Выступление на ШМО "Преемственность в обучении: детский сад- начальная школа- средняя школа.
статья по психологии (младшая, средняя, старшая группа)
В статье даны основные рекомендации по преемственности обучения на различных ступенях получения образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_v_obuchenii.docx | 29.42 КБ |
vystuplenie_na_shmo_tema_preemstvennoast_v_obuchenii.docx | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Любимовская СОШ»
Большесолдатского района Курской области
Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ»
Тема выступления: «Преемственность в обучении детский сад - начальная школа – средняя школа».
Выступление подготовила учитель начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ». Жигулина О.В. |
Любимовка
2022-2023 учебный год
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком ранее"
В.А. Сухомлинский
Переходные периоды от дошкольного к школьному детству, из начальной школы в средне звено школы считаются наиболее сложными и уязвимыми. Для того, чтобы они прошли как можно благоприятнее для ребенка, необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. Поэтому вопрос о преемственности в обучении начальной школы с дошкольным образованием, средним звеном основного общего образования актуален во все времена.
Что же такое преемственность?
Понятие преемственности в философском словаре обозначает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Преемственность в образовании детский сад – начальная школа
Именно с выходом ФГОС НОО и ФГТ ДОУ положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.
Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для реализации на практике решения проблемы преемственности.
Выполнив сравнительный анализ двух программ, можно сделать следующие выводы.
ФГОС ДОУ | ФГОС НОО |
1. В основу положена единая теоретико-методологическая основа - системно-деятельностный подход | |
2. В образовательном процессе используются единые формы работы: совместная деятельность детей, совместная деятельность взрослого и детей , самостоятельная деятельность | |
3. Цели ФГОС НОО являются как бы продолжением целей, поставленных ФГОС ДОУ: | |
укрепление физического здоровья | развитие физических качеств |
формирование предпосылок учебной деятельности | формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности |
формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств | духовно-нравственное развитие и воспитание |
Предназначение стандартов - формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне системы трех взаимосвязанных требований: к результатам, структуре и условиям реализации основных образовательных программ. |
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.
Цели и задачи сотрудничества педагогов дошкольной и школьной системы образования:
- выработка единой концепции процесса образования и воспитания в школе, в детском саду и в семье;
- максимальное соответствие целей и задач воспитания на различных ступенях образования, способов их достижения;
- просвещение родителей по основным психолого-педагогическим направлениям развития ребенка;
- создание системы качественной психологической поддержки родителей для преодоления проблем при переходе детей в первый класс из детского сада;
- распространение семейного опыта позитивного отношения к активной деятельности детей в обществе.
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений, Обычно работа конкретизируется по трем основным направлениям: работа с детьми; взаимодействие педагогов; сотрудничество с родителями.
1. Возможные формы работы с дошкольниками:
- экскурсии в школу;
- посещение школьного музея, библиотеки;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
- выставки рисунков и поделок;
- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
- совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
- участие в театрализованной деятельности;
- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
- (-экскурсии в школу с посещением спортивного зала, класса, библиотеки, столовой и т.д.;
- -знакомство с учителями и учениками начального звена, совместные мероприятия, проекты с ними;
- -проведение совместных спортивных мероприятий и праздников (праздник первого звонка, праздник букваря);
- -участие детей в адаптационных занятиях с учителями и специалистами начальной школы;
- -подготовка совместных театральных представлений, выставок художественных работ.)
2. Формы взаимодействия педагогов:
- совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
- семинары, мастер- классы;
- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
- открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
- педагогические и психологические наблюдения.
- (посещение воспитателями уроков в первом классе и учителями — образовательной деятельности в ДОУ;
- совместные тренинги для педагогов, проведенные психологом;
- анализ диагностики психологической готовности к школьному обучению выпускников ДОУ;
- анализ результатов адаптации первоклассников к школьному обучению;
- проведение совместных семинаров, мастер-классов, «круглых столов».)
3. Формы сотрудничества с родителями:
- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
- родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
- консультации с педагогами ДОУ и школы;
- встречи родителей с будущими учителями;
- дни открытых дверей;
- творческие мастерские;
- (анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
- образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
- семейные вечера, тематические досуги;
- визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
- заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
- дни открытых дверей в школе и в детском саду;
- встречи с учителями;
- консультирование на актуальные темы педагогами и психологами;
- совместные родительские собрания, дискуссионные клубы;
- курс обучения на тему психологической готовности к школе.)
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Наша школа тесно сотрудничает с МБДОУ № 1 «Родничок» с. Инзер:
- дошкольники ходят на экскурсию в школу, на мероприятия;
- частые и желанные гости в садике наши выпускники - школьники. Они рассказывают о школе много интересного будущим первоклассникам. Так же их привлекают к участию в праздниках;
- Проводятся взаимопосещения уроков в первом классе школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс, в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.
- проводятся в феврале – марте учебного года ознакомительные собрания с родителями будущих первоклассников;
- организуются в 3 четверти еженедельные занятия с дошкольниками, в которых стараемся создать условия для успешной адаптации к школьному режимы.
Вывод 1:
Уверена, что только заинтересованность школы, ДОУ и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.
Рекомендации :
- организация единого образовательного пространства,
- использование преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.
- проведение совместных мероприятий,
Преемственность в обучении начальная школа - среднее звено
Задача сохранения непрерывности образования не менее остро встает перед педагогами при переходе учеников из четвертого в пятый класс.
Выпускников 4 класса на этом переходном этапе ожидают следующие трудности:
- вместо одного учителя они вынуждены взаимодействовать с 8-10 преподавателями с разным стилем объяснения материала, различной системой оценивания, разным отношением к ученикам;
- изменился режим дня и количество учебной нагрузки, объем домашних заданий;
- не всегда программа начальной школы и среднего звена состыковывается друг с другом;
- методика преподавания не адаптирована к возрастным особенностям психики детей.
Процесс перехода может быть не только радостным событием для учащихся и родителей, но и зачастую носить проблемный характер
Причины возникновения проблемы:
- Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы;
- Недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях;
- Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;
- Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;
- Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;
- Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;
- Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;
- Рассогласование в сложности содержания образовательных программ;
- Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;
- Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;
- Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников
- Невладение методикой активизации учебно-познавательной деятельности пятиклассников;
- Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся;
- Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе;
- Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.
- существенное изменение родительского отношения к школе:
- откровенно агрессивное или с абсолютное равнодушие, неприятие, пренебрежение;
- многие дети подвергаются в семьях физическим наказаниям, растут в тяжёлой моральной атмосфере;
- рост числа малообеспеченных семей;
- увеличением количества социально-обездоленных детей.
Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости.
В связи, с чем возникает необходимость четкого планирования работы по преемственности.
Решая проблему преемственности, работа должна вестись по трем направлениям:
- совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
- работа с учащимися;
- работа с родителями.
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:
- образовательные программы;
- организация учебного процесса;
- единые требования к учащимся;
- структура уроков.
Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося. При реализации преемственности начальной школы и среднего звена нужно сохранить познавательную мотивацию.
Чтобы облегчить адаптацию дошкольников к началу обучения в школе и переход из начального в среднее звено нужно ориентироваться на требования государственного стандарта, сохранять ключевые новообразования каждого возраста
Преемственность начальной школы и среднего звена в рамках ФГОС решает следующие задачи:
- сохранение основного посыла, созданного в начальной школе, — умения учиться;
- учет особенностей физического и психического развития каждого возрастного периода;
- развитие индивидуальности всех учеников;
- сохранение физического здоровья и эмоционального комфорта школьников на переходном этапе.
Формы работы по преемственности между начальной школой и средним звеном:
- изучение педагогами 1-4 классов учебных программ 5 класса, а учителями, преподающими предметы в средней школе — изучение программы начального звена;
- посещение уроков в 4 классе потенциальным классным руководителем и учителями-предметниками;
- создание общих критериев оценивания учебной деятельности в четвертом и в пятом классе;
- совместный анализ срезовых работ четвероклассников;
- проведение родительского собрания по окончании начальной школы совместно с будущим классным руководителем и остальными преподавателями, информирование о методах мотивации младших школьников.
В нашей школе при реализации преемственности между начальным и основным общим образованием ведется следующая работа:
- посещение уроков в 4-м классе учителями предметниками среднего звена, которые будут преподавать в 5 классе в феврале-марте ;
- Открытые уроки учителей 4-х классов (русский язык, математика, окружающий мир).
- Родительское собрание - «Преемственность в обучении, воспитании, развитии обучающихся 5-х классов, при переходе из начальной в основную школу»
- Согласование учебных программ с учителями-предметниками.
- Посещение будущим классным руководителем уроков, родительских собраний, внеклассных мероприятий.
- Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса.
- Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков.
- Анкетирование обучающихся и родителей (лиц их заменяющих), учителей предметников в конце 1 четверти 5гокласса.
- Разработан единый орфографический режим, планы разбора
Вывод 2. Необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях.
Рекомендации:
Для осуществление последовательной и тщательной преемственности в воспитании, обучении и развитии школьников, необходимо создать определенные условия, а именно:
- Как можно раньше определить учителей-предметников и классного руководителя будущих 5 - ов.
- Посещение уроков в 4-ом классе учителями-предметниками, классным руководителем -внеклассных мероприятий.
- Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.
- Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы.
- Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
- Проведение родительского собрания.
- Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.
- Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ).
- Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения
- Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников.
- Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями.
Надеюсь, данная работа для кого-то будет эффективной в решении проблемы преемственности в современном образовании.
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком ранее"
В.А. Сухомлинский
Предварительный просмотр:
МКОУ «Любимовская СОШ»
Большесолдатского района Курской области
Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ»
Тема выступления: «Преемственность в обучении детский сад - начальная школа – средняя школа».
Выступление подготовила учитель начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ». Жигулина О.В. |
Любимовка
2022-2023 учебный год
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком ранее"
В.А. Сухомлинский
Переходные периоды от дошкольного к школьному детству, из начальной школы в средне звено школы считаются наиболее сложными и уязвимыми. Для того, чтобы они прошли как можно благоприятнее для ребенка, необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. Поэтому вопрос о преемственности в обучении начальной школы с дошкольным образованием, средним звеном основного общего образования актуален во все времена.
Что же такое преемственность?
Понятие преемственности в философском словаре обозначает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Преемственность в образовании детский сад – начальная школа
Именно с выходом ФГОС НОО и ФГТ ДОУ положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.
Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для реализации на практике решения проблемы преемственности.
Выполнив сравнительный анализ двух программ, можно сделать следующие выводы.
ФГОС ДОУ | ФГОС НОО |
1. В основу положена единая теоретико-методологическая основа - системно-деятельностный подход | |
2. В образовательном процессе используются единые формы работы: совместная деятельность детей, совместная деятельность взрослого и детей , самостоятельная деятельность | |
3. Цели ФГОС НОО являются как бы продолжением целей, поставленных ФГОС ДОУ: | |
укрепление физического здоровья | развитие физических качеств |
формирование предпосылок учебной деятельности | формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности |
формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств | духовно-нравственное развитие и воспитание |
Предназначение стандартов - формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне системы трех взаимосвязанных требований: к результатам, структуре и условиям реализации основных образовательных программ. |
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.
Цели и задачи сотрудничества педагогов дошкольной и школьной системы образования:
- выработка единой концепции процесса образования и воспитания в школе, в детском саду и в семье;
- максимальное соответствие целей и задач воспитания на различных ступенях образования, способов их достижения;
- просвещение родителей по основным психолого-педагогическим направлениям развития ребенка;
- создание системы качественной психологической поддержки родителей для преодоления проблем при переходе детей в первый класс из детского сада;
- распространение семейного опыта позитивного отношения к активной деятельности детей в обществе.
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений, Обычно работа конкретизируется по трем основным направлениям: работа с детьми; взаимодействие педагогов; сотрудничество с родителями.
1. Возможные формы работы с дошкольниками:
- экскурсии в школу;
- посещение школьного музея, библиотеки;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
- выставки рисунков и поделок;
- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
- совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
- участие в театрализованной деятельности;
- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
- (-экскурсии в школу с посещением спортивного зала, класса, библиотеки, столовой и т.д.;
- -знакомство с учителями и учениками начального звена, совместные мероприятия, проекты с ними;
- -проведение совместных спортивных мероприятий и праздников (праздник первого звонка, праздник букваря);
- -участие детей в адаптационных занятиях с учителями и специалистами начальной школы;
- -подготовка совместных театральных представлений, выставок художественных работ.)
2. Формы взаимодействия педагогов:
- совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
- семинары, мастер- классы;
- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
- открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
- педагогические и психологические наблюдения.
- (посещение воспитателями уроков в первом классе и учителями — образовательной деятельности в ДОУ;
- совместные тренинги для педагогов, проведенные психологом;
- анализ диагностики психологической готовности к школьному обучению выпускников ДОУ;
- анализ результатов адаптации первоклассников к школьному обучению;
- проведение совместных семинаров, мастер-классов, «круглых столов».)
3. Формы сотрудничества с родителями:
- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
- родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
- консультации с педагогами ДОУ и школы;
- встречи родителей с будущими учителями;
- дни открытых дверей;
- творческие мастерские;
- (анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
- образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
- семейные вечера, тематические досуги;
- визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
- заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
- дни открытых дверей в школе и в детском саду;
- встречи с учителями;
- консультирование на актуальные темы педагогами и психологами;
- совместные родительские собрания, дискуссионные клубы;
- курс обучения на тему психологической готовности к школе.)
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Наша школа тесно сотрудничает с МБДОУ № 1 «Родничок» с. Инзер:
- дошкольники ходят на экскурсию в школу, на мероприятия;
- частые и желанные гости в садике наши выпускники - школьники. Они рассказывают о школе много интересного будущим первоклассникам. Так же их привлекают к участию в праздниках;
- Проводятся взаимопосещения уроков в первом классе школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс, в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.
- проводятся в феврале – марте учебного года ознакомительные собрания с родителями будущих первоклассников;
- организуются в 3 четверти еженедельные занятия с дошкольниками, в которых стараемся создать условия для успешной адаптации к школьному режимы.
Вывод 1:
Уверена, что только заинтересованность школы, ДОУ и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.
Рекомендации :
- организация единого образовательного пространства,
- использование преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.
- проведение совместных мероприятий,
Преемственность в обучении начальная школа - среднее звено
Задача сохранения непрерывности образования не менее остро встает перед педагогами при переходе учеников из четвертого в пятый класс.
Выпускников 4 класса на этом переходном этапе ожидают следующие трудности:
- вместо одного учителя они вынуждены взаимодействовать с 8-10 преподавателями с разным стилем объяснения материала, различной системой оценивания, разным отношением к ученикам;
- изменился режим дня и количество учебной нагрузки, объем домашних заданий;
- не всегда программа начальной школы и среднего звена состыковывается друг с другом;
- методика преподавания не адаптирована к возрастным особенностям психики детей.
Процесс перехода может быть не только радостным событием для учащихся и родителей, но и зачастую носить проблемный характер
Причины возникновения проблемы:
- Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы;
- Недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях;
- Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;
- Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;
- Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;
- Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;
- Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;
- Рассогласование в сложности содержания образовательных программ;
- Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;
- Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;
- Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников
- Невладение методикой активизации учебно-познавательной деятельности пятиклассников;
- Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся;
- Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе;
- Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.
- существенное изменение родительского отношения к школе:
- откровенно агрессивное или с абсолютное равнодушие, неприятие, пренебрежение;
- многие дети подвергаются в семьях физическим наказаниям, растут в тяжёлой моральной атмосфере;
- рост числа малообеспеченных семей;
- увеличением количества социально-обездоленных детей.
Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости.
В связи, с чем возникает необходимость четкого планирования работы по преемственности.
Решая проблему преемственности, работа должна вестись по трем направлениям:
- совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
- работа с учащимися;
- работа с родителями.
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:
- образовательные программы;
- организация учебного процесса;
- единые требования к учащимся;
- структура уроков.
Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося. При реализации преемственности начальной школы и среднего звена нужно сохранить познавательную мотивацию.
Чтобы облегчить адаптацию дошкольников к началу обучения в школе и переход из начального в среднее звено нужно ориентироваться на требования государственного стандарта, сохранять ключевые новообразования каждого возраста
Преемственность начальной школы и среднего звена в рамках ФГОС решает следующие задачи:
- сохранение основного посыла, созданного в начальной школе, — умения учиться;
- учет особенностей физического и психического развития каждого возрастного периода;
- развитие индивидуальности всех учеников;
- сохранение физического здоровья и эмоционального комфорта школьников на переходном этапе.
Формы работы по преемственности между начальной школой и средним звеном:
- изучение педагогами 1-4 классов учебных программ 5 класса, а учителями, преподающими предметы в средней школе — изучение программы начального звена;
- посещение уроков в 4 классе потенциальным классным руководителем и учителями-предметниками;
- создание общих критериев оценивания учебной деятельности в четвертом и в пятом классе;
- совместный анализ срезовых работ четвероклассников;
- проведение родительского собрания по окончании начальной школы совместно с будущим классным руководителем и остальными преподавателями, информирование о методах мотивации младших школьников.
В нашей школе при реализации преемственности между начальным и основным общим образованием ведется следующая работа:
- посещение уроков в 4-м классе учителями предметниками среднего звена, которые будут преподавать в 5 классе в феврале-марте ;
- Открытые уроки учителей 4-х классов (русский язык, математика, окружающий мир).
- Родительское собрание - «Преемственность в обучении, воспитании, развитии обучающихся 5-х классов, при переходе из начальной в основную школу»
- Согласование учебных программ с учителями-предметниками.
- Посещение будущим классным руководителем уроков, родительских собраний, внеклассных мероприятий.
- Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса.
- Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков.
- Анкетирование обучающихся и родителей (лиц их заменяющих), учителей предметников в конце 1 четверти 5гокласса.
- Разработан единый орфографический режим, планы разбора
Вывод 2. Необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях.
Рекомендации:
Для осуществление последовательной и тщательной преемственности в воспитании, обучении и развитии школьников, необходимо создать определенные условия, а именно:
- Как можно раньше определить учителей-предметников и классного руководителя будущих 5 - ов.
- Посещение уроков в 4-ом классе учителями-предметниками, классным руководителем -внеклассных мероприятий.
- Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.
- Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы.
- Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
- Проведение родительского собрания.
- Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.
- Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ).
- Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения
- Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников.
- Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями.
Надеюсь, данная работа для кого-то будет эффективной в решении проблемы преемственности в современном образовании.
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком ранее"
В.А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непрерывное развитие ребенка в едином образовательном пространстве «семья – детский сад – начальная школа» в условиях реализации ФГТ дошкольного образования и ФГОС НОО
"Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком" Л.С. Выготский...
Педагогический мост "Детский сад - начальная школа"
Актуальность совместных действий в образовательном пространстве между детским садом и школой. В связи с переходом на новые федеральные стандарты начального образования возникли проблемы едино...
Детский сад - начальная школа: проблемы преемственности
Выражением преемственности является установление взаимосвязи задач, содержания, форм, и методов воспитания обучения детей в детском саду и школе....
ДОКЛАД «Организация образовательной деятельности на занятиях по английскому языку в ДОУ «Яблочко» в системе «Детский сад- начальная школа»
МБДОУ: «Федосеевский детский сад общеразвивающего вида«Яблочко» ДОКЛАД«Организация образовательной деятельности на занятиях по английскому языку в ДОУ «Я...
«Приоритеты воспитания и обучения ребенка в едином пространстве развития «семья – детский сад – начальная школа» в контексте ФГОС
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимо...
Выступление на городском семинаре "Эффективность совместной деятельности начальной школы и детского сада по подготовке дошкольников к успешной учебной деятельности"
Тема выступления "Роль воспитателя в подготовке детей к школьному обучению"...
«Теория и практика обучения каллиграфии в начальной школе»
Статья посвящена анализу научной литературы по теории и практики обучения каллиграфии в начальной школе. В статье рассмотрена актуальность темы, определения «каллиграфия» и «каллигра...