Доклад "Инновационная деятельность с детьми дошкольного возраста"
материал (подготовительная группа)

Развития дошкольного образования, переход на новый. Некоторые инновационные технологии применяются в работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_innovatsionnye_tehnologii.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Инновационная деятельность с детьми дошкольного возраста»                               

                                                        

Тема «Инновационная деятельность с детьми дошкольного возраста»

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. В своем докладе я хочу раскрыть некоторые инновационные технологии, которые применяются в работе с детьми дошкольного возраста.

Использование в образовательном процессе ДОУ инноваций: требование времени или модная тенденция?

 

Современный ребенок? Какой он?

Мир, в котором развивается современный ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.)

 

Какие же инновационные технологии с детьми дошкольного возраста мы должны применять –

-ЗСТ ( здоровье сберегающие  технологии)

-Исследовательская деятельность

-Коллекционирование

- Проектная деятельность

- ИКТ (Под ИКТ мы понимаем – информационно – коммуникативные технологии)

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение.

Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

     1. ИКТ

Применение ИКТ в непосредственно организованной деятельности позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении. На занятиях можно использовать компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения, где дети не только знакомятся с новыми знаниями, но и осваивают работу с компьютером. Например, когда даются новые знания, восприятие происходит быстрее, т. к. весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого необходимо решить поставленную задачу. Решая задачу, ребёнок осваивает и сам компьютер. Владея мышкой, развивает координацию движения руки, мелкую моторику рук. Формируются психофизические процессы – память, внимание, восприятие, воображение. В своей практике также можно использовать компьютерные презентации - доступный материал, различные анимации легко усваиваются дошкольниками. Для большей эффективности презентации построена с учетом возрастных особенностей дошкольников, в нее включены занимательные вопросы, анимационные картинки, игры. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей.

2. Исследовательская деятельность.

Ребенок- исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем мире.

Поэтому важнейшей задачей современного образования должна стать целенаправленная подготовка ребёнка с самого раннего возраста к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поведения. Исследования дают возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит«Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок слышит и делает сам.

3. Проектный метод.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковым является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Метод проектов – как инновационная педагогическая технология, ориентируется на применение и приобретение новых знаний. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы.

Метод проектов - как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. При этом сохранять для детей форму занимательной, увлекательной игры.

Темы проектов могут быть самыми различными – как более конкретными (дома, игрушки, транспорт и др., так и достаточно абстрактными (дружба, мои права, превращения, как более близкими практическому опыту детей (животные, посуда, зима и др., так и удалёнными (космос, Олимпийские игры, море и др.)Тема проекта может быть определена по инициативе детей (что они хотят узнать, что их интересует, или по инициативе воспитателя (что воспитатели считают важным для развития ребёнка). Если тема инициируется взрослыми, то подбирается соответствующая возрасту мотивацию (иллюстрации, книги, предметы по теме, сюрпризные моменты, специально подобранные истории и т. п.)

4. Коллекционирование.

Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

- Во-первых, это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни. ”

- Во-вторых, все мы в детстве увлекалась коллекционированием. Собирали марки, открытки, переливающиеся календарики, календарики с актерами кино, фантики от конфет, значки с героями из мультфильмов.

- Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

 

5. Здоровье сберегающие технологии

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровье сберегающие технологии». Так что же такое «здоровье сберегающая технология»? Здоровье сберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Цель здоровье сберегающих образовательных технологий- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

• Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

• Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

• Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

• Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

• Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

• Игровая оздоровительная гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик- дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

• Прогулки. Прогулка является одним из существенных компонентов режима дня. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь - работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.

 

Педагог -дошкольник должен:

*    идти в ногу со временем,

*    стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

*    наставником в выборе компьютерных программ, 

*    сформировать основы информационной культуры его личности,

*    повысить профессиональный уровень и компетентность родителей.       

                   Все это не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

 

 

 

 

Вывод:

*    Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, образовании и развитии.

*    Следовательно, использование в образовательном процессе ДОУ инноваций - это не модная тенденция, а требование времени!

 

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.
Творческих всем успехов!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каталог «Совместная деятельность с детьми дошкольного возраста ОО «Художественное творчество» на тему: «Изучаем с детьми Правила Дорожного Движения»

       Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей пе...

«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Опыт использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в совместной деятельности с детьми....

Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....

Опыт работы по теме "Использование театрализованной деятельности по формированию ЗОЖ в режимных моментах, в непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста".

Представленный опыт работы помогает решить проблему формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни через развитие творческих способностей в театрализованной д...

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МДОУ «Детский сад комбинированного  вида №103»Заводского района г.Саратова            МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕ...

Проектная деятельность как инновационная деятельность с детьми дошкольного возраста в подготовке праздников.

В статье говорится об использовании проектной деятельности как инновационного феномена при подготовке детей к праздникам. Актуальность обусловлена введением ФГОС ДО, в котором подчеркивается необходим...