"Ознакомление детей, имеющих нарушения речи, с Санкт-Петербургом"
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме
Учебно-методический материал
«Ознакомление детей, имеющих нарушения речи
с Санкт-Петербургом»
\
Подготовила
учитель-логопед
ГБДОУ № 50
Центрального района
Радович Ирина Геннадьевна.
Санкт-Петербург
2013.
Цель:
Закреплять знания детей об истории России и родном городе Санкт-Петербурге.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей города на примере Петропавловской крепости.
2. Развивать умение отвечать на вопросы педагога и доказывать свою точку зрения.
3. Развивать слуховое внимание.
4. Обогащение словаря: остров, крепость, башня, стена, «Петропавловская», собор, усыпальница, бастион.
5. Учить использовать при ответах мнемотаблицы.
Коррекционно-развивающие:
- Совершенствование навыков связной речи.
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие временных представлений.
- Развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
- Совершенствование у воспитанников коммуникативных умений и навыков.
- Формирование патриотических чувств и любви к родному городу.
- Воспитывать желание сохранять культурное наследие и преумножать его.
Оборудование:
1. Музыкальное сопровождение.
2. Интерактивная доска (слайды Петропавловской крепости из учебно-методического пособия «Город-сказка, город-быль» авторы О.В. Солнцева, Е.В. Корешкова-Леонтьева).
3. Эстампы и открытки (на каждого воспитанника).
4. Крупный конструктор.
5. Прозрачный мольберт с графическим изображением Петропавловской крепости ( с обратной стороны).
6. Игра с цветными квадратами из ковролина.
7. Игра-лото «История Петербурга».
8. Кубик с карточками (6шт).
9. Цветик-восьмицветик (пособие: эмоции + карточки).
10. Разрезные открытки
Организационный момент
Дети под музыку входят в зал и встают полукругом к доске
Логопед: Жил-был король, у которого был очень красивый дворец, и он хотел защитить его от врагов (педагог выставляет на коврограф дворец). Приказа король построить толстые …… (стены). Но стены оказались непрочными, пришлось королю приказать поставить по углам высокие ……. (башни). И за стенами вырос целый город.
Логопед: Вспомните, пожалуйста, где мы видели с вами похожую картину? Ответы
| Слайд «король и дворец». |
Логопед: Правильно, в книге про рыцарей. Но что еще было вокруг этих стен? Ответы
Логопед: Теперь город был хорошо укреплен от врагов. И его назвали? Ответы
Дети читают стих: 1. По болоту Петр шел, Остров Заячий нашел, Он созвал рабочий люд, И построил крепость тут, 2. Крепость новая стоит, Пушками врагам грозит, Бам, бам, бам, бам, Не осталось зайцев там, Зайцы пушек испугались, По кусточкам разбежались.
| Педагог показывает иллюстрации рыцарского замка с водой.
Дети, изображая зайцев, прыгают до стульчиков, садятся. |
Логопед: Мы с вами живем в прекрасном и удивительном городе – Санкт-Петербурге. И в нем тоже есть крепость. Крепость расположена на острове. А что такое остров? Ответы
Логопед: Кто велел построить крепость? Ответы
Логопед: Отгадайте, на каком острове строилась Петропавловская крепость? - Кроличий - Беличий - Волчий - Заячий Ответы
Логопед: Сегодня мы можем увидеть скульптуру зайца. Назовите правильно: - Хвост зайца - Ухо зайца - Лапы зайца Молодцы.
Логопед: В честь кого Петр назвал крепость? Ответы Логопед: Правильно. А Апостол Петр был покровителем (ангелом) царя Петра. И он заложил в честь святых церковь. | Слайд «общий вид Пп крепости» Слайд «что такое остров» Рисунок и фотография (вид сверху)
Слайд «скульптура зайца иоановского моста»
Слайд «фотографии», «Петропавловский собор», «Апостол Петр и апостол Павел» |
|
|
Логопед: А сейчас мы поиграем. У меня в руках большой кубик, в который вставлены открытки, а также шесть конвертов, в которых эти же открытки разрезанные. Вы должны на картоне, лежащем на полу, собрать открытку, которая вам досталась на кубике (виды Петропавловской крепости с разных сторон). Играют шесть ребят, остальные – болельщики.
Стихи: (4 чел)
1. Очень просто сесть в трамвай
И сказать: «Вези давай!»
2. Очень просто сесть в такси
И сказать: «Давай вези!»
3. Ну а если вам не к спеху,
Если город вам знаком,
4. Интереснее – не ехать,
Интереснее – пешком!
Логопед: Первая крепость была построена из дерева, значит какая она была? Ответы Логопед: Правильно, а потом стены выложили из камня, значит какие они? Ответы Логопед: Давайте мысленно пройдем через ворота и арку и внимательно посмотрим, что их украшает… Кто знает? Ответы Логопед: Верно, богиня Афина, но здесь их две. Это волшебные защитницы нашего города. Давайте посчитаем то, что мы увидели. 1 Афина – 2 Афины – 5 …… 1 зеркало – 2 ……. – 5 ……. 1 змея – 2 ……. – 5 ……. 1 сова – 2 ……. – 5 ……. Ответы Логопед: А что еще защищает крепость кроме стен и воды? Ответы Логопед: Конечно же, пушки. А эти пушки стреляют? А разве на нас кто-нибудь нападает? Ответы Стих: Стреляет в полдень пушка,
Логопед: У крепости были построены широкие выступы – башни. Посчитайте, сколько углов у каждой башни? Ответы
Логопед: Вы знаете, как называются пятиугольные башни?.. Бастионы. Ребята, которое еще не выкладывали ничего (6 чел), возьмут плоские картонные детали и выложат план стены Пп крепости с бастионами. Сколько их всего?
Дети выкладывают на полу план.
Логопед: Молодцы, продолжим нашу прогулку. Посмотрим на Петропавловский собор. Какая у него форма крыши? Ответы
| Слайд «крепостная стена Пп крепости».
Слайд «ворота Пп крепости»
Слайд «Две Афины»
Слайд «Афина Паллада. Фрагмент со змеей»
Слайд «пушки Пп крепости»
Стих
Слайд «бастионы Пп крепости» (план-фотография)
Использование геом. фигур: пятиугольники и прямоугольники. |
Логопед: правильно, шпиль. А что на самом верху?
- Голубь
- Сокол
- Кораблик
- Ангел
Ответы
Логопед: Царь Петр Первый похоронен в:
- Исаакиевском соборе
- Казанском соборе
- Петропавловском соборе
- Владимирском соборе
Ответы
Логопед: Внутри собора находится усыпальница российских царей. Давайте запомним это новое слово. А теперь послушаем музыку (аудиозапись «Аве Мария»).
Логопед: Посмотрите, к прозрачному мольберту я приклеила силуэт петропавловского собора. Кто хочет нарисовать его, добавив недостающие детали? (1 ребенок). А мы еще поиграем и вспомним другие достопримечательности. На полу лежат 8 цветных ковриков, а на столике карточки из нашего лото «История Петербурга»
Карточки по темам | Цвет фона | |
1. | Что относится к старине Петр Елизавета Павел Петропавловская крепость (план) |
болотный |
2. | Символы Медный всадник Адмиралтейство Ростральная колонна Петропавловский собор |
красный |
3. | Мосты Ломоносова Банковский Аничков Дворцовый |
Синий |
4. | Храмы Исаакиевский собор Казанский сбор Спас-на-Крови Владимирская церковь |
светло-серый |
5. | Сады и парки (пригороды) Петергоф Пушкин Ломоносов Павловск |
зеленый |
6. | Музеи и набережные Летний дворец Зимний дворец Кунсткамера Биржа |
серый гранит |
7. | Памятники Петру Великому (у Инженерного замка) М.И. Кутузову Екатерине Второй А.С. Пушкину |
бронзовый |
8. | Театры Александринский Мариинский Цирк Театр Комедии |
темно-коричневый |
Логопед: Какие вы молодцы! И как много уже знаете! Мы еще продолжим наше путешествие по Петропавловской крепости и посетим все здания. Кто-то может сходить с родителями в выходные дни и составить об этом рассказ. А тот, кто нарисует, сможет повесить свою работу на выставку. У нас остался последний кроссворд.
к | |||||||
р | |||||||
н | е | в | а | ||||
п | |||||||
с | о | б | о | р | |||
с | |||||||
о | с | т | р | о | в | ||
ь | |||||||
В группе могут остаться те, кто захочет построить Петропавловскую крепость из крупного строителя. До свидания, скажем всем гостям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsel1_-_kopiya.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методический материал
«Ознакомление детей, имеющих нарушения речи
с Санкт-Петербургом»
\
Подготовила
учитель-логопед
ГБДОУ № 50
Центрального района
Радович Ирина Геннадьевна.
Санкт-Петербург
2013.
Цель:
Закреплять знания детей об истории России и родном городе Санкт-Петербурге.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей города на примере Петропавловской крепости.
- Развивать умение отвечать на вопросы педагога и доказывать свою точку зрения.
- Развивать слуховое внимание.
- Обогащение словаря: остров, крепость, башня, стена, «Петропавловская», собор, усыпальница, бастион.
- Учить использовать при ответах мнемотаблицы.
Коррекционно-развивающие:
- Совершенствование навыков связной речи.
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие временных представлений.
- Развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
- Совершенствование у воспитанников коммуникативных умений и навыков.
- Формирование патриотических чувств и любви к родному городу.
- Воспитывать желание сохранять культурное наследие и преумножать его.
Оборудование:
- Музыкальное сопровождение.
- Интерактивная доска (слайды Петропавловской крепости из учебно-методического пособия «Город-сказка, город-быль» авторы О.В. Солнцева, Е.В. Корешкова-Леонтьева).
- Эстампы и открытки (на каждого воспитанника).
- Крупный конструктор.
- Прозрачный мольберт с графическим изображением Петропавловской крепости ( с обратной стороны).
- Игра с цветными квадратами из ковролина.
- Игра-лото «История Петербурга».
- Кубик с карточками (6шт).
- Цветик-восьмицветик (пособие: эмоции + карточки).
- Разрезные открытки
Организационный момент
Дети под музыку входят в зал и встают полукругом к доске
Логопед: Жил-был король, у которого был очень красивый дворец, и он хотел защитить его от врагов (педагог выставляет на коврограф дворец). Приказа король построить толстые …… (стены). Но стены оказались непрочными, пришлось королю приказать поставить по углам высокие ……. (башни). И за стенами вырос целый город.
Логопед: Вспомните, пожалуйста, где мы видели с вами похожую картину? Ответы | Слайд «король и дворец». |
Логопед: Правильно, в книге про рыцарей. Но что еще было вокруг этих стен? Ответы Логопед: Теперь город был хорошо укреплен от врагов. И его назвали? Ответы Дети читают стих:
Остров Заячий нашел, Он созвал рабочий люд, И построил крепость тут,
Пушками врагам грозит, Бам, бам, бам, бам, Не осталось зайцев там, Зайцы пушек испугались, По кусточкам разбежались. | Педагог показывает иллюстрации рыцарского замка с водой. Дети, изображая зайцев, прыгают до стульчиков, садятся. |
Логопед: Мы с вами живем в прекрасном и удивительном городе – Санкт-Петербурге. И в нем тоже есть крепость. Крепость расположена на острове. А что такое остров? Ответы Логопед: Кто велел построить крепость? Ответы Логопед: Отгадайте, на каком острове строилась Петропавловская крепость?
Ответы Логопед: Сегодня мы можем увидеть скульптуру зайца. Назовите правильно:
Молодцы. Логопед: В честь кого Петр назвал крепость? Ответы Логопед: Правильно. А Апостол Петр был покровителем (ангелом) царя Петра. И он заложил в честь святых церковь. | Слайд «общий вид Пп крепости» Слайд «что такое остров» Рисунок и фотография (вид сверху) Слайд «скульптура зайца иоановского моста» Слайд «фотографии», «Петропавловский собор», «Апостол Петр и апостол Павел» |
Логопед: А сейчас мы поиграем. У меня в руках большой кубик, в который вставлены открытки, а также шесть конвертов, в которых эти же открытки разрезанные. Вы должны на картоне, лежащем на полу, собрать открытку, которая вам досталась на кубике (виды Петропавловской крепости с разных сторон). Играют шесть ребят, остальные – болельщики.
Стихи: (4 чел)
- Очень просто сесть в трамвай
И сказать: «Вези давай!» - Очень просто сесть в такси
И сказать: «Давай вези!» - Ну а если вам не к спеху,
Если город вам знаком, - Интереснее – не ехать,
Интереснее – пешком!
Логопед: Первая крепость была построена из дерева, значит какая она была? Ответы Логопед: Правильно, а потом стены выложили из камня, значит какие они? Ответы Логопед: Давайте мысленно пройдем через ворота и арку и внимательно посмотрим, что их украшает… Кто знает? Ответы Логопед: Верно, богиня Афина, но здесь их две. Это волшебные защитницы нашего города. Давайте посчитаем то, что мы увидели. 1 Афина – 2 Афины – 5 …… 1 зеркало – 2 ……. – 5 ……. 1 змея – 2 ……. – 5 ……. 1 сова – 2 ……. – 5 ……. Ответы Логопед: А что еще защищает крепость кроме стен и воды? Ответы Логопед: Конечно же, пушки. А эти пушки стреляют? А разве на нас кто-нибудь нападает? Ответы Стих: Стреляет в полдень пушка, Логопед: У крепости были построены широкие выступы – башни. Посчитайте, сколько углов у каждой башни? Ответы Логопед: Вы знаете, как называются пятиугольные башни?.. Бастионы. Ребята, которое еще не выкладывали ничего (6 чел), возьмут плоские картонные детали и выложат план стены Пп крепости с бастионами. Сколько их всего? Дети выкладывают на полу план. Логопед: Молодцы, продолжим нашу прогулку. Посмотрим на Петропавловский собор. Какая у него форма крыши? Ответы | Слайд «крепостная стена Пп крепости». Слайд «ворота Пп крепости» Слайд «Две Афины» Слайд «Афина Паллада. Фрагмент со змеей» Слайд «пушки Пп крепости» Стих Слайд «бастионы Пп крепости» (план-фотография) Использование геом. фигур: пятиугольники и прямоугольники. |
Логопед: правильно, шпиль. А что на самом верху?
- Голубь
- Сокол
- Кораблик
- Ангел
Ответы
Логопед: Царь Петр Первый похоронен в:
- Исаакиевском соборе
- Казанском соборе
- Петропавловском соборе
- Владимирском соборе
Ответы
Логопед: Внутри собора находится усыпальница российских царей. Давайте запомним это новое слово. А теперь послушаем музыку (аудиозапись «Аве Мария»).
Логопед: Посмотрите, к прозрачному мольберту я приклеила силуэт петропавловского собора. Кто хочет нарисовать его, добавив недостающие детали? (1 ребенок). А мы еще поиграем и вспомним другие достопримечательности. На полу лежат 8 цветных ковриков, а на столике карточки из нашего лото «История Петербурга»
Карточки по темам | Цвет фона | |
1. | Что относится к старине Петр Елизавета Павел Петропавловская крепость (план) | болотный |
2. | Символы Медный всадник Адмиралтейство Ростральная колонна Петропавловский собор | красный |
3. | Мосты Ломоносова Банковский Аничков Дворцовый | Синий |
4. | Храмы Исаакиевский собор Казанский сбор Спас-на-Крови Владимирская церковь | светло-серый |
5. | Сады и парки (пригороды) Петергоф Пушкин Ломоносов Павловск | зеленый |
6. | Музеи и набережные Летний дворец Зимний дворец Кунсткамера Биржа | серый гранит |
7. | Памятники Петру Великому (у Инженерного замка) М.И. Кутузову Екатерине Второй А.С. Пушкину | бронзовый |
8. | Театры Александринский Мариинский Цирк Театр Комедии | темно-коричневый |
Логопед: Какие вы молодцы! И как много уже знаете! Мы еще продолжим наше путешествие по Петропавловской крепости и посетим все здания. Кто-то может сходить с родителями в выходные дни и составить об этом рассказ. А тот, кто нарисует, сможет повесить свою работу на выставку. У нас остался последний кроссворд.
к | |||||||
р | |||||||
н | е | в | а | ||||
п | |||||||
с | о | б | о | р | |||
с | |||||||
о | с | т | р | о | в | ||
ь | |||||||
В группе могут остаться те, кто захочет построить Петропавловскую крепость из крупного строителя. До свидания, скажем всем гостям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование логических игр при ознакомлении детей с историей и культурой Санкт-Петербурга
Методическая разработка по теме: "Семинар - практикум "Использование логических игр при ознакомлении детей с историей и культурой Санкт-Петербурга". Презентация по взаимодействию с семьей....
План-программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей Санкт-Петербурга
План-программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей Санкт-ПетербургаЦель работы в средней группе по этой теме:подготовка детского сознания к формированию понятия «город, в котором мы ...
Основные методы и приемы, используемые в работе по ознакомлению детей с историей и культурой Санкт-Петербурга.
Разработки методов и приемов работы в разных возврастных группах....
"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом"
Теоретический материал по знакомлению детей старшего дошкольного возраста с ОНР с ильтурно-историческим наследием города Санкт-Петербурга...
учебно-методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом
Цель: продолжать расширять знания детей о Санкт- Петербурге.Задачи:образовательные*формировать у детей понятие о достопримечательностях Санкт - Петербурга* закрепить знания детей о городеразвива...
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом
Материал из опыта работы по ознакомлению старших дошкольников с родным городом....
Ознакомление детей дошкольного возраста c историей Санкт-Петербурга
В статье предлагается алгоритм ознакомления детей дошкольного возраста с историей Санкт-Петербурга....