Перспективное планирование по развитию экологического сознания (подготовительная группа)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по развитию экологического сознания
подготовительная группа "Звёздочки"
(6-7 лет)
Воспитатель:
Маковская Е.М.
2020 - 2021 учебный год
Формирование предпосылок экологического сознания
- Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе.
- Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.
- Расширять представления о том, что в природе все взаимосвязано (например, одно и то же растение может быть ядовитым для человека и лекарственными для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.).
- Напоминать детям, что рвать растения и есть их нельзя.
- Закреплять представление о том, что следует одеваться по погоде.
№ | Тема НОД | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1. | Планета Земля в опасности! | Дать детям представление о том, что планета Земля – это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди. Таких материков шесть. На земном шаре два полюса. На планете много живых существ. Всем нужна чистая земля, вода, чистый воздух. Планета Земля сейчас в опасности. Чтобы спасти нашу планету, надо любить ее с детства, изучать ее, правильно с ней обращаться. |
2. | Начинаем читать книгу «Экология в картинках» | Дать детям представление о том, что в книге рассказывается о доме для разных живых существ: растений, животных, людей. Сберегая их дом – условия, в которых они живут, мы сбережем живые существа. Учить слушать чтение познавательной книги, рассуждать, делать предположения. |
3. | Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях | Дать детям представление о том, что лягушки – это обитатели сырых мест. Они часто встречаются вблизи пруда, озера, болота. Рассказать о строении тела, о способах питания, корме. Их можно встретить в теплое время года. Зимой они зарываются в ил, весной просыпаются, откладывают икру в воду. Из каждой икринки развивается головастик. |
4. | Где зимуют лягушки | Закреплять представления детей о жизни лягушек в природе, особенностях их питания, передвижения, появления новых лягушек, образе жизни в разные сезоны. Показать приспособленность лягушек к жизни в разных температурных условиях. |
Октябрь | ||
1. | Простые и ценные камни в природе | Развивать у детей интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности. Дать представление о том, что камни в природе есть в земле, реках, морях, поэтому их называют речными и морскими, их легко узнать. Дать первое представление о ценных камнях, которые применяются для украшений построек, показать изделия из драгоценных камней. |
2. | Почему белые медведи не живут в лесу? | Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни. Белые медведи приспособлены к жизни в суровых условиях. Белый медведь занесен в Красную книгу, находится под охраной государства. |
3. | Беседа о кроте | Дать детям представление об особенностях внешнего строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни. |
4. | Что делает человек из глины? | Познакомить детей с различными изделиями из глины. Дать представление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве. Сообщить, что глина бывает разная по цвету и качеству. Познакомить детей с народной глиняной игрушкой. |
Ноябрь | ||
1. | Сравнение песка глины и камней | Уточнить представление детей о свойствах песка, глины, камней, учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойсвами использовать в поделках. Познакомить детей с песочными часами, развивать творче6ство в лепке. |
2. | Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения | Сформировать у детей представления о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге. Поливать разные растения по разному, в соответствии с их потребностями во влаге. Учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на основе этого относить их к засухоустойчивым и влаголюбивым. |
3. | Где у саксаула листья? | Дать первоначальное представление о пустыне как большом пространстве земли, песчаном и каменистым, где летом жарко и сухо, так как редко льют дожди. В пустыне мало растительности. Обозначить закон природы: все растения и животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. |
4. | Беседа об осени | Сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года. Учить по значкам и рисункам календаря описывать события природы. |
Декабрь | ||
1. | Через добрые дела можно стать энным экологом | Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что энный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах. |
2. | Беседа о лесе | Уточнять и расширять знания детей о лесе. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа в картинах. |
3. | Экскурсия в зимний лес | Дать представление о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории. Показать многоярусность смешанного леса. Воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, развивать чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. |
4. | Солнце, Земля и другие планеты | Дать детям первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы. |
Январь | ||
1. | Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу | Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно – следственные связи между при родными явлениями, делать выводы. |
2. | Земля – живая планета | Уточнить представление детей о Солнечной системе; рассказать об уникальности Земли. |
3. | Волк и лиса – лесные хищники | Уточнить представление детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время. Упражнять в умении сравнивать и описывать животных. |
4. | Сравнение белого и бурого медведей | Уточнить и расширить представление детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленность к ним. Учить сравнивать животных по внешности, образу жизни, характеру питания, месту обитания; выделять наиболее характерные при знаки для сравнения – устанавливать сначала сходства, а затем различия. |
Февраль | ||
1. | Цепочки в лесу | Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес – это сообщество растений и животных. Которые не могут жить друг без друга. |
2. | Кто главный в лесу | Уточнить представления детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Показать, что главное звено в лесу – растения, которыми питаются различные животные. Дать детям представления о леснике. |
3. | Пройдет зима холодная | Уточнить представление детей о зиме, о жизни растений и животных в это время. Показать зависимость состояния растений от внешних условий. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям. Рассказать, что зима своей красотой вдохновила художников писать картины, композиторов сочинять музыку, поэтов – стихи. |
4. | Что мы знаем о птицах | Уточнить представление детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно – воздушных животных. |
Март | ||
1. | Сравнение домашних и диких животных | Уточнить с детьми признаки домашних животных. Показать, что домашние животные отличаются от диких. |
2. | Сравнение кроликов и зайцев | Уточнить представление детей о жизни зайцев в лесу, о жизни кроликов как домашних животных. Дать представление о диких кроликах, местах их обитания, образе жизни. Показать их отличие от зайцев и домашних кроликов. |
3. | Когда животных в природе становится много или мало? | Уточнить представление о том, как создаются в природе пищевые связи растений и животных. Показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки. Нарушение равновесия в цепочки чаще всего происходит из за резкого изменения погоды. Иногда люди неправильно действуют и нарушают цепочки в природе. |
4. | Олени и хищники | Уточнить и расширить представления детей о взаимосвязи обитателей леса, цепочках питания. Показать положительную роль хищников в равновесии лесного сообщества. |
Апрель | ||
1. | Как черепахи живут в природе | Уточнить представление детей об особенностях жизни черепах в уголке природы. Познакомить с местом обитания и жизнью черепахи в естественных природных условиях, приспособленностью в питании, защите от врагов, перенесении жары и холода, выведении потомства. |
2. | Морские коровы и Красная книга | Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных; морские коровы – животные, которых больше никогда не будет на Земле. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями. Развивать воображение в изобразительной деятельности. |
3. | Лес в жизни человека | Уточнить представление детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. |
4. | Птичий город на деревьях | Дать представление о заповедниках, как местах, где богатую природу специально охраняют. Познакомить с Астраханским заповедником. Уточнить детей отражать впечатления о природе в рисунках. |
Май | ||
1. | Кому нужна вода? | Уточнить представление детей в том, что вода очень ценный продукт. Познакомить с круговороте воды в природе, с явлением кислого дождя, который получается от загрязнения воздуха. |
2. | Сравнение аквариума с речкой, прудом, озером | Уточнить представление детей о реке как сообществе растений и животных, проживающих в ней. Упражнять в установлении цепочки питания, сравнении естественного и искусственного водоемов. |
3. | Море бывает в беде | Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Рассказать о том, что человек своей деятельностью загрязняет море. |
4. | Праздник посвящения в юные экологи | Создать ощущение праздника. Воспитывать у дошкольников ответственность в деле сохранения природы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной группе
Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной группе, проводится 1 раз в неделю по лексическим темам....
Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной группе по программе "От рождения до школы".
Развитие речи включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и моноло...
Перспективный план по развитию экологического сознания дошкольников
Перспективный план по развитию экологического сознания дошкольников (вторая младшая группа, средняя, старшая и подготовительная группы)...
Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной группе.
Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной группе....