Выступление на ШМО "Преемственность в обучении: детский сад- начальная школа- средняя школа.
статья по психологии (младшая, средняя, старшая группа)

В статье даны основные рекомендации по преемственности обучения  на различных ступенях получения образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Любимовская СОШ»

Большесолдатского района Курской области

Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ»

Тема выступления:   «Преемственность в обучении   детский сад -                   начальная школа – средняя школа».

Выступление подготовила

учитель начальных классов

МКОУ «Любимовская  СОШ».

Жигулина О.В.

 

Любимовка

2022-2023 учебный год

«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком ранее"
В.А. Сухомлинский

         Переходные периоды  от дошкольного к школьному детству, из начальной школы  в средне звено школы считаются наиболее сложными и  уязвимыми. Для того, чтобы они прошли как можно благоприятнее для  ребенка, необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. Поэтому  вопрос о  преемственности  в обучении  начальной школы с  дошкольным  образованием,  средним звеном основного общего образования  актуален во все времена.

Что же такое преемственность? 

        Понятие преемственности в философском словаре обозначает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
      Под
преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.
    
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период  направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.      

 

 Преемственность в образовании детский сад – начальная школа
           Именно с выходом ФГОС НОО и ФГТ ДОУ  положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.
     Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для реализации на практике решения проблемы преемственности.

Выполнив сравнительный анализ двух программ, можно сделать следующие выводы.

ФГОС ДОУ

ФГОС НОО

1. В основу  положена единая теоретико-методологическая основа - системно-деятельностный подход

2.  В образовательном процессе используются единые формы работы: совместная деятельность детей, совместная деятельность взрослого и детей , самостоятельная деятельность

3. Цели ФГОС НОО являются как бы продолжением  целей, поставленных  ФГОС ДОУ:

укрепление физического здоровья

развитие физических качеств

формирование предпосылок учебной деятельности

формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств

духовно-нравственное развитие и воспитание

Предназначение стандартов - формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне  системы трех взаимосвязанных требований: к результатам, структуре и условиям реализации основных образовательных программ.

 

       Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.

    Цели и задачи сотрудничества педагогов дошкольной и школьной системы образования:

  •  выработка единой концепции процесса образования и воспитания в школе, в детском саду и в семье;
  • максимальное соответствие целей и задач воспитания на различных ступенях образования, способов их достижения;
  • просвещение родителей по основным психолого-педагогическим направлениям развития ребенка;
  • создание системы качественной психологической поддержки родителей для преодоления проблем при переходе детей в первый класс из детского сада;
  • распространение семейного опыта позитивного отношения к активной деятельности детей в обществе.

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

   Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений, Обычно работа конкретизируется   по трем основным направлениям: работа с детьми; взаимодействие педагогов; сотрудничество с родителями.

   1. Возможные формы работы с дошкольниками:

  • экскурсии в школу;
  • посещение школьного музея, библиотеки;
  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  • участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах;
  • выставки рисунков и поделок;
  • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
  • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
  • участие в театрализованной деятельности;
  • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
  • (-экскурсии в школу с посещением спортивного зала, класса, библиотеки, столовой и т.д.;
  • -знакомство с учителями и учениками начального звена, совместные мероприятия, проекты с ними;
  • -проведение совместных спортивных мероприятий и праздников (праздник первого звонка, праздник букваря);
  • -участие детей в адаптационных занятиях с учителями и специалистами начальной школы;
  • -подготовка совместных театральных представлений, выставок художественных работ.)

   2. Формы взаимодействия  педагогов:

  • совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
  • семинары, мастер- классы;
  • круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;
  • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  • взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
  • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
  • педагогические и психологические наблюдения.

   3. Формы сотрудничества с родителями:

  • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
  • родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
  • консультации с педагогами ДОУ и школы;
  • встречи родителей с будущими учителями;
  • дни открытых дверей;
  • творческие мастерские;
  • (анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
  • образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
  • семейные вечера,  тематические досуги;
  • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
  • заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
  • дни открытых дверей в школе и в детском саду;
  • встречи с учителями;
  • консультирование на актуальные темы педагогами и психологами;
  • совместные родительские собрания, дискуссионные клубы;
  • курс обучения на тему психологической готовности к школе.)

Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Наша школа  тесно сотрудничает с МБДОУ № 1 «Родничок» с. Инзер:

  • дошкольники ходят на экскурсию в школу, на мероприятия;
  • частые и желанные гости  в садике наши выпускники - школьники. Они рассказывают о школе много интересного  будущим первоклассникам. Так же  их привлекают  к участию в праздниках;
  • Проводятся взаимопосещения уроков в первом классе школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс, в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.        
  • проводятся в феврале – марте учебного года ознакомительные собрания с родителями будущих первоклассников;
  • организуются  в 3 четверти еженедельные занятия с дошкольниками, в которых стараемся создать условия для успешной адаптации к школьному режимы.

Вывод 1:

   Уверена, что только заинтересованность школы, ДОУ и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.

Рекомендации :

  • организация единого образовательного пространства,
  • использование преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.
  • проведение совместных мероприятий,

Преемственность  в обучении начальная школа -  среднее звено

     Задача сохранения непрерывности образования не менее остро встает перед педагогами при переходе учеников из четвертого в пятый класс. 

    Выпускников 4 класса на этом переходном этапе ожидают следующие трудности:

  • вместо одного учителя они вынуждены взаимодействовать с 8-10 преподавателями с разным стилем объяснения материала, различной системой оценивания, разным отношением к ученикам;
  • изменился режим дня и количество учебной нагрузки, объем домашних заданий;
  • не всегда программа начальной школы и среднего звена состыковывается друг с другом;
  • методика преподавания не адаптирована к возрастным особенностям психики детей.

     Процесс  перехода может быть не только радостным событием для учащихся и родителей, но и зачастую носить проблемный характер

   Причины возникновения проблемы:

  • Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы;
  • Недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях;
  • Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;
  • Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;
  • Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;
  • Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;
  • Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;
  • Рассогласование в сложности содержания образовательных программ;
  • Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;
  • Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;
  • Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников
  • Невладение методикой активизации учебно-познавательной деятельности пятиклассников;
  • Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся;
  • Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе;
  • Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.
  • существенное изменение родительского отношения к школе:
  • откровенно агрессивное или с абсолютное равнодушие, неприятие, пренебрежение;
  • многие дети подвергаются в семьях физическим наказаниям, растут в тяжёлой моральной атмосфере;
  • рост числа малообеспеченных семей;
  • увеличением количества социально-обездоленных детей.

      Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для школьника.  Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости.

   В связи, с чем возникает необходимость четкого планирования работы по преемственности.

     Решая проблему преемственности, работа должна вестись по трем направлениям:

  • совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
  • работа с учащимися;
  • работа с родителями.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

  • образовательные программы;
  • организация учебного процесса;
  • единые требования к учащимся;
  • структура уроков.

      Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося. При реализации преемственности начальной школы и среднего звена нужно сохранить познавательную мотивацию.

   Чтобы облегчить адаптацию дошкольников к началу обучения в школе и переход из начального в среднее звено нужно ориентироваться на требования государственного стандарта, сохранять ключевые новообразования каждого возраста

    Преемственность начальной школы и среднего звена в рамках ФГОС решает следующие задачи:

  • сохранение основного посыла, созданного в начальной школе, — умения учиться;
  • учет особенностей физического и психического развития каждого возрастного периода;
  • развитие индивидуальности всех учеников;
  • сохранение физического здоровья и эмоционального комфорта школьников на переходном этапе.

 Формы работы по преемственности между начальной школой и средним звеном:

  • изучение педагогами 1-4 классов учебных программ 5 класса, а учителями, преподающими предметы в средней школе — изучение программы начального звена;
  • посещение уроков в 4 классе потенциальным классным руководителем и учителями-предметниками;
  • создание общих критериев оценивания учебной деятельности в четвертом и в пятом классе;
  • совместный анализ срезовых работ четвероклассников;
  • проведение родительского собрания по окончании начальной школы совместно с будущим классным руководителем и остальными преподавателями, информирование о методах мотивации младших школьников.

    В нашей школе при реализации преемственности между начальным и основным общим образованием ведется следующая работа:

  • посещение уроков в 4-м классе учителями предметниками среднего звена, которые будут преподавать в 5 классе в феврале-марте ;
  • Открытые уроки учителей 4-х классов (русский язык, математика, окружающий мир).
  • Родительское собрание  - «Преемственность в обучении, воспитании, развитии обучающихся 5-х классов, при переходе из начальной в основную школу»
  • Согласование учебных программ с учителями-предметниками.
  • Посещение будущим классным руководителем уроков, родительских собраний, внеклассных мероприятий.
  • Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса.
  • Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков.
  • Анкетирование обучающихся и родителей (лиц их заменяющих), учителей предметников в конце 1 четверти 5гокласса.
  • Разработан единый орфографический режим, планы разбора

Вывод 2. Необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях.   

Рекомендации:

     Для осуществление последовательной и тщательной преемственности в воспитании, обучении и развитии школьников, необходимо создать определенные условия, а именно:

  • Как можно раньше определить учителей-предметников и классного руководителя будущих 5 - ов.
  • Посещение уроков в 4-ом классе учителями-предметниками, классным руководителем -внеклассных мероприятий.
  • Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.
  • Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы.
  • Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
  • Проведение родительского собрания.
  • Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.
  • Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ).
  • Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения
  • Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников.
  • Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями.

     Надеюсь,  данная работа для кого-то будет эффективной в решении  проблемы преемственности в  современном образовании.

«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком ранее"
В.А. Сухомлинский



Предварительный просмотр:

МКОУ «Любимовская СОШ»

Большесолдатского района Курской области

Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ»

Тема выступления:   «Преемственность в обучении   детский сад -                   начальная школа – средняя школа».

Выступление подготовила

учитель начальных классов

МКОУ «Любимовская  СОШ».

Жигулина О.В.

 

Любимовка

2022-2023 учебный год

«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком ранее"
В.А. Сухомлинский

         Переходные периоды  от дошкольного к школьному детству, из начальной школы  в средне звено школы считаются наиболее сложными и  уязвимыми. Для того, чтобы они прошли как можно благоприятнее для  ребенка, необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. Поэтому  вопрос о  преемственности  в обучении  начальной школы с  дошкольным  образованием,  средним звеном основного общего образования  актуален во все времена.

Что же такое преемственность? 

        Понятие преемственности в философском словаре обозначает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
      Под
преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.
    
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период  направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.      

 

 Преемственность в образовании детский сад – начальная школа
           Именно с выходом ФГОС НОО и ФГТ ДОУ  положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.
     Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для реализации на практике решения проблемы преемственности.

Выполнив сравнительный анализ двух программ, можно сделать следующие выводы.

ФГОС ДОУ

ФГОС НОО

1. В основу  положена единая теоретико-методологическая основа - системно-деятельностный подход

2.  В образовательном процессе используются единые формы работы: совместная деятельность детей, совместная деятельность взрослого и детей , самостоятельная деятельность

3. Цели ФГОС НОО являются как бы продолжением  целей, поставленных  ФГОС ДОУ:

укрепление физического здоровья

развитие физических качеств

формирование предпосылок учебной деятельности

формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств

духовно-нравственное развитие и воспитание

Предназначение стандартов - формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне  системы трех взаимосвязанных требований: к результатам, структуре и условиям реализации основных образовательных программ.

 

       Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.

    Цели и задачи сотрудничества педагогов дошкольной и школьной системы образования:

  •  выработка единой концепции процесса образования и воспитания в школе, в детском саду и в семье;
  • максимальное соответствие целей и задач воспитания на различных ступенях образования, способов их достижения;
  • просвещение родителей по основным психолого-педагогическим направлениям развития ребенка;
  • создание системы качественной психологической поддержки родителей для преодоления проблем при переходе детей в первый класс из детского сада;
  • распространение семейного опыта позитивного отношения к активной деятельности детей в обществе.

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

   Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений, Обычно работа конкретизируется   по трем основным направлениям: работа с детьми; взаимодействие педагогов; сотрудничество с родителями.

   1. Возможные формы работы с дошкольниками:

  • экскурсии в школу;
  • посещение школьного музея, библиотеки;
  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  • участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах;
  • выставки рисунков и поделок;
  • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
  • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
  • участие в театрализованной деятельности;
  • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
  • (-экскурсии в школу с посещением спортивного зала, класса, библиотеки, столовой и т.д.;
  • -знакомство с учителями и учениками начального звена, совместные мероприятия, проекты с ними;
  • -проведение совместных спортивных мероприятий и праздников (праздник первого звонка, праздник букваря);
  • -участие детей в адаптационных занятиях с учителями и специалистами начальной школы;
  • -подготовка совместных театральных представлений, выставок художественных работ.)

   2. Формы взаимодействия  педагогов:

  • совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
  • семинары, мастер- классы;
  • круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;
  • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  • взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
  • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
  • педагогические и психологические наблюдения.

   3. Формы сотрудничества с родителями:

  • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
  • родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
  • консультации с педагогами ДОУ и школы;
  • встречи родителей с будущими учителями;
  • дни открытых дверей;
  • творческие мастерские;
  • (анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
  • образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
  • семейные вечера,  тематические досуги;
  • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
  • заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
  • дни открытых дверей в школе и в детском саду;
  • встречи с учителями;
  • консультирование на актуальные темы педагогами и психологами;
  • совместные родительские собрания, дискуссионные клубы;
  • курс обучения на тему психологической готовности к школе.)

Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Наша школа  тесно сотрудничает с МБДОУ № 1 «Родничок» с. Инзер:

  • дошкольники ходят на экскурсию в школу, на мероприятия;
  • частые и желанные гости  в садике наши выпускники - школьники. Они рассказывают о школе много интересного  будущим первоклассникам. Так же  их привлекают  к участию в праздниках;
  • Проводятся взаимопосещения уроков в первом классе школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс, в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.        
  • проводятся в феврале – марте учебного года ознакомительные собрания с родителями будущих первоклассников;
  • организуются  в 3 четверти еженедельные занятия с дошкольниками, в которых стараемся создать условия для успешной адаптации к школьному режимы.

Вывод 1:

   Уверена, что только заинтересованность школы, ДОУ и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.

Рекомендации :

  • организация единого образовательного пространства,
  • использование преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.
  • проведение совместных мероприятий,

Преемственность  в обучении начальная школа -  среднее звено

     Задача сохранения непрерывности образования не менее остро встает перед педагогами при переходе учеников из четвертого в пятый класс. 

    Выпускников 4 класса на этом переходном этапе ожидают следующие трудности:

  • вместо одного учителя они вынуждены взаимодействовать с 8-10 преподавателями с разным стилем объяснения материала, различной системой оценивания, разным отношением к ученикам;
  • изменился режим дня и количество учебной нагрузки, объем домашних заданий;
  • не всегда программа начальной школы и среднего звена состыковывается друг с другом;
  • методика преподавания не адаптирована к возрастным особенностям психики детей.

     Процесс  перехода может быть не только радостным событием для учащихся и родителей, но и зачастую носить проблемный характер

   Причины возникновения проблемы:

  • Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы;
  • Недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях;
  • Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;
  • Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;
  • Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;
  • Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;
  • Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;
  • Рассогласование в сложности содержания образовательных программ;
  • Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;
  • Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;
  • Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников
  • Невладение методикой активизации учебно-познавательной деятельности пятиклассников;
  • Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся;
  • Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе;
  • Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.
  • существенное изменение родительского отношения к школе:
  • откровенно агрессивное или с абсолютное равнодушие, неприятие, пренебрежение;
  • многие дети подвергаются в семьях физическим наказаниям, растут в тяжёлой моральной атмосфере;
  • рост числа малообеспеченных семей;
  • увеличением количества социально-обездоленных детей.

      Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для школьника.  Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости.

   В связи, с чем возникает необходимость четкого планирования работы по преемственности.

     Решая проблему преемственности, работа должна вестись по трем направлениям:

  • совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
  • работа с учащимися;
  • работа с родителями.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

  • образовательные программы;
  • организация учебного процесса;
  • единые требования к учащимся;
  • структура уроков.

      Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося. При реализации преемственности начальной школы и среднего звена нужно сохранить познавательную мотивацию.

   Чтобы облегчить адаптацию дошкольников к началу обучения в школе и переход из начального в среднее звено нужно ориентироваться на требования государственного стандарта, сохранять ключевые новообразования каждого возраста

    Преемственность начальной школы и среднего звена в рамках ФГОС решает следующие задачи:

  • сохранение основного посыла, созданного в начальной школе, — умения учиться;
  • учет особенностей физического и психического развития каждого возрастного периода;
  • развитие индивидуальности всех учеников;
  • сохранение физического здоровья и эмоционального комфорта школьников на переходном этапе.

 Формы работы по преемственности между начальной школой и средним звеном:

  • изучение педагогами 1-4 классов учебных программ 5 класса, а учителями, преподающими предметы в средней школе — изучение программы начального звена;
  • посещение уроков в 4 классе потенциальным классным руководителем и учителями-предметниками;
  • создание общих критериев оценивания учебной деятельности в четвертом и в пятом классе;
  • совместный анализ срезовых работ четвероклассников;
  • проведение родительского собрания по окончании начальной школы совместно с будущим классным руководителем и остальными преподавателями, информирование о методах мотивации младших школьников.

    В нашей школе при реализации преемственности между начальным и основным общим образованием ведется следующая работа:

  • посещение уроков в 4-м классе учителями предметниками среднего звена, которые будут преподавать в 5 классе в феврале-марте ;
  • Открытые уроки учителей 4-х классов (русский язык, математика, окружающий мир).
  • Родительское собрание  - «Преемственность в обучении, воспитании, развитии обучающихся 5-х классов, при переходе из начальной в основную школу»
  • Согласование учебных программ с учителями-предметниками.
  • Посещение будущим классным руководителем уроков, родительских собраний, внеклассных мероприятий.
  • Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса.
  • Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков.
  • Анкетирование обучающихся и родителей (лиц их заменяющих), учителей предметников в конце 1 четверти 5гокласса.
  • Разработан единый орфографический режим, планы разбора

Вывод 2. Необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях.   

Рекомендации:

     Для осуществление последовательной и тщательной преемственности в воспитании, обучении и развитии школьников, необходимо создать определенные условия, а именно:

  • Как можно раньше определить учителей-предметников и классного руководителя будущих 5 - ов.
  • Посещение уроков в 4-ом классе учителями-предметниками, классным руководителем -внеклассных мероприятий.
  • Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.
  • Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы.
  • Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.
  • Проведение родительского собрания.
  • Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.
  • Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ).
  • Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения
  • Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников.
  • Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями.

     Надеюсь,  данная работа для кого-то будет эффективной в решении  проблемы преемственности в  современном образовании.

«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком ранее"
В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывное развитие ребенка в едином образовательном пространстве «семья – детский сад – начальная школа» в условиях реализации ФГТ дошкольного образования и ФГОС НОО

"Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком" Л.С. Выготский...

Педагогический мост "Детский сад - начальная школа"

Актуальность совместных действий в образовательном пространстве между детским садом и школой. В связи с переходом на новые федеральные стандарты начального образования возникли проблемы едино...

Детский сад - начальная школа: проблемы преемственности

Выражением преемственности является установление взаимосвязи задач, содержания, форм, и методов воспитания обучения детей в детском саду и школе....

ДОКЛАД «Организация образовательной деятельности на занятиях по английскому языку в ДОУ «Яблочко» в системе «Детский сад- начальная школа»

МБДОУ: «Федосеевский детский сад общеразвивающего вида«Яблочко»        ДОКЛАД«Организация образовательной деятельности на занятиях по английскому языку в ДОУ «Я...

«Приоритеты воспитания и обучения ребенка в едином пространстве развития «семья – детский сад – начальная школа» в контексте ФГОС

     Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимо...

«Теория и практика обучения каллиграфии в начальной школе»

Статья посвящена анализу научной литературы по теории и практики обучения каллиграфии в начальной школе. В статье рассмотрена актуальность темы, определения «каллиграфия» и «каллигра...