Диагностический инструментарий кружка "Юные исследователи"
материал

Невзорова Наталья Викторовна

Диагностический инструментарий для определения уровня знаний, умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельности (дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Юные исследователи», 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka_kruzhok.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительный анализ результативности работы кружка

Программа кружка «Юные исследователи» рассчитана на 3 года, диагностика проводилась в начале и в конце работы кружка. По методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности», цель которой выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей. Результаты получились следующие: 

По диагностике Л.Н. Прохорова «Выбор деятельности»

получились следующие показатели

По результатам видно, что экспериментирование в конце работы кружка у детей является предпочтительным видом деятельности.

.

Вид деятельности

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Экспериментирование

44%

46%

48%

Игровая

20%

20%

14%

Изобразительная деятельность

12%

12%

14%

Конструирование  

12%

12%

11%

Чтение книг

8%

5%

11%

Труд в уголке природы

4%

5%

2%

Обследование уровня развития любознательности как основы поисково-исследовательской деятельности по Л.В.Поздняк

Показатели

2016-2017

(списочный состав детей в группе- 25)

2017-2018

(списочный состав детей в группе- 28)

2018-2019

(списочный состав детей в группе- 27)

Высокий уровень

5 детей

16 детей

9 детей

Средний уровень

20 детей

12 детей

18 детей

 В результате обследования было выявлено, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к экспериментальной деятельности (самостоятельно используя схемы проводят опыты в самостоятельной деятельности), часто задают вопросы. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения делать выводы.

Отчёт о работе кружка «Юные исследователи»

в средней группе «А»

общеразвивающей направленности детей от 4 до 5 лет

МБДОУ ДС  №7

руководитель Невзорова Н.В.

«Самое лучшее открытие то,

которое ребенок делает сам».

Ральф У. Эмерсон.

 На протяжении 2016-2017 учебного года проводилась работа с детьми в кружке «Юные исследователи».  План кружка рассчитан на учебный год с учетом перспективного плана. Занятия проводились   один раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 20 минут. Число воспитанников, занимающихся в кружке - 25 детей. За год проведено 29 занятий.

Работа кружка    проводилась по трём взаимосвязанным направлениям:

живая природа (как приспособление к окружающей среде);

неживая природа (воздух, вода, почва, свет, теплота и др.);  

человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития исследовательской деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

           Основная цель кружка:

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

           Были поставлены следующие задачи:

  1. Развивать активность, инициативность, любознательность и познавательный интерес у детей в процессе проведения элементарных экспериментов, наблюдений и опытов;
  2. Продолжать формировать представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями знаний науки.
  3. Формировать умение пользоваться приборами - помощниками, оборудованием для детского экспериментирования.
  4. Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
  5. Воспитывать самостоятельность, умение работать поэтапно, анализировать и сравнивать результаты опыта, эксперимента.

       Для реализации поставленной цели и задач были созданы условия в группы.  Учебный материал подбирался с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий.  

Формы работы кружка:

- беседа с применением наглядных пособий;

- практическая деятельность;

- мини занятия (дидактические игры, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

- наблюдения

В процессе экспериментирования я использовала игровой персонаж, который предлагал детям решать простейшие проблемные ситуации. Например, помочь решить кукле Маше вопрос из какого материала будет прочнее сшить платье: бумага или ткань?

Практические занятия, проводимые в кружке, имеют четкую структуру:

  • постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
  • выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  • повторение правил работы в лаборатории и техники безопасности (по необходимости);
  • проверка гипотез;
  • подведение итогов, вывод;

Для оценки результативности работы кружка по формирования навыков экспериментирования была использована методика «Выбор деятельности» Л.Н. Прохорова.  Методика «Выбор деятельности» исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляется место детского экспериментирования в предпочтениях детей. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

     1-игровая;

     2-чтение книг;

     3-изобразительная;

     4-детские экспериментирование;

     5-конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел оказаться.

Результаты исследования предпочитаемого детьми вида деятельности в середине года показали, что предпочтения детей на начало эксперимента в группе распределились следующим образом:

1 место – игровая деятельность (28%)

2 место – экспериментирование (24%),

3 место - изобразительная деятельность (20%)

4 место - чтение книг (16%)

5 место - конструирование (12%)

На конец учебного года предпочтения детей:

1 месте – экспериментирование (44%).  

2 место - игровая (20%).

3 место - конструирование (12%) и изобразительная (12%),

4 место -  чтение книг (8%)

5 место – труд в уголке природы (4%)

То есть отмечается положительная динамика по критериям предпочитаемого вида деятельности детьми младшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью. Результаты этой диагностики оформлены в таблице. (Приложение 1).  

Результаты обследования уровня любознательности по методике Л.В.Поздняк показали, что на середину года 4 ребёнка имеют низкий уровень, 21 –средний. Дети часто задают вопросы, спрашивают о неизвестных фактах, очень любят рассматривать книги познавательного характера. С интересом воспринимают новую информацию, с помощью взрослого рассуждают о проделанных опытах. В конце года 5 детей-высокий уровень, 20 – средний. С помощью взрослого проводят анализ работ.   Результаты этой диагностики оформлены в таблице.  Мониторинг проводился в середине и в конце учебного года.

      По завершении работы кружка «Юные - исследователи» я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к экспериментальной деятельности, расширяется кругозор, в частности: обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (бумаге, ткани и др.), о применении их человеком в своей деятельности. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения делать выводы. Обогащается словарный запас детей различными терминами за счет слов, обозначающих признаки, свойства, явления или объекта природы (мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.), закрепляются умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы.  Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, познавательная активность и целеустремленность. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

В своей работе буду продолжать развивать у детей способность экспериментировать, что позволит им в дальнейшем моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.

Как доказал Н. Н. Поддъяков лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

В кружке многие дети занимаются с увлечением, считаю, что проведенная работа показывает необходимость данного кружка.

Отчёт о работе кружка «Юные исследователи»

в старшей группе «А»

общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

МБДОУ ДС №7

руководитель Невзорова Н.В.

«Усваивается все крепко и надолго,  

когда ребенок слышит,

видит и делает сам»

(Р. Эмерсона)

 

На протяжении 2017-2018 учебного года проводилась работа с детьми в кружке «Юные исследователи». План кружка рассчитан на учебный год с учетом дополнительной общеобразовательной программы. Занятия проводились   один раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 25 минут. Число воспитанников, занимающихся в кружке - 28 детей. За год проведено 29 занятий.

Работа кружка    проводилась по трём взаимосвязанным направлениям:

живая природа (как приспособление к окружающей среде);

неживая природа (воздух, вода, почва, свет, теплота и др.);  

человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)

Программа направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития исследовательской деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Основная цель кружка:

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Были поставлены следующие задачи:

1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями знаний науки.

2.  Продолжать формировать умение пользоваться приборами- помощниками, оборудованием для детского экспериментирования.

3. Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.

4. Воспитывать самостоятельность.

5. Учить фиксировать результаты исследований;

6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

7. Воспитывать стремление к самостоятельной познавательной активности, умение взаимодействовать со сверстниками.

Для реализации поставленной цели и задач были созданы условия в группы.  Учебный материал подбирался с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий.  

Формы работы кружка:

- беседа с применением наглядных пособий;

- практическая деятельность;

-мини занятия (дидактические игры, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

- наблюдения

Практические занятия, проводимые в кружке, имеют четкую структуру:

  • постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
  • выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  • повторение правил работы в лаборатории и техники безопасности (по необходимости);
  • проверка гипотез;
  • подведение итогов, вывод;

Обследование уровня развития по опытно – экспериментальной деятельности проводится по методике Поздняк Л. В. «Показатели уровня развития любознательности как основы поисково – исследовательской деятельности детей», цель которого является исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном. часто задавать вопросы, доводить начатое до конца. В результате обследования получены следующие результаты: в начале года из 26 детей 7 детей – высокий уровень, 10 детей – средний уровень и 9 детей – низкий уровень. В конце года из 28 детей группы: высокий-16 детей, средний-12 детей. Дети часто задают вопросы, спрашивают о неизвестных фактах, очень любят рассматривать книги познавательного характера. С интересом воспринимают новую информацию, с помощью взрослого рассуждают о проделанных опытах.

Для оценки результативности работы кружка была использована методика Л.Н. Прохорова «Выбор деятельности» Методика «исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляется место детского экспериментирования в предпочтениях детей. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

     1-игровая;

     2-чтение книг;

     3-изобразительная;

     4-детские экспериментирование;

    5-конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел оказаться.

Результаты исследования предпочитаемого детьми вида деятельности в начале года показали, что предпочтения детей на начало эксперимента в группе распределились следующим образом:

1 место – экспериментирование (30%)

2 место – игровая (17%) и изобразительная деятельность (17%)

3 место - чтение книг (12%), конструирование (12%), труд в уголке природы (12%)

На конец учебного года предпочтения детей:

1 месте –экспериментирование (46%%).  

2 место - игровая (20%).

3 место –конструирование (12%), изобразительная деятельность (12%),

4 место -  чтение книг (5%), труд в уголке природы (5%).

Отмечается положительная динамика по критериям предпочитаемого вида деятельности детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью. Результаты этой диагностики оформлены в таблице.  

Диагностика проводилась в начале и в конце учебного года.

По завершении работы кружка «Юные - исследователи» я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к экспериментальной деятельности (самостоятельно используя схемы проводят опыты в самостоятельной деятельности), расширяется кругозор, в частности: обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (бумаге, ткани и др.), о применении их человеком в своей деятельности. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения делать выводы. Обогащается словарный запас детей различными терминами за счет слов, обозначающих признаки, свойства, явления или объекта природы (мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.), закрепляются умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы.  Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, познавательная активность и целеустремленность. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

В своей работе буду продолжать развивать у детей способность экспериментировать, что позволит им в дальнейшем моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.

Как доказал Н. Н. Поддъяков лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

В кружке многие дети занимаются с увлечением, считаю, что проведенная работа показывает необходимость данного кружка.

Отчёт о работе кружка «Юные исследователи»

в группе «А» общеразвивающей направленности

 детей от 6 до 7 лет

руководитель Невзорова Н.В.

    «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

Сухомлинский В.А.

На протяжении 2018-2019 учебного года проводилась работа с детьми в кружке «Юные исследователи». План кружка рассчитан на учебный год с учетом дополнительной общеобразовательной программы. Занятия проводились   один раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 30 минут. Число воспитанников, занимающихся в кружке - 27 детей. За год проведено 31 занятие.

Работа кружка    проводилась по трём взаимосвязанным направлениям:

живая природа (как приспособление к окружающей среде);

неживая природа (воздух, вода, почва, свет, теплота и др.);  

человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)

Программа направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития исследовательской деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Основная цель кружка:

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Были поставлены следующие задачи:

  1. Обогащать представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями науки (физика, химия, география и биология).
  2. Формировать умение работать поэтапно, соблюдая правила личной безопасности.
  3. Учить самостоятельно пользоваться приборами - помощниками, оборудованием для детского экспериментирования.
  4. Обучать умению фиксировать результаты опытов, экспериментов, наблюдений, используя графические символы (графики, рисунки, схемы).
  5. Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
  6. Воспитывать самостоятельность, инициативность, умение доводить начатое дело до конца.

Для реализации поставленной цели и задач были созданы условия в группы.  Учебный материал подбирался с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Содержание занятий строится согласно перспективному плану.

Формы работы кружка:

- беседа с применением наглядных пособий;

- практическая деятельность;

-оформление лепбуков;

-мини занятия (дидактические игры, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

- наблюдения

Практические занятия, проводимые в кружке, имеют четкую структуру:

- постановка, формирование проблемы (познавательная задача);

- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

-повторение правил работы в лаборатории и техники безопасности (по необходимости);

- проверка гипотез;

- подведение итогов, вывод;

Обследование уровня развития по опытно – экспериментальной деятельности проводится по методике Поздняк Л. В. «Показатели уровня развития любознательности как основы поисково – исследовательской деятельности детей», целью которого является исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном. Данная методика позволяет выявить у детей отношение к экспериментальной деятельности, умения видеть проблему, планировать свою деятельность, умения делать выводы. В результате обследования получены следующие результаты: в начале года из 27 детей:

 6 детей – высокий уровень – 22%,

19 детей – средний уровень – 70%

 2 ребенка – низкий уровень – 8%. Дети с низким уровнем развития, вновь поступившие в группу.

В конце года из 27 детей:

7 детей –высокий уровень - 26%,

20 детей - средний уровень - 74% .

Для оценки результативности работы кружка была использована методика «Выбор деятельности» Л.Н. Прохорова Методика «Выбор деятельности» исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляется место детского экспериментирования в предпочтениях детей. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

     1-игровая;

     2-чтение книг;

     3-изобразительная;

     4-детские экспериментирование;

    5-конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел оказаться.

Результаты исследования предпочитаемого детьми вида деятельности вначале года показали, что предпочтения детей на начало эксперимента в группе распределились следующим образом:

1 место – игровая (30%), экспериментирование (30%)

2 место – конструирование (15%)

3 место - изобразительная деятельность (11%)

4 место - чтение книг (7%), труд в уголке природы (7%)

На конец учебного года предпочтения детей:

1 место – экспериментирование (44%).  

2 место - игровая (15%), изобразительная деятельность(15%)

3 место – конструирование, (11%), чтение книг  (11%)

4 место - труд в уголке природы (4%).

Отмечается положительная динамика по критериям предпочитаемого вида деятельности детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью. Результаты этой диагностики оформлены в таблице.  

Диагностика проводилась в начале и в конце учебного года.

По завершении работы кружка я пришла к выводу, что данная форма работы эффективна для развития познавательной активности детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности. У детей развивается познавательная активность, сформированы познавательно-исследовательские умения; любознательность, инициативность, самостоятельность; уверенность в своих силах, умение представлять собственные сообщения, отстаивать свою точку зрения, работать в коллективе, организовывать работу друг с другом, расширяется кругозор, в частности: обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов (бумаге, ткани и др.), о применении их человеком в своей деятельности  это подтверждается итоговой диагностикой.

Кружок «Юные исследователи» дает дополнительные возможности в познании окружающего мира. Как доказал Н. Н. Поддъяков лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

В кружке дети занимаются с увлечением, считаю, что проведенная работа показывает необходимость данного кружка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий по средней группе. Программа "От рождения до школы"

В  материале  представленны  заданния  по  критериям  программы "От  рождения  до  школы", а  также  указаны  уровни  развития. Материа...

Диагностический инструментарий

Целью тестов - учебно - диагностических заданий в начале года является: определение у детей стихийно сформированных знаний о животных родного края. В конце года: определение уровняя сформировавшихся з...

Диагностический инструментарий педагога-психолога ДОУ

Представлено описание диагностического инструментария для мониторинга  развития личности старших дошкольников...

Диагностический инструментарий к программе "Использование песка в формировании образа буквы и развития произвольной саморегуляции при подготовке детей к школе"

Диагностичекий  материал,  который  автор  использует  в  работе   при  подготовке  детей  к  обучению  в  школе....

Диагностический инструментарий (приложение к программе по кубановедению)

Разработан на все возрастные группы детского сада. Определены критерии усвоения программы: высокий, средний, низкий уровне, а также методики проведения педагогического обследования дошкольников....

Диагностический инструментарий по образовательным областям программы "Детство" "Социализация", "Труд".

В нашем городе проходил городской конкурс контрольно-измерительных материалов. Я решила поучаствовать в этом конкурсе и к своему великому изумлению заняла 1 место среди участников из детских садов. Се...

Диагностический инструментарий по образовательной области "Коммуникация"

Хочу представить вниманию педагогов детских садов диагностический инструментарий по образовательной области "Коммуникация". Мы все испытываем нехватку материала тогда, когда начинаем диагностировань р...