Работа по обобщению педагогического опыта "Познавательно – исследовательская Деятельность с детьми дошкольного возраста"
учебно-методический материал (младшая группа)
Экспериментальная деятельность в младшем дошкольном возрасте- это его каждодневная жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno_-_issledovatelskaya.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – исследовательская
Деятельность с детьми дошкольного возраста
Воспитатель: Туманова И. А.
Вторая младшая группа
2018 год
Детская любознательность,
если её удаётся сохранить,
даёт постоянный стимул к развитию.
Н.С. Лейтес
1 Маленькие детки по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
2 Задачи исследовательской деятельности и экспериментирования специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность через все виды деятельности. Это особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Я считаю что да. Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно мои воспитанники познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Например: почему мячик катится, а куб нет, почему у кошки 4 ноги, а у птицы только 2 и т.д. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
3 Для того чтобы игры-экспериментирования успешно осуществлялись в группе, я постаралась создать соответствующую предметно-пространственную среду, в которой главное место отвела центру экспериментирования «Песок-Вода»
4... Все это позволило нам проводить всевозможные игры - эксперименты. В процессе игр дети узнали, что вода не имеет вкуса, запаха, что тяжелые предметы (камешки) в воде тонут, а легкие (поролон, пробки, перышки) нет. С большим интересом дети наблюдали за тем, что водичку можно «покрасить», они с удовольствием окрашивали воду разными цветами. Из сказки «Про маленькую капельку» дети узнали, что когда очень холодно, водичка может превратиться в лед, а вернуться назад, ей поможет солнышко.
Стараюсь подвести понимание детей к тому, что без воды не могут жить растения, птицы, рыбы и человек. Для этого рассматриваем с детьми картины, ухаживаем за растениями.
В процесс познания включаются все органы чувств. Малыш слушает, смотрит, пробует на вкус, улавливает запахи, открывая многообразие признаков предметов. Для этого я учу малыша способам обследования. Их формирование происходит по мере усвоения ребенком сенсорных эталонов слуховых (шкала музыкальных звуков, речевых фонем); зрительных (спектр цветов, геометрические формы); тактильных (представления о таких свойствах, как горячий - холодный, мягкий - твердый, гладкий - шершавый);обонятельных.
Малышу с помощью экспериментирования легче понять и установить связи, закономерности в окружающем мире.
Вывод: В ходе работы, я могу сказать, что дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Благодаря этому большинство детей инициативны и активны в общении. Все это создает хорошую почву для развития любознательности и сенсорных представлений у детей. Собственные исследовательские поиски дошкольников способствуют повышению у детей уровня культуры мышления, развитию коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы консультативного пункта Педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста.
План работы консультативного пункта Педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста....
Обобщение педагогического опыта «Развитие речи в дошкольном возрасте»
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как одно из основ воспитания и обучения детей. ...
Обобщение педагогического опыта «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности»
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном», психической жизни чело...
Обобщение опыта работы "Экспериментирование как средство познание окружающего мира детьми дошкольного возраста"
Данный опыт работы может быть интересен воспитателям, педагогам ДОУ....
Обобщение опыта работы "Экспериментирование как средство познание окружающего мира детьми дошкольного возраста"
Данный опыт работы может быть интересен воспитателям, педагогам ДОУ....
Обобщение педагогического опыта «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста»
Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к поси...