Доклад на педагогический совет ДОУ Тема "Постановка триединой дидактической цели на образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)
Воспитание, обучение и развитие ребёнка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в ДОУ являются: игра и связанные с нею формы активности, НОД, предметно-практическая деятельность.
Ведущей формой организации обучения воспитанников детского сада, является совместная образовательная деятельность.
Она нацелена на передачу педагогом и овладение детьми - знаний, умений, навыков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 с. Кабанск»
Сообщение
на педагогический совет
Тема:
«Постановка триединой дидактической цели
на образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
(с презентацией)
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории
О.В. Мусонова
январь, 2017 г.
№ 1 «Постановка триединой дидактической цели
на образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
№ 2 Эпитетом своего сообщения я взяла слова английского государственного деятеля Оливера Кромвеля: «По-настоящему высоко может зайти лишь тот, кто знает куда идёт».
Воспитание, обучение и развитие ребёнка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в ДОУ являются: игра и связанные с нею формы активности, НОД, предметно-практическая деятельность.
Ведущей формой организации обучения воспитанников детского сада, является совместная образовательная деятельность.
Она нацелена на передачу педагогом и овладение детьми - знаний, умений, навыков.
№ 3 Организуя образовательную деятельность с дошкольниками, педагогу необходимо учитывать, что:
- дидактическая цель всегда одна. Она закладывает основу для успешного проведения образовательной деятельности, поэтому должна быть - достижима, конкретна, проверяема, чётко сформулирована, понятна;
- задачи должны включать в себя: образовательную, развивающую, воспитательную направленности и носить триединый характер, т.е. быть между собой взаимосвязаны.
При этом самих задач может быть более трёх;
- формулирование задач должно соответствовать задачам Программы и обязательно начинаться с глагола.
№ 4 Умение грамотно сформулировать цель занятия, входит в сферу профессиональной компетентности педагога и является одним из показателей педагогического мастерства.
Триединая дидактическая цель – это заранее запланированный педагогом конечный результат обучения, развития и воспитания детей.
Цель должна быть диагностичной, чтобы можно было однозначно делать заключение о степени её реализации.
№ 5 Предлагаем Вашему вниманию несколько рекомендаций по формулировке Триединой Дидактической Цели на образовательной деятельности.
Приступая к формулировке целей, педагогу необходимо:
- изучить требования Образовательного Стандарта и Программы;
- обратить внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме как основе познавательного развития дошкольников;
- определить приёмы работы, которыми важно овладеть ребёнку;
- выявить ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность дошкольника в результатах обучения.
После того, как ТДЦ определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения детей.
№ 6 На образовательной деятельности решаются 3 вида задач:
- Образовательная (обучающая) – она направлена на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирование умений и навыков;
- Развивающая – направлена на развитие интереса, способностей и задатков ребёнка;
- Воспитательная – направлена на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности.
№ 7 Итак, рассмотрим образовательную задачу.
Подбирая соответствующую обучающую (образовательную) задачу на образовательную деятельность, педагогу необходимо владеть достаточной методической подготовкой и умениями; формировать и развивать познавательную активность детей; учить ребёнка самостоятельно добывать знания; формировать навыки - точные, безошибочно выполняемые действия, доведённые до автоматизма в силу их многократного повторения; формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
Образовательные задачи направлены:
- на вовлечение каждого ребёнка в активный творческий процесс;
- на организацию индивидуальной и групповой формы деятельности детей;
- на выявление умений и способностей детей работать самостоятельно по теме НОД.
Формулирование образовательных задач должно отвечать:
- этапам развития психических процессов, речевых умений и навыков;
- возрастным Программным задачам;
- современным требованиям ФГОС по реализации задач образовательных областей.
Их обязательно следует начинать с глагола.
Примеры формулирования образовательных задач
на образовательной деятельности с детьми
- учить…;
- расширять знания о…;
- обогащать представления о предметах и явлениях окружающего мира;
- актуализировать знания о…;
- закреплять…;
- уточнять…;
- обобщать…;
- знакомить…;
- дать основы…;
- повторять…;
- стимулировать детей к…;
- способствовать…;
- создать условия для получения знаний о…;
- содействовать усвоению…овладению…; и т.д.
№ 8 Остановимся на второй задаче – развивающей.
Развивающие задачи, как правило, направлены:
- на развитие высших психических функций (мышление, память, воображение, внимание);
- на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- различных компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация);
- речевого дыхания.
Формулирование развивающих задач должно отвечать Программным задачам и тоже обязательно начинаться с глагола.
В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:
- если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов: «формировать …», «начать работу по развитию…» и т.д.
- если функция недостаточно сформирована, либо необходимо закрепить какой-либо навык, то выбор будет следующий: «продолжать формировать…», «продолжать развивать …», «совершенствовать …» и т.д.
Примеры формулирования развивающих задач
на образовательной деятельности с детьми
- развивать познавательный интерес…;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику…;
- развивать творческие способности…;
- развивать любознательность…;
- развивать ЗУН…;
- развивать умение рассуждать…;
- развивать умение самовыражаться…;
- развивать коммуникативные способности…;
- развивать умение вести диалог…;
- развивать поисковую активность…;
- развивать стремление к новизне…;
- развивать инициативу…;
- развивать гибкость ума…;
- развивать потребность в овладении специальными ЗУН…;
- развивать умение ставить и разрешать проблемы…и т.д.
№ 9 И третья задача - воспитательная.
Как правило, они направлены:
- на формирование нравственности;
- развитие личностных качеств ребёнка, его эмоционально – волевой сферы, взглядов, убеждений.
Формулирование воспитательных задач также должно отвечать Программным задачам и начинаться с глагола.
В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:
- если качество (свойство) ещё не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …» и т.д.
- если качество (свойство) недостаточно сформировано, либо Вам необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий: «продолжать формировать…», «продолжать воспитывать…», «продолжать совершенствовать …» и т.д.
Примеры формулирования воспитательных задач
на образовательной деятельности с детьми
- воспитывать умение слушать и слышать…;
- воспитывать способность сопереживать…;
- воспитывать умение управлять собой и своим поведением…;
- воспитывать умение считаться с мнением других…;
- воспитывать гуманное отношение…;
- воспитывать чувства гордости за…;
- воспитывать уважение, любовь к…;
- воспитывать бережное, заботливое отношение к…;
- воспитывать самостоятельность…;
- воспитывать аккуратность…;
- воспитывать культуру речи…;
- воспитывать веру в свои силы…;
- формировать правила хорошего тона, привычки…и т.д.
Уважаемые коллеги!
Образовательная деятельность пройдёт правильно, полноценно, с пользой для детей, - если перед его проведением Вы правильно сформулируете цель, составите план мероприятия, всё подготовите и организуете.
№ 10 Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«По-настоящему высоко может зайти лишь тот, кто знает куда идёт!» Оливер Кромвель Образовательная деятельность – совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определённом порядке и установленном режиме.
При организации ОД с дошкольниками, педагогу необходимо учитывать, что: Дидактическая цель должна быть достижимой, конкретной, чётко сформулированной, проверяемой, понятной; Задачи должны носить триединый характер, т.е. включать образовательную развивающую, воспитательную направленность; Формулирование задач должно соответствовать задачам Программы и обязательно начинаться с глагола.
Умение педагогом грамотно сформулировать цель образовательной деятельности является одним из показателей педагогического мастерства. Триединая дидактическая цель (ТДЦ) – это заранее запланированный результат обучения, развития и воспитания детей.
Рекомендации по формулированию ТДЦ на образовательную деятельность педагогу необходимо: Изучить требования образовательного стандарта и Программы; Обратить внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме как основе познавательного развития дошкольников; Определить приёмы работы, которыми важно овладеть ребёнку; Выявить ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность дошкольника в результатах обучения.
Виды задач образовательной деятельности: Образовательная (обучающая) – направлена на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования умений и навыков; Развивающая – направлена на развитие познавательных способностей и задатков ребёнка; Воспитательная – направлена на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности ребёнка.
Первая задача ТДЦ – Образовательная Примеры формулирования образовательных задач: Учить…; Расширять знания о…; Обогащать представления о предметах и явлениях окружающего мира; Актуализировать знания о…; Закреплять…; Уточнять…; Обобщать…; Знакомить…; Дать основы…; Повторять…; Стимулировать детей к…; Способствовать…; Создать условия для получения знаний о…; Содействовать усвоению…овладению…; и т.д.
Вторая задача ТДЦ – Развивающая Примеры формулирования развивающих задач: Развивать: познавательный интерес…; общую, мелкую, артикуляционную моторику…; творческие способности…; любознательность…; умение рассуждать…; умение самовыражаться …; коммуникативные способности…; умение вести диалог…; поисковую активность…; стремление к новизне…; инициативу…; гибкость ума…; потребность в овладении специальными ЗУН…; умение ставить и разрешать проблемы…и т.д.
Третья задача ТДЦ – Воспитательная Примеры формулирования воспитательных задач: Воспитывать: умение слушать и слышать…; способность сопереживать…; умение управлять собой и своим поведением…; умение считаться с мнением других…; бережное, заботливое отношение…; чувство гордости за…; уважение, любовь к…; самостоятельность…; аккуратность…; культуру речи…; гуманное отношение к…; веру в свои силы…; Формировать правила хорошего тона, привычки…и т.д.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Использование методики МНЕМОТЕХНИКА в процессе заучивании стихов детьми дошкольного возраста"
В данной презентации раскрыты цели и задачи мнемотехники вообще как метода, цели самих мнемотаблиц, а так же показаны на примерах конкретных стихов формы мнемотаблиц...
«Формирование информационной среды в целях повышения уровня воспитательно – образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
1. Актуальность ИР Двадцать первый век – век информации. Без информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) уже невозможно представить современное общество. Персональные компьютеры прочно заняли...
Методическая разработка Педагогическая технология «Экологическая тропа» Системное знакомство ребенка дошкольника с миром природы Рекомендации для педагогов ФГОС ДО: Новые формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Экскурсии в рамках проекта "Экологическая тропа" в зимний период...
Педагогический совет на тему: «Поиск эффективных методов осуществления проектной деятельности с детьми дошкольного возраста».
Педагогический совет на тему: «Поиск эффективных методов осуществления проектной деятельности с детьми дошкольного возраста». Цель: повышение профессиональной компетентност...
Использование дидактического комплекса «Дары Фребеля» в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
методическа разработка...
Доклад на тему: «Активные формы образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» из опыта работы.
Доклад на тему:«Активные формы образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» из опыта работы....
«Использование игрового дидактического пособия «Паровозик из Ромашково» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста разных возрастов»
Цель: повышение компетентности младшего дошкольного возраста посредством авторского дидактического пособия « Паровозик из Ромашково»....