Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» «Помощники Весны»
методическая разработка (подготовительная группа)

Антошкина Наталья Григорьевна

Разработанный мной конспект НОД с детьми подготовительной группы по развитию речи "Помощники Весны" соответствует возрастным особенностям детей и включает современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, игровую, работу в малых подгруппах, ТРИЗ. Способствует развитию речевой активности детей через познавательно-игровую деятельность. Непрерывно образовательная деятельность с детьми "Помощники Весны" позволяет решать коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomoshchniki_vesny.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 компенсирующего вида Калининского района г. Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы
по образовательной области «Речевое развитие»
 «Помощники Весны»

С использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающие, игровые, работа в малых подгруппах, ТРИЗ.




Воспитатель высшей квалификационной категории

Антошкина Наталья Григорьевна

Санкт-Петербург

Апрель 2019 года

Цель: Способствовать развитию речевой активности детей через познавательно- игровую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять последовательность времён года и их отличительные признаки.
  • Закреплять названия и последовательность весенних месяцев.
  • Углублять знания о весне и её приметах.
  • Продолжать формировать интерес к загадкам.          
  • Развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелётных. 
  • Продолжать развивать умение детей связно отвечать на вопросы, используя аргументированную речь.                                                                         
  • Совершенствовать грамматический строй речи: умение образовывать слова при помощи суффиксов, согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.
  • Совершенствовать умения согласовывать количественные числительные с существительными.
  • Совершенствовать умения строить распространённые предложения.      

Коррекционно-развивающие:

  • Продолжать развивать эмоциональную выразительность речи.
  • Развивать музыкально-эстетическое восприятие и артистические способности.
  • Развивать память, слуховое и зрительное внимание.
  • Продолжать развивать навыки логического мышления, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
  • Развивать мелкую и общую моторику, умение сочетать речь с движением.

Воспитательные:

  • Способствовать созданию положительного эмоционального настроя детей, воспитывать доброту и отзывчивость.
  • Воспитывать самостоятельность, ответственность, умение понимать поставленную задачу и выполнять её;
  • Воспитывать стремление оказывать посильную помощь, умение быть благодарными временам года.
  • Вызвать интерес к фольклору, народным приметам.

Ход НОД

Дети заходят в группу.

Воспитатель: Ребята, станем рядышком по кругу.

Скажем «Здравствуйте!» друг другу. (дети здороваются по кругу)

Дети: Если каждый улыбнётся-

Утро доброе начнётся.

Доброе утро!  (обращаясь к гостям)

Воспитатель: Ребята, послушайте начало замечательного стихотворения, подумайте и скажите о чём в нём говорится?

«Придумала мать дочерям имена.

Вот Лето и Осень, Зима и Весна». (показывает сюжетные картинки)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Это времена года. Продолжите, пожалуйста, начатое мной стихотворение теперь о каждом времени года.

Дети читают стихи:

Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлет земля.

Воспитатель: Теперь отгадайте, о каком времени года говорится в загадке?

Клёнам, липам и дубочкам

Дарит новые листочки,

Милых пташек приглашает

Возвратиться с юга

И на север провожает

Зимушку-подругу.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Это весна. Послушайте внимательно музыку весны.

(Дети слушают мелодию весенняя капель, затем звучит «голос» Весны.)

Здравствуйте, дорогие ребята! Обращается к вам Весна. У меня сейчас очень много дел: надо снег растопить, лёд на реках расколоть, землю нашу обогреть. Не справляюсь я. А мои помощники заболели. Помогите мне, пожалуйста, наведите порядок в природе.

Воспитатель: Ребята, о каких помощниках говорит весна? Кто знает?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, о трёх весенних месяцах. Назовите их, пожалуйста. Ответы детей.

Воспитатель: Давайте вспомним народные названия весенних месяцев.

(Дети вместе с воспитателем называют и объясняют, почему: март-протальник, апрель-снегогон, май-травень).

Воспитатель: Молодцы. Поможем Весне, ребята? Давайте станем её помощниками, вы согласны?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда приступим к работе. Смотрите, что-то солнце грустное, без лучей. Вы хотите его развеселить?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда подберите к слову «солнце» как можно больше добрых слов. Каждое слово будет одним лучиком. Чем больше вы подберёте слов, тем больше получится лучиков у нашего солнышка! И тем теплее оно будет греть!

Д/и «Подбери признак»

На ковролине прикреплён жёлтый круг - солнце, без лучей, рядом разложены жёлтые полоски-лучи. Дети берут полоски, называют какое солнце и прикладывают к нему лучик. (тёплое, яркое, весёлое, озорное, ласковое, радостное, приветливое, золотистое, лучистое, нежное, огненное, блестящее, весеннее, утреннее, жгучее, вечернее и т. д.)

Воспитатель: Молодцы! Помогли весне, развеселили солнце. Посмотрите, какое оно стало яркое! Сейчас оно поделится с нами своим теплом! Давайте присядем и поиграем с лучиками солнца.

Гимнастика для глаз «Солнечные зайчики»
Солнечный мой заинька,
(Вытягивают вперед ладошку)
Прыгни на ладошку.
(Ставить на ладонь указательный палец другой руки)
Солнечный мой заинька.
Маленький как крошка.
(Соединить ладошки друг с другом)
Прыг на носик, на плечо,
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять
На плече давай скакать
(Следить взглядом за движением пальца к носу, к одному плечу, лбу, к другому плечу)
Вот закрыли мы глаза,
(Закрыть глаза ладонями)
А солнышко играет:
Щечки теплые лучами
Нежно согревает.
(Широко раскрыть глаза)

Воспитатель: Согрелись? А сейчас вам нужно помочь Весне растопить вот этот снежный сугроб. Он состоит из комков снега. К каждому комку снега необходимо подобрать «весеннее» слово. Когда растопим весь снежный сугроб, то поймём, что под ним спрятано.

Д/и «Весенние слова»

Каждый ребёнок подбирает существительное к слову весенний, весеннее, весенняя и «убирает комок снега» (капель, дождь, месяцы, день, небо, парк, настроение, ручей, праздник, гроза, лес, солнце, цветы, погода и т. д.). Весь снег растопили, увидели подснежник на проталине и ручей.

Воспитатель: Молодцы! Помогли Весне растопить снег. Идём дальше.

Дети встали.

Речь с движением «Голубая речка»

Если речка голубая
Пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая,
Значит, к нам пришла весна

Если снег везде растаял
И трава в лесу видна

И поет пичужек стая
Значит, к нам пришла весна

Если солнце разрумянит
Наши щеки до красна

Нам ещё приятней станет
Значит, к нам пришла весна

руки через стороны вверх, 
потянулись

бег на месте
хлопки в ладошки

приседание

руки опустить вниз

помахивая руками в стороны
хлопки в ладоши

наклоны головы вправо-влево и
потереть щеки руками

бег на месте и
хлопки в ладоши

Воспитатель: Ребята, перед вами весенний ручеёк. Перепрыгнуть через него можно только после того, как ответите на вопрос: «Что он делает?»

Д/и «Подбери действие»

Дети подбирают глаголы и перепрыгивают через ручеёк (бежит, журчит, течёт, звенит, шумит, серебрится, бурлит, льётся, веселит, несётся...).

Воспитатель: Молодцы. Мы пришли на весеннюю лужайку, можно отдохнуть, присаживайтесь, смотрите, сколько здесь цветов, давайте их посчитаем.

Д/игра «Сосчитай правильно»

Воспитатель берет сюжетную картинку с изображением медуницы и считает:
Одна медуница, две медуницы, пять медуниц.

Затем считают дети:
Один подснежник, два подснежника, пять подснежников.
Один одуванчик, два одуванчика, пять одуванчиков.
Один тюльпан, два тюльпана, пять тюльпанов.
Одна фиалка, две фиалки, пять фиалок.
Один ландыш, два ландыша, пять ландышей.
Один нарцисс, два нарцисса, пять нарциссов.

Воспитатель: Молодцы, помогли Весне первоцветы сосчитать. Ещё нужно отгадать загадки. К кому этот мяч покатится, тот первым начинает игру в загадки.
(Мяч катится к одному из детей, этот ребенок первым загадывает загадку и отправляет его к другому ребенку).

Загадки «Ты мне, я тебе»

Дети загадывают загадки.

1. К маме-речке бегу
   и молчать не могу.
   Я сын её родной,
   А родился я весной.         (Ручей)

2. Первым вылез из землицы
   На проталинке.
   Он мороза не боится,
   Хоть и маленький.      (Подснежник)

3. Большой подсолнух в небе,
   Цветёт он много лет.
   Цветёт зимой и летом,
   А семечек всё нет.      (Солнце)

4. На ветках – плотные комочки.
   В них дремлют клейкие листочки.     (Почки)

5. Они летать умеют,
   Их пух и перья греют.     (Птицы)

6. Она под осень умирает,
   И вновь весною оживает.
   Коровам без неё беда,
   Она их главная еда.     (Трава)

7. Белая вата летит куда-то.

    Хоть лови, не лови - не изловишь.    (Облако)

8. К нам пришла с цветами
   В ярком, пёстром сарафане,
   И румяна и ясна,
   А зовут её …    (Весна)

Последняя загадка от воспитателя всем детям.

Воспитатель: Правильно, весна. (Берёт «портрет» весны, прикрепляет на ковролин и говорит).

– Спасибо тебе, весна, за прекрасное настроение.

Игра «Продолжи предложение»
Каждый ребёнок берёт сюжетную картинку со своей загадкой и закрепляет её рядом с «портретом» весны, не забывая благодарить её.

  1. Спасибо тебе, весна, за яркое солнце.
  2. Спасибо тебе, весна, за звонкие ручейки.
  3. ..... за белые пушистые облака.
  4. ..... за первые цветы.
  5. ..... за почки и листики.
  6. ..... за пение птиц.
  7. ..... за зелёную травку.

Воспитатель: Ребята, перед тем, как перешагнуть это волшебное бревно, необходимо назвать слово ласково.

Игра «Назови ласково»

цветок – цветочек
дождь – дождик
солнце – солнышко
трава- травка
ручей-ручеёк
гнездо-гнёздышко
облако-облачко
капля-капелька
перо – перышко
птица-птичка
лист-листик

Воспитатель: Мы пришли к весеннему дереву. Ой! Что-то здесь с птицами не так. Они все перепутались. Надо помочь весне их разделить на две группы. Подскажите на какие?

Ответы детей.

Д/и «Разделим птиц на зимующих и перелётных»

(Дети группируют птиц на перелетных и зимующих).

Воспитатель: Умнички, опять помогли Весне. Она будет довольна вами. Скажите, пожалуйста, а вам понравилось быть помощниками Весны.

Ответы детей.

Воспитатель: Спасибо, ребята, вы замечательные помощники. У меня после этой прогулки сразу настроение стало весеннее, весёлое. Но весна-время года переменчивое, как погода, то солнечная, то пасмурная. Поэтому я вам предлагаю «показать» своё настроение. Возьмите, пожалуйста, по «сердечку» и прикрепите его под солнышком, если настроение весёлое, а если настроение грустное, то прикрепите под тучкой. Но при любом настроении давайте дарить всем окружающим доброту и радость, как это делает весна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Речевое развитие» Тема: «В гостях у Золушки»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе детского сада.Тема: « В гостях у Золушки»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе. Образовательная область "Речевое развитие". Заучивание русской народной песенки "Тень-тень-потетень".

Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста требует комплексного подхода. Малые фольклорные формы всегда были помощниками педагогам в работе по развитию речи, так как они всегда интересны дет...

Конспект нод для детей старшей группы по образовательной области "Речевое развитие". Тема "Весна".

Цель нод: расширить представления детей о весенних изменениях в живой и неживой природе; активизировать словарь в соответствии с лексической темой "Весна"; совершенствовать умение самостоятельно, выра...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми. В образовательной области речевое развитие. "На помощь птичке".

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьмиГруппы второго раннего возраста ( 2 – 3 года ) в образовательной области речевое развитие. «На помощь птичке»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Речевое развитие» Тема: «Весна»

Формирование умений у детей составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем, представлений детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; умение устанавливать простей...