Психологические аспекты преемственности детского сада и школы. Проблемы и пути их решения.
материал на тему
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №9 г.Тары»
Тарского муниципального района Омской области
Выступление на круглом столе по вопросам преемственности
дошкольного и начального образования
«Современный первоклассник, кто он?»
Психологические аспекты преемственности детского сада и школы. Проблемы и пути их решения.
Выполнила:
педагог-психолог
Тимомеева Джамиля Камильевна
Ноябрь – 2011
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.
Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Это является приоритетным направлением работы психологов в образовательных учреждениях.
С какими же проблемами мы, педагоги-психологи, сталкиваемся при обеспечении преемственности детского сада и школы?
1. Одной из проблем является выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения. Эта проблема ощутима даже в нашем небольшом городке, где работает несколько школ, а также гимназия, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, множество программ. Определиться родителям с выбором очень непросто. Ведь необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребёнка, специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя и многое другое.
Как же решить данную проблему? Педагоги-психологи детских садов проводят обширную практическую работу по сопровождению на этапе перехода детей из детского сада в начальную школу. В соответствии с запросом школьных психологов методисты и воспитатели, педагоги-психологи детских садов, создают свой банк данных, характеризующих психологические особенности детей, зоны их актуального и ближайшего развития, возможные затруднения, которые могут возникнуть на начальном этапе обучения детей в школе. Опора на полные сведения о каждом конкретном ребенке и потенциальных возможностях его развития позволяет уже в первые дни пребывания ребенка в школе разрабатывать индивидуальные программы поддержки, реабилитации и коррекции психического развития первоклассников.
В свою очередь школьные психологи, если они есть, наблюдая за процессом адаптации детей к школе и анализируя результаты регулярных психодиагностических обследований, направляют получаемую информацию в дошкольные учреждения, на основании которой методисты и воспитатели вносят соответствующие коррективы в содержание и методику проведения своей работы с дошкольниками.
Таким образом, непосредственный контакт психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребёнка в школу, помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.
2. Тревожит и проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению в части школ. При поступлении в такую школу требуется, чтобы ребёнок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребёнка без учёта его индивидуальных особенностей. Однако программы детских садов не подразумевают получение таких знаний и умений, вследствие чего родители ведут своих детей в учреждения дополнительного образования. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.
Сотрудничество педагогов-психологов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребёнка, а не накопления знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребёнка на образование.
3. Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.
В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.
4. Решение проблемы преемственности часто невозможно из-за недостаточного количества специалистов-психологов в образовательном учреждении.
Каковы же этапы осуществления преемственности детского сада и школы?
1 этап - поступление ребенка в детский сад:
- учет и постановка детей в детский сад,
- медицинское обследование,
- адаптационный период ребенка при поступлении в детский сад,
- педагогическая и психологическая диагностика при поступлении ребенка в детский сад.
2 этап: подготовка ребенка к обучению:
Методическая работа:
- проведение общих метод. объединений, педагогических советов воспитателей и учителей начальных классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей,
- проведение открытых уроков и занятий,
- разработка "сквозных" программ по трудовому, эстетическому, экологическому воспитанию,
- ведение диагностических карт на каждого ребенка с целью дальнейшего отслеживания роста и развития детей,
- выявление наиболее острых проблемных вопросов при обучении детей в начальной школе и среднем звене (школьная незрелость, дезадаптация первоклассников в школе, % неуспевающих).
На втором этапе, самом длительном, с детьми задействованы воспитатели, учителя, педагог-психолог, медицинская сестра, старший воспитатель.
3 этап - плавный переход из детского сада в школу:
- педагогическая и психологическая диагностика детей, характеристики на детей, адаптация первоклассников в школе. Заполнение диагностических карт на каждого ребенка,
- заседание психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс,
- дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям,
- проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед с психологом.
В рамках данного выступления хотелось бы рассказать также о работе, которая ведется непосредственно в нашем детском саду. Хорошей традицией стало посещение подготовительных к школе групп мероприятий, посвященных Дню Знаний 1 сентября. Также наши ребята в течение учебного года ходят на экскурсию в музей, библиотеку Тарской гимназии №1. Учителя гимназии, осуществляющие набор в первый класс, посещают родительские собрания, внутригрупповые мероприятия. Немаловажным является и преемственность образовательных программ: в нашем детском саду осуществляется программа «Детский сад 2100», в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Педагогом-психологом детского сада составляется индивидуальная карта развития дошкольников, однако при переходе из детского сада в школу эти данные остаются невостребованными.
Конечно, работа по преемственности детского сада и школы в нашем детском саду ведется, однако существует ряд вопросов, которые можно было бы решить наличием в образовательных учреждениях специалистов-психологов, ведь воспитатели и учителя чаще диагностируют полученные знания, умения и навыки, а процесс адаптации ребенка чаще связан с психологическими проблемами. Также решение проблемы преемственности требует разработки целой программы взаимодействия детского сада и школы, осуществление которой позволит построить целостный педагогический процесс, а также реализовать единую линию развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют: 1. Состояние здоровья и физическое развитие детей. 2. Ур...
Преемственность детского сада и школы как организационно-педагогическая проблема
В статье расскрываются проблемы преемственности детского сада и школы....
Доклад и презентация «Проблемы преемственности детского сада и школы. Пути их решения»
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой пе...
Консультация для воспитателей.Преемственность в работе дошкольной организации и школы.Проблемы и пути их решения на современном этапе
Консультация для воспитателейПремственность в работе ДОО и школы. Проблемы и пути их решения на современном этапе....
«Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их решения»
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят пе...
«Проблемы преемственности детского сада и школы. Пути решения и перспективы работы»
Преемственность – это последовательная передача чего-либо от одного к другому.Преемственность в образовании - это переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и посте...
ПМПк - детский сад и школа: проблемы и пути их решения
Вопрос организации преемственности в работе ПМПк ДОУ и школы с учетом инклюзии в образовании, включая методическую преемственность, преемственность развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взро...