«Игры для детей, имеющих нарушения речи и их родителей на развитие мелкой моторики»
статья по логопедии (старшая группа)

Карпухина Ольга Евстахиевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

 «Игры для детей, имеющих нарушения речи и их родителей на развитие мелкой моторики»

«Дошкольный возраст - период интенсивного формирования всех органов и систем организма. Именно в дошкольном возрасте формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка,  которые служат основой его нормального физического и психического развития. Н.А. Бернштейн указывал, что психика формируется в движении[4]. Действительно, трудно переоценить роль движений в жизни человека. Двигательный анализатор имеет обширные связи со всеми структурами центральной нервной системы, принимает участие в их деятельности и имеет огромное значение в развитии функций мозга.

Многолетние исследования, проведенные В.Ф. Базарным, В.А. Гуровым, Э.Я. Оладо, показали, что 90-95% детей поступающих в школу, имеют выраженную незрелость телесного и зрительно-ручного чувства координации [2]. В работе с этими детьми педагогу надо реализовать специальную программу, направленную на развитие ручной умелости и совершенствование тонких и сложно координированных движений всех звеньев руки-плеча, предплечья и особенно кистей и пальцев рук.

В работах многих исследователей указывается на то, что у детей с отклонениями в развитии наблюдаются разного рода нарушения в двигательной сфере: обнаруживается недостаточность развития моторики, различных видов движений (движения плохо координированы, носят неловкий и нечеткий характер, много лишних, ненужных движений; снижены скорость и четкость; отсутствует ритмика и плавность).[8]

Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда говорим о крупной моторике, мы подразумеваем ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве.              

Совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения – это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека. Точные движения органов артикуляции закладывают фундамент устной речи, а движения глаз являются неотъемлемой частью зрительного обследования.         Дошкольный  возраст – это тот период, когда происходит появление и развитие практически всех двигательных навыков, которыми владеет человек в течение жизни. Все навыки взаимосвязаны, влияют и зависят друг от друга.                 

В последнее время все чаще и чаще приходится сталкиваться с проблемами воспитания и развития детей, поэтому в нашей группе по инициативе родителей был создан клуб «Успешный  малыш».  Одно из заседаний, которого, мы посвятили теме:  «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи»

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

  •   Руки человека - одно из самих выразительных средств общения, во многом характеризующее личность.  
  • Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
  • Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память – т.е. всё без чего не будет полноценного развития речи.

Резюмируем:

  • В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.
  • Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
  • Развитие мелкой моторики является  основой  формирования графомоторных навыков у младших школьников

Чаще всего причиной дисграфии называют недоразвитие высших психических функций и устной речи. Некоторые авторы (И.Н. Садовникова [9],  М.М. Безруких [3]) говорят в этой связи в том числе и о несформированности пальцевого праксиса. Данное явление может зависеть от определенных функциональных или органических нарушений ЦНС. Однако оно может развиваться и на фоне отсутствия неврологической симптоматики, в этом случае причиной нарушений письма является отставание в развитии моторных функций. Важность развития мелкой моторики здесь безусловна.

Развитая рука - развитая речь!

Развитие мелкой моторики способствует так же развитию таких необходимых умений и качеств, как:

  • подготовка руки к письму, (формируется координированность и целенаправленность движений).
  • ознакомление с элементарными геометрическими формами,
  • развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше - меньше, короче - длиннее и т.д.),
  • развитие ручного праксиса,
  • развитие художественного восприятия,
  • развитие глазомера,
  • обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т. д.

Самыми  доступными видами работы с детьми по формированию мелкой моторики  является рисование, массаж, пальчиковые игры, мозаики разных видов. Игры вместе с родителями приносят много радости и способствуют единению их интересов.

  • Человек «рисует» себя сам!

В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом, осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки.

Каким может быть рисование.

  • обводка плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов;
  • рисование по опорным точкам; по клеточкам;
  • дорисовывание второй половины рисунка;
  • рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги;
  • рисование орнаментов на листах в клетку (графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными.

Выполнять такие упражнения можно с 5 - 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.

  • Раскрашивание

Подбирая раскраски нужно ориентироваться не только на возраст ребенка и его гендерную принадлежность, но и на его интересы. Так девочкам, в последнее время, очень интересны куклы - brats, «маша и медведь», мальчикам - «тачки»  и человек паук.

  • Штриховка

Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения:
    * раскрашивание короткими частыми штрихами;
    * раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
    * центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);
    * штриховка длинными параллельными отрезками.

  • Пальчиковые игры
  • Мозаики разных форм и размеров.

 Различные нетрадиционные техники развития мелкой моторики:

  • «Шнуровки» разных форм и видов,
  • «Резиночка»-пара игроков, создают резинкой изображения разных объектов (жук, конфета и др),
  • «Тестопластика»- лепка из соленого теста,
  • «Пластилиновая графика»- раскрашивание пластилином,
  • «Пластилиновая мозаика»-заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками,
  • «Бумажная мозаика»- создание изображения  из цветных бумажных шариков,
  • «Обрывная мозаика»-заполнение изображения мелкими обрывками цветной бумаги,
  • «Оригами», как традиционное, так и модульное,
  • «Квилинг»-создание изображения из бумажных спиралей разного размера и формы, и др.

Заключение:

  • Задача педагогов, логопедов и психологов - донести до родителей значение развития мелкой моторикив различных играх на развитие речи ребенка.
  • В дошкольном возрасте усвоение движений осуществляется главным образом путем подражания действиям взрослых.
  • Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть речью, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка и разговаривать с ним.

Литература

  1. Анохин П.К. «Узловые вопросы теории функциональной системы» М.,1980
  2. Базарный В.Ф., Гуров В.А., Оладо Э.Я. «Методология оздоровления детей и подростков» Сб. научно-методических и информационных материалов для мед работников, службы формирования здорового образа жизни, М.1994
  3. Безруких М.М  «Как научить ребенка писать красиво» М.,Дидакт,1995
  4. Бернштейн Н.А. «Очерки по физиологии движений и физиологии активности» М.: Медицина,1966
  5. Венгер Л.А., Венгер А.Л. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М:, Знание,1994
  6. Выготский Л.С. «Мышление и речь»М:1982,Т.2.
  7. Запорожец А.В. «Развитие произвольных движений» М.,1960
  8. Моурлот Л.И., Ремезова Л.А. «Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста» С: СГПУ, 2007
  9. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» М: Владос,1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей^ Значение развития мелкой моторики и координации движений руки у детей дошкольного возраста, имеющих фонетические нарушения речи.

В данной статье я пытаюсь разъяснить необходимость работы по развитию мелкой моторики ребенка с первых месяцев жизни и до школы. Показываю взаимосвязь речевых центров и центров,отвечающих за развитие ...

Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями среднего возраста «Играем пальчиками — развиваем речь»

Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями среднего возраста «Играем пальчиками — развиваем речь»...

Консультация для педагогов и родителей. " Игры с массажным мячом, как один из методов работы для развития мелкой моторики рук и речи детей с ДЦП."

В материале даются рекомендации по использованию массажного мяча  "Су-джок" в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения...

Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

Круглый стол с родителями детей, имеющих нарушения речи «Учимся, играем – звуки исправляем!»

Круглый стол с родителями детей, имеющих нарушения речи «Учимся, играем – звуки исправляем!»...

Консультация для родителей: "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи"

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движе...

Консультация для родителей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи"

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движе...