Конспект непрерывно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Познавательное развитие " «Путешествие любознательной капельки»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Заседателева Наталья Сергеевна

 Развитие познавательно - исследовательской активности дошкольников в процессе совершенствования познавательных  навыков через экспериментирование, опыты и игровую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx35.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92 Красногвардейского района

                        Методическая разработка

Конспект

непрерывно-образовательной деятельности

в старшей группе по образовательной области "Познавательное развитие "

 «Путешествие любознательной капельки»

              Воспитатель:

                                                  Заседателева Наталья Сергеевна

Санкт-Петербург

2022 год

НОД в старшей группе

«Путешествие любознательной капельки»

Цель: Развитие познавательно - исследовательской активности дошкольников в процессе совершенствования познавательных  навыков через экспериментирование, опыты и игровую деятельность.

Задачи образовательные:

Обучающие:

-Формировать представление детей о воде, её свойствах.

- Активизировать познавательный интерес к окружающему миру.

- Расширять и активизировать словарь детей.

Развивающие:

- Развивать навыки сравнения,анализа, умение решать познавательные задачи

   и делать выводы.

- Развивать умение детей точно, выразительно и ясно излагать свои мысли.

- Стимулировать познавательную активность, мышление и память детей.

Воспитательные:                                                                                                                                     - Воспитывать познавательно – исследовательский  интерес к воде.

- Воспитывать доброе, бережное отношение к воде.

Интеграция образовательных областей:

- Социально – коммуникативное развитие;

- Речевое развитие;

- Физическое развитие;

- Художественно- эстетическое развитие.

Использование педагогических технологий:

- Системно - деятельностный  подход;

- Игровая технология;

- ИКТ;

- Здоровьесберегающая;

- Личностно-ориентированная.

Предварительная работа:

- Наблюдение на прогулке за водой, снегом, льдом;

- Рассматривание иллюстраций с изображением рек, морей, океанов и т.д.;

- Беседа о воде, её свойствах, пользе для живой и неживой природы;

- Составление короткого  рассказа из личного опыта: «Как я берегу воду»,

  «Вода-мой лучший друг»;

- Чтение: К.И.Чуковский «Мойдодыр»,А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…,

Л.Воронкова  «В небе тучки поспорили»; стихотворения:  Я.Дягутите  «Дождь»,

М.Джалиль  «Родник», армянская  «Мальчик и вода»;

- Разгадывание загадок;

- Дидактические игры: «Кто живет в воде?», «Образуй слово?»;

- Подвижные игры: «Море волнуется раз», «Ассоциации по теме

«Вода», «Донеси, не расплескай», «Река и великан»;

- Презентация «Эта волшебница – вода».

Оборудование, материалы:

- Видеозапись «Обращение морского царя»;

- Видеоигра «Где может прятаться капелька?»;

- Аудиозапись музыкальной игры;

- Конверт с заданием;

- Карточки с условными обозначениями;

- Магнитная доска;

- Проектор с экраном;

- Оборудование для опытов;

- Брелок - капелька.

Примерный ход НОД:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей перед НОД.

Воспитатель загадывает загадку:

Если наши руки в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без … (воды).

Скажите, почему я загадала загадку про воду?

Дети размышляют, дают ответы.

Высказывают предположения, почему загадка о воде.

Приходят к выводу, что что-то будем делать с водой.

Мотивация.

Пришло  СМС – сообщение.

Воспитатель обращается к детям: Как вы думаете, кто прислал нам СМС - сообщение?

Дети рассуждают, кто мог прислать это СМС - сообщение. Обращают внимание на изображение на экране. Дети высказывают предположения, что его мог прислать тот, кто живет в море, реке  или даже океане.

Выявление проблемы.

Воспитатель предлагает детям послушать, что написано в  сообщении. Морской царь обращается к детям за помощью, найти его любимую капельку. Она пропала,  и царь её не может найти. Пишет, что  капелька очень любознательна и возможно она увлеклась чем-то интересным.

(Я, морской царь, обращаюсь ко всем людям Земли. У меня случилась беда: пропала моя любимая капелька. Я ее уже долго ищу и ни как не могу найти. Капелька очень любознательна, она могла увлечься чем-то интересным и может быть, где угодно, даже у вас в доме. Пожалуйста, помогите найти капельку и верните ее мне.)

Как вы думаете, где же может быть капелька?

Дети формулируют проблему: неизвестно, куда подевалась капелька, где она может быть и чем занята. Царь обеспокоен.

Целеполагание. Воспитатель спрашивает детей: Вы можете помочь морскому царю? Что же делать в этой ситуации?  Как выглядит капелька?

По каким признакам можно её найти? Где можете её найти?

Дети определяют цель:

Необходимо помочь морскому царю найти капельку и узнать, где же она была, чем интересным была занята.

Планирование будущей деятельности.

Дети как вы думаете, где надо искать любознательную капельку? Каким образом или способом надо искать капельку?

Дети хотят помочь царю в поисках капельки и высказывают свои предположения, где и как будут искать капельку, что можно использовать в поиске капельки.

Реализация плана.

Как вы думаете, дети, почему именно к нам обратился за помощью морской царь?

Давайте с помощью видеоигры, подумаем, где и в чем может находиться капелька.

Видеоигра «Где может прятаться капелька?»

Подойдем к столу, посмотрим, что на нем стоит.  Я думаю, вы сразу догадаетесь, почему именно к нам морской царь обратился за помощью.

Как вы думаете, что это может быть? Да, лаборатория!

Научно-исследовательская!

Что делают в лабораториях?

Можем мы, проводя опыты с водой, найти капельку?

Каждый опыт будем отмечать карточкой, чтобы затем отправить письмо-отчет  морскому царю, как мы искали капельку. Показывает карточки.

1 Опыт: вода жидкая – может течь.

Воспитатель: Возьмите два стакана: один с водой, другой – пустой.  Перелейте воду из одного стакана в другой.  Льется вода?  Почему?  Если бы вода не была жидкой, где бы она не смогла течь?  Формулируем одно из свойств воды.

Можем мы здесь найти капельку?

Первый опыт отмечаем карточкой.

2 Опыт: вода чистая и прозрачная.

Возьмите один стакан с водой и бросьте туда игрушку. Приподнимите стакан. Вы видите игрушку? Я еще сквозь воду могу посмотреть на игрушки, на ваши лица. Попробуйте сделать то же самое. Хорошо ли вам видны предметы, на которые вы смотрите? Вода немного искажает предметы, но их хорошо видно. Все убедились? Формулируем свойство воды.

Можем мы здесь найти капельку?

Второй опыт отмечаем карточкой.

3 Опыт: вода не имеет  запаха.

Возьмите стакан с водой, понюхайте в нем воду. Она чем-то пахнет? Туалетная вода у мамы или папы пахнет? Да, потому что в воду добавили ароматизаторы.

Можем мы здесь найти капельку?

Третий опыт отмечаем карточкой.

Дети, вы долго ищете капельку. И чтобы дальше продолжить поиск, надо сделать передышку, отдохнуть.  Можно сделать физзарядку.

Физминутка:

Капля первая упала – кап!

И вторая пробежала – кап!

Мы на небо посмотрели,

Капельки кап – кап запели.

Намочились наши лица,

Мы их вытирали.

Ну а туфли, посмотрите,

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем.

От дождя убежим, под кусточком посидим!

4 Опыт: вода не имеет вкуса.

Дети, давайте вспомним, а какой сок на вкус? Например, апельсиновый сок. Какая вода на вкус? Как вы думаете, что будет, если мы добавим в воду капельку апельсина? Кислая. Почему?

Можем мы здесь найти капельку?

Четвертый опыт отмечаем карточкой.

5 Опыт: вода не имеет формы.

Теперь воспользуемся другой посудой, стоящей на наших столах. Обратите внимание на форму чашек, она разная: одни низкие широкие, другие – высокие и узкие. На ваших столах есть мелкие предметы, положите их в разные чашки. Они остались такими же?

Да, их форма совсем не зависит от того, в каком сосуде они лежат. А вот с водой совсем по-другому. Нальем  воду в чашки. Какую форму она приобрела? Да, она приобрела форму, в которую ее налили. Если мы случайно пролили воду, то она растечется лужицей.

Можем мы здесь найти капельку?

Пятый опыт отмечаем карточкой.

6 Опыт: вода – растворитель.

У вас в чашках есть мука и сахар. Попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что же у нас получится. Расскажите, что вы сделали и что же получилось? Сахар быстро растворяются в воде, и она остается прозрачной. Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной.

Перемешивая воду в стакане, дети находят  брелок-капельку.

Шестой опыт отмечаем карточкой.

Молодцы! Вы нашли капельку?

Морской царь с нетерпением ждет от нас ответа.

Вот вы его обрадуете, что нашли  пропажу!

Да еще много интересного узнали про воду.

Как же нам ему сообщить об этом?

Теперь давайте отправим письмо-отчет морскому царю. Подойдем к доске, возьмем карточки с результатами опытов, сфотографируем их и отправим сообщение Морскому царю.

Дети высказывают предположения, почему царь обратился за помощью к нам.

Дети, на экране,смотрят картинки с изображением природы и отвечают.

Дети отвечают.

Дети высказывают предположения, что это может быть и думают найти здесь капельку.

Дети рассматривают карточки.

Дети выполняют задание. Отвечают на вопросы.

Делают вывод: вода- жидкая, может течь.

Да, можем.

Дети выполняют задание. Отвечают на вопросы.

Делают вывод: вода чистая и прозрачная

Да, можем.

Дети выполняют задание. Отвечают на вопросы.

Делают вывод: вода не имеет запаха.

Да, можем.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Дети отвечают на вопросы и

выполняют задание.

Делают вывод: вода не имеет вкуса, но она может изменять вкус, если в нее добавить какое-нибудь вещество.

Да, можем.

Дети выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

Делают вывод: вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который ее наливают.

Да, можем.

Дети выполняют задание. Отвечают на вопросы.

Делают вывод: вода-растворитель.

Радуются, что нашли капельку.

 Да, она очень любознательна!

Дети думают и обсуждают варианты сообщений морскому царю. Приходят к единому решению, послать письмо, только надо его оформить.

Дети вместе с воспитателем фотографируют карточки и отправляют СМС - сообщение.

Рефлексия.

Воспитатель подводит детей к активному обсуждению действий, которые привели к результату.

Чем мы сегодня занимались?

Какая была цель?

Была ли достигнута она?

Почему это получилось?

Что больше всего вам запомнилось из того, что мы здесь делали?  Что нового узнали? Что было сложно?  Вы готовы поделиться  с друзьями тем, что узнали сегодня о воде?  Может у вас есть вопросы?

Затем приходит ещё одно СМС-сообщение.

Морской царь благодарит детей за помощь в поиске его любимой капельки и передает медали.

(Я, морской царь, благодарю вас, дети, за то, что вы нашли мою любимую капельку и вернули мне. Особенно благодарен за письмо. Капелька мне рассказала, как вы старательно ее искали. За это я послал вам подарок.)

Обращение лично к ребенку: ты сегодня был активен, а ты любознателен, а ты проявил находку и т.д.

Дети перечисляют, какие действия они проделали.

Говорят о том, что цель помочь найти капельку была достигнута.

Это получилось, потому

что все вместе очень старались, действовали дружно и  хотели найти капельку.

Дети делятся своими впечатлениями.

Ответы детей.

Дети радуются, благодарят морского царя за подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (с элементами аппликации) « Цветы для мамы»

Цель: С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.Задачи:Обучающие: Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, со...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы . Тема: «Волшебная капелька». Технология исследовательской деятельности.

В конспекте представлены цель, задачи и ход непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы на тему "Волшебная капелька" с использованием технологии исследовательской деятельно...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Роспись дымковской игрушки конь» Образовательные технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, формирование эстетической направленност

Непрерывная образовательная деятельность осуществляется с детьми старшей группы, в возрасте от 5 до 6 лет, группа общеразвивающей направленности.Реализация содержания программы в образовательных облас...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе комбинированной направленности по образовательной области «Развитие речи» с использованием ИКТ Тема: «Мы волшебники»

Формировать эмоциональную отзывчивость; интерес к речевой деятельности;- Развивать умение использовать словарный запас при самостоятельном рассказывании; развивать умение правильно воспринимать содерж...