ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
проект (младшая группа) на тему
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_fyodorovoy_elzy.ppt | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям.
Большой вклад в изучение проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения сделан в отечественной литературе Физиологические основы адаптации детей раннего возраста представлены в трудах Н.М. Щелованова, Н.И. Красногорского, Л.Н. Фигурина, Н.И. Касаткина. Н.М. Аксарина, Н.П. Жукова, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток выделили степени адаптации детей к дошкольному учреждению, разработали факторы от которых зависит адаптация. Для более оптимального осуществления периода адаптации К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева разработали психолого-педагогические параметры, которые дают возможность прогнозировать течение адаптации и предполагают индивидуальные подходы к детям в дошкольном учреждении. Н.Д. Ватутина рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду. Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия, способствующие эффективной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Объект исследования: адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Предмет исследования: процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению в специально организованных условиях.
Гипотеза: процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению будет эффективным при следующих условиях: обеспечение психологического и физического комфорта; формирование доверительных отношений детей со взрослыми; поддержание интереса к окружающей действительности; воспитание потребности в самостоятельной двигательной активности.
Организация исследования: исследование проходило в МБДОУ «Детский сад «Солнышко» д. Кудеснеры Урмарского района Чувашской Республики. В исследовании приняло участие 15 детей 1-3 лет.
Констатирующий этап Цель: выявить особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Методики: «Анкетирование родителей: «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад». «Наблюдение за поведением ребенка в разных режимных процессах ДОУ».
Результаты анкетирования родителей при поступлении в дошкольное учреждение Уровни Группа абс. % Высокий 6 40 Средний 5 33,3 Низкий 4 26,7
Данные об адаптации детей на основе наблюдения № Параметры Абс. (%) положительно неустойчиво отрицательно 1. Сон 8 (53,3 %) 5 (33,3 %) 2 (13,4 %) 2. Аппетит 8 (53,3 %) 4 (26,7 %) 3 (20 %) 3. Активность 8 (53,3 %) 5 (33,3 %) 2 (13,4%) 4. Настроение 6 (40 %) 9 (60%) - 5. Взаимоотношения с детьми 8 (53,3 %) 5 (33,3 %) 2 (13,4 %) 6. Взаимоотношения со взрослыми 10 (66,7 %) 5 (33,3 %) -
Формирующий этап Цель: выявить психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Этапы заключительный основной подготовительный
Содержание программы Подготовительный этап Цель Виды деятельности Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, формировать простейшие навыки самообслуживания; формировать доверие и привязанность к воспитателю. Игры с воспитателем «Давайте познакомимся», «В мире забавных игрушек» Подвижные игры «Пузырь», «Зайка серенький» Фольклор и художественная литература «Сорока-белобока», «Ладушки-ладушки», «Водичка-водичка, умой мое личико» Пальчиковые игры «Сидит белка на тележке», «Этот пальчик дедушка» Сенсорное развитие «Цветные формы», «Найди такой же», «Собери пирамидку»
Основной этап Цель Виды деятельности Создать условия для понимания детьми необходимости выполнения режимных моментов; поддерживать интерес к окружающей действительности; воспитывать у детей уверенность в себе и в своих возможностях Игры с воспитателем: «Шли, шли что-то нашли», «Дочки-матери», «Угостим кукол конфетами» Подвижные игры «Самолет», «Пчелки», «Карусели» Фольклор и художественная литература: «Курочка ряба», стихотворение А. Барто «Машина», «Самолет». Пальчиковые игры: «Коза-рогатая», «Дождик» Игры-занятия «Оденем кукол на прогулку», «В гостях у мишутки»
Заключительный этап Цель Виды деятельности Формировать у детей привычку к чистоте и аккуратности, воспитывать потребность в самостоятельной двигательной деятельности; формировать основы доверительного отношения к сверстникам и взрослым Игры с воспитателем «Если дружно нам живется», «В стране добрых поступков», «Загляни ко мне в окошко» Подвижные игры «Поезд», «У медведя во бору», «Куры и петух» Фольклор и художественная литература «Пошел котик на торжок», сказка «Колобок», стихотворение К. Чуковского « Пальчиковые игры «Мизинчик», «Колокольчик», «Цветокк» Дидактические игры «На птичьем дворе», «Чудесный мешочек», «Найди предмет по описанию» Игры-занятия «Как быть послушным», «Правила гигиены», «Катя потрудилась» Общение «Почему кот умывается после еды», «Как мы строим кукле комнату», «Как дети полюбили ходить в детский сад»
Контрольный этап Цель: выявить эффективность разработанной программы мероприятий. На контрольном этапе эксперимента использовался тот же комплекс методик, что и на констатирующем этапе.
Показатели детей по результатам анкетирования родителей Уровень адаптир-ти Этап Динамика (%) констатирующий контрольный абс. % абс. % Высокий 6 40 8 53,3 +13,3 Средний 5 33,3 6 40 +6,7 Низкий 4 26,7 1 6,7 -20
Итоговые результаты адаптации детей на основе наблюдения № Параметры Абс. (%) положительно неустойчиво отрицательно 1. Сон 14 (93,3 %) 1 (6,7 %) - 2. Аппетит 12 (80 %) 2 (13,3 %) 1 (6,7 %) 3. Активность 10 (66,7 %) 5 (33,3 %) - 4. Настроение 11 (73,3 %) 4 (26,7%) - 5. Взаимоотношения с детьми 12 (80 %) 3 (20 %) - 6. Взаимоотношения со взрослыми 13 (86,7 %) 2 (13,3 %) -
Данные адаптации детей раннего возраста на основе наблюдения Степени адаптации Этап Динамика (%) констатирующий контрольный абс. % абс. % Лёгкая 8 53,3 11 73,4 +20,1 Средняя 4 26,7 3 20 - 6,7 Тяжёлая 3 20 1 6,6 -13,4
Выводы Процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей. В связи с этим остроактуальными являются следующие вопросы: определение форм и средств, способных оптимизировать период адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения; создание благоприятных условий в детскому саду в период адаптации для комфортного пребывания ребёнка в нем. Выдвинутая нами гипотеза о том, что специально-созданные психолого-педагогические условия способствуют оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению подтвердилась. Реализованная система работы доказала свою эффективность при следующих условиях: обеспечение психологического и физического комфорта детей; формирование доверительных отношений детей со взрослыми; поддержание интереса к окружающей действительности; воспитание потребности в самостоятельной двигательной активности. Наблюдаемые позитивные изменения в показателях адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению носят устойчивый характер, что подтверждается данными отсроченного среза и методом статистической обработки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Проблемы адаптации....
Поэтапно-творческий план «Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению посредством русского народного фольклора»
ПОЭТАПНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД Тема самообразования«Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учрежде...
«Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
Рабочая программа по психологии...
Статья "Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"
Тема «Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет бол...
Курсовая работа "Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"
Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги... Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать его в детский са...
Памятки для родителей: "Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"
Для того, чтобы обрести в лицах родителей ребенка союзников, следует настроится на диалог, а не на поучение.Внимательно выслушайте пожелания родителей по вопросам питания ребенка, формирования навыков...
Статья: "Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении".
Статья на тему: " Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"....