Использование технологических карт в сюжетно ролевых играх направленных на формирование диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)

Наталья Александровна Остермиллер

Использование технологических карт в сюжетно ролевых играх

направленных на формирование диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. Технологическая карта по игровой деятельности это – пошаговая инструкцию для детей по организации сюжетной игры. Она предлагает новый подход организации игры путем ее моделирования

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд

Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня вашему вниманию представляю свой опыт работы. «Использование технологических карт в сюжетно ролевых играх направленных на формирование диалогической речи детей старшего дошкольного возраста».

2 слайд

В современной реальности закономерно растёт интерес исследователей к проблеме формирования ключевых компетенций у детей старшего дошкольного возраста. Одной  из основных компетентностей личности, в том числе и ребёнка старшего дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность - это готовность ребёнка получать в диалоге необходимую информацию, оценивать эмоциональное состояние партнёра, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей,  соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу. Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающим миром, следовательно, коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно формировать. Важнейшим фактором в формировании коммуникативной компетентности является включение детей в сюжетно-ролевую игру. Сюжетно-ролевая игра — это лучший способ для развития диалогической речи. Диалог — это общение, именно диалогическая речь присутствует, в игре ребенка он задает вопрос, ждет ответа, следовательно, развивается сюжет.

3 слайд

При организации сюжетно ролевой игры могут возникать различные трудности.

        

•        Недостаточно у детей коммуникативных навыков

•        Не умеют договариваться

•        Не умеют распределять роли

        

Основными методами педагогического руководства сюжетно ролевой игрой является метод диалога, создание проблемных ситуации, прямые и косвенные воздействия на игру играющих кроме этих методов в своей практике я использую технологические карты сюжетно ролевой игры.

4 слайд

И мы обратились к технологическим картам Е.И. Попова, А.Ф. Кондрашина, С.С. Сунцова «Сюжетно – ролевые игры 21 века  для социально –коммуникативного развития детей дошкольного возраста 5-7 лет. Технологические карты».

Технологическая карта по игровой деятельности это – пошаговая инструкцию для детей по организации сюжетной игры. Она предлагает новый подход организации игры путем ее моделирования. Опираясь на разработанную модель, я помогаю детям вспомнить эпизоды, действия участников игры, содержание взаимоотношений. Возникает  вопрос, как дети могут «прочитать»  технологическую карту. Только в том случае если они ее составят сами.

5 слайд

Вместе с детьми мы составляем технологические карты, которые помогают нам организовать сюжетно ролевые игры. Детям предлагаются сюжетные картинки одной тематике и вместе с детьми мы рассматриваем, обсуждаем каждый этап  и составляем план действий. И затем наклеиваем их на карту. И последние этапы обговариваем, какие атрибуты нам необходимы, распределяем роли и играем. Технологическая карта состоит из трех этапов.

6 слайд

Сейчас я вам расскажу этапы составления технологической карты «Больница»

1 Организационно-мотивационный этап 

На этом этапе я загадываю детям загадку

«Кто в дни болезней всех полезней? Лечит нас от всех болезней?» (Доктор).

Кто догадался,  на какую тему мы сегодня будем составлять карту  к сюжетно ролевой игре?

7 слайд

 2 Этап постановки проблемы

Придумайте ситуацию для чего нам необходимо пойти в больницу?

( На этом этапе дети придумывают и предлагают различные ситуации, необходимости пойти в больницу)

Выбирается и наклеивается 1 карточка (больница)

8 слайд

3 Этап ознакомления с материалом

Вот пришли  мы в больницу, и что будем делать дальше?

На этом этапе дети предлагают различные варианты ответов, с помощью наводящих вопросов мы приходим к выводу, что нужно пойти в регистратуру и взять талон к врачу.

Наклеивается 2 карточка. (Регистратура)

А в регистратуре у вас спросят,  к какому врачу вы хотите пойти?

Давайте вспомним, каких врачей вы знаете?

И что лечит (хирург, лор, терапевт, стоматолог и др.)?

Найдите карточку с врачами и приклейте ее.

Наклеивается 3 карточка (Врачи)

Для чего мы пойдем в кабинет к врачу?

(Дети рассказывают, что будет делать врач)

9 слайд

Наклеивается 4 карточка (кабинет врача)

Таким образом заполняются остальные пустые клетки.

По этому принципу можно составить технологические карты и на другие сюжетно – ролевые игры.

 Также дети могут использовать в самостоятельной игре готовые технологические карты. Посмотрев картинки дети вспоминают эпизоды игры и могут самостоятельно проиграть любую игру.

10 слайд

Автобус

11 слайд

Супермаркет

12 слайд

Цирк

13 слайд

Технологические карты способствовали:

Обогащению словарного запаса

Развитию диалогической речи

Развитию коммуникативной компетентности дошкольников

14 слайд

Спасибо за внимание

1.Сюжетно-ролевые игры 21 века для социально коммуникативного развития детей дошкольного возраста 5–7 лет.

Технологические карты. Предметно-игровая среда. Сценарии

сюжетно-ролевых игр : для воспитателей дошкольных

образовательных организаций бакалавров направления Педагогическое

образование, профиль Дошкольное образование / Е.И. Попова,

2.А.Ф. Кондрашина, С.С. Сунцова. – Ишим : Изд-во ИПИ

им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2018. – 80 с.

Речь и речевое общение детей А.Г Арушанова 3-7 лет Изд-во: «Москва – Синтез»1999

3.Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно - ролевых игр: технологические карты/ авт.- сост. Т,В. Березенкова.- Волгоград : Учитель.- 69С.

4.Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет.- М.: Мозаика – Синтез,2017.- 120с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Добрый день, уважаемые коллеги!           СЛАЙД №1.                              Меня зову...

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...

«Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум....

Консультация для родителей «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование диалогической речи детей 3–4 лет»

Консультация для родителей «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование диалогической речи детей 3–4 лет»...

Система работы сюжетно – ролевых игр, направленных на формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста

Система работы сюжетно – ролевых игр, направленных на формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста (конструкты)...

Доклад на тему: «Формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Доклад на тему: «Формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»...