Логоритмика как элемент здоровьесберегающих технологий в деятельности воспитателя.
статья

Частова Ирина Юрьевна

Логоритмика как элемент здоровьесберегающих технологий в деятельности воспитателя.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логоритмика как элемент здоровьесберегающих технологий в деятельности воспитателя.

Главная цель в воспитании и образовании дошкольников - сохранение

здоровья. Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих дошкольных учреждений. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

 

 Актуальность. С каждым годом, по наблюдению логопеда, в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Логоритмику смело можно назвать гимнастикой ума. Почему?

Энциклопедические словари трактуют ум как способность мышления и понимания, а гимнастику как «систему физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья и гармонического физического развития». А логоритмика предполагает и укрепление здоровья, и воспитание правильной речи, и устранение речевых нарушений, но прежде всего – развитие мышления и понимания. Логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной).

Европа, начало 20 века – появление системы «ритмического воспитания», основоположник Эмиль Жак Далькроз – швейцарский педагог и музыкант.

Россия, 30-е годы 20 века – В.А. Гиляровский, Н.А. Власова предложили использовать логопедическую ритмику для коррекции речевых нарушений.

 

 

 

Логоритмика является составным звеном лечебной ритмики. Появилась в начале XX века. Сначала использовалась в работе с заикающимися дошкольниками, потом при коррекции афазии. В 60-е годы Г.А. Волковой разработана система логоритмического воздействия для всех форм речевой патологии, кроме нарушений письма. В настоящее время входит составной частью в комплекс методик по коррекции нарушений речи в детских садах, школах, медицинских учреждениях.

Сегодня логопедическая ритмика является обязательным компонентом в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми в логопедической группе.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. 
    Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.

 

Цель: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

 

Задачи:

  • Закреплять умение ориентироваться в пространстве
  • Развитие общей и мелкой моторики
  • Воспитание музыкального слуха, развитие внимания, памяти, речи
  • Совершенствовать навык точности выполнения движений в соответствии с текстом и чувством ритма
  • Развивать артикуляционный аппарат
  • Разработать перспективный план проведения логоритмических занятий, дидактических пособий

Принципы

Принцип целостности, комплексности педагогических процессов.Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем логопедической группы. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками детского сада.

Принцип системности.Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.

Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.

Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

Учитель - логопед задает лексическую тему, составляет конспект занятия, проводит занятие.

Музыкальный руководитель подбирает музыку, музыкальные дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий.

Воспитатель проводит подготовительную работу по заданию логопеда, разучивает с детьми пальчиковые игры, стихи и движения.

Инструктор по физкультуре разучивает подвижные игры.

Родители разучивают речевой материал с ребенком дома

Под логопедической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.

Рекомендуется использовать в логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций следующие средства логопедической ритмики:

— вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);

— упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

— упражнения, регулирующие мышечный тонус;

— упражнения, активизирующие внимание;

— счетные упражнения;

— речевые упражнения без музыкального сопровождения;

— упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;

— упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

— ритмические упражнения;

— пение;

— игру на музыкальных инструментах;

— музыкальную самостоятельную деятельность;

— игровую деятельность;

— упражнения для развития творческой инициативы;

— заключительные упражнения.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

Во время логоритмических занятий решается несколько коррекционных задач. Заметно улучшается ориентация ребенка в пространстве, улучшается чувство ритма, общая и мелкая моторика, совершенствуются артикуляционные движения, развивается слуховое внимание и фонематический слух. Движения ребенка становятся свободными и выразительными, мимика живой, эмоциональной. Неговорящие дети именно на логоритмических занятиях демонстрируют первые речевые успехи. Кроме того, дети учатся общаться в группе, улучшаются их коммуникативные навыки. Ребенок в доступной, занимательной форме делает достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует речь.

Таким образом, логоритмика – методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в деятельности воспитателя в условиях перехода на ФГОС в современном ДОУ

Здоровьесберегающие технологии в деятельности воспитателя в условиях перехода на ФГОС в современном ДОУВведениеЗдоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а ...

Конспект образовательной деятельности в образовательной области "Познавательное развитие" с элементами здоровьесберегающих технологий "Наше тело"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21     КонспектОбразовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (звуковая культура речи) «Прогулка в лес» с детьми подготовительной группы (с использованием элементов здоровьесберегающих технологий и социально- игровой технологии)

Задачи:Образовательные:- формировать правильное произношение звука «з» (изолировано, в слогах, в словах);- формировать умение долго и плавно на одном выдохе произносить слова с этим звуком...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи с использованием элементов здоровьесберегающих технологий. Непосредственно-образовательная деятельность: «Если хочешь быть здоров».

НОД  «Если хочешь  быть здоров» Цель: Создавать условия для формирования у детей потребности к здоровому образу жизни. Задачи:  Образовательная задача: С...

«Логоритмика как элемент здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности»

laquo;Логоритмика как элемент здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности»...

Совместная деятельность педагогов с детьми по образовательной области «Речевое развитие» с элементами «Здоровьесберегающей технологии». Тема: театрализованная деятельность по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Цель: вызвать интерес у детей к театрализованной деятельности по сказке " Заюшкина избушка ";создать эмоционально-положительный климат в группе;порадовать детей;развивать умение следить за д...