Педагогический мост "Детский сад - начальная школа"
тест по теме
Актуальность совместных действий в образовательном пространстве между детским садом и школой.
В связи с переходом на новые федеральные стандарты начального образования возникли проблемы единого понимания определения «уровень готовности детей к обучению в школе» между педагогами детского сада и начальной школы.
Для успешного обеспечения качества системы образования необходима ее непрерывность.В рамках единого образовательного пространства необходимо создание преемственности на всех этапах обучения детей. В условиях введения стандартов нового поколения актуальность проблемы усиливается недостаточной согласованностью в вопросах понимания педагогами ДОУ и школы общего и различного в целях и организации дошкольного и начального школьного образования (приоритетов коллективных и индивидуальных форм обучения, организации и видов работ на занятиях и уроках и т. д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstv.odt | 54.8 КБ |
kruglyy_stol.odt | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность совместных действий в образовательном пространстве между детским садом и школой.
В связи с переходом на новые федеральные стандарты начального образования возникли проблемы единого понимания определения «уровень готовности детей к обучению в школе» между педагогами детского сада и начальной школы.
Для успешного обеспечения качества системы образования необходима ее непрерывность.В рамках единого образовательного пространства необходимо создание преемственности на всех этапах обучения детей. В условиях введения стандартов нового поколения актуальность проблемы усиливается недостаточной согласованностью в вопросах понимания педагогами ДОУ и школы общего и различного в целях и организации дошкольного и начального школьного образования (приоритетов коллективных и индивидуальных форм обучения, организации и видов работ на занятиях и уроках и т. д.).
Пути решения
– выявление проблем обеспечения преемственности;
-встречи за круглым столом;
-взаимопосещения - изучение учителями школы портфолио выпускников детского сада;
-подготовка и проведение совместных тематических консультаций по вопросам подготовки и готовности к современной школе для родителей;
Критерии эффективности совместных действий:
-уровень мотивационной готовности
-уровень психофизической готовности
-уровень сформированности предпосылок универсальных учебных действий
-уровень социально – коммуникативной готовности
Районные педагогические чтения работников муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений Канского района
«Обеспечение преемственности между ДОУ и школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС общего начального школьного образования»
Март 2013 год
МБДОУ «Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»
Старший воспитатель Бобанова Т.М.
Педагогический мост «Детский сад – начальная школа»
С введением ФГТ к структуре дошкольной образовательной программы «Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 665» и принятием новых Федеральных государственных Образовательных стандартов (ФГОС) начального школьного образования «Приказ Министерства образования и науки от 22.12.2009 года № 373» - резко актуализировалась проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования.
В связи с этим цель и задачи МБДОУ «Чечеульский детский сад» и Чечеульской СОШ следующие:
Цель: обеспечение преемственности учебно – воспитательного процесса, социокультурной адаптации дошкольника к условиям новой социальной ситуации своего развития.
Задачи: - совместно разработать и реализовать модель взаимодействия детского сада и начальной школы;
-обеспечить преемственность в применении образовательных программ, технологий, форм и методов работы педагогов с детьми.
Условия для реализации партнерства:
- сотрудничество учителей, воспитателей, психологов;
- сохранение самоценности каждого возрастного этапа развития ребенка;
- обеспечение поступательного возрастного развития дошкольника и младшего школьника.
ФГТ и ФГОС в полной мере могут быть приемлемыми и осуществляемыми при условии развитой материально – технической базе детского сада и школы, соответствующей современным технологиям и переподготовкой воспитателей и учителей.
Проблемы воспитателей:
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и ФГОС в школе поставили нас перед фактом переосмысления организации своей деятельности с детьми, родителями, школой.
Педагоги даже с большим стажем испытывают чувство неуверенности, психологического дискомфорта, столкнувшись с новыми моделями организации образовательного процесса (совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей). Настораживает и педагогов, и родителей, и учителей рекомендуемое ФГТ и обязывающее воспитателя учитывать детское отношение к НОД: «хочу – буду», «не хочу – не имеете права заставить». Задача педагога очаровать всех детей планируемой деятельностью, вовлечь во взаимодействие, сделать ребенка равноправным участником воспитательного процесса, и предоставить ему возможность свободного выбора и возможности самостоятельно развиваться. Воспитатели теряются, нервничают, с одной стороны – ФГТ, с другой – школа. Ребенка мы обязаны подготовить к ней, выпустить в дальнейшую жизнь с определенными знаниями и умениями, с набором развитых качеств по всем областям развития (здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество).
Непрерывность образовательного процесса, это наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования: ДОУ – школа – дальнейшее обучение и наконец, профессия.
Но, руководствуясь слова И.Бунина, «Мастерами не рождаются, ими становятся», мы осваиваем современные технологии общения и развития детей (партнерство, сотрудничество, обмен мнениями, репликами, выводами).
Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством заведующего либо методиста детского сада. В нашем детском саду таким руководством занимается старший воспитатель. Непосредственно в мои функции входят:
-методическое руководство педагогическим коллективом в целом;
-индивидуальное сопровождение каждого воспитателя;
-организация углубленной работы по проблеме преемственности между ДОУ и школой.
Разговор пойдет о методическом руководстве педагогическим коллективом в целом.
Непрерывность образовательного процесса, это наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования: ДОУ – школа – дальнейшее обучение и наконец, профессия.
Грамотная, профессиональная организация в этом вопросе – залог успешной адаптации ребенка к жизни, его учебных успехов и психологического самочувствия.
С целью оказания наглядной практической помощи спланировала методическую работу по теме «Освоение педагогами современных технологий взаимодействия с ребенком»
Направления деятельности | Содержание деятельности 2012 – 2013 учебный год | |||
Приоритетное направление деятельности: адаптация педагогов к ФГТ | -изучение нормативно – правовой базы развития ДОУ в условиях ФГТ и ФГОС -освоение педагогами современных технологий взаимодействия с ребенком | |||
Ведущие методы | Наблюдение деятельности, совместное планирование, прогнозирование, мониторинг | |||
Ожидаемый результат | Наличие у педагогов отчетливого представления о современных требованиях образования в ДОУ и начальной школе | |||
Экспериментально –поисковая деятельность | Апробировать нововведения в жизнедеятельности ДОУ и выработать план взаимодействия со школой при переходе на ФГТ и ФГОС | |||
Осмысление теоретических и методических основ преобразовательной деятельности | ||||
Изучение эффективности УВП в условиях нововведений | ||||
Ведущие методы | Исследовательские методы (анализ научно – методической литературы, опытно – педагогическая работа) | |||
Результат | Включение отдельных нововведений в жизнедеятельность ДОУ и школы | |||
2013– 2014 учебные годы | ||||
Сформированность адекватных и целостных представлений о реальном состоянии образовательной системы: объективно оценить процесс и результаты жизнедеятельности ДОУ за прошедший 2 –летний период | 1.Осуществление коллективной рефлексии в сообществе воспитателей, детей, родителей и педагогов в школе по результатам нововведений | |||
2.Обобщение опыта работы | ||||
3.Определение перспектив развития ДОУ | ||||
Основной результат | ||||
1.Работа педагогического коллектива в режиме инновационной деятельности | ||||
2. Повышение квалификации всех педагогических работников в области реализации ФГТ и ФГОС | ||||
3.Обеспечение комплексного развития каждого ребенка | ||||
4.Удовлетворенность всех участников образовательного процесса жизнедеятельностью ДОУ и результатами развития ребенка за время пребывания в ДОУ |
Формы методической работы 2012 -2013 учебном году | Цель |
Творческая гостиная «А как у вас?» | Получать новые знания и навыки профессиональной деятельности |
«Учимся вместе с детьми» (практический показ НОД) | Наглядный обмен опытом Повышение эффективности деятельности педагогов |
В работе с педагогами опираюсь на активные методы обучения, цель которых состоит в формировании и развитии педагогического мышления соответствующего современным требованиям.
Активные методы обучения, включаемые в формы методической работы |
Методы анализа конкретных ситуаций |
1.Упражнения 1. «Нужные слова» 2. «Пойми меня» 3. Безоценочное восприятие» 4. «Я хочу, я мечтаю» и др. | 2. Обсуждение видеосъемок мероприятий, НОД, Самостоятельной детской деятельности; «Мини – музей»; «Эксперименты» | 3.Практикумы «Общаться с ребенком. Как?» По книге Ю.Б.Гиппенрейтер | 4. Консультации по заявке воспитателей - «Как не дать ребенку стать трудным?»; |
Актуальной, по - прежнему, является
«Модель взаимодействия детского сада и школы»
Детский сад Начальная школа |
Изучение и анализ программ, нормативных документов по подготовке детей к школе в рамках ФГТ и ФГОС Изучение методов и приемов работы учителя. Обмен опытом. | Изучение и анализ программ, нормативных документов по подготовке детей к школе в рамках ФГТ и ФГОС Изучение работы воспитателя. Обмен опытом. |
Совместные методические объединения и педсоветы, круглые столы |
Встречи родителей с будущими учителями |
Посещения открытых уроков. | Посещения занятий в старших группах |
Организация развивающего пространства. Создание условий для обеспечения успешной адаптации детей при переходе из ДОУ в начальную школу. |
Преемственность направлена, на:
- создание единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении будущего школьника.
- обеспечение преемственности принципов, методов педагогической поддержки становления личности ребенка в ДОУ и начальной школе.
- Обеспечение профессионального роста педагогов.
В первую очередь обращаем внимание на единые подходы в реализации ФГТ в детском саду и ФГОС в школе.
Единые подходы следующие:
- И дошкольники, и школьники начальной ступени обучаются основным мыслительным действиям и операциям: анализу, синтезу, обобщению, у них формируется мышление, навыки выбора направлений деятельности и принятия решений;
- Обучаются умению обсуждать, доказывать, объяснять свои действия, вести дискуссию
- Используются методы, активизирующие у детей мышление, воображение, поисковую деятельность: элементы проблем в обучении; метод «ошибки» - проектный метод – обучающий детей самостоятельному поиску, умению обратиться за помощью к взрослым;
- Изменяются формы общения взрослого с детьми как в НОД в ДОУ, так и на уроках в школе, обеспечивается ребенку возможность ориентироваться на партнера – сверстника, взаимодействовать с ним и учиться поддерживать диалогическое общение, признавать право ребенка на высказывания и аргументированное отстаивание своего мнения, предложения, право на ошибку;
- Создаются условия для самостоятельной практической деятельности.
Прогнозируемый результат на детей:
- развитие любознательности детей как познавательной активности;
- развитие способности к творчеству и самостоятельности;
- развитие творческого воображения;
- успешное дальнейшее обучение.
Результат работы с педагогическим коллективом:
-в 2012 -2013 учебном году внедрены технологи:
- «Мини – музей» как форма развития ребенка
- «Экспериментирование как форма развития интегративных качеств детей среднего возраста»
На базе нашего ДОУ прошло РМО с представлением опыта работы с детьми младшей группы «Игрушки наших бабушек»; «Ледяные забавы»;
- Проектная деятельность с детьми как форма познавательного развития
- У воспитателей формируется потребность в общении, побуждение постоянно находиться в творческом поиске, совершенствоваться, поскольку рост профессионального мастерства педагога является основой повышения качества развития дошкольника, а в последствие и школьника.
Закончу выступление словами Ч.Дарвина
«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на изменения».
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы
1.Научно – методический журнал «Методист» 2010 год №10
-статья «Формирование исследовательской компетенции школьников как средство повышения учебной мотивации» Е.И.Семенова
-статья «Новой школе – компетентный педагог»
2.Научно – практический журнал «Управление Дошкольным Образовательным Учреждением»
3. Книга «Общаться с ребенком. Как?» -Ю.Б.Гиппенрейтер
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
МБДОУ «Чечеульский детский сад»
2012-2013 учебный год
Бесплатная кружковая работа
Подготовительная к школе группа
Савосько Т.Н.
Кружок «Волшебная игла» - вышивание
__________________________________________________________________
Косых Г.В. средняя группа
Кружок «Самоделкин» - бумагопластика и творческое конструирование из бросового материала
__________________________________________________________________
Бобанова Т.М. старшая группа
Кружок «Умники и умницы» - цикл разработок по ФГТ и открытый показ воспитателям
Кавка Ольга Борисовна
подготовительная к школе группа
Кружок «Марфушка» - русский фольклор
__________________________________________________________________
Юстишина Т.М.
Старшая группа
Кружок «Артисты»
________________________________________________________________
Яковлева О.А.
Средняя группа и младшая группа
Кружок «Колобок» творческая деятельность в лепке
__________________________________________________________________
Евпак Н.В.
Физинструктор
«Гармония» - акробатика
__________________________________________________________________
Введение в проблему
К сожалению фразы: «С родителями невозможно работать!», «Родители ничего не хотят!», «Как еще с ними общаться?» - бытующие в нашем детском саду.
В чем кроется причина сложившейся ситуации?
Прежде всего, нужно заметить, говоря о процессе взаимодействия педагогов ДОУ с родителями, мы говорим «Работа с родителями». С точки зрения уважения, этот термин не этичен. Ведь говоря о работе, подразумевается воздействие на какой – либо объект. Поэтому более грамотно использовать термин «общение». Общение предполагает наличие равных субъектов.
Именно равенство педагогов и родителей в общении и диалог между ними возможен только при восприятии сторонами друг друга. Родители нуждаются в помощи, но не формальной, а конкретной, учитывающей особенности развития их ребенка.
Родителям нужна компетентная помощь, а воспитатели не всегда могут её оказать. Нужно заметить, что общение педагогов с родителями – это прежде всего общение профессиональное, целенаправленное и содержательное. А если речь идет о профессиональной деятельности, то имеет смысл говорить о компетентности педагогов в организации общения с родителями:
- Назидательный тон;
- Неубедительность доводов;
- Жалобы на ребенка
- Неумение заметить и отметить в ребенке даже маленькие изменения в лучшую сторону;
Выдержка, тактичность, уважение, наблюдательность, приветливость, без оценочное общение – вот та составляющая успеха в общении с семьей.
Необходимо научиться активно слушать, найти нужные слова для начала беседы с родителем (ми), вначале создать положительный образ ребенка, а только потом говорить о том, что мешает в утверждении этих хороших качеств.
Поэтому нам самим нужно продумать, придумать новые формы общения с родителями.
-(Видео фильмы о жизни, поступках проблемных детей, и обсуждение именно с этими родителями, вырабатывать общие подходы к воспитанию положительных качеств).
-Итоговые просмотры – отчеты о достижениях детей (с низкой познавательной активностью, с плохой речью, низкой двигательной активностью, гиперактивностью и т.д)
-Встреча «А как поступаете Вы?» (с приглашением на определенное время, желательно индивидуально)
В общем нетрадиционные подходы в общении с детьми и их родителями.
Программа
преемственности МБДОУ «Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» и начальной ступени школы.
Цель: обеспечить безболезненный переход детей из ДОУ в начальную школу.
Задачи: обеспечить единые подходы в реализации федеративных государственных требований в детском саду и ФГОС в школе.
Единые подходы:
- Поддерживать развивающую предметную среду как в ДОУ, так и в начальной школе, функционально моделирующую содержание детской деятельности.
- Более широко использовать методы, активизирующие у детей мышление, воображение, поисковую деятельность, т.е. элементы проблем в обучении.
- Изменить формы общения с детьми как в НОД в ДОУ, так и на уроках в школе, обеспечить ребенку возможность ориентироваться на партнера – сверстника, взаимодействовать с ним и учиться поддерживать диалогическое общение между детьми, признавать право ребенка на высказывания и аргументированное отстаивание своего мнения, предложения, право на ошибку.
- Более широко использовать игровые приемы, создавать эмоционально – значимые ситуации, условия для самостоятельной практической деятельности.
Методическая работа по теме «Освоение педагогами современных технологий взаимодействия с ребенком»
- Система совместных действий
- Идея
- организация творческой гостиной «А как у ВАС?»
- Актуальность – новые подходы в совершенствование преемственных связей ДОУ и начальной школы.
- Цель: построение отношений воспитатель – ребенок – учитель
- Обоснование организации гостиной: переход на федеративные государственные требования организации непосредственно – образовательной деятельности (игра, эксперименты, поиск, исследование); партнерское взаимодействие воспитатель – ребенок.
- Форма проведения встреч
Направление программы:
-усовершенствовать формы организации и методы обучения как в ДОУ, так и в начальной школе:
- Использовать многообразие форм обучения, включая специфические детские виды деятельности на интегративной основе, выход за пределы группы, участка ДОУ, объединения в подгруппы, кружки по интересам.
- Использовать в ДОУ цикличность содержания обучения, обеспечивающую востребованность «предыдущего в настоящем», создающую условия для использования самими детьми имеющегося у них опыта.
- Обеспечить взаимосвязь НОД детей (фронтальной, подгрупповой, индивидуальной) с их самостоятельной продуктивной и игровой деятельностью.
- Поддерживать развивающую предметную среду как в ДОУ, так и в начальной школе, функционально моделирующую содержание детской деятельности.
- Более широко использовать методы, активизирующие у детей мышление, воображение, поисковую деятельность, т.е. элементы проблем в обучении.
- Более широко использовать игровые приемы, создавать эмоционально – значимые ситуации, условия для самостоятельной практической деятельности.
- Изменить формы общения с детьми как в НОД в ДОУ, так и на уроках в школе, обеспечить ребенку возможность ориентироваться на партнера – сверстника, взаимодействовать с ним и учиться поддерживать диалогическое общение между детьми, признавать право ребенка на высказывания и аргументированное отстаивание своего мнения, предложения, право на ошибку.
Методическая работа по теме «Освоение педагогами современных технологий взаимодействия с ребенком»
Направления деятельности | Содержание деятельности 2012 – 2013 учебный год | |
Приоритетные направления деятельности | -изучение нормативно – правовой базы развития ДОУ в условиях ФГТ и ФГОС -освоение педагогами современных технологий взаимодействия с ребенком | |
Ведущие методы | Планирование, прогнозирование, диагностика, мониторинг | |
Ожидаемый результат | Наличие у педагогов отчетливого представления о современных требованиях образования в ДОУ и начальной школе | |
Экспериментально –поисковая деятельность | Апробировать нововведения в жизнедеятельности ДОУ и выработать план взаимодействия со школой при переходе на ФГТ и ФГОС | |
Осмысление теоретических и методических основ преобразовательной деятельности | ||
Изучение эффективности УВП в условиях нововведений | ||
Разработка системы совместной деятельности со школой | ||
Ведущие методы | Исследовательские методы (анализ научно – методической литературы, опытно – педагогическая работа) | |
Результат | Включение отдельных нововведений в жизнедеятельность ДОУ и школы | |
2013 – 2015 учебные годы | ||
Сформированность адекватных и целостных представлений о реальном состоянии образовательной системы: объективно оценить процесс и результаты жизнедеятельности ДОУ за прошедший 3 –летний период | 1.Осуществление коллективной рефлексии в сообществе воспитателей, детей, родителей и педагогов в школе по результатам нововведений | |
2.Обобщение опыта работы | ||
3.Определение перспектив развития ДОУ | ||
Основной результат | ||
1.Работа педагогического коллектива в режиме инновационной деятельности | ||
2. Повышение квалификации всех педагогических работников в области реализации ФГТ и ФГОС | ||
3.Обеспечение комплексного развития каждого ребенка в соответствии с моделью выпускника | ||
4.Удовлетворенность всех участников образовательного процесса жизнедеятельностью ДОУ и результатами развития ребенка за время пребывания в ДОУ |
Система совместных действий
Идея
организация творческой гостиной «А как у ВАС?»
Актуальность – новые подходы в совершенствование преемственных связей ДОУ и начальной школы.
Цель: построение отношений воспитатель – ребенок – учитель
Обоснование организации гостиной: переход на федеративные государственные требования организации непосредственно – образовательной деятельности (игра, эксперименты, поиск, исследование); партнерское взаимодействие воспитатель – ребенок.
Форма проведения встреч
- Лекционно – познавательная (сообщение по теме)
- Дискуссионно – полемическая (обсуждение вопросов)
- Практико – демонстрационная (проигрывание ситуаций)
Время проведения 1 раз в два месяца
Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством старшего воспитателя. При решении данной проблемы работа ведется по трем направлениям.
Педагогический мост «Детский сад – начальная школа»
Условия создания «моста»:
1.Разработка единой программы действий
2.Обеспечение актуальных организационно – содержательных действий по преемственным связям детского сада и школы в рамках реализации ФГТ и ФГОС.
3.Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах преемственных связей.
Активные процессы социально – экономических преобразований, модернизация образования инициировали рассмотрение личности как высшей ценности и актуализировали развитие её социокультурного, нравственного и интеллектуального потенциала. При этом изменяется мышление, обновляется педагогическое сознание, осваиваются новые технологии развития личности, формируются её интеллектуальный потенциал и культура.
,
- План работы
Дата | мероприятия | исполнители |
октябрь | Адаптационный период первоклассников в рамках перехода на ФГОС НОО (открытые уроки для воспитателей дошкольной группы) | Учителя Цыбульская Т.В. Заборцева О.А. |
Декабрь | Круглый стол по теме «Преемственность между детским садом и начальной школой по вопросу повышения уровня обученности и воспитанности как конечного результата работы ОУ. Успехи и неудачи. | Зам. Директора поУВЧ, Учителя начальной школы, учитель – логопед, Педагог – психолог, Ст.воспитатель ДОУ |
январь | Круглый стол по теме: «Первые результаты и проблемы введения ФГТ и ФГОС НОО» | Зам. Директора поУВЧ, Учителя начальной школы, учитель – логопед, Педагог – психолог, Ст.воспитатель ДОУ |
март | Мониторинг уровня воспитанности детей | |
апрель | Родительские собрания «Новые федеральные государственные требования в воспитании детей дошкольного возраста» | Воспитатели ДОУ |
Май | Готовность дошкольников подготовительной группы к обучению по новым образовательным стандартам | Воспитатели |
Июнь | Летняя оздоровительная компания | Воспитатели |
Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи.
Я использую непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения»
Педагоги руководствуются следующими принципами работы с детьми:
-уход от жестко регламентируемого обучения школьного типа (занятие);
-обеспечение двигательной активности детей в различных формах;
-циклические детские виды деятельности;
-использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфические детские виды деятельности;
-обеспечение взаимосвязи с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др);
-широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение проблемных ситуаций, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;
-широкое использование игровых приемов, игрушек;
-создание эмоционально – значимых для детей ситуаций;
-выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому;
Содержательные компоненты преемственности
Педсовет: ситуативный практикум «Старший дошкольник – будущий первоклассник»
Цели:
-оказание содействия воспитателям в период подготовки детей к школе
-совершенствование системы работы ДОУ по преемственности дошкольного и начального школьного обучения.
Подготовка: ситуации для воспитателей
Задания воспитателям:
1.Проанализировать теоретический материал памятки и предложите адекватные меры эффективной адаптации старших дошкольников к школьной жизни.
2.Смоделировать конкретные предложения родителям дошкольников при подготовке детей к школе.
Чем определяется стремление детей к учению, их успешность (педагогически грамотной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям первоклассников
Наиболее эффективными в выработке общих подходов в подготовке детей к школе стали педагогические встречи. На этих встречах эффективно срабатывает метод игрового моделирования ситуаций общения педагогов ДОУ, учителей начальной школы, родителей, детей. В игровом общении в отношениях «педагог – родитель – учитель» появляется возможность для проявления и творческого потенциала партнеров, усиления обмена чувствами и переживаниями, связанными с приближением начала школьной жизни.
Интеллектуально – творческая игра «
Технология Открытого пространства
Открытое пространство рассматривается только как интерактивный метод успешного стимулирования педагогов на творческую креативную деятельность.
При использовании данной интерактивной формы проведения встречи не нужно детально разработанной повестки дня и плана работы, а также дополнительных материалов. Это принципиальное отличие данной формы организации педсовета от традиционной.
Что должно быть?
1.Тема – формулировка привлекательной темы является важным моментом, так как является центральным механизмом для концентрации дискуссии и вдохновения участников встреч.
Методика обобщения данных по адаптации первоклассников к школе
Н.А.Малышевой
Цель: совместный с учителем анализ успешности адаптации первоклассников к школе.
К сбору данных приступили в октябре, совместно с учителями 1-х классов.
Подготовили опросный лист и бланк для фиксации результатов. В итоговый бланк внесли суммарные данные по каждому ученику. Бланки заполняли учителя, к которым пришли дети из детского сада.
Опросный лист
1.Охотно ли, с интересом ребенок учится?
2.Активен ли на уроках? Часто ли выражает желание высказаться, ответить на вопросы?
3.Вполне ли дисциплинирован?
4.Умеет ли организовать себя в работе?
5.Достаточно ли развито внимание, целеустремленность, настойчивость?
6.Отвечает ли работоспособность первоклассника предъявляемым школой требованиям?
7.Переживает ли ученик свои учебные неудачи и удачи?
8.Стремиться ли к улучшению своих результатов?
9.Вполне ли удовлетворительно усваивает школьную программу?
10.Достаточно ли ученик контактен, легко ли откликается на воспитательное воздействие, призыв о помощи?
11.Хорошо ли складываются взаимоотношения с другими детьми?
12. Нуждается ли ребенок в дополнительной индивидуальной помощи: -на уроках; при выполнении домашних заданий?
13.Успешно ли прошел процесс адаптации к школе?
Обработка данных
Ответы на вопросы обозначаются баллами от 1 до 4
1 –безусловно, нет
2 – скорее нет, чем да
3 – скорее да, чем нет
4 – безусловно, да
Против фамилии учеников учитель выставляет баллы в соответствии с номером вопроса. В случае, когда вопрос затруднителен, графа остается незаполненной.
Практическое задание. На одном из тематических педсоветов обсуждаем значимые цели, ради которых мы ищем контактов с учителем первого класса, удается ли их достигнуть?
В каких конкретных результатах воплощаются ваши профессиональные и душевные усилия? Как удается влиять на снижение тревожности, нервозности и самочувствие детей, родителей в преддверии школьной жизни детей?
Что ждет школа от ДОУ и семьи.
Теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней
В условиях все возрастающих и быстро меняющихся требований к результатам образования резко актуализируется проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования.
В сложившейся практике нашего ДОУ и школы действует традиционный подход к проблеме преемственности.
Идея развивающего обучения в реальных педагогических технологиях предполагает выработку особого взгляда на традиционные решения проблемы преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней образования.
Мой взгляд:
- только изменение качества работы воспитателей и учителей ведет к изменению качества образовательного процесса;
-и наличие профессиональной компетентности воспитателя как интеграции профессиональных и личностных качеств, совокупность его знаний, умений и опыта в динамично развивающейся системе его профессиональной педагогической деятельности.
2. Система работы по реализации преемственного взаимодействия ДОУ и СОШ.
Мероприятия:
1.Разработка системы мониторинга по вопросам преемственности для ДОУ и СОШ
2.Сбор информации в соответствии с параметрами системы мониторинга
3.Разработка единых оценочных критериев «выхода» из дошкольного учреждения
4.Нахождение и систематизация совместных форм деятельности детей детского сада и начальной школы
1.Вопрос «В чем суть и специфика преемственности общеобразовательных программ дошкольного и начального школьного образования?»
2.Каковы основания для преемственности?
3.Какими средствами обеспечивается преемственность?
«Школа педагогического опыта»
Детский сад - это дом, где вместе с детьми растут и педагоги. Кто – то начинает свой профессиональный путь, кто – то заканчивает, кто – то всегда готов новому, готов творить, а кто – то хотел бы просидеть спокойно, лишь бы его не трогали.
Но все выше требования к качеству дошкольного образования у государства и родителей, учителей начальной ступени общеобразовательной школы.
Поэтому одной из форм совершенствования педагогического мастерства, в нашем ДОУ, в процессе введения федеративных государственных требований, организована и действует творческая гостиная «А как у ВАС?»
Актуальность – реализация преемственных связей ДОУ и начальной школы.
Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов.
Обоснование организации: переход на ФГТ к организации непосредственно – образовательной деятельности
Качество жизни и качество образования декларируются в 21 веке как главные ориентиры глобальной политики. Соответственно взгляды на сущность образования также претерпели значительные изменения. Если ранее в Педагогической энциклопедии (М: Советская энциклопедия, 1966 г.) образование определялось как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, то позднее Российской педагогической энциклопедии (М: Большая Российская энциклопедия, 1999 г) образование определяется как процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества.
Под социализацией понимаются процессы передачи и освоения знаний и навыков, необходимых для участия членов общества в социальном взаимодействии, т.е. обмене личностей действиями в процессе решения типичных жизненных проблем и задач. Тогда образование можно рассматривать как специально организованный процесс развития у воспитанников и обучающихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение в различных сферах деятельности.
Смысл образования – не накопление «строительного материала» в виде знания фактов, понятий, закономерностей, умений, и навыков, а формирование способностей строить дом.
В связи с изменением требований времени, федеративных государственных требований наступил переходный период в процессе работы ДОУ и на основе ФГОС в начальной школе.
Особенностями такого переходного периода являются:
- улучшение материально- технической базы;
- развитие и преобразование образовательной среды;
- привлечение родителей к активным партнерским отношениям
Важнейшая задача и составная часть внедрения новшества – обучение воспитателей и учителей творческой активности, которую можно разделить на три последовательные стадии:
- выработка у воспитателей и учителей стремления к рационализации образовательных процессов и эффективной организации труда;
Предварительный просмотр:
СОВМЕСТНЫЙ СО ШКОЛОЙ ПЕДСОВЕТ – КРУГЛЫЙ СТОЛ
17 декабря в 14. 30
Тема: «Совместные подходы в обучении и воспитании детей»
1.Адаптация в первом классе (учителя начальной школы, Савосько Т.Н, Яковлева О.А)
2.Совместные подходы в обучении и воспитании – диспут с принятием решений.
3. Развитие связной речи как фактор готовности к обучению в школе
Юстишина Т.М, Рябова И.Ю, Ничипурук Н.Н.
1.Введение в тему.
Переход ребенка в школу – новый этап в его развитии. Он связан с изменением «социальной ситуации развития», и кризисом 7 лет.
Школа как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения ребенка –дошкольника и строит свою педагогическую практику, задействуя и развивая его потенциал.
Контрольные вопросы:
А) Определить понятие «преемственность»
Б) Чем конкретно должна выражаться преемственность в работе между детским садом и школой?
-в содержании воспитания и обучения;
-в методах воспитания и обучения;
-в формах организации воспитания и обучения;
-в условиях организации воспитательно – образовательного процесса;
-в требованиях к детям?
2.Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.
(обсуждение и решение)
Непрерывность образовательного процесса – наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования.
Цели дошкольного образования.
Основная цель – всестороннее общее развитие ребенка, задаваемое Государственным стандартом в полном объеме в соответствии с возможностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека. Воспитательно – образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка и включает:
-развитие его компетентности (коммуникативной, интеллектуальной, физической);
-инициативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, свободы, безопасности поведения, самосознания, самооценки.
Цели начального школьного образования
-продолжать всестороннее общее развитие детей с учетом возросших возможностей, специфики школьной жизни;
-освоение важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике;
-становление учебной деятельности (мотиваций, способов, типов общения).
3.Старший воспитатель
МБДОУ «Чечеульский детский сад» руководствуется программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, которая строится с учетом принципа преемственности между всеми возрастными группами и между детским садом и начальной школой.
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- Практическое овладение воспитанниками нормами речи
- Воспитание читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять с полюбившимся персонажем. Развитие у детей чувства юмора.
- Совершенствование художественно – речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
Оценка выполнения программы в ДОУ глазами учителя.
- Ребенок владеет достаточным словарным запасом. Свободно общается с педагогом, родителями, другими взрослыми, сверстниками?
- Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, по набору картин с развитием действия?
- Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов?
- Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»?
- Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове?
- Проблемы, с которыми столкнулись учителя в работе с выпускниками ДОУ 2013 года.
Сообщение воспитателей подготовительной к школе группы «Состояние речевого развития, созданные условия и технологии развития речи детей»
Уровни развития В - высокий С - средний Н - низкий
Звуковая культура речи (произношение всех звуков родного языка) | Построение сложноподчиненных предложений с использованием языковых средств соединения (чтобы, если, потому что, когда и т.д.) | Связная речь (составление рассказов о предметах, по картинам, о событиях | Подготовка к обучению грамоте (делить слова на слоги; выделять последовательность звуков в простых словах) | ||||||||||||||||
в | с | н | в | с | н | в | с | н | в | с | н | ||||||||
Организация предметно – развивающей среды в подготовительной группе способствующей развитию речи детей.
- «Книжкин дом».
- Атрибуты к сюжетно – ролевым играм: …….
- «Театр»…..
- Настольно – печатные игры: домино, лото, картинки (для составления рассказов – творческих; по началу, концу; по серии картинок.
Технологии развития речи
1.Схемы
2. Мнемотаблицы
3.Комментированное рисование
4.Практикумы по выразительному чтению
Приемы способствующие восприятию текста и обогащению словаря
-Передача текста путем выразительно звучащего слова;
-Объяснение незнакомых слов;
-Активизация незнакомых слов в словаре ребенка;
-Разметка пауз, логического ударения,
Формы организации
Индивидуально
Малой подгруппой
Фронтально
Вопрос - обсуждение:
Стоит ли обучать ребенка чтению в предшкольный период?
Если стоит, то, как могут обучать чтению не подготовленные к этому воспитатели ДОУ?
Примерный портрет первоклассника глазами учителя, воспитателя
Качества личности | Хороший воспитанник | Идеальный воспитанник |
Дух соперничества | ||
Чувство товарищества | ||
Способность критически мыслить | ||
Любознательный, пытливый ум | ||
Раскрепощенность | ||
Честность | ||
Независимость | ||
Интеллектуальная развитость | ||
Организованность | ||
Послушание | ||
Уравновешенность | ||
Открытость | ||
Наличие собственных убеждений | ||
Эмоциональность | ||
Социальная адаптация |
Решение: ДОУ обязуется……… Школа обязуется……….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к проблеме преемственности в коррекционно-педагогической работе дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения и общеобразовательной начальной школы.
В данной статье раскрываются проблемы преемственности между дошкольным коррекционным учреждением и начальной общеобразовательной школой. Раскрываются современные формы преемственности, актуальность да...
Педагогические условия интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе.
«Интеллект- это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.» Векслер....
Выступление на педагогическом совете «Проблемы преемственности обучения в подготовительной группе и в начальной школе по ФГОС». Март 2016 г.
В выступлении описана работа школы-интерната для детей с ОВЗ по преемственности дошкольного образования и начального звена в условиях ФГОС. Март 2016 г....
«Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС» "Актуальные проблемы преемственности ДОУ и начальной школы"
Детский сад и школа – два смежных звена в системе образования. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется шир...
Круглый стол педагогов ДОУ и учителей начальной школы « Формирование у дошкольников внутренней позиции «я – школьник». Преемственность дошкольного учреждения с начальной школой».
Задачи проведения "Круглого стола":· расширить теоретический диапазон знаний участников круглого стола по проблеме формирования внутрен...
Консультация для учителей начальной школы «Применение игровых технологий в начальной школе как условие успешной адаптации первоклассников», с элементами тренинга
Облегчить переход детей из детского сада в школу, помочь учителю в формировании коллектива, в принятии и понимании вчерашних дошколят помогут психологические игровые технологии: коммуникативные игры н...
Использование педагогических технологий в начальной школе
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающ...