Доклад на педагогический совет ДОУ Тема "Постановка триединой дидактической цели на образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)

Бусовикова (Мусонова) Оксана Викторовна

Воспитание, обучение и развитие ребёнка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в ДОУ являются: игра и связанные с нею формы активности, НОД, предметно-практическая деятельность.

Ведущей формой организации обучения воспитанников детского сада, является совместная образовательная деятельность.

Она нацелена на передачу педагогом и овладение детьми - знаний, умений, навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 с. Кабанск»

Сообщение

на педагогический совет

 Тема:

«Постановка триединой дидактической цели

на образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

(с презентацией)

Подготовила:

воспитатель высшей квалификационной категории

О.В. Мусонова

январь, 2017 г.

№ 1   «Постановка триединой дидактической цели

на образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

№ 2  Эпитетом своего сообщения я взяла слова английского государственного деятеля Оливера Кромвеля: «По-настоящему высоко может зайти лишь тот, кто знает куда идёт».

Воспитание, обучение и развитие ребёнка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в ДОУ являются: игра и связанные с нею формы активности, НОД, предметно-практическая деятельность.

Ведущей формой организации обучения воспитанников детского сада, является совместная образовательная деятельность.

Она нацелена на передачу педагогом и овладение детьми - знаний, умений, навыков.

№ 3 Организуя образовательную деятельность с дошкольниками, педагогу необходимо учитывать, что:

 -  дидактическая цель всегда одна. Она закладывает основу для успешного проведения образовательной деятельности, поэтому должна быть - достижима, конкретна, проверяема, чётко сформулирована, понятна;

- задачи должны включать в себя: образовательную, развивающую, воспитательную направленности и носить триединый характер, т.е. быть между собой взаимосвязаны.

 При этом самих задач может быть более трёх;

- формулирование задач должно соответствовать задачам Программы и обязательно начинаться с глагола.

№ 4    Умение грамотно сформулировать цель занятия, входит в сферу профессиональной компетентности педагога и является одним из показателей педагогического мастерства. 

Триединая дидактическая цель – это заранее запланированный педагогом конечный результат обучения, развития и воспитания детей.

Цель должна быть диагностичной, чтобы можно было однозначно делать заключение о степени её реализации.

№ 5 Предлагаем Вашему вниманию несколько рекомендаций по формулировке Триединой Дидактической Цели на образовательной деятельности.

Приступая к формулировке целей, педагогу необходимо:

-  изучить требования Образовательного Стандарта и Программы;

-  обратить внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме как основе познавательного развития дошкольников;

-  определить приёмы работы, которыми важно овладеть ребёнку;

-  выявить ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность дошкольника в результатах обучения.

После того, как ТДЦ определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения детей.

№ 6  На образовательной деятельности решаются 3 вида задач:

  1. Образовательная (обучающая) – она направлена на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирование умений и навыков;
  2. Развивающая – направлена на развитие интереса, способностей и задатков ребёнка;
  3. Воспитательная – направлена на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности.

№ 7    Итак, рассмотрим образовательную задачу.

Подбирая соответствующую обучающую (образовательную) задачу на образовательную деятельность, педагогу необходимо владеть достаточной методической подготовкой и умениями; формировать и развивать познавательную активность детей; учить ребёнка самостоятельно добывать знания; формировать навыки - точные, безошибочно выполняемые действия, доведённые до автоматизма в силу их многократного повторения; формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.

Образовательные задачи направлены:

- на вовлечение каждого ребёнка в активный творческий процесс;

- на организацию индивидуальной и групповой формы деятельности детей;

- на выявление умений и способностей детей работать самостоятельно по теме НОД.

Формулирование образовательных задач должно отвечать:

- этапам развития психических процессов, речевых умений и навыков;

- возрастным Программным задачам;

- современным требованиям ФГОС по реализации задач образовательных областей. 

Их обязательно следует начинать с глагола.

Примеры формулирования образовательных задач

на образовательной деятельности с детьми

- учить…;

- расширять знания о…;

- обогащать представления о предметах и явлениях окружающего мира;

- актуализировать знания о…;

- закреплять…;

- уточнять…;

- обобщать…;

- знакомить…;

- дать основы…;

- повторять…;

- стимулировать детей к…;

- способствовать…;

- создать условия для получения знаний о…;

- содействовать усвоению…овладению…; и т.д.

№ 8     Остановимся на второй задаче – развивающей.

Развивающие задачи, как правило,  направлены:

- на развитие высших психических функций (мышление, память, воображение, внимание);

- на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- различных компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация);

- речевого дыхания.

Формулирование развивающих задач должно отвечать Программным задачам и тоже обязательно начинаться с глагола.

В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:

- если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов: «формировать …», «начать работу по развитию…» и т.д.

- если функция недостаточно  сформирована, либо необходимо закрепить какой-либо навык, то выбор будет следующий: «продолжать формировать…», «продолжать развивать …», «совершенствовать …»  и т.д.

Примеры формулирования развивающих задач

на образовательной деятельности с детьми

- развивать познавательный интерес…;

- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику…;

- развивать творческие способности…;

- развивать любознательность…;

- развивать ЗУН…;

- развивать умение рассуждать…;

- развивать умение самовыражаться…;

- развивать коммуникативные способности…;

- развивать умение вести диалог…;

- развивать поисковую активность…;

- развивать стремление к новизне…;

- развивать инициативу…;

- развивать гибкость ума…;

- развивать потребность в овладении специальными ЗУН…;

- развивать умение ставить и разрешать проблемы…и т.д.

№ 9   И третья задача - воспитательная. 

Как правило, они направлены:

-  на формирование нравственности;

-  развитие личностных качеств ребёнка, его эмоционально – волевой сферы, взглядов, убеждений.

Формулирование воспитательных задач также должно отвечать Программным задачам и начинаться с глагола.

В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:

-  если качество (свойство) ещё не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …»  и т.д.

- если качество (свойство) недостаточно  сформировано, либо Вам необходимо его закрепить,  то выбор глагола будет следующий: «продолжать формировать…», «продолжать воспитывать…», «продолжать совершенствовать …»   и т.д.

Примеры формулирования воспитательных задач

на образовательной деятельности с детьми

- воспитывать умение слушать и слышать…;

- воспитывать способность сопереживать…;

- воспитывать умение управлять собой и своим поведением…;

- воспитывать умение считаться с мнением других…;

- воспитывать гуманное отношение…;

- воспитывать чувства гордости за…;

- воспитывать уважение, любовь к…;

- воспитывать бережное, заботливое отношение к…;

- воспитывать самостоятельность…;

- воспитывать аккуратность…;

- воспитывать культуру речи…;

- воспитывать веру в свои силы…;

- формировать правила хорошего тона, привычки…и т.д.

Уважаемые коллеги!

Образовательная деятельность пройдёт правильно, полноценно, с пользой для детей, - если перед его проведением Вы правильно сформулируете цель, составите план мероприятия, всё подготовите и организуете.

№ 10   Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сообщение на педагогический совет Тема: « Постановка триединой дидактической цели на образовательной деятельности с дошкольниками в ДОУ» 2018 Г. МАДОУ «Детский сад № 15 с. Кабанск » Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории О.В. Мусонова

Слайд 2

«По-настоящему высоко может зайти лишь тот, кто знает куда идёт!» Оливер Кромвель Образовательная деятельность – совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определённом порядке и установленном режиме.

Слайд 3

При организации ОД с дошкольниками, педагогу необходимо учитывать, что: Дидактическая цель должна быть достижимой, конкретной, чётко сформулированной, проверяемой, понятной; Задачи должны носить триединый характер, т.е. включать образовательную развивающую, воспитательную направленность; Формулирование задач должно соответствовать задачам Программы и обязательно начинаться с глагола.

Слайд 4

Умение педагогом грамотно сформулировать цель образовательной деятельности является одним из показателей педагогического мастерства. Триединая дидактическая цель (ТДЦ) – это заранее запланированный результат обучения, развития и воспитания детей.

Слайд 5

Рекомендации по формулированию ТДЦ на образовательную деятельность педагогу необходимо: Изучить требования образовательного стандарта и Программы; Обратить внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме как основе познавательного развития дошкольников; Определить приёмы работы, которыми важно овладеть ребёнку; Выявить ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность дошкольника в результатах обучения.

Слайд 6

Виды задач образовательной деятельности: Образовательная (обучающая) – направлена на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования умений и навыков; Развивающая – направлена на развитие познавательных способностей и задатков ребёнка; Воспитательная – направлена на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности ребёнка.

Слайд 7

Первая задача ТДЦ – Образовательная Примеры формулирования образовательных задач: Учить…; Расширять знания о…; Обогащать представления о предметах и явлениях окружающего мира; Актуализировать знания о…; Закреплять…; Уточнять…; Обобщать…; Знакомить…; Дать основы…; Повторять…; Стимулировать детей к…; Способствовать…; Создать условия для получения знаний о…; Содействовать усвоению…овладению…; и т.д.

Слайд 8

Вторая задача ТДЦ – Развивающая Примеры формулирования развивающих задач: Развивать: познавательный интерес…; общую, мелкую, артикуляционную моторику…; творческие способности…; любознательность…; умение рассуждать…; умение самовыражаться …; коммуникативные способности…; умение вести диалог…; поисковую активность…; стремление к новизне…; инициативу…; гибкость ума…; потребность в овладении специальными ЗУН…; умение ставить и разрешать проблемы…и т.д.

Слайд 9

Третья задача ТДЦ – Воспитательная Примеры формулирования воспитательных задач: Воспитывать: умение слушать и слышать…; способность сопереживать…; умение управлять собой и своим поведением…; умение считаться с мнением других…; бережное, заботливое отношение…; чувство гордости за…; уважение, любовь к…; самостоятельность…; аккуратность…; культуру речи…; гуманное отношение к…; веру в свои силы…; Формировать правила хорошего тона, привычки…и т.д.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Использование методики МНЕМОТЕХНИКА в процессе заучивании стихов детьми дошкольного возраста"

В данной презентации раскрыты цели и задачи мнемотехники вообще как метода, цели самих мнемотаблиц, а так же  показаны на примерах конкретных стихов формы мнемотаблиц...

«Формирование информационной среды в целях повышения уровня воспитательно – образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

1. Актуальность ИР Двадцать первый век – век информации.  Без информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) уже невозможно представить современное общество. Персональные компьютеры прочно заняли...

Педагогический совет на тему: «Поиск эффективных методов осуществления проектной деятельности с детьми дошкольного возраста».

Педагогический совет на тему: «Поиск эффективных методов осуществления проектной деятельности с детьми дошкольного возраста». Цель: повышение профессиональной компетентност...

Доклад на тему: «Активные формы образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» из опыта работы.

Доклад на тему:«Активные формы образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» из опыта работы....

«Использование игрового дидактического пособия «Паровозик из Ромашково» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста разных возрастов»

Цель: повышение компетентности младшего дошкольного возраста посредством авторского дидактического пособия « Паровозик из Ромашково»....