Перспективное планирование по развитию экологического сознания (средняя группа)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по развитию экологического сознания
средняя группа "Звёздочки"
(4-5 лет)
Воспитатель:
Маковская Е.М.
2018 - 2019 учебный год
Формирование предпосылок экологического сознания
- Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им. вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не гладить чужих животных; не приносить животных домой без разрешения взрослых; не брать на руки бездомных животных.
- Объяснять детям, что нельзя без разрешения взрослых рвать растения и есть их— они могут оказаться ядовитыми.
- Формировать привычку экономить воду — закрывать за собой кран с водой.
№ | Тема НОД | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1. | ||
2. | Наблюдение «Цветы на нашем участке» | Уточнить представление детей о том, что, кроме деревьев и кустарников, на территории детского сада растут цветы, разные по окраске, названиям, но все красивые. Уточнить названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля. Побуждать к сравнительным высказываниям, употреблению эпитетов, оценок. Обратить внимание на то, что некоторые цветы приятно пахнут. Воспитывать умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений, желание сохранить ее. Уточнить представление о том, что растения живые – они растут и изменяются. |
3. | Ознакомление с сезонными явлениями природы | Обратить внимание детей на небо: что на нем видите? (солнце, облака или тучи). Определить ветер – посмотреть на деревья: качаются ли ветки, в какую сторону наклоняются. Развивать речь, провоцировать детей употреблять прилагательные, делать выводы. Продолжать учить отбирать нужные картинки в календаре природы, одевать по погоде куклу. |
4. | К ребятам приходит Айболит | Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать полезной, содержащей витамины пищей – овощами и фруктами. Уточнять и расширять представления об отличительных особенностях овощей, о том, что их можно есть в сыром и вареном виде, из них можно готовить суп, салат; в сыром виде они полезнее – в них много витаминов, которые нужны для здоровья. |
Октябрь | ||
1. | Фрукты и овощи | Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу; развивать речь, сенсорные способности, формировать умение объединять плода по сходному признаку. |
2. | Изготовление пособия для игры «Вершки и корешки» | Расширять представление детей об овощах и фруктах: местах их произрастания (огород, сад), что овощи растут на грядке в земле, а фрукты созревают на деревьях и кустах, у всех овощных и плодовых растений есть в земле корни; упражнять в наклеивании готовых форм; развивать умении ориентироваться на листе бумаги, составляя целое из частей. |
3. | Наблюдение «Кто живет в аквариуме?» | Уточнить представление о том, что в аквариуме живут рыбки, улитки, растения. Формировать представление о том, что рыбки живут в хороших условиях: в аквариуме много воды, света, на дне лежат песок, камни, рыбки не голодают, потому, что их каждый день кормят. В этих условиях они хорошо себя чувствуют, не болеют. Уточнить представления об особенностях внешнего облика рыб, строении их тела, о функции глаз – они нужны, чтобы видеть окружающие предметы. |
4. | Что растет в лесу | Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами. Познакомить с произведениями искусства – картинами и репродукциями на тему осеннего леса. |
Ноябрь | ||
1. | Кто живет в лесу | Расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому, что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида. |
2. | В гостях у курочки Рябы (знакомство с коровой, козой, свиньей) | Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными, формировать представление о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнять представления о взрослых животных и их детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать. |
3. | Домашние животные | Закрепить знания дошкольников о домашних животных, познакомить со стихотворениями о них, стимулировать детей на творческую театрализацию данных произведений, вызвать положительный эмоциональный отклик, интерес и сочувствие к животным. |
4. | В гостях у курочки Рябы (знакомство с лошадью и овцой) | Закрепить у детей представления об известных им домашних животных – корове, козе, свинье, познакомить с новыми – овцой, лошадью; развивать воображение, умение сравнивать, входить в игровую ситуацию. |
Декабрь | ||
1. | В гостях у курочки Рябы (знакомство с кошкой и собакой) | Уточнять и расширять представления о кошке и собаке как о домашних животных (живут вместе с человеком, собака охраняет дом и хозяина, кошка ловит мышей, человек любит своих помощников, заботится о них – кормит, ухаживает, ласкает). |
2. | Коллективное изготовление альбома «Елочка» | Уточнять представление детей о бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из дерева. Бумага очень нужна людям, из нее изготавливают разные предметы, она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней можно рисовать, из нее можно делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации – умение составлять и склеивать предмет из частей. |
3. | Наблюдение «Сравним живую и игрушечную ели» | Показать детям главные особенности живого дерева, игрушечная ель искусственная, ее сделали на заводе из пластмассы, у нее есть ствол, ветки, но нет корней – она не живая, не пахнет, ее можно поставить в любое место, с ней можно играть. |
4. | Наблюдение «Поможем нашей елочке» | Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование, дать представление о том, что в сильные морозы деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и может сломать, ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток. |
Январь | ||
1. | Наблюдение «Цветные льдинки» | Показать детям. Что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее видны предметы, что вода может быть разноцветной, красивой, если в нее добавить краску, что из воды можно делать украшения на елку, что вода легко проливается, но и легко впитывается. Продолжать знакомить детей со свойствами воды (на морозе замерзает и превращается в лед; лед твердый, не льется, принимает форму сосуда, в котором застывает, лед холодный, скользкий, хрупкий – его можно разбить, если ударить чем – то твердым). Показать детям, что в тепле лед тает и превращается в воду, цветной лед становится цветной водой |
В гостях у курочки Рябы (знакомство с птичьим двором) | Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях (как выглядят, какие звуки издают. Как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей). | |
3. | Наблюдение «Птицы нашего участка» | Уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка, учить замечать характерные особенности строения птиц, размер, окраску, разный цвет оперения, замечать особенности поведения птиц на кормушке; учить различать голоса разных птиц; развивать умение определять птиц по их следам. |
4. | Кому нужна вода? | Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек. |
Февраль | ||
1. | Путешествие по зимнему лесу | Продолжать знакомить детей с лесом. Формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание. Что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся. |
2. | Айболит в гостях у детей | Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям; объяснить, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах, шиповнике, зеленом луке; уточнить представление об известным им фруктам; дать новые знания о том, как писать письмо, как оформлять конверт; учить сажать лук. |
3. | Наблюдение «Наш попугай» | Уточнить представление о характерных особенностях внешнего строения попугая, с любовью относится к крылатому обитателю уголка природы, помочь выяснить, какой корм он любит больше всего; дать представление о том, что в зимнее время животным, как и людям не хватает витаминов |
4. | Посещение зоопарка | Формировать представление о диких экзотических животных, дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу; развивать игровые умения. |
Март | ||
1. | Рисуем подарок к 8 Марта | Воспитывать у детей желание готовить подарок любимому человеку, с радостью дарить его; расширять представление о Е.И.Чарушине; учить обводить контур трафарета, закрашивать красками методом тычка. |
2. | Где обедал воробей? | Познакомить детей с произведением С.Маршака; уточнить и расширить представления животных зоопарка; развивать игровые умения. |
3. | Наблюдение за сезонными явлениями | Обратить внимание детей на состояние погоды, солнца, неба, снега; провоцировать к самостоятельному наблюдению за погодой, измерением снега. |
4. | Советы Айболита | Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относится к своему здоровью. Формировать представление о том, что в весеннее время особенно полезны богатая витаминами пища и солнце, что растения живые и могут расти, если для них созданы необходимые условия4 во время роста растения меняются, комнатные растения тоже живые, весной они начинают расти. Поэтому их надо больше поливать. Подкармливать удобрениями или пересаживать в новую землю; учить моделировать неделю. |
Апрель | ||
1. | Починка деревянных предметов | Уточнить представления детей о деревьях, растущих на участке; дать представление о том, что деревья служат материалом для появления различных деревянных предметов, о необработанной древесине; из древесины делают мебель, оконные рамы, двери, пол; все предметы из дерева надо беречь, вовремя их чинить. |
2. | Знакомство с деревянными игрушками | Продолжать знакомить детей с предметами, изготовленными из дерева, разнообразными деревянными игрушками. Дать представление о том. Что мягкие породы дерева легко резать острым ножом. Воспитывать бережное отношение к игрушке. Интерес к ее изготовлению, к мастерам – резчикам по дереву. |
3. | Досуг, посвященный Дню Земли | Формировать бережное отношение ко всему живому на земле, закрепить полученные знания о животных и растениях; формировать эмоциональный отклик на природу, желание ее охранять. |
4. | Весна в лесу | Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период; формировать реалистичное представление о жизни лесных животных: все звери выводят потомство, птицы поют. Строят гнезда; в весеннем лесу светло, красиво, пахнет молодой зеленью, учить поддерживать воображаемую ситуацию. |
Май | ||
1. | Рисуем животных | Воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказать, их можно красиво отображать в рисунках; уточнить представление о Е.И.Чарушине как писателе и художнике; воспитывать желание участвовать в общем деле – создании интересной книги о животных. |
2. | Наблюдение «Собираем листья мать-и-мачехи» | Познакомить детей с тем, что листья этого растения являются лекарственным сырьем, их можно собирать, высушивать и хранить в пакетах. Сухие листья заваривают, как чай и пьют. Настой мать-и-мачехи помогает лечить кашель, его можно пить взрослым и детям. |
3. | Прогулка к пруду | Познакомить детей с водоемом и его обитателями; показать, что а воде и на берегу живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды; воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы; формировать навыки поведения возле водоема. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по развитию речи в средней группе
Калндарно-тематическое планирование работы по развитию речи с детьми-логопатами средней группы детского сада...
перспективное планирование по развитию речи в средней группе
Данный материал может использоваться педагогами средних групп при подготовке занятий по развитию речи....
Перспективное планирование по развитию речи в средней группе 2013г
Перспективное планирование по развитию речи в средней группе...
перспективное планирование по развитию речи в средней группе по программе "Радуга"
Интегративный подход в современном образовании дошкольников В настоящее время развитие дошкольного образования идет в направлении личностного здоровьесбережения детей: не угасает интерес к ...
Перспективное планирование по развитию речи в средней группе
перспективное планирование по развитию речи...
Перспективное планирование по развитию экологического сознания (подготовительная группа)
Подготовительная группа...