«Детский сад – начальная школа: проблемы преемственности»
статья
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_mbdou_no_48_zamorskaya_o.v.docx | 30.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 48»
Сообщение на тему:
«Детский сад – начальная школа: проблемы преемственности»
Выполнила
старший воспитатель
Заморская О.В.
Воронеж
2018 г.
Школа и детский сад как два смежных звена в системе образования. Неподготовленность ребёнка к новому социальному статусу влечёт за собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребёнок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность.
Выражением преемственности является установление взаимосвязи задач, содержания, форм, и методов воспитания в детском саду и школе.
Преемственность - это содержательная двухсторонняя связь, предполагающая с одной стороны направленность воспитательно-образовательной работы детского сада на те требования, которые будут предъявлены детям в школе, с другой стороны опору учителям на достигнутый дошкольный уровень развития, на знания, опыт детей и использование этого в учебно-воспитательном процессе школы. Так как преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
Сегодня понятие преемственности практикуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющие общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
Преемственность создает условия для реализации в педагогическом процессе ДОУ и школы единой системы воспитания и обучения и способствует сближению условий воспитания и обучения дошкольников и младших школьников и благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
Ясно, что преемственность двух этапов учебно-воспитательного процесса – в детском саду и школе – не сводится, к психологической и интеллектуальной готовности ребёнка к обучению, и поэтому следует задуматься о готовности самой психолого-педагогической науки глубоко вникнуть в процессы, происходящие на стыке двух неразрывных звеньев образования. Даже беглое рассмотрение организации педагогического процесса в детском саду и начальной школе, содержания и методики обучения и воспитания позволяет увидеть существенные различия. Для детского сада характерны бытовой комфорт, совместные бытовая, игровая, познавательная деятельность, относительное отсутствие обязательного минимума усвоения информации и оценки знаний в баллах, неформальное общение со взрослым. В начальной школе почти вся организация педагогического процесса нацелена на усвоение знаний; ролевые позиции учителя и ученика точно обозначены (учитель - учит, ученик - учится), успешность деятельности ученика оценивается в баллах, неформальное общение учителя и ученика занимает очень мало времени. С переходом из «домашней» атмосферы детского сада в более официальную обстановку школы жизнь ребёнка начинает подчиняться системе строгих правил. Место воспитателя детского сада в его жизни занимает учитель, для которого главным мерилом сформированности личности ребёнка становятся послушание и успехи в учёбе. Резко возрастают требования не только к интеллектуальной и познавательной сферам ребёнка, но и к его волевой сфере, способности к саморегуляции поведения и т. д. Успешность прохождения детьми этого столь сложного для них периода большинство исследователей видят в развитии именно их волевой и познавательной активности.
Представляется целесообразным рассмотреть проблему перехода ребёнка из детского сада в школу не с точки зрения его подготовленности к этому шагу, а с точки зрения изменения социальной позиции ребёнка в результате его вхождения в новую социальную среду на школьном этапе обучения.
Дошкольный и младший школьный возраст, как никакой другой, характеризуется сильнейшей зависимостью от влияния взрослого. В соответствии с этим, развитие личности ребёнка на каждом новом для него этапе включает три фазы: адаптацию, т.е. усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с ними и детей друг с другом, индивидуализацию, т.е. стремление ребёнка выделиться среди других детей либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо в шалостях и капризах, в том и другом случае ориентированных не столько на оценку других детей, сколько на учителей и воспитателей; интеграцию, т.е. согласование неосознаваемого стремления дошкольника обозначить своими действиями собственную личность с готовностью взрослых принять в нём только то, что соответствует общественно обусловленной и важнейшей для них задаче обеспечения перехода ребёнка на новый этап общественного воспитания – в школу.
Воспитатели детского сада и учителя начальной школы воспринимаются ребёнком дошкольного и младшего школьного возраста как взрослые, от которых в значительной степени зависит его вхождение в новую для него социальную общность, и поэтому те и другие одинаково высокореферентны для него.
Одним из важнейших условий практической реализации преемственности является установление делового сотрудничества между воспитателем и учителями. Ведь преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Главная задача сотрудничества достигнуть единства при подготовке детей к школе и обеспечить высокий уровень готовности. В контактах между учителями и воспитателями выделяют три аспекта.
- Информационно-просветительский: предполагает взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно-воспитательной работы. И изучения программы старших групп и первого класса. Участвуют в совместных педсоветах, в семинарах, практикумах по обсуждению «стыковки программы».
- Методический: предполагает взаимное ознакомление, но уже с методами и формами осуществления учебно-воспитательной работы (взаимное посещение педагогами уроков в школе и занятий в детском саду с последующим обсуждением).
- Практический: выражается с одной стороны в предварительном знакомстве учителей с детским садом со своими будущими учениками, а с другой стороны в курировании воспитателями своих бывших воспитанников в процессе обучения.
Поступление в школу – значительное событие в жизни ребенка. Оно коренным образом меняет социальную ситуацию развития и во многом определяет перспективы развития личности. Это период смены ведущей деятельности и появления новой роли – роли ученика. Какие задачи в этом плане стоят перед педагогами дошкольных учреждений? Их много. Одна из них – преемственность в воспитании и обучении детей ДОУ и начальных классах школы.
О недостатках традиционной системы образования.
Новое понимание преемственности дошкольного и начального школьного образования отражено в федеральных и муниципальных документах и информационных письмах. Особый интерес для систем вузовского и дополнительного профессионального образования представляет анализ традиционной системы образования с учетом позиций, требующих первоочередного решения. Имеется в виду выделение новых линий в образовательной работе начальной школы, обеспечивающих углубление содержательной преемственности на этапе дошкольного и начального образования; определения возможных путей реализации преемственности в условиях общения содержания, форм и методов образования.
Рассматривая современное состояние проблемы преемственности, отметим недостатки традиционной системы образования. Речь идет об ориентации педагогов на формально-вербальные и информационно-рецептурные способы обучения, на принципы послушания, подражания и повторения, на односторонность воздействия педагога, порождающих «эмоциональную глухоту» у ребенка. Речь идет также о недооценке, а порой игнорировании поло-ролевой дифференциации детей, механическом переносе в детский сад школьных форм и методов, предметной системы преподавания, а также о тактике дублирования в начальной школе того, что уже получил ребенок в детском саду.
Эти подходы вытесняют из детского сада игру, а в начальной школе затрудняют развитие у детей основ теоретического мышления.
Преемственность – принцип, изначально положенный в основу системы непрерывного образования. При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа использует опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению:
- развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника;
- способность к творчеству и самостоятельность;
- творческое воображение как направление интеллектуального развития ребенка;
- развитие коммуникативных умений, т.е. умение общаться с взрослыми и сверстниками.
Стратегию и тактику взаимодействия образовательных учреждений на ступени дошкольного и начального образования определяют категории «развитие» и «воспитание». «Развитие» в дошкольном и младшем школьном периоде рассматривается как изменение системы взаимодействия «ребенок-взрослый», как смена типов детской деятельности. Именно возраст смены типа деятельности ребенка и есть возраст готовности его к школе, точка индивидуального педагогического проектирования. «Воспитание» детей дошкольного возраста подразумевает, что родители и воспитатели должны научить в первую очередь самостоятельно мыслить, делать выводы, размышлять, прислушиваться к другим людям. Большинству первоклассников это дается нелегко, потому что в период дошкольного воспитания ими не были получены соответствующие навыки. При воспитании в дошкольном возрасте очень важно привить именно такие взгляды и привычки.
Данные основания позволяют выделить критерии готовности ребенка к школе: это морфофизиологическая зрелость, развитие психических процессов, в особенности воображения как интегральной психологической характеристики, определенный уровень развития эмоционально-волевой сферы и социальной зрелости. Все критерии одинаково значимы в процессе адаптации ребенка к начальной школе. Но особое внимание педагог должен уделять исследованию показателей, характеризующих здоровье ребенка. У значительной части детей оно ухудшается уже в конце первого года обучения в школе. Не менее важная проблема – обеспечение единой линии педагогического процесса на этапах дошкольного и начального школьного образования.
Работа по преемственности ведется в трех традиционных направлениях:
- методическая работа
- работа с детьми
- работа с родителями.
Методическая работа включает в себя изучение методов и форм воспитательно-образовательной работы через:
1) взаимопосещение открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной школе;
2) рекомендации работающих в ДОУ воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда по выпускникам;
3) участие в совместных педсоветах, семинарах-практикумах на базе ДОУ;
4) совместные МО творческих групп воспитателей и учителей начальной школы на базе ДОУ.
Работа с детьми состоит из:
- организации экскурсий в школу детей старшего дошкольного возраста;
- организации выставок детских работ, вернисажей;
- посещений театрализованных представлений, поставленных младшими школьниками;
- посещения педагогами ДОУ праздничной линейки 1 сентября, посвящённой Дню знаний.
Работа с родителями предполагает:
- встречи учителей начальной школы с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста на родительских собраниях;
- анкетирование родителей будущих первоклассников по проблеме «Растим будущего школьника»;
- организацию работы «педагогической гостиной» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста по вопросам подготовки детей к школе;
- организацию дня открытых дверей.
По традиции каждый год на праздник первого сентября линейку в школе посещают воспитанники подготовительных групп с поздравлениями. Они первый раз знакомятся со школой.
Воспитатели посещают уроки в 1 классе, внеклассные мероприятия. Эти уроки позволяют педагогам дошкольных учреждений увидеть своих воспитанников уже учениками, увидеть и результаты своей работы. Учителя же показывают результаты привыкания детей к обучению в школе.
Развитие ребенка должно носить целостный характер. Поэтому свое влияние педагоги, как и другие специалисты, должны направить не только на интеллектуальную, но и на эмоционально-волевую и поведенческую сферу детей. Педагогу важно научиться изучать (исследовать) динамику становления личности ребенка. Кроме этого, ему необходимо непрерывно совершенствовать педагогическое мастерство. Причем внимание науки и методических служб следует ориентировать не только на общую методическую подготовку, но и на становление методической культуры педагогов, развитие их исследовательских умений и навыков.
Ожидаемые результаты:
- целостный педагогический процесс;
- реализация единой линии развития ребенка.
Перспективы преемственности
нашего дошкольного учреждения и школы.
Основными направлениями развития преемственности остаются:
- работа по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.
- здоровьесбережение,
- обеспечение охраны и укрепление здоровья детей.
В заключение хочется сказать: только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДУ в начальную школу безболезненным и успешным.
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Литература:
1.Безруких М.М. Ступеньки к школе. – М.: Дрофа, 2004.
2.Болотина Л.Р. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школ. М.: Айрис-Пресс, 2005.
3.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Владос, 2001.
4.Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. – М.: Генезис, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непрерывное развитие ребенка в едином образовательном пространстве «семья – детский сад – начальная школа» в условиях реализации ФГТ дошкольного образования и ФГОС НОО
"Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком" Л.С. Выготский...
Педагогический мост "Детский сад - начальная школа"
Актуальность совместных действий в образовательном пространстве между детским садом и школой. В связи с переходом на новые федеральные стандарты начального образования возникли проблемы едино...
Детский сад - начальная школа: проблемы преемственности
Выражением преемственности является установление взаимосвязи задач, содержания, форм, и методов воспитания обучения детей в детском саду и школе....
ДОУ и школа: проблема преемственности
Еще раз об актуальности федерального государственного стандарта дошкольного образоваания...
Региональном семинар «Эффективные практики по формированию ключевых компетентностей дошкольников в преемственной образовательной среде «Детский сад - начальная школа» Квест-игра «Радуга здоровья»
Квест игра «Радуга здоровья» Цель: формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и потребность к здоровому образу жизни.Задачи:Обучающие: -закрепить знания дете...
Выступление на ШМО "Преемственность в обучении: детский сад- начальная школа- средняя школа.
В статье даны основные рекомендации по преемственности обучения на различных ступенях получения образования....