Использование технологических карт в сюжетно ролевых играх направленных на формирование диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)
Использование технологических карт в сюжетно ролевых играх
направленных на формирование диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. Технологическая карта по игровой деятельности это – пошаговая инструкцию для детей по организации сюжетной игры. Она предлагает новый подход организации игры путем ее моделирования
Скачать:
Предварительный просмотр:
1 слайд
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня вашему вниманию представляю свой опыт работы. «Использование технологических карт в сюжетно ролевых играх направленных на формирование диалогической речи детей старшего дошкольного возраста».
2 слайд
В современной реальности закономерно растёт интерес исследователей к проблеме формирования ключевых компетенций у детей старшего дошкольного возраста. Одной из основных компетентностей личности, в том числе и ребёнка старшего дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность - это готовность ребёнка получать в диалоге необходимую информацию, оценивать эмоциональное состояние партнёра, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу. Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающим миром, следовательно, коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно формировать. Важнейшим фактором в формировании коммуникативной компетентности является включение детей в сюжетно-ролевую игру. Сюжетно-ролевая игра — это лучший способ для развития диалогической речи. Диалог — это общение, именно диалогическая речь присутствует, в игре ребенка он задает вопрос, ждет ответа, следовательно, развивается сюжет.
3 слайд
При организации сюжетно ролевой игры могут возникать различные трудности.
• Недостаточно у детей коммуникативных навыков
• Не умеют договариваться
• Не умеют распределять роли
Основными методами педагогического руководства сюжетно ролевой игрой является метод диалога, создание проблемных ситуации, прямые и косвенные воздействия на игру играющих кроме этих методов в своей практике я использую технологические карты сюжетно ролевой игры.
4 слайд
И мы обратились к технологическим картам Е.И. Попова, А.Ф. Кондрашина, С.С. Сунцова «Сюжетно – ролевые игры 21 века для социально –коммуникативного развития детей дошкольного возраста 5-7 лет. Технологические карты».
Технологическая карта по игровой деятельности это – пошаговая инструкцию для детей по организации сюжетной игры. Она предлагает новый подход организации игры путем ее моделирования. Опираясь на разработанную модель, я помогаю детям вспомнить эпизоды, действия участников игры, содержание взаимоотношений. Возникает вопрос, как дети могут «прочитать» технологическую карту. Только в том случае если они ее составят сами.
5 слайд
Вместе с детьми мы составляем технологические карты, которые помогают нам организовать сюжетно ролевые игры. Детям предлагаются сюжетные картинки одной тематике и вместе с детьми мы рассматриваем, обсуждаем каждый этап и составляем план действий. И затем наклеиваем их на карту. И последние этапы обговариваем, какие атрибуты нам необходимы, распределяем роли и играем. Технологическая карта состоит из трех этапов.
6 слайд
Сейчас я вам расскажу этапы составления технологической карты «Больница»
1 Организационно-мотивационный этап
На этом этапе я загадываю детям загадку
«Кто в дни болезней всех полезней? Лечит нас от всех болезней?» (Доктор).
Кто догадался, на какую тему мы сегодня будем составлять карту к сюжетно ролевой игре?
7 слайд
2 Этап постановки проблемы
Придумайте ситуацию для чего нам необходимо пойти в больницу?
( На этом этапе дети придумывают и предлагают различные ситуации, необходимости пойти в больницу)
Выбирается и наклеивается 1 карточка (больница)
8 слайд
3 Этап ознакомления с материалом
Вот пришли мы в больницу, и что будем делать дальше?
На этом этапе дети предлагают различные варианты ответов, с помощью наводящих вопросов мы приходим к выводу, что нужно пойти в регистратуру и взять талон к врачу.
Наклеивается 2 карточка. (Регистратура)
А в регистратуре у вас спросят, к какому врачу вы хотите пойти?
Давайте вспомним, каких врачей вы знаете?
И что лечит (хирург, лор, терапевт, стоматолог и др.)?
Найдите карточку с врачами и приклейте ее.
Наклеивается 3 карточка (Врачи)
Для чего мы пойдем в кабинет к врачу?
(Дети рассказывают, что будет делать врач)
9 слайд
Наклеивается 4 карточка (кабинет врача)
Таким образом заполняются остальные пустые клетки.
По этому принципу можно составить технологические карты и на другие сюжетно – ролевые игры.
Также дети могут использовать в самостоятельной игре готовые технологические карты. Посмотрев картинки дети вспоминают эпизоды игры и могут самостоятельно проиграть любую игру.
10 слайд
Автобус
11 слайд
Супермаркет
12 слайд
Цирк
13 слайд
Технологические карты способствовали:
Обогащению словарного запаса
Развитию диалогической речи
Развитию коммуникативной компетентности дошкольников
14 слайд
Спасибо за внимание
1.Сюжетно-ролевые игры 21 века для социально коммуникативного развития детей дошкольного возраста 5–7 лет.
Технологические карты. Предметно-игровая среда. Сценарии
сюжетно-ролевых игр : для воспитателей дошкольных
образовательных организаций бакалавров направления Педагогическое
образование, профиль Дошкольное образование / Е.И. Попова,
2.А.Ф. Кондрашина, С.С. Сунцова. – Ишим : Изд-во ИПИ
им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2018. – 80 с.
Речь и речевое общение детей А.Г Арушанова 3-7 лет Изд-во: «Москва – Синтез»1999
3.Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно - ролевых игр: технологические карты/ авт.- сост. Т,В. Березенкова.- Волгоград : Учитель.- 69С.
4.Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет.- М.: Мозаика – Синтез,2017.- 120с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...
Мастер-класс по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Добрый день, уважаемые коллеги! СЛАЙД №1. Меня зову...
Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...
«Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум....
Консультация для родителей «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование диалогической речи детей 3–4 лет»
Консультация для родителей «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование диалогической речи детей 3–4 лет»...
Система работы сюжетно – ролевых игр, направленных на формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
Система работы сюжетно – ролевых игр, направленных на формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста (конструкты)...
Доклад на тему: «Формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»
Доклад на тему: «Формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»...