Создание условий для развития речи детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.
консультация (младшая группа)
родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для развития речи детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так актуально заботиться о своевременном формировании речи детей начиная с раннего детства.
К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Тема выбрана, потому что проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Наша задача — помочь детям развивать речь.
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.
у многих детей имеются эмоциональные проблемы (отсутствует стремление к общению, одни дети замкнуты, обидчивы, другие — раздражительны, чрезмерно подвижны);
артикуляционный аппарат недостаточно подвижен (не могут вытянуть губки вперед, улыбнуться, показать язычок);
недостаточно развито слуховое восприятие (дети не распознают звучание знакомых предметов).
И это отмечают не только педагоги, но и родители. Дети позже начинают говорить, речевая активность на низком уровне, их речь бедна и примитивна, непонятна для окружающих, т. е. не соответствует возрастным особенностям.
В связи с этим встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей.
Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. Это яркий, неповторимый отрезок жизни человека. Именно в этом возрасте наилучшим образом развиваются многие психические процессы.
По данным Кольцовой М.М. для функции речетворчества таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Именно в этот период идет активное становление речевой функции. Особенно пристальное внимание требуется в случае, если ребенок отстает в речевом развитии. Многим детям необходим толчок для развития.
Можно предположить, что создав определенные условия для речевого развития (развивающая среда, игры и игровые упражнения, игровые занятия, пальчиковая гимнастика) возможно более эффективное развитие речи детей раннего возраста.
Особенности речевого развития детей раннего возраста
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего его развития. С момента рождения ребенок, общаясь с окружающими, развивает все свои силы и способности. Проявления развития ребенка особенно ярки в области языка. Легкость и быстрота, с которыми ребенок при благоприятной педагогической обстановке овладевает речью, поистине изумительны. По данным Е.А.Аркина, рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями.
1 год – 9 слов;
1год 6 месяцев – 39 слов;
2 года – 300 слов;
3 года – до 1500 слов.
Развитие речи детей раннего возраста обусловлено определенными закономерностями. Ребенок рождается с готовым аппаратом речи, но не говорит. Обусловлено это не только недоразвитием всей нервной системы и центра речи, но и рядом других причин:
новорожденный не владеет навыком пользования своим аппаратом речи, ему надо этот навык приобрести;
у него нет содержания для речи, ему надо это содержание накопить;
ему незнакомы словесные формы речи, он должен с ними познакомиться;
речь связана с проявлением мышления и обусловлена им;
язык развивается в условиях социального общения между людьми; между новорожденным и окружающими его людьми социальные связи еще не установились, их надо установить.
Ребенок за первые пять лет овладевает родным языком, уже двухлетний малыш, как правило, свободно изъясняется, общаясь со сверстниками и взрослыми. Смог бы взрослый человек за два года так овладеть незнакомым языком? Пожалуй, нет. А дело в том, что маленький ребенок – гениальный лингвист, у него сильное чутье языка. В этом периоде функции речи расширяются, резко увеличивается способность подражать, воспроизводить слышимое, совершенствуются все стороны речи. Речь становится средством познания окружающего, продолжает обогащаться ее смысловое содержание. Развитие речевых навыков у детей является основой развития их мышления и интеллекта. Помимо мышления вместе с развитием речи успешно развиваются и другие психические процессы такие как: память, внимание, воображение. Ребенок начинает устанавливать причинную зависимость отдельных часто повторяющихся явлений, делает примитивные сравнения, умозаключения, конечно, пока лишь наглядно-действенного характера (о том, что видит, с чем действует). Таким образом, ранний возраст является сенситивным периодом развития речи ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация об опыте работы на тему «Взаимодействие педагога – психолога и воспитателя по созданию условий социально – психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
Детский сад – целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребёнку, так и родителям.Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, для ...
Поэтапно-творческий план «Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению посредством русского народного фольклора»
ПОЭТАПНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД Тема самообразования«Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учрежде...
Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога по созданию условий социально-психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
Приложение 1Приложение к опыту Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога по созданию условий социально-психологической адаптации детей младшего возра...
Создание условий для развития речи детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении
Квалификационная работа о своевременном формировании речи детей начиная с раннего детства....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важн...
Создание условий для развития речи детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения....
Педагогический проект "Интересные игры" создание условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности с детьми раннего возраста 1,6-2 лет
В проекте раскрыта тема создания условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности с детьми раннего возраста 1,6-2 лет...