Конспект НОД "Добро и Зло" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Коншенко Марина Сергеевна

Конспект НОД по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" поможет педагогам в социально-нравственном воспитании детей 5-7 лет.:  формировании у них представлений о добре и зле, развитии потребности совершать хорошие поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_dobro_i_zlo.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Добро и зло».

                для детей старшего дошкольного возраста

Образовательная область  «Социально-коммуникативное развитие».

Цель:  формирование моральных представлений о добре и зле.

Задачи:

  • Формировать умение различать и правильно оценивать добрые и злые поступки.
  • Развивать память, произвольное внимания, речь, умение делать

простые умозаключения и выводы.

  • Воспитывать стремление совершать добрые поступки, умение сопереживать,  быть внимательным к окружающим, проявлять заботу.

Оборудование: наклейки – «сердечки», карта «Доброй страны», черный мешок, картинки с изображениями детей, совершающих хорошие и плохие поступки, мультимедийная установка, презентация – изображения сказочных персонажей, три атласных ленты 10см х 200см

Ход НОД

- Ребята, как вы понимаете, что такое доброта? (Объяснение детей, как они понимают это слово).  

- Правильно! Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта – самое главное качество человеческой души!

- А что такое зло? Верно, это нечто противоположное добру: плохое, беда, несчастье… Это намеренное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

- Какого человека можно назвать добрым?

- Правильно! Добрый человек – это тот, кто любит людей и в трудную минуту спешит им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

- Что мы еще забыли с вами назвать из качеств доброго человека?

Верно! Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым, внимательным к окружающим,  уважительным в общении с товарищами и взрослыми. Он не грубит, не ругается, не кричит. Всегда ласковый, приветливый, с улыбкой.

Конкурс добрые слова

Доброе, ласковое слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, утешить, согреть душу. Кто называет доброе слово, получает наклейку «сердечко». У того, кто назовет больше теплых, добрых, нежных слов, будет больше наклеек. Выигрывает тот, у кого больше наклеек.  

-Как много тёплых, ласковых,  добрых слов в нашей речи!  Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

- Если существуют добро и зло, значит люди могут творить не только добрые, но и злые дела. Хорошие, добрые  поступки несут людям добро, например: помочь маме убрать посуду, полить цветы, донести тяжелые сумки, отогнать от беззащитного котенка злую собаку – это хорошо.

Дурные поступки. Давайте поговорим о них. Как вы понимаете слово «равнодушный»? Верно! Это человек, которого неприятности, горести других людей не волнуют. Если вы видите, что человеку стало плохо, он жалуется на боли в сердце, то нужно попросить кого-нибудь из взрослых вызвать «скорую помощь».  Если вы безразлично прошли мимо – это плохой поступок.

- Ребята, послушайте, какую я сегодня приготовила для вас сказку «О Добре и Зле»

В одном сказочном лесу жили-были Добро и Зло. Они всегда ходили друг за другом. Добро имело белый цвет, а Зло-черный.

Добро жило  в маленьком хорошеньком домике. Добро всегда всем помогало. Каждое утро Добро очень любило приводить свой дом в порядок: оно поливало цветы в своем саду, ухаживало за ними, от этого они хорошо росли, улыбались всем окружающим и цвели прекрасными цветами. Добро любило птиц, живущих в лесу, заботилось о них: кормило их зимой, строило для них домики весной. А птицы отвечали ему тем же, они пели Добру свои звонкие и красивые песни, от их песен у всех вокруг было радостное настроение. Добро заботилось не только о цветах и птицах, оно еще очень любило животных и дружило с ними. Добро дружило с солнышком, которое дарило каждый день ему яркий, солнечный желтый цвет.

А недалеко от прекрасного домика Добра, в холодной каменной избушке жило Зло. Зло всегда мешало всем. Оно не любило яркий солнечный свет и редко выходило на улицу. Зло не дружило с животными, ему не нравилось пение птиц. Растения и цветы не росли возле его дома, Зло их не любило. Жилище Зла окружали засохшие коричневые кусты.

Однажды в этом сказочном лесу произошла история. Маленький бельчонок отстал от мамы и заблудился. Грустный он долго плутал по лесу, пока вдалеке не увидел каменную избушку. Подойдя к ней, он постучал в темное окно, и попросил о помощи. Зло сердитым голосом отказало бельчонку в помощи и прогнало его вон.

Загрустив еще больше, малыш пошел дальше. Тут навстречу ему выбежало Добро, бельчонок рассказал о своей беде. Добро ответило: «Я знаю, где твоя мама, я сейчас тебя провожу к ней». И с этих пор лесные жители, попав в беду, знают к кому обращаться за помощью.

Вопросы: О каких героях говорилось в этой сказке? Какие поступки Добро совершало в этой сказке? Как поступало Зло в этой сказке?

Игра  «Добрая страна»

Мы видим, что не только слова должны быть добрыми, но и дела. Я вам приготовила карту «Доброй страны». В этой стране живут только добрые люди. Они совершают только добрые поступки. Вы внимательно рассмотрите картинки и подумайте, правильно ли поступают дети? Если правильно, то картинку мы  прикрепляем к карте. А если нет – то картинку выбрасываем в мешок, и рассказываем, как бы поступили вы в этой ситуации?

Игра «Сказочный герой – добрый или злой?»

- Все вы любите сказки. В сказке встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. На экране вы увидите сказочного героя. Если герой добрый – вы радостно хлопаете в ладощи, если злой – закрываете лицо ладошками.

На экране Иван-Царевич, Баба-Яга, Золушка, Мальвина, Карабас-Барабас, Красная шапочка, Волк, Змей-Горыныч, Конек-горбунок, Золотая рыбка, Старуха Шапокляк Доктор Айболит.

Игра-физминутка «Какой путь выберешь?

Дети встают в колонну по одному. Перед нити три «дорожки», направленные в разные стороны. Каждому читается задание. Необходимо выбрать «путь»-дорожку, и пройти по ней до конца.

Прямо пойдешь – встретишь старушку, которой нужно помочь дойти до скамейки

Налево пойдешь – встретишь старика, которому нужно подсказать, где находится аптека

Направо пойдешь – найдешь игрушку, о которой давно мечтал.

Прямо пойдешь - встретишь

Налево пойдешь - встретишь

Направо пойдешь - найдешь

1

Маленькую девочку, которая плачет и ей нужно помочь завязать шнурки

Мальчика, которому нужно подсказать, где находится школа

Пиратский клад

2

Маленького плачущего мальчика, которому нужно помочь починить игрушку

Девочку, которой нужно подсказать, где находится бассейн

Целую коробку любимых сладостей

3

Птенчика, выпавшего из гнезда, которого нужно вернуть в гнездо

Старика, которому нужно подсказать, где находится больница

Приятный сюрприз

4

Маленького голодного котенка, которого нужно накормить

Старушку, которой нужно подсказать, где находится магазин

Новый сотовый телефон

5

Маленькую девочку, которая плачет и ей нужно завязать ленточки

Группу людей, которых нужно угостить печеньем

Игрушку,  о которой давно мечтал.

6

Маленького плачущего мальчика, которому нужно помочь убрать игрушки

Друзей, с которыми надо сходить в кино

Пиратский клад

7

Потерявшегося мальчика, которому нужно помочь отыскать свой дом

Мальчика, которому нужно подсказать, где находится стадион

Целую сумку любимых сладостей

8

Старушку, которой нужно помочь перейти опасный перекресток

Девочку, которой нужно подсказать, где находится студия танца

Приятный сюрприз

9

Старика, которому нужно помочь донести ведра с водой

Старика, которому нужно подсказать, где находится автобусная остановка

Новый сотовый телефон

10

Старушку, которой нужно помочь донести тяжелые сумки

Старушку, которой нужно подсказать, где находится театр

Игрушку,  о которой давно мечтал.

11

Старика, которому нужно помочь убрать осеннюю листву

Группу людей, которых нужно угостить конфетами

Пиратский клад

12

Старушку, которой нужно помочь почистить снег возле дома

Друзей, с которыми надо поиграть во дворе

Целый пакет любимых сладостей

13

Замершего голодного щенка, которого нужно накормить и обогреть

Девочку, которой нужно подсказать, где находится кинотеатр

Подарок

14

Кошку, которая забралась высоко на дерево, а спуститься не может – боится, и ее надо спасти.

Старика, которому нужно подсказать, где находится аптека

Новый сотовый телефон

15

Маленькую девочку, которая плачет и ей нужно помочь подточить карандаши

Старушку, которой нужно подсказать, где находится больница

Игрушку,  о которой давно мечтал.

Игра «Хорошо-плохо»

Ребята, я предлагаю вам с помощью мимики (добрые поступки вызывают улыбку, злые – огорчение) изобразить добрый поступок или злой.

плохо

хорошо

Порвал

Обидел

Поссорился

Отобрал

Толкнул

Ударил

Разрушил

Сломал

Защитил

Проведал

Обогрел

Помог

Поделился

Успокоил

Развеселил

Накормил

Игра «Превращение слов»

Каждому отрицательному качеству характера, которые совсем не украшают человека, можно подобрать другое, противоположное качество, из которого складывается доброта. Например, черствый – отзывчивый. Давайте с вами превратим плохие качества в хорошие.

Злой - Добрый

Жадный – щедрый

Грубый - вежливый

Жестокий –ласковый

Лживый - правдивый

Невоспитанный – вежливый

Ленивый – трудолюбивый

Сердитый – дружелюбный 

Равнодушный- Заботливый

Упражнение «Незаконченные предложения».

Ребята, сейчас я буду читать вам незаконченные предложения, а вы должны для них придумать добрый и злой конец.

Девочка нашла котенка…

Мальчик нашел забытую игрушку и…

Мама заболела и ее сын…

Старенькая бабушка уронила палочку и…

Дети слепили красивого снеговика, а Саша, проходя мимо…

Все дети убирали игрушки в группе, а Маша в это время…

- Чтобы вырасти хорошим, добрым человеком, нужно каждый день совершать пусть маленькие, но добрые дела. С кем бы вы хотели дружить с добрым или со злым человеком?

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в группе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (помочь накрыть стол, вытереть пыль на полках, полить цветы, убирать игрушки, помогать младшим (поиграть с ними, поделиться игрушкой), починить книгу, помогать близким, друзьям, уступать место в автобусе пожилым и больным людям, накормить бездомного животного, не рвать цветы и т.д.) 

Поступайте с людьми так, как вы хотели бы, чтобы они поступили с вами. Если вы хотите, чтобы вам улыбались, - улыбайтесь сами, проявляйте внимание к людям, будьте добры и отзывчивы.

Итак, ребята, о каких двух понятиях мы сегодня с вами говорили? Что каждому из вас ближе Добро или Зло? Почему? Какие поступки вам нравится совершать больше? Почему? Почему добрым быть лучше?

Литература:

1.Шорыгина Т.А. Добрые сказки. Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели. – М.: ТЦ Сфера, 2014

2.Савченко В.И. Беседы с детьми о добре, дружбе и трудолюбии. – М.: ТЦ Сфера, 2018

3.Уроки доброты: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: Изд-во «Ранок», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...

Конспект физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Северное многоборье». Этническая социализация детей Крайнего Севера по освоению национальных видов спорта

Занятие  "Северное многоборье" способствует повышению общей культуры, расширению кругозора, углублению знаний о национальных видах спорта воспитанников. ...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Труд детей в старину"

Программное содержание:познакомить детей с трудом крестьянских детей в доступной форме;учить устанавливать причинно – следственные связи между объектами;развивать коммуникативные способности, па...

Конспект физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения» план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) по теме

ЗАДАЧИ:  продолжать учить детей  правильно вести себя на улицах города,  закрепить у ребят знания правил дорожного движения; углублять знания дошкольников о правилах дорожного движ...

Конспект физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения» план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) по теме

ЗАДАЧИ:  продолжать учить детей  правильно вести себя на улицах города,  закрепить у ребят знания правил дорожного движения; углублять знания дошкольников о правилах дорожного движ...

«Как дети на луну летали» конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, ТДМ( технологии деятельностного метода)

laquo;Как дети на луну летали» конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, ТДМ( технологии деятельностного мето...