Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы по образовательной области «Познавательное развитие» «Зимние месяцы»
методическая разработка (старшая группа)
Разработанный мной конспект НОД с детьми старшей группы по развитию речи "Зимние месяцы" соответствует возрастным особенностям детей и включает современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, игровые, ИКТ, работу в малых подгруппах. Способствует развитию речевой активности детей через познавательно-игровую деятельность, заключающуюся в расширении знаний детей о смене времен года и месяцах года (зимних), а также об особенностях каждого зимнего месяца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zimnie_mesyatsy.docx | 736.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности
с детьми старшей группы
по образовательной области «Познавательное развитие»
«Зимние месяцы»
С использованием современных образовательных технологий: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ, работа в малых подгруппах.
Воспитатель высшей квалификационной категории
Антошкина Наталья Григорьевна.
Санкт-Петербург
2018 г.
Цель: Расширение знаний детей о смене времён года и месяцах года (зимних). Знакомить детей с периодами зимы, особенностями каждого зимнего месяца.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы.
- Закреплять обобщённые представления детей о зиме, её приметах и праздниках.
- Формировать знания детей о последовательности зимних месяцев, их сходство и отличие.
- Познакомить детей со старинными названиями зимних месяцев.
- Формировать знания детей о том, что год начинается с первого января.
- Активизировать словарь по теме: зима, зимние месяцы.
- Формировать умение детей связно отвечать на вопросы, используя аргументированную речь.
- Совершенствовать грамматический строй речи: образовывать слова при помощи суффиксов, согласовывать существительные с прилагательными, правильно подбирать глаголы.
- Совершенствовать умение выразительно читать наизусть стихотворения.
Коррекционно-развивающие:
- Закреплять стихотворение С. Маршака «Двенадцать месяцев» из цикла «Круглый год» о зимних месяцах.
- Развивать интонационную выразительность речи.
- Развивать умение отгадывать загадки.
- Развивать внимание, память и логическое мышление.
- Развивать умение детей сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, делать обобщения.
- Развивать мелкую и общую моторику, умение сочетать речь с движением.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к народным приметам, пословицам, поговоркам.
- Воспитывать желание с пользой для здоровья проводить свободное время в зимний период.
- Прививать интерес к русским народным праздникам.
- Воспитывать умение замечать красоту природы зимой.
- Воспитывать заботливое отношение к природе.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, послушайте начало замечательного стихотворения и скажите о чём в нём говорится?
Придумала мать дочерям имена.
Вот Лето и Осень, Зима и Весна. (показывает сюжетные картинки)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. О временах года. Продолжите, пожалуйста, начатое мной стихотворение теперь о каждом времени года.
Дети читают стихи.
1. Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
2. А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
3. Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
4. Зима засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Воспитатель: А теперь отгадайте, о каком времени года говорится в загадке?
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!
Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Эта царица - зима. А почему её называют «белокожей»?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. А на какой тройке прилетела зима? Что за кони в этой тройке?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, это зимние месяцы. Давайте вспомним их названия.
Ответы детей.
Воспитатель: Верно. Зима - царица трёх месяцев: декабря, января и февраля. Это очень красивое время года, но холодное и снежное.
Отличается зима от весны и лета.
Очень снежная она, вся в снега одета.
Ребята, давайте встанем в круг и погреемся.
Психогимнастика:
Руки в кулачки сожмем и немножко подождем,
На ладошки мы подуем, все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем, сильно на него нажмем.
Мы ладошки растираем и лицо обогреваем,
Растираем лобик тоже, теплым стать ему поможем.
Губки надуваются, щечки улыбаются.
Воспитатель: Согрелись? Присаживайтесь на стульчики.
Давайте посмотрим на экран и поближе познакомимся с зимними месяцами.
(Презентация) (слайд-1,2)
Воспитатель: Ребята, назовите, пожалуйста, первый месяц зимы.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, а сейчас мы посмотрим и назовём приметы декабря. (Слайд -3,4)
Воспитатель: Декабрь ещё в народе называют «хмурень». Ведь в декабре дни самые короткие, а ночи длинные. Но зато декабрь нас радует самым весёлым праздником.
«Только месяц наш пройдёт, мы встречаем … (слайд-5)
Пальчиковая гимнастика «На елке»
Мы на елке веселились
И плясали, и резвились,
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнес.
Дал большущие пакеты,
В них же – вкусные предметы:
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
(Ритмичные хлопки в ладоши.)
(ритмичные удары кулачками.)
(Дети «шагают» средним и указательным
пальцами обеих рук по столу.)
(«Рисуют» руками большой круг.)
(Делают ритмичные хлопки.)
(Загибают на обеих руках пальчики,
начиная с большого.)
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, второй месяц зимы, который начинает новый год. (Ответы детей) (слайд-6)
Воспитатель: Январь - году начало, зиме середина. В народе его называют «лютень». Это самый холодный зимний месяц. Сейчас мы посмотрим на экран и закрепим приметы января с помощью стихотворения: В январе, в январе много снега на дворе…(слайд-7)
Воспитатель: Молодцы! Давайте отдохнём и станем детками матушки - Зимы.
Пластический этюд «Снежинки»
Воспитатель предлагает детям под музыку потанцевать, полетать, как снежинки. Дети пытаются передать образ лёгкой, красивой снежинки.
И/у (с мячом) «Скажи ласково»
Зима…(зимушка)
Снег…(снежок)
Звезда…(звездочка)
Снежинка…(снежиночка)
Солнце…(солнышко)
Снеговик…(снеговичок)
Воспитатель: Ребята, а какой ещё весёлый праздник есть в январе, кто может сказать?
(ответы детей), (слайд – 8)
Воспитатель: Это – Рождество. Старинный русский праздник. В этот день принято ходить к друзьям в гости, веселиться на улице: играть в снежки, строить снежную крепость, устраивать шуточные соревнования и конкурсы.
Весело зимой! Не хочется домой!
Воспитатель: Осталось вспомнить третий месяц зимы. Его в народе называют «снеговеем». У него самые большие сугробы. (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, об этом месяце есть пословица «У февраля два друга - метель и вьюга». (слайд-9)
Д/у «Назови действие»
Воспитатель начинает предложения, дети заканчивают их.
Зимой метель…(метет).
На зиму медведь в берлоге…(засыпает).
Зимой вода в реке…(замерзает).
Из снеговой тучи снежинки…(падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк…(воет).
Ночью ветер в трубах…(завывает).
Логоритмическое упражнение «Вьюга»
Воспитатель читает стихи, дети выполняют движения.
Воет вьюга: У-у-у!
Завертеть я вас могу.
Замести в большой сугроб,
Хоп-хоп-хоп, хоп-хоп-хоп.
Делают круговые движения руками над головой ритмично.
Руки внизу, ритмично двигают ими с боков к центру, «подгребая» снег.
Вас от дома уведу,
В чисто-поле приведу.
А потом улягусь спать
В свою снежную кровать.
Ритмично хлопают ладонями
по телу.
Ритмично покачивают скрещенными руками перед собой.
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики, отдохните. Давайте вспомним о празднике, который наступит 23 февраля. Кого мы поздравляем в этот день? (Слайд-10)
И/у «Что лишнее и почему?»
- Декабрь, январь, сентябрь, февраль.
- Санки, лыжи, льдинки, коньки.
- Зима, весна, декабрь, лето.
- Новый год, 8 марта, 23 февраля, Рождество.
- Гирлянды, шарики, кубики, хлопушки.
- Мороз, вьюга, радуга, метель.
Воспитатель: Пришла пора прощаться с зимними месяцами. Порадуем их загадками, а затем посмотрим, как уносятся в снежную даль три белых коня: декабрь, январь и февраль. (слайд-11)
Игра в загадки «Ты – мне, я – тебе»
- Сама я ледяная. Моя юбка – кружевная.
Я кружусь, как балеринка. Угадали? Я - …(снежинка). - Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз).
- Я прозрачна, как хрусталь,
С крыши я зимой свисаю.
Только очень, очень жаль,
Что в тепле я быстро таю. (Сосулька). - Он и белый, и мохнатый,
И пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой.
Назови его, ответь. (Снег). - Мост, как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лед). - Белые змеи над землей полетели.
По дорогам поползли и сугробы намели. (Метель).
Воспитатель: Молодцы! Прикрепите, пожалуйста, картинки- отгадки на ковролине рядом с «портретом» Зимы.
Вот видите, ребята, какая у нас зима волшебница. Недаром её называют царицей. Наша русская зима, словно сказочное царство.
Она дарит вам красивые снежинки и вкусные леденцы. До свидания зима! Здравствуй… (какое время года?)
Ответы детей (слайд-12)
Воспитатель: Да, ребята, в конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, пекут вкусные румяные блины, похожие на солнышко, отмечают праздник Масленицы. Давайте вместе позовём весну.
Закличка:
«Весна, весна красная!
Приди, весна, ясная,
С радостью, с радостью,
С великою милостью.»
Воспитатель: Ребята, вам хочется, чтобы царица – Зима покинула нас быстрее или жалко с ней расставаться? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте порадуем Зиму на прощанье. Вспомните и назовите, пожалуйста, сказки, которые вы знаете о ней. (ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Познавательное развитие" "Как дикие звери готовятся к зиме".
Закрепить знания детей от диких животных, сформировать у детей представление о том как дикие животные приспосабливаются к жизни в зимний период. Воспитать любознательность, любовь к природе и бережное...
Конспект непрерывной образовательной деятельности познавательной игры - путешествия по образовательной области «познавательное развитие» для детей подготовительной группы 6 – 7 лет на тему: «Огородные помощники»
Цель: Развивать познавательные интересы детей, используя бросовый материал в игровой форме....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группе "Репка" образовательная область «Познавательное развитие» - раздел: формирование элементарных математических представлений.
Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группе "Репка" образовательная область «Познавательное развитие» - раздел: формирование элементарных...
Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы образовательная область: «Познавательное развитие» на тему: «ВЕСЫ»
Цель: формировать представление детей о весе предметов. Задачи: Образовательная: Закрепить знание детей о органах чувств человека;учить конструировать устройства (весы) из подручных материал...
Конспект непрерывно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Познавательное развитие " «Путешествие любознательной капельки»
Развитие познавательно - исследовательской активности дошкольников в процессе совершенствования познавательных навыков через экспериментирование, опыты и игровую деятельность....
КОНСПЕКТ непрерывно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы образовательная область «Познавательное развитие. Формирование элементарных представлений». Тема: «Поможем мышонку».
Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Задачи:Образовательные: Продолжать знакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей, их наборо...