календарно-тематическое планирование "Ознакомление с народными традициями"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
ознакомление с народными традициями через речевое развитие детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
календарно-тематическое планирование "Ознакомление с народными традициями" | 69.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Сентябрь
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема: «Не печь кормит ,а руки» Задачи: Закрепить знания о русской печке, о кухонной утвари об овощах на русском столе. Расширять словарный запас. | «Беседа о Русской печи» Беседа об овощах. Беседа «Заготовки впрок» Рассказ педагога о домашней утвари. | Рассматривание иллюстрации «Домашняя утварь» Д/и «Древние ремесла». | Предложить родителям «Мои рецепты домашних заготовок» Обменяться рецептами домашних заготовок из овощей на зиму. «Ярмарка»- принести поделки из фруктов, овощей и природного материала |
Речевое развитие | Чтение р.н. сказки «За дурной головой ногам работа» Чтение скороговорок. Тайна русского языка (объяснить выражение «расхлебывать кашу») | Игровое упр-е «Овощи» (репка-какая) Д/игра : «Назови предметы домашней утвари» | ||
Художественно- эстетическое развитие | Загадывание загадок о горшке. Лепка. «Горшочек для каши» | Игра хоровод « По-за городу гуляет» | ||
Социально- коммуникативное развитие | Помощь взрослым в уборке овощей на огороде. Изготовление венигрета. | Игра «Ключик-замочек» (театр. Деятельность) С-р игра «Сбор урожая» С-р. игра «Овощной супермаркет»
| ||
Физическое развитие | Подвижная игра «Горяча картошка» | Подвижная игра «Заяц и капуста» Подвижная игра «Чучело»
|
Сентябрь
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема: «Хлеб всему голова» Задачи:Дать понятие о том, что хлеб – главный продукт питании на Руси, настоящее богатство земли русской. Уточнить знания о труде людей связанном с выращиванием урожая. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба. Познакомить с картинами художников И. Шишкина «Рожь», А. Саврасова «Рожь». Обогащать словарь. Развивать художественное восприятие, приобщать к миру прекрасного. . | Знакомство с пословицами «Сначало бог потом пирог», «Хлеб всему голова»,«У кого хлебушко- у того и счастье». Беседа о хлебе. Беседа «Без хлеба сыт не будешь» | Рассматривание древних и современных орудий труда. Д/и «Составь пару» (серп, коса – комбайн» | Развлечение совместно с родителми «Не красна изба углами, а красна пирогами» Обмен рецептами «Самый вкусный пирог» |
Речевое развитие | Заучивание заклички «Осень,осень». Игровое упр-е «Цепочка слов» (о теме хлеб) Чтение скороговорок. | Речевая игра « Жнивные слова» | ||
Художественно- эстетическое развитие | Загадки о хлебе. Рассматривание картин: И. Шишкин «Рожь», А. Саврасов «Рожь» | Пение р.н. песни «Весело мы весело» Слушание песни «Пошла Дуня за водой» | ||
Социально- коммуникативное развитие | Изготовление пирожков из дрожжевого теста. | С-ролевая игра Убираем хлебное поле» | ||
Физическое развитие | П/игра «Пахари и жнец» П/игра «Арина» | П/игра «Каравай» П/игра Баба Ежка» |
Сентябрь
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема «Осенины Оспожинки» Задачи: Познакомить с народными названиями сентября с праздником «Оспожинки». Рассказать об огромном значении земли для людей, отраженном в фольклоре. Расширять словарный запас. Развивать художественное восприятие поэтических текстов. Воспитывать речевую культуру ,умение слушать, определять оттенки чувств и настроение героев в фольклорных произведениях. | Беседа об осени. Загадывание загадок об осени. Рассказ педагога «Оспожинки» Беседа: «Земелюшка-Матушка» | Рассмотреть зерна, колосья пшеницы. | Предложить совместно с родителями сочинить загадки об овощах и фруктах |
Речевое развитие | Чтение р.н. сказки С ума дай ума» Заучивание стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало» | Д/и «Узнай и назови овощи, фрукты» | ||
Художественно- эстетическое развитие | Рисование на тему «Урожай собирай и на зиму собирай» | Исполнение-слушание жнивной песни «Жнивны» Слушание р.н. песни «Земелюшка чернозем». Хоровод «Вейся, вейся капуста» | ||
Социально- коммуникативное развитие | Беседа о труде людей в осенний период. Помочь сотрудникам убрать картофель в огороде. | . С-р. игра «Мы колхозники» | ||
Физическое развитие | Игра «Гуси-гуси» П/игра «Огородник и воробей» | Подвижная игра «Маковое зернышко». П/игра «Капустонька». |
Сентябрь
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема: «Капустные вечеринки» Задачи: Познакомить с праздником Воздвиженья, с традицией молодежи устраивать капустные вечеринки. Добиваться плавного, чистого, выразитель- ного интонирования, четкого произношения фраз. Расширять словарный запас. В процессе игр соревновательного характера, воспитывать умение проявлять дружелюбие, взаимопомощь, смекалку, быстроту. | Познакомить с р.н. праздником «Воздвиженье» Беседа о капустных вечеринках. | Д/и «Назови овощи» | Предложить родителям помочь рубить капусту в детском саду. |
Речевое развитие | Рассказывание р.н. сказки «Никита Кожемяка» Конкурс «Заверши пословицу» | Речевая игра «Заверши пословицу» Речевая игра «Узнай и назови» | ||
Художественно- эстетическое развитие | Аппликация «Овощи» | Слушанье р.н. песни «Раз, два люблю тебя» Рус. народ. хоровод «Вейся капуста» | ||
Социально- коммуникативное развитие | Сюж.-ролевая игра «К бабушке в деревню», «Квасим капусту» | |||
Физическое развитие | Русская народная подвижная игра «Сахаринка» П/и «Царь» | П/и «Перелиза» П/и «Змейка» |
Октябрь
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема: «Как рубашка в поле выросла» Задачи: Рассказать о выращива- нии и обработке льна,ткачестве Дать представление о русском национальном костюме. Развивать интерес к русскому языку, расширять словарный запас. Формировать умение четко, внятно проговаривать скороговорки. Развивать худ. эстетич. восприятие произведений народного творчества. Воспитывать культуру речевого общения, уважение к труду взрослых, интерес к произведениям устного народного творчества. | Рассказ педагога про лен. Беседа «Русский костюм» | Рассматривание иллюстраций с изображением цветущего льна. Рассматривание деталей р.н. костюма. | |
Речевое развитие | Чтение рассказа«Как рубашка в поле выросла» Чтение сказки «Лягушка царевна» Литературная викторина : Отгадай загадку. | Чтение скороговорки «Ткачи ткали ткали» | ||
Художественно- эстетическое развитие | Рисование «Украсим русский народный костюм» | Слушание р.н. песни «Уж я сеяла ленок» Хоровод «Посев льна» Хоровод в рус. костюмах «В сыром лесу тропинка» | ||
Социально- коммуникативное развитие | Стирка кукольных платьев у кукол в р.н. костюмах. Беседа о труде швеи. | Сложим одежду аккуратно. | ||
Физическое развитие | Подвижная игра «Прялица» П/и «Сиди Яша» | Игра «Игралочка-ниточка» |
Октябрь
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема : «Покров. Покровские ярмарки» Задачи: Познакомить с народными названиями октября. С праздником Покрова Пресвятой Богородицы с Покровскими ярмарками. Развивать интерес к русскому языку, расширять словарный запас. . | Беседа о народных праздниках октября. Рассказ педагога о празднике «Покров» | Д/и «Времена года и праздники» | Консультация «Примечай будни – праздники придут сами» |
Речевое развитие | Чтение сказки «Аленький цветочек» и провести беседу по ее содержанию. | Чтение скороговорки «Еле-еле Елизар» | ||
Художественно- эстетическое развитие | Песенка игра «Где был Иванушка» | Слушание р.н. песни «Поехал мой Батюшка на базар» Слушание песни «Ай тари, тари» | ||
Социально- коммуникативное развитие | ИЗО. Рисование Роспись трафаретов посуды элементами русских народных росписей. | Сюжетно- ролевая игра «Веселая ярмарка» | ||
Физическое развитие | Русская народная игра «Найди платок» П/и «Колечко» | Подвижная игра «Бояре» П/и «Веревочка» |
Октябрь
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема: «Красному гостю -красный угол» Задачи: Уточнить представления о традиции русского гостеприимства, рассказать о некоторых связанных с ним старинных обычаях и приметах. Дать представление об отражении темы гостеприимства в фольклоре. Воспитывать стремление быть гостеприимными, доброжелательными, благодарными. | Познакомить с пословицами о гостеприимстве. Беседа «Гость на пороге» Беседа «Чаепитие на Руси» | Д/и «Угадай народное блюдо» | Консультация для родителей «Не красна изба делами, а красна пирогами» |
Речевое развитие | Чтение р.н. сказки «Конь, скатерть и рожок». «Лиса и Журавль» провести беседу по их содержанию. | Речевое упражнение «Придумай словечко» | ||
Художественно- эстетическое развитие | Объяснить выражение «пересолить», не соло на хлебавши. Литературная викторина «Отгадай загадку»
| Хороводная игра «Зайчик» Драматизация р.н. сказки «Лиса и Журавль» Рассматривание картины Б. Кустодиева «Купчиха за чаем» | ||
Социально- коммуникативное развитие | Правила поведения за столом. Беседа об обычаях и приметах связанных с гостеприимством. | Сюжетно-ролевая игра «К нам гости пришли» | ||
Физическое развитие | Подвижная игра р.н. «Савка и Гришка» | Подвижная игра «Каравай» |
Октябрь
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема «Полотенце вышивала петухами, утками» Задачи: Познакомить с искус- ством вышивки, с элементами узора. Подвести к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир, и мастер изображает то, что нравится что вызвало интерес, удивление. Вызвать интерес к рукоделию, изделиям народных мастериц. Развивать смекалку, сообрази- тельность, через разнообразные формы работы с загадкой. Формировать умение сравнивать вышитые изделия (гладью, крестиком), выделить характерный орнамент. Расширять словарный запас. Воспитывать уважение к трудолюбию, мастерству русского народа. | Беседа о вышивках. Беседа «Узоры старины» | Рассматривание работ с вышивками. Рассматривание иллюстр. «Одежда украшенная вышивкой» | Предложить родителям организовать выставку «Русская вышивка» |
Речевое развитие | Чтение р.н. сказки «Финист ясный сокол» Чтение р.н. сказок «Ленивица и Рукодельница» «Лягушка - царевна» | Литературная викторина «Отгадай загадку» Д/и Назови знакомую роспись» | ||
Художественно- эстетическое развитие | Изо деятельность «Украшение трафаретов, рубашек традиционным русским орнаментом. | Творческая работа «Составление узора» Слушание р.н.п. «Ой лапти мои» | ||
Социально- коммуникативное развитие | Рассматривание вышитых изделий принесенных родителями. | Вышивание платков для мамы. | ||
Физическое развитие | П/и «Иголочка- ниточка» П/и «Сова- совушка» | П/и «Садовник» П/и «Петухи» |
Ноябрь
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема : «Кузьминки» Задачи: Дать понятие о ремеслах, их значении в жизни человека. Познакомить с р.н. праздником «Кузьминки» Развивать сообразительность, умение мыслить логически, сравнивать, доказывать свое мнение. Развивать монологическую речь при составлении рассказов из личного опыта. Расширять словарный запас. Познакомить с понятиями «святой», «праведный», «бессребреник» | Беседа о русских народных ремеслах. Беседа: Рассказать о празднике «Кузьминки» | Рассматривание инструментов, иллюстраций, объяснить их назначение. | |
Речевое развитие | Чтение рассказа К. Ушинского «Куй железо пока горячо» Рассказывание р.н. сказки «Барин и кузнец» | Игровое речевое упражнение «Кто что делал» Загадки об инструментах. | ||
Художественно- эстетическое развитие | Рассматривание предметов (иллюстраций) Каслинское литье» Беседа об изготовлении предметов. | Слушание р.н. песни «Во кузнице» Игра- хоровод «По-за городу гуляет» | ||
Социально- коммуникативное развитие | Беседа «Помощники» | Сюжетно-ролевая игра «Старинные мастера» | ||
Физическое развитие | Подвижная игра «Прялица» | Подвижная игра «Кузнецы» |
Ноябрь
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема: «Семья вместе – душа на месте» Задачи: Дать понятие об истоках нравственности, которые зарождаются в семье: о том, что дети – помощники в семье, что у мальчиков и девочек- свои обязанности. Объяснить выражение «Семейный очаг» | Беседа «Дружная семейка» (рассматривание комнатного растения). Объяснение пословиц «Семья вместе, душа на месте» | Д/и «Славянская семья» Д/и «Древние семейные ремесла» | Предложить родителям составить генеологическое дерево. |
Речевое развитие | Составление рассказов на тему «Мой семейный очаг» | Д/и «Назови ласково» «Опиши сестренку, братишку и т.д.» Речевое упражнение «Родственные слова» | ||
Художественно- эстетическое развитие | Рисование на тему «Моя семья» | Слушание р.н. песни «Было у Матушки двенадцать сыновей» | ||
Социально- коммуникативное развитие | Беседа о семье. Беседа «Птица рада весне, а младенец матери» Беседа «Мое имя» | Сюжетно-ролевая игра «Семья» | ||
Физическое развитие | П/и «Как у деда Трифона» | Р.н. игра по выбору воспитанников |
Ноябрь
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема: «Русь деревянная» Задачи: Развивать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству русского народа, к деревянному зодчеству. Развивать умение правильно использовать грамматические формы, умение точно и правильно подбирать слова при составлении описательных рассказов. Расширять словарный запас. Воспитывать уважение к мастерству русских народных умельцев, результатам их труда, гордость за созданные памятники. Формировать умение внимательно выслушивать ответы, рассказы сверстников. | Рассказ педагога «Русь деревянная» Отгадайте , что за ширмой. Отгадывание загадок о деревянных предметах. | Рассматривание иллюстра -ций «Деревянные храмы России», Деревянные узоры», «Волшебные шкатулки» | |
Речевое развитие | Речевое упражнение Деревянный – стол , табурет Деревянная – изба,… Речевое упражнение «Скажи ласково» Литературная викторина по сказкам. | Отгадывание загадок о деревьях | ||
Художественно- эстетическое развитие | Чтение русской народной сказки «Летучий корабль» | Слушание р.н. песни «В поле орешина» | ||
Социально- коммуникативное развитие | Беседа о труде мастеров деревянных дел. Пословицы о труде. | Сюж.-ролевая «Строим дом, заживем мы в нем» Конструирование «Колодец» | ||
Физическое развитие | Русская народная игра «Двенадцать палочек» П/и «В смолу» | Подвижная игра «Молчанка» |
Ноябрь
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема: «Коса- девичья краса» Задачи: Дать представление о старинных женских прическах. Развивать умение подбирать антонимы, при составлении загадок, отражать характерные особенности жанра (описание сравнение). Развивать интерес к собственному сочинению. Расширять словарный запас. Поддерживать интерес к различным жанрам русского фольклора. | Рассказ педагога о традицион- ных головных уборах. Рассказ педагога «Русская коса» | Рассматривание фото, иллюстраций с изображе- нием участников фольклорных ансамблей в русских костюмах. | |
Речевое развитие | Чтение сказки «Василиса Прекрасная – золотая коса» Чтение потешек. | Речевое упражнение «Скажи наоборот» | ||
Художественно- эстетическое развитие | Разучивание и исполнение песни «Выходили красны девицы», «Вот те гребень» | Просмотр фильма : Варвара краса, длинная коса» Слушание песни «Пошла Дуня за водой» | ||
Социально- коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» | |||
Физическое развитие | Подвижна игра «Баба Яга» | Подвижная игра «Догонялки» |
Декабрь
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема: «Зимушка- зима» Задачи: Продолжать знакомить с произведениями пейзажной живописи И.Леви- тан «Деревня зимой», И.Бродская «Лес зимой в снегу», И.Грабарь «Зимний пейзаж», А.Саврасов «Зимний пейзаж», В.Токарев «Зимушка зима», Н.Ульянов «Снегири». Развивать эстетическое восприятие произведений искусства, способствовать расширению и углублению представлений о зимних явлениях в природе.Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству к книге.Формиро- вать умение внимательно выслушивать ответы сверст- ников, помогать им в случае затруднений. | Просмотр фильма по мотивам «Двенадцать месяцев» Заучивание стихов о зиме. Загадывание загадок о природных явлениях. | Рассматривание иллюстра- ций, фото на тему «Зима в городе», «Зима в лесу». Наблюдения на прогулке. | Выставка детских работ по теме «Зима - много радости детям принесла» |
Речевое развитие | Чтение сказки С.Маршака «Двенадцать Месяцев» Беседа по содержанию. Знакомство с потешками о зиме. | Речевое упражнение «Зимушка-зима» Речевое упр-е «Скажи наоборот», «Лето-зима» и т.д. | ||
Художественно- эстетическое развитие | Рисование. «Морозные узоры» | Рассматривание репродукций картин о зиме Пение песни «Ой ты зимушка сударушка» | ||
Социально- коммуникативное развитие | Вырезание ажурных снежинок для украшения группы. | Сюжетно-ролевая игра «Одеваем кукол на зимнюю прогулку» | ||
Физическое развитие | П/и «Мороз и волк» П/и «Перстни» | П/и «Два Мороза» П/и «Мороз-Красный нос» |
Декабрь
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема: «Зима не лето в шубу одета» Задачи: Формировать умение устанавливать взаимосвязи в природе, делать умозаклю –чения и выводы. Рассказать о старинной зимней одежде. Продолжать развивать интерес к истории и культуре русского народа, к самостоятельному сочинению Воспитывать трудолюбие, желание быть внимательным чутким, заботливым, предупредительным. | Беседа: «Что бы было?» Беседа: «Старинная зимняя одежда» | Рассматривание фото, иллюстраций «Зима в деревне» | |
Речевое развитие | Чтение сказки В.Одоевского «Мороз Иванович» Беседа по содержанию. | Речевое упражнение «Зимние вопросы» | ||
Художественно- эстетическое развитие | Рисование «Зимушка- хрустальная» | Слушание р.н. песен о зиме. Игра-хоровод «Подушечка» Пляска «Барыня». | ||
Социально- коммуникативное развитие | Чистить снег на участке. Строительство снежного городка. | Сюжетно-ролевая игра «Зимнии развлечения» | ||
Физическое развитие |
П/и «Царь» | П/и «Валенки» П/и «Два Мороза» П/и «Морозко» |
Декабрь
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема: «Грамоте учиться -всегда пригодиться» Задачи: Рассказать о необходимости обучения, о создателях славянской письменности для всего славянского народа. Познакомить с историей возникновения письменности на Руси для всего славянско- го народа, рассказать о первопечатниках И.Федорове и дне Наума – грамотника. Развивать познавательную активность, любознатель –ность, самостоятельность, интерес к книге, к истории. Вызвать желание и стремление быть грамотным, образованным, умным, воспитанным. | Беседа о дне Наума –грамот –ника. Беседа о появлении письменности на Руси. Опыт: Изготовление чернил из ягод черники. Рассказ о рукописных книгах. | Д/и «Угадай букву» | Выставка книг для чтения, в соответствии с возрастом. |
Речевое развитие | Чтение рассказа Л. Толстого «Филипок» Знакомство с пословицами о книгах, книгопечатании. | Выкладывание букв из палочек. Речевая игра «Молчанка» | ||
Художественно- эстетическое развитие | Рисование «Укрась обложку для книги». | Слушание песни «Учат в школе» | ||
Социально- коммуникативное развитие | Изготовление рукописной книги. «В школе мы будем учиться, много будет там друзей» | Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» | ||
Физическое развитие | П/и «Кузовок» | П/и «Король-королевич» |
Декабрь
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема: «В морозный денек – да за сказочку» Задачи: Познакомить со сказкой (бытовой, волшебной о животных), как жанром устного народного творчества. Формировать умение чувствовать и осознать некоторые средства речевой выразительности (зачин, концовка, сравнение, напевность русской речи). Развивать умение сочинять коллективную сказку, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета (зачин, окончание сказки, присказка, троекратные повторы, волшебные превращения. Приобщать к общечеловеческим ценнос- тям и умение отличать их. | Беседа «Русские народные сказки» | Д/и «Любимые сказки» Сложи иллюстрацию. Угадай название сказки. | Предложить для чтения дома русские народные ск5азки. |
Речевое развитие | Чтение сказки П.Ершова «Конек – горбунок» Беседа по содержанию сказки «Чудесная рубашка» | Выставка книг. «Сказки народов мира». Рассматривание книг. Литературная викторина. | ||
Художественно- эстетическое развитие | Рисование «Мой любимый сказочный герой» Слушание песни «Вдоль по улице идет» | Театрализованная деятельность «В гостях у сказки» Хороводная игра по желанию. | ||
Социально- коммуникативное развитие | Беседа по теме «Сказка ложь, да в ней намек» | Сюжетно-ролевая игра «В деревне у бабушки» | ||
Физическое развитие | П/и «Блинчики» | П/и «Гори, гори ясно» |
Январь
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема: «Крещение» Задачи: Рассказать о Крещении, о традициях, связанных с этим. Развивать речевую активность, диалогическую речь, умение выразительно исполнять колядки. | Беседа о празднике Крещение. Познакомить с народными приметами. | Рассматривание иллюстраций на тему «Зима» Наблюдение на прогулке за зимними явлениями. | |
Речевое развитие | Чтение р.н. сказки «Два Мороза» Беседа по содержанию сказки. | Повторить шуточное гадание «Раз в крещенский вечерок» | ||
Художественно- эстетическое развитие | Пение песни «Вдоль по улице Метелица метет» | Хоровод «Как на тоненький ледок» | ||
Социально- коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевая игра с куклами, изготовленными своими руками. | |||
Физическое развитие | П/и «Сею-вею снежок» П/и «Дударь» | П/и «Жмурки с водяным» П/и «Углы» П/и «Снежные фигуры» |
Январь
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема: «Рождество» Задачи: Познакомить со Святками, с праздником Рождества, традициями, связанными с зимними праздниками. Обогащать словарный запас. Воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа, желание продолжать традиции предков. | Рассказ педагога о празднике Рождестве Христовом. Рассказ педагога о Святках. | Рассматривание иконы о Рождестве Христовом. Рассматривание иллюстра- ций о Рождестве в Библии. | Консультация «Обычаи и традиции празднования Рождества Христова» |
Речевое развитие | Чтение стихотворения И. Рутенина «Рождество» | Разучивание и рассказывание колядок «Сею-вею посеваю» | ||
Художественно- эстетическое развитие | Лепка из теста традиционного рождественского печенья | Слушание песни Рождество Христово. Слушание аудиозаписи колокольного звона. | ||
Социально- коммуникативное развитие | Изготовление рождественских подарков. Изготовление вифлиемской звезды из картона и фольги. | Сюжетно-ролевая игра «Встречаем Рождество» | ||
Физическое развитие | П/и «Шла коза по лесу» | П/и «Золото» |
Январь
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема: «Голубая Гжель» Задачи: Продолжать знакомить с декоративно- Прикладным искусством русского народа, с традиционными русскими ремеслами. Познакомить с гжельским промыслом. Подвести к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир. | Беседа об изделиях гжельского промысла | Экскурсия в музей. Рассматривание предметов р.н. декоративного искусства. | Для родителей выставка детских рисунков «Гжельские узоры» |
Речевое развитие | Составление творческих рассказов о гжельской посуде. | Речевая игра « Узнай и назови» Упражнение «Назови одним словом» | ||
Художественно- эстетическое развитие | Рисование «Укрась посуду гжельской росписью» Что глянется, к тому и сердце тянется. | Пение песенок «Ходит конь по бережку», «Котик Мохнатенький», «Коровушки – буренушки» | ||
Социально- коммуникативное развитие | Разучивание поговорок о труде. | Сюжетно -ролевая игра «Мастера по изготовлению гжельской посуды» | ||
Физическое развитие | Русская народная игра «Горшки» | Русская народная подвижная игра «Краски» |
Февраль
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема: «Где песня поется, там весело живется» Задачи: Познакомить с плясовой, хороводной песней как жанром музыкального народного творчества, формировать умение передавать характер песен при исполнении. Познакомить с репродукциями картин К.Лебедева «Пляска», Б.Кустодиева «Деревенская масленица», «Гармонист». Развивать потребность в общении с любимыми музыкальными произведе- ниями, слушание исполнения русских песен, игры на р.н. песен, игры на муз. инструментах. Поддерживать стремление к выразитель –ности исполнения произведений. | Беседа «Хороводная песня» Беседа «Плясовая песня» | Д/и «Узнай и назови музыкальный инструмент» Отгадывание загадок о музыкальных народных инструментах | Значение музыкального фольклора в жизни детей. |
Речевое развитие | Беседа по вопросам при рассматривании картин К. Лебедева «Пляска» | Литературная викторина «Отгадай загадку» | ||
Художественно- эстетическое развитие | Чтение р.н. сказки «Пастушья дудочка» | Расписать трафареты народных инструментов. Хоровод «Как на тоненький ледок». | ||
Социально- коммуникативное развитие | Познакомить с трудом изготовителей музыкальных инструментов. | Труд в музыкальном уголке. «Мытье музыкальных игрушек» С-р игра «Филармония» | ||
Физическое развитие | Хороводная подвижная игра «А мы просо сеяли» |
Февраль
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема: «Сретенье» Задачи: Познакомить с праздником Сретенье, с его традициями, с музыкальным и поэтическим народным творчеством, связанным с этим праздником. Развивать словарный запас. Стимулировать познавательную и творческую активность. | Рассказ педагога о празднике Сретенье. | Наблюдение на прогулке изменения погоды в феврале. | Познакомить родителей с Народными приметами февраля |
Речевое развитие | Чтение р.н. сказки «Как весна зиму поборола» Чтение весенних закличек. | Речевая игра «Какой февраль, ветер… Какая зима,…» | ||
Художественно- эстетическое развитие | Рисование «За окном февраль» | Исполнение р.н. песни «Вот уж зимушка проходит» Хоровод «Клубок» | ||
Социально- коммуникативное развитие | С-р игра «Гости пришли» | |||
Физическое развитие | Хоровод игра «Солнышко» | П/и «Горелки» П/и «Ручеек» |
Февраль
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема: «Богатыри земли русской» Задачи: Рассказать о князе Владимире Красном Солнышке – умелом воине и мудром правителе. Познакомить с картиной В.Воснецова «Богатыри». Развивать интерес к былинной живописи, ее героям – русским богатырям. Расширять словарный запас. Воспитывать гордость за наших предков – Защитников Родины, уважение к их мужеству. | Беседа о защитниках Отечества. | Д/и «Ремесла Руси» «Узнай и назови боевое оружие» | |
Речевое развитие | Чтение р.н. сказок «Илья Муромец» | Речевое упражнение «Назови одним словом» | ||
Художественно- эстетическое развитие | Рассматривание репродукции «Богатыри» | Исполнение р.н. песни «Солдатушки» | ||
Социально- коммуникативное развитие | С-р игра «Мы защитники Отечества» | |||
Физическое развитие | П/и «Красное знамя» П/и «Чья дружина быстрее» | П/и «Переправа» |
Февраль
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема: «Широкая Масленица» Задачи:Рассказать о Масленице, о традициях, связанных с этим праздником. Познакомить с картинами В. Сурикова «Взятие снежного городка» Б.Кустодиеваа «Масленица». Воспитывать художественное восприятие произведений искусства, умение любоваться ими, высказывать свое мнение. | Беседа о Масленице. | Д/и «Времена года и празднике» | Консультация «Широкая Масленица» |
Речевое развитие | Чтение р.н. сказки «Как мужик гусей делил» Беседа по содержанию. | Разучивание потешки «Ох блины мои блины» | ||
Художественно- эстетическое развитие | Рассматривание репродукции «Взятие зимнего городка» Разучивание ,исполнение песни «Пришла к нам Масленица» | Слушание р.н. песни «Я на горку шла» «Ой вставала я раненько» | ||
Социально- коммуникативное развитие | Совместно с воспитателем испечь блины. | С-р игра «Встречаем праздник Масленицу» | ||
Физическое развитие | П/и «В снежки» П/ и «Гуси летят» | П/и «Блинчики» П/и «Чучело» |
Март
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема: «И сила уму уступает» Задачи:Рассказать воспитанникам понятие о значении ума, мудрости в жизни человека и окружающих его людей. Продолжать через устное народное творчество знакомить с жизнью народа, его прошлым, его обычаями и традициями, верованиями. Развивать сообразительность, умение использовать средства языковой выразительности при составлении рассказов, умение соревноваться, замечать речевые ошибки сверстников и исправлять их. Воспитывать желание быть умными, образованными. | Объяснение пословиц об уме. Конкурс «Мудрые вопросы» Д/и «Знатоки русской старины» | Д/и «Прошлое и настоящее» «Мудрый филин» | |
Речевое развитие | Чтение р.н. сказки «Мудрая дева».Беседа по содержанию. Литературная викторина «Отгадай сказки и ответь на вопросы» | Речевое упражнение «Мудрость» Рассматривание иллюстраций к книгам «Медведь и мужик» | ||
Художественно- эстетическое развитие | Рисование «Сказочные герои» | «Играем в сказку» (театрализованная деятельность) По желанию. | ||
Социально- коммуникативное развитие | Рассматривание альбома о труде крестьянской семьи. | Игра «Небылицы» С-р игра «Школа» | ||
Физическое развитие | П/и «Найди платок» | П/и «Раз, два три лови!» П/и «Змея» |
Март
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема: «Шутка греет человека» Задачи: Познакомить с малыми фольклорными жанрами: молчанками, кричалками, небылицами, частушками. Помочь почувствовать красоту и выразительность русского языка. Развивать умение понимать юмор в произведениях устного народного творчества. | Объяснение пословицы «Шутка греет человека» Беседа «1 апреля» | Д/и «Сложи картинку» Д/и «Бывает не бывает» | Консультация «Развиваем речь через р.н. фольклор» |
Речевое развитие | Чтение скороговорок, дразнилок. Чтение р.н. сказки «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что» | Игра «Молчанка» Д/и Отгадай героя сказки. | ||
Художественно- эстетическое развитие | Разучивание и пение р.н. частушек. | Разыгрывание по ролям р.н. небылиц «Что я видел» | ||
Социально- коммуникативное развитие | С-р игра «В некотором царстве, в некотором государстве» | |||
Физическое развитие | Русская народная игра по выбору воспитанников. | П/и «Кондалы» |
Март
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема: «Сороки» Задачи: Познакомить с праздником Сороки, весенним музыкально-поэтическим творчеством (загадки, заклички, весенние хороводы), с произведением П. Чайковского «Март». «Песня Жаворонка» из цикла «Времена года, с картинами А. Саврасова «Грачи прилетели», В. Бакшеева «Голубая весна» | Беседа о птицах. (рассматривание изображений) | Рассматривание открыток «Зимующие и перелетные птицы». Д/и «Узнай и назови птицу» | Организация выставки «Птицы Башкирии» |
Речевое развитие | Чтение чистоговорок, загадок. Составление рассказа по картине Соврасова «Грачи прилетели». | Речевое упражнение «Скажи какой» | ||
Художественно- эстетическое развитие | Лепка. Дымковская игрушка. Слушание П. Чайковского «Март» Рассматривание картины «Грачи прилетели» | Заучивание весенних закличек. Исполнение хороводной песни. «Вот уж зимушка проходит» | ||
Социально- коммуникативное развитие | Кормление птиц на участке. Изготовление печенья из теста «Жаворонки» | Ручной труд «Домик для птички» | ||
Физическое развитие | П/и «Весна- весняночка» П/и «Ай да птица, что за птица» | П/и «Грачи летят» П/и «Волк и утки» |
Март
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема: «Нет милей дружка, чем родная матушка» Задачи: Передать высокие представления о матери, укоренившиеся в культуре русского народа. Продолжать знакомить с русским фольклором (колыбельными песнями). Расширять словарный запас, воспитывать уважение, любовь. Заботливое отношение. Приучать активно выражать в поступках и действиях доброе отношение к матушкам. | Беседа о маме. Просмотр мультфильма «Мамонтенок» Беседа «Нет милее дружка, чем родная матушка» | Д/и «Кем работает моя мама» | |
Речевое развитие | Чтение и обсуждение пословиц о матери. Чтение стихотворения И.Мазика «О маме» | Речевое упражнение «Как ласково называет тебя мама» Речевое упражнение «Моя мама какая» | ||
Художественно- эстетическое развитие | Рисование «Портрет мамы» | Слушание колыбельных песенок. | ||
Социально- коммуникативное развитие | Рассказы о помощи маме по дому. | Изготовление сюрпризов для мам. С-р игра «Дочки – матери» | ||
Физическое развитие | П/и «Узелок» | П/и «Лиска- лиса» |
Апрель
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема: «Светлая пасха» Задачи: Рассказать о празднике Светлой Пасхе , пасхальных традициях. Воспитывать чувство причастности к культуре и истории русского народа, желание быть милосердным. Расширять словарный запас. | Беседа о традициях празднования Пасхи. Познакомить с народными приметами на день Пасхи. | Рассматривание видеозаписей, фото Храмов России. | Консультация «Народные обычаи и традиции празднования пасхи. |
Речевое развитие | Разучивание закличек. | Речевое упражнение «Цепочка слов» по теме «Светлая Пасха» | ||
Художественно- эстетическое развитие | Разучивание р.н. песни «Во поле орешина» Роспись пасхальных яиц. | Слушание аудиозаписи колокольного звона. Хоровод «Травушка -муравушка» | ||
Социально- коммуникативное развитие | С-ролевая игра «В гости на праздник Пасхи» | |||
Физическое развитие | П/и «Кто быстрее возьмет яйцо» | П/и «Жмурки» П/и «Карусели» |
Апрель
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема: «Жизнь дана на добрые дела» Задачи: Формировать навыки культурного поведения, понимание его значения для самого человека и окружающих его людей. Рассказать о благотворительности, традиционной для русского народа. Побуждать к чувству милосердия сострадания к другим людям, любовь к своей земле. | Беседа «Добрые и злые слова» Беседа о благотворительности. | ||
Речевое развитие | Чтение и обыгрывание «примирилок» | Речевая игра «Добрые слова» | ||
Художественно- эстетическое развитие | Рисование на тему «Я помогаю родителям» | Слушание песен «У Казани, у реки» | ||
Социально- коммуникативное развитие | Игровое упражнение «Я хочу дружить» | С-р игра « К другу в гости» | ||
Физическое развитие | П/и «Золотые ворота» | П/и «Плетень» |
Апрель
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема: «Весна- красна» Задачи: Развивать эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы, восприятие произведения пейзажной живописи (картина И.Левитана «Весна. Большая вода» | Загадывание загадок о весне Беседа о весне. | Рассматривание дерева – вербу. (почки). Рассматривание иллюстраций «Весна в деревне» | Консультация «Весенние народные приметы. |
Речевое развитие | Чтение р.н. сказки «Волшебная дудочка» (беседа по содержанию) Чтение скороговорок. | Д/и «Назови весенние слова» | ||
Художественно- эстетическое развитие | Рассматривание картины И.Левитана «Весна. Большая вода». | Хоровод «Травушка- муравушка» | ||
Социально- коммуникативное развитие | Изготовление печенья из теста «Баранки» | Весенние работы на огороде. | ||
Физическое развитие | Разучивание р.н. п/и «Верба- хлест» | П/и «Стадо» |
Май
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема: «Своя земля и в горсти мила» Задачи: Продолжить рассказ о защитниках Отечества. Познакомить с картинами В. Васнецова «Витязь на распутье», Н.Рерих «Илья Муромец». Развивать у воспитанников интерес к былинной живописи. | Объяснение пословиц о Родине и ее защите. Рассказ о Георгии Победоносце и гербе Москвы. | Рассматривание иллюстраций на военную тему. | |
Речевое развитие | Чтение отрывка из былины «Соловей разбойник и Илья Муромец» | Литературная викторина «Отгадай загадку» Речевое упражнение «Скажи наоборот» | ||
Художественно- эстетическое развитие | Рассматривание картины В.Васнецова «Витязь на распутье» | Пение р.н. песни «Солдатушки» | ||
Социально- коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевая игра «Мы служим в Армии» | |||
Физическое развитие | П/и «Перетягивание каната» |
Май
Образовательные направления | Организованная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познавательное развитие | Тема: «Русская береза» Задачи: Познакомить с обрядами, связанными с березкой. Познакомить с картинами Л.Левитана «Березовая роща», А. Куиджи «Березовая роща», вызвать желание любоваться красотой русского пейзажа, формировать умение выделять средства художественной выразительности, сравнивать манеру изображения разных художников. Воспитывать любовь к Родине. | Беседа «Русская береза- символ России» Загадки про березу. | Наблюдение за березами. Экскурсия в березовую рощу. | Предложить родителям съездить с детьми в березовую рощу. |
Речевое развитие | Разучивание стихотворений связанных с березой. | Д/и «Цепочка слов» (Береза- березовый- подберезовик) Д/и «Березовичок» | ||
Художественно- эстетическое развитие | Рассматривание картин И. Левитана «Березовая роща» Рисование «Весенняя береза» | Хоровод «Во поле березка стояла» | ||
Социально- коммуникативное развитие | С-р игра «Путешествие в лес» | |||
Физическое развитие | П/и «Веночек» | П/и «Плетень» П/и «Козел» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции"
Знакомить детей с народными традициями и обычаями. Знакомить детей с народными песнями , плясками.Расширять представления о разнообраз...
Календарно -тематическое планирование на тему "Народная культура и традиции"
Ознакомление детей с игрушками народных промыслов....
Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции" в подготовительной группе
Цель: расширять представления детей об искусстве, традициях и обычаях народов России; продолжать знакомить с народными промыслами, обрядами, календарными праздниками, приметами, пословицами, поговорка...
Календарно -тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции" в подготовительной к школе группе
Знакомство детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством. Расширение представлений о народных игрушках. Знакомство с национальным декоративно-прикладным и...
Календарно-тематическое планирование по теме: "Народные обычаи и традиции на Руси" (средняя гр.)
Календарно- тематическое планирование помогает организовать образовательную и досуговую деятельность с детьми и их родителями в рамках тематической недели. Также помогает выстроить план взаимодействия...
Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции"
Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции"...