РОЛЬ КОММЕНТИРОВАННОГО РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ.
консультация
Прием комментированного рисования позволяет "оживить" нарисованную ситуацию или сам процесс рисования. Комментированное рисование очень актуально в развитии и воспитании детей с нарушением речи, так как позволяет развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности у детей.
В процессе организации комментированного рисования:
- создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней,
- обеспечивается главное условие общения - адресованность речи детей: ребёнок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения,
- стимулируется и поддерживается речевая инициатива каждого ребёнка,
- осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, познавательный и межличностный опыт детей,
- широко используются различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интанационные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_kommentirovannogo_risovaniya_v_razvitii_detey.docx | 14.95 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ КОММЕНТИРОВАННОГО РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ.
Т.В.Беркетова, воспитатель
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном возрасте. Каждый ребёнок на определённом отрезке жизни увлечённо рисует. Большинство специалистов считает, что детское рисование – это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Рисование, напрямую связанное со зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
В.А.Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.
Приёмы комментированного рисования , предложенные Дж. Алланом, С.А.Мироновой, О.П.Гаврилушкиной и другими авторами, позволяющие «оживить» нарисованную ситуацию или сам процесс рисования, существуют. Их цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования. Данная методика основывается на следующих принципах:
- деятельностный, согласно которому способности человека развиваются в процессе формирования системы ориентировочных действий в деятельности ребёнка;
- коммуникативный принцип организации жизнедеятельности ребёнка.
В процессе организации комментированного рисования:
- создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней,
- обеспечивается главное условие общения - адресованность речи детей: ребёнок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения,
- стимулируется и поддерживается речевая инициатива каждого ребёнка,
- осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, познавательный и межличностный опыт детей,
- широко используются различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интанационные.
Эти принципы реализуются на каждом этапе работы с детьми.
В подготовительный этап входят:
-создание речевой среды
- развитие социальных эмоций
- овладение комментирующей функции речи
- развитие анализирующего восприятия
- развитие способности действовать самостоятельно в условиях репродуктивной и продуктивной деятельности.
Основной этап работы включает в себя:
-формирование коммуникативных ситуаций и создание условий для включения детей в их анализ и обсуждение в процессе рисования;
- положительной установки на самостоятельное рисование, как творческую деятельность;
- развитие способности уточнять замысел рисунка в процессе рисования, прогнозировать результаты изобразительных действий;
- антиципатии (предвосхищения) в создании воображаемой ситуации;
- мышления и умственных операций в художественно-речевой деятельности.
Заключительный этап. Закрепление полученных навыков и обобщение результатов работы включает:
- формирование навыков коммуникативно-игрового поведения в процессе комментированного рисования;
- коммуникативной и интеллектуальной децентрации и умений рассуждать;
- позиции «Я – художник», положительной установки на творческую деятельность, умений объяснять замысел рисунка своим намерением и формулировать его в речи;
- способности к рефлексии художественно-творческой деятельности.
Таким образом, комментированное рисование с дошкольниками способствует развитию коммуникативного общения. Позволяет наиболее эффективно преодолевать речевые нарушения.
Список используемой литературы:
1. И.В.Микляева «Комментированное рисование в детском саду».
2.О.П.Гаврилушкина «Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада».
3. А.А.Грибовская «Организация работы изостудии в дошкольных учреждениях».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи
В семье заложен огромный воспитательный потенциал. Использование его в полном объеме является условием гармоничного роста и развития ребенка, полноценного формирования его личности. К сожалению, как п...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...
"Ознакомление детей, имеющих нарушения речи, с Санкт-Петербургом"
Учебно-методический материал«Ознакомление детей, имеющих нарушения речис Санкт-Петербургом»...
конспект занятия на тему: нравственно – патриотическое воспитание в старшей группе, для детей имеющих нарушения речи «О Русь моя»
расширять и углублять представления детей о нашей стране, о традициях славянского народа...
Развитие речи детей, имеющие нарушения речи
Стоит ли доказывать, что радость общения с окружающим миром, успех в работе, становление личности во многом зависят от того, как человек владеет родным языком, насколько развита его речь, основы котор...
Моделирование сказок как средство развития разнообразных сторон психики у детей, имеющих нарушения речи.
Психика ребенка развивается на наглядно-образном материале и в игре. В своей работе «Моделирование сказок» я применяла сразу по несколько методик в разработке одной сказки и дл...