Доклад из опыта работы: "Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста"
материал
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с № 26
Красноярский край, город Зеленогорск
Доклад из опыта работы
«Проектная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель:
Гордеева Н.А.
В соответствии с требованиями современного образования, в соответствии с нормативно-правовыми документами ( Законе РФ «Об образовании в РФ», национальной доктрине образования в РФ, концепции модернизации российского образования, ФГОС) образовательные учреждения должно:
- обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
- обеспечить индивидуальный подход для каждого ребенка;
- реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и суждений;
- помнить, что ребенок активный участник педагогического процесса;
- привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираться на их интерес, учитывая их социальный опыт;
- обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Поэтому необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами — педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. По определению профессора У.Х. Киллпатрика, который разработал «Проектную систему обучения», «метод проектов», «Проект — есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».
От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского и проектного обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам проектного и исследовательского поиска.
Это еще важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Напротив, знания, усвоенные путем выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают. Не менее важно и то, что для ребенка естественнее и поэтому гораздо легче постигать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».
В результате этой технологии, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность. Современное общество предъявляет большие требования к таким качествам личности, как креативность, способность к саморазвитию.
Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от одобрения взрослых сближает детей друг с другом, способствует улучшению микроклимата в группе. Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Считаю, что проектную деятельность можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей. Привлечение родителей в проектную деятельность имеет большую ценность:
- они становятся активными участниками процесса обучения своих детей, папы и мамы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.
- развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста.
Основной целью проектного метода в детском саду является: развитие свободной творческой личности. Основными задачами по достижению цели являются:
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей детей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности (они специфичны для каждого возраста).
В старшем возрасте это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы
- развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно
- формирование умения применять данные методы с использованием различных вариантов
- развитие умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
В проектно-исследовательской деятельности дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому надо учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования. В своей работе с детьми использовать метод проектов и исследовательскую деятельность.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений.
Учитывая возрастные психологические особенности детей, разработан поэтапный план-схему осуществления проекта, где отражены наиболее яркие формы работы по данному направлению. В зависимости от задач проекта.
Работу над проектами надо строить в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план — проект и нацелившись на дальнейшую работу, привлекать родителей в реализацию поставленных задач. Вместе с детьми они могут принимать участие в изготовлении плакатов, поделок, кормушек для птиц, коллажей, выпуске газет, которые использовались для оформления различных тематических выставок в дошкольном учреждении. С их помощью приобрести познавательную литературу для детей.
Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к исследовательской деятельности в группе можно оформить и оборудовать «уголок экспериментирования».
В процессе развития у детей постепенно углубляются знания, развиваются умственные способности, формируется отношение к окружающему миру, происходит становление личности.
развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Дети уже могут делать самостоятельные суждения, высказывать свое мнение.
В начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы — преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Это ведет к появлению волевых усилий для достижения поставленной цели.
Одним из мотивов может быть поиск ответов на свои вопросы, ведь дошкольники вступают в возраст «почемучек». Теперь уже ребенок начинает понимать, что предмет не так прост, как ему казалось раньше, и начинает изучать предметы, пытаясь проникнуть в их устройство и сущность. Эту особенность детей я решила использовать в познавательном развитии дошкольников.
Нужен мониторинг знаний, умений и навыков детей по темам проектов, где выявляется уровень знаний дошкольников.
Выстраивание отношений с родителями по принципам взаимосвязи, взаимодополнения, позволило создать максимальные условия для личностного роста и развития ребенка.
Дети научились договариваться, прислушиваться к идеям своих товарищей, приходить к единому мнению при решении задач. Уровень умений детей составлять коллективные рассказы, создавать коллективные работы, договариваться с партнерами, объединяться в группы значительно вырос за период проектно — исследовательской деятельности. Дошкольники без затруднений вступают в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками; объединяются в группы для совместной деятельности; переживают за продукт деятельности всего коллектива.
Во время проектной деятельности видны отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей.
По теме » Театрализованная деятельность дошкольников в детском саду» и, накопив достаточно материала, решила обобщить опыт своей работы, который, я думаю, может помочь педагогам в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста.
В процессе работы над темой данного опыта я применяла несколько видов исследований для выявления уровня развития дошкольников: наблюдение, творческие игровые задания, тестирование, которые позволили уточнить недостаточно изученные темы и наметить путь устранения данных пробелов.
Для работы над устранением пробелов в развитии дошкольников я использовала:
- Метод активного привлечения родителей к совместной деятельности
- Метод наблюдения за изменением и преобразованием объекта
- Метод демонстрации
- Метод объяснения нового материала
- Рассказ педагога
- Рассказ ребенка
- Чтение литературы
- метод детского исследования,
- метод проектов
- метод моделирования проблемных ситуаций
- метод рассуждения
- метод решения проблемных задач, ситуаций.
Так как данные методы поддерживают детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин:
- во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
- во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальность мышления.
- в-третьих, к моменту поступления в первый класс ребенок научиться решать такие сложные задачи как:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы и рассуждать;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
На данном возрастном этапе дети активно интересуются изменениями в окружающей действительности. Поэтому мною были применены методы наблюдения и демонстрации, экспериментирования. В процессе работы дети с удовольствием рассматривали предметы, выявляли основные признаки, замечали изменения в процессе экспериментирования и рассказывали об этом.
Для более полного усвоения материала мною были изготовлены театральные костюмы, декорации, придуманы небольшие сценки и спектакли при помощи которых закреплялись и углублялись знания дошкольников.
Активная работа с родителями привела к тому, что они не только стали средством информации и поддержки ребенка, но и сами активно включились в проектную деятельность, а также обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от совместной с детьми работы.
В процессе некоторых проектов были проведены тематические развлечения, творческие гостиные, мастер-класс, которые подводили итог нашей совместной деятельности.
- Основные этапы работы над проектами:
- Целеполагание: помогаю ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени;
- Разработка проекта – план деятельности по достижению цели;
- Выполнение проекта – практическая часть;
- Подведение итогов — определение задач для новых проектов.
Последовательность работы над проектами:
- Ставит перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей;
- Вовлекает в решение проблемы (обозначение «детской цели»);
- Намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- Обсуждает план с родителями;
- Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск);
- Вместе с детьми и родителями рисуют план – схему проведения проекта и вывешивают на видное место;
- Собирает информацию, материал (изучает с детьми план-схему);
- Проводит занятия, игры, наблюдения, опыты (мероприятия основной части проекта) и т.д.;
- Дает домашнее задание детям и родителям;
- Переходит к самостоятельным творческим работам (поделки, рисунки, альбомы, акции, КВН и т.д.);
- Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие…);
- Подводит итоги, выступает на педсовете, «круглом столе», проводит обобщение опыта.
«Юным учёным» объясняется, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое «сообщение» по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими друзьями. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?
Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому следует предупредить, что есть много способов получения необходимых знаний.
Здесь вырабатывается план действий. Попробуйте ответить на вопрос что уже известно, а что нет. Теперь легко будет сформулировать: «Что предстоит сделать?». Это и будет ваш план действий.
— Что мы знаем по данной теме?
— Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?
— Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?
Необходимо подвести дошкольников к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол ставится карточка с символом «подумать».
Следующий вопрос:
— Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?
Отвечая на него, дети постепенно выстраивают линию из карточек:
- «подумать»,
- «спросить у другого человека»,
- «получить информацию из книг»,
- «понаблюдать»,
- «посмотреть по телевизору»,
- «провести эксперимент»,
- «обсудить в группе»,
- «подведение итогов»,
- «оформление результатов»,
- «представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта
- «презентация проекта».
Показателем эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-образовательную работу ДОУ я считаю:
- высокую степень развития любознательности детей, их познавательной активности, коммуникативности, самостоятельности;
- повышение готовности детей к восприятию нового материала;
- активное участие родителей в жизни ДОУ.
Одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности является творческое развитие детей. Основная цель, которой — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать, музыку, театр, природу, бережно относиться к ней и охранять ёё.
Анализируя, проделанную работу, я пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно — ориентировано подхода к образованию. В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, это в свою очередь способствует личностному развитию ребенка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе. Поэтому я и дальше буду использовать в своей работе метод проектирования. Хочу реализовать проект «Сочини сказку сам». Очень заинтересовал проект «Там, где я родился».
Результативность педагогического опыта.
Основными средствами реализации проектно-исследовательской деятельности стали проекты, исследования, специальные занятия, при проведении которых гармонично сочетались разнообразные формы – круговые беседы, занятия, специализированные игры, эксперименты, чтение, рассказывание, театрализованные представления, конкурсы и выставки.Хотелось бы. чтобы в организацию воспитательно-образовательного процесса были вовлечены не только педагоги ДОУ, но и родители.
Результатами работы стали позитивные сдвиги в поведении как взрослых, так и детей.
Особенность в проектно-исследовательской деятельности и взросло-детских проектах заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрыли творческие способности детей, вовлекли родителей в воспитательный процесс что, естественно скажется на результатах.
Решая различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобрели способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – заложили у детей первые крупинки уверенность в своих силах, побудили к новому поиску знаний.
Коллективные переживания сблизили детей друг с другом и со взрослыми, способствовали улучшению микроклимата в группе. Можно отметить, что используя проектно-исследовательскую технологию в воспитании и обучении дошкольников, организованная по ней, жизнедеятельность в детском саду позволило лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка.
Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослых, в дальнейшем могут стать авторами исследовательских, творческих, игровых, практико-ориентированных проектов.
Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.
Новизной данного опыта является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей познавательных интересов, структуризация практического и диагностического материала для дошкольников как в ДОУ так и в семье. Заинтересовавшись проблемой организации проектно — исследовательской деятельности дошкольников, мною была разработана модель развития поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и семье, которая направлена на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.
В основе инновационной деятельности лежат следующие принципы:
• принцип открытости – быть способным к восприятию личности ребенка, открытым, принимать и уважать его желания.
• принцип деятельностного подхода – ребенок познает мир, получает знания через все виды деятельности, каждый является активным участником в добывании, передачи знаний, информации, привлекает к этому друзей и взрослых
• принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание деятельности, определять задачи, способы их решения, партнера совместной деятельности.
• принцип – ориентированости на внутренний мир ребенка, создавать условия для саморазвития, самовыражения каждого участника познавательного процесса
Все проекты, занятия , опыты и т. д. проводились в совместной и самостоятельной деятельности детей. Организовывалась работа небольшими группами, что помогало привить детям навыки самопроверки, взаимопомощи, развивает познавательное общение.
Запланированная работа нацелена на то, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя превратился в активного участника воспитательно-образовательного процесса. Этому способствовали и методы и приемы, которые варьировались в зависимости от целей и задач проекта.
Основным принципом в работе с воспитанниками было дать ребенку возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках, ведь именно такой опыт запоминается надолго.
Но для претворения в жизнь всех планов и задумок необходима работа не только сотрудников детского сада, но и родителей, семьи. Именно в семье, в привычной для себя обстановке дети получают начальные представления об окружающем мире. Работа с семьей была одним из тех механизмов, которые помогли достигнуть намеченной цели.
Проектно – исследовательская деятельность – один из интерактивных, инновационных методов современного обучения, который помогает не только всестороннему развитию ребенка, но и упрочняет положительную мотивацию к знаниям, дает новый толчок в отношениях «родитель – ребенок – детский сад».
Технологичность представляемого педагогического опыта.
Проектно – исследовательская деятельность предоставляет ребятам возможность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о проектно – исследовательской деятельности как о педагогической технологии, то эта технология предполагает использование исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Воспитателю в рамках проекта, экспериментирования отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
То есть, проектно – исследовательская развивает познавательные навыки детей, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое и творческое мышление.
Это сочетается с групповым подходом к обучению. Группы определяют, как они мыслят решение данной проблемы: включается личностная мотивация, начинается процесс творчества, процесс самостоятельной мыслительной работы. Эта самостоятельность зависит от сформированности умений и навыков проектной деятельности.
Особенностью проектно — исследовательской деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе детского сада проектная — исследовательская деятельность чаще выступает как сотрудничество, в котором принимают участие дети и воспитатели, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектно — исследовательского метода в дошкольном учреждении является развитие личности, интеллекта.
При разработке и реализации проектно — исследовательского метода использую метод организованного и контролируемого детского экспериментирования и поиска информации в индивидуальной и коллективной деятельности детей, методы обеспечения эмоционального интереса детей, активизация самостоятельного мышления детей, совместной деятельности детей и взрослых, игровые и проблемные ситуации.
Проектно – исследовательская деятельность предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, то есть планирование действий, наличие замысла решения этой проблемы, четкое распределение заданий для каждого участника. Проекты используются в том случае, когда в учебном процессе возникает какая — либо исследовательская задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Уровень участия дошкольников в проектно – исследовательской деятельности зависит от возрастных особенностей детей: в старшей – являются полноправными участниками проекта.
В своем опыте я поэтапно расписала работу над планированием, и претворением в жизнь проектов для детей старшего возраста.
Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста индивидуальны. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Первый шаг воспитателя в работе над проектом – это постановка цели. Второй шаг – это планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. На этапе разработки содержания непосредственной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах. Среда должна развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены условия для работы над проектом, начинается совместная работа воспитателя и детей.
Исследовательские занятия проводятся по структуре:
- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации (нужно заинтересовать детей, вызывать у них желание действовать, чтобы разрешить проблему).
- Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может организован до занятия).
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение в зоне исследования (важна активность и самостоятельность всех участников экспериментирования).
- Распределение детей на группы.
- Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования (выявление известного и неизвестного; подвести к суждениям, умозаключениям и выводам, которые обязательно фиксируются в речи, иногда графическим
Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.
Выводы.
Как показала практика, проектно – исследовательская деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проектно – исследовательской деятельности знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка,стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости , притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала проектно – исследовательская деятельность. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
В проектно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание педагогического опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство раскрытия познавательно-речевых способностей детей»
Одно из 4-х направлений развития ребенка, согласно введенным Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства обр...
Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
Работа по обобщению педагогического опыта "Познавательно – исследовательская Деятельность с детьми дошкольного возраста"
Экспериментальная деятельность в младшем дошкольном возрасте- это его каждодневная жизнь....
Доклад из опыта работы «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста на основе совместной деятельности воспитателя и детей в течение дня»
Доклад из опыта работы по речевому развитию старших дошкольников на основе совместной деятельности...
Доклад на педагогический совет ДОУ Тема "Постановка триединой дидактической цели на образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Воспитание, обучение и развитие ребёнка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в ДОУ являются: игра и связанные с нею формы активности, НОД, п...
Доклад на тему: «Активные формы образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» из опыта работы.
Доклад на тему:«Активные формы образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» из опыта работы....
Доклад "Инновационная деятельность с детьми дошкольного возраста"
Развития дошкольного образования, переход на новый. Некоторые инновационные технологии применяются в работе с детьми...