на поставленный вопрос.

Закреплено умение выполнять движения по тексту.

Сформировано умение различать литературные жанры.

16.

Чтение: «Лес зимой» В. Бианки.  

Демонстрация иллюстраций к произведению. Примерные вопросы: Как деревья переживают зиму? растут по опушкам лесов? Какая самая лучшая защита зимой от мороза?

Дети слушают рассказ, отвечают на вопросы.

Развито умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткости к художественному  слову.

Итоговое мероприятие: КВН « В гостях у Зимы». Цель: Закрепить знания о зиме, формировать представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе, о последовательности изменений в жизни растений за сезон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе .Тема: «Что такое дружба?»

Материал содержит две таблицы: "Формы и методы совместной деятельности", "Логика образовательной деятельности"....

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Миша и Маша спешат на бал»

Разработка содержания познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Миша и Маша спешат на бал»по методике Коротковой Н.А....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Наши помощники»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе по теме: "Наши помощники". Материал в  конспекте   подобран в соответствии с возраст...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: « Человек»

В этом конспекте воспитатели найдут интересный материал для закрепления у детей представлений о  человеке....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе. Тема: «Права ребёнка».

Задачи:·         обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений (Со...