Патриотическое, духовно-нравственное воспитание и приобщение к культурному наследию старших дошкольников
статья

Аннотация.

В статье раскрывается актуальность духовно-нравственного развития на современном этапе, характеризуются возрастные особенности детей дошкольного возраста, их сензитивность к усвоению нравственных норм и правил, обосновывается необходимость реализации программ духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ на основе традиций православной культуры. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_patrioticheskoe_vospitanie.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание и приобщение к культурному наследию старших дошкольников.

Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации, действующей на период до 2025 года, возникает необходимость обновления воспитательного процесса в рамках патриотического, духовного, нравственного воспитания и приобщения к культурному наследию детей дошкольного возраста.

Сегодня современное российское общество, к сожалению, испытывает духовно-нравственные проблемы, происходит разрушение ценностных установок. Большинство родителей заняты добыванием средств к существованию, увеличивается количество неполных семей. Доброта, семейные ценности, гражданственность, патриотизм вытесняются нетерпимостью друг к другу на бытовом, национальном уровне. Довольно часто вседозволенность дети понимают как право на свободу. Поэтому очень важно ещё в дошкольном возрасте научить их разграничивать отсутствие дисциплинированности, вседозволенности и свободу. Особенностью нравственного воспитания является то, что соблюдение моральных норм – дело сугубо добровольное. Наказание за несоблюдение принятых норм-это «всего лишь» общественное порицание. Поэтому основной задачей воспитателя в формировании патриотических чувств является умение вырастить такого человека, для которого неукоснительное соблюдение правил поведения станет его собственным убеждением внутренней потребностью. Как говорится, не за страх, а за совесть. Необходимо заложить у дошкольников фундамент чуткого отношения к собственной жизни, к жизни других людей. Это основа будущей ответственности за детей, престарелых родителей. Любовь к родному краю, знание и уважение его истории-основа духовной культуры всего нашего общества. Ребёнок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Как отмечал Д.С.Лихачёв, «культура ка растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с «корней».  А малая Родина для человека, ее история, ее культура, быт и традиции-это и есть наши «корни». И у каждого из нас, безусловно, есть своя малая Родина, свой заветный и дорогой сердцу уголок, где человек родился, где он живёт и трудится. А ведь чтобы уважать самих себя, нужно знать свои истоки, знать прошлое родного края, гордиться своей причастностью к его истории.

Чтобы решать задачи патриотического, духовно-нравственного воспитания подрастающих малышей, мною и была разработана программ дополнительного образования «С чего начинается Родина»… для детей старшего дошкольного возраста, состоящая из пяти тематических разделов.

1. «Моя малая Родина-заветный сердцу уголок…»: «Мой дом, моя семья, мой детский сад», «Город Балаково-город дивный».

2. «Край мой Саратовский».

3. «Я – россиянин, я – гражданин!».

4. «Земля – наш общий дом».

5. «Культурное наследие России», «Материальная культура», «Духовное наследие».

Основная цель программы -  непрерывное накопление дошкольником культурного опыта деятельности и общения в процессе взаимодействия с окружающим миром, осознание себя как части гражданского общества, формирование позиции неукоснительного соблюдения моральных норм и правил поведения, воспитание любви к Родине, стремления служить её интересам.

Для реализации программы в ДОУ имеется соответствующая развивающая предметно-пространственная среда: мини-музей ДОУ «Русская изба», групповые мини-музеи и уголки патриотического воспитания, в которых представлены российская символика, наборы фотографий с изображениями значимых мест города, памятников архитектуры, альбомы, посвящённые Великой Отечественной войне и Дню Победы, коллекции праздничных открыток ко Дню Защитника Отечества, детская литература по данной теме, музыкальные аудиозаписи и многое другое. В методическом кабинете есть подборка конспектов нравственно-этических бесед, литературных произведений по теме, множество альбомов по ознакомлению детей с народными промыслами России, различные энциклопедии для дошкольников. Содержание тематических разделов детям даётся последовательно, с усложнением, в течении двух лет – в старшей и подготовительной к школе группах. Сначала у детей расширяется представления о своей семье, группе своего детского сада, воспитывается заботливое отношение к членам своей семьи, детям и взрослым в детском саду и другим окружающим людям. Затем дети расширяют представления о своей малой Родине: улице, районе, где они живут, родном городе. Воспитатель рекомендует родителям приглашать детей из группы к себе в гости, активнее общаться друг с другом. Вовлекая детей в игры на семейные темы, воспитатель расширяет представления дошкольников о родственных связях, семейных традициях и, самое важное, на мой взгляд, учит детей определять эмоциональные состояния людей, устанавливать связи между настроениями и определёнными событиями в жизни семьи. Здесь начинается формирование первичных гендерных представлений (мальчики смелые, девочки нежные, женственные).

Следующий тематический раздел посвящён знакомству с Саратовской областью, её достопримечательностями и историей, знаменитыми земляками и культурным богатством. Например, дошкольники знакомятся с традициями, изделиями народных промыслов. Воспитанники используют полученные знания в разыгрывании виртуальных экскурсий по достопримечательным местам. С участием родителей проводятся короткие экскурсии. Происходит знакомство с праздниками и народными традициями, причём детям на конкретных примерах необходимо донести мысль, что без повседневной работы не бывает и веселья, что по-разному требуется себя вести в будни и праздники. Воспитываются уважение к работающему человеку, желание трудиться самому, умение видеть результат своего труда и труда других людей.

Тематический раздел «Я – россиянин, я – гражданин!»  посвящён воспитанию маленького гражданина. Дети знакомятся с российской символикой, со столицей нашей Родины, узнают что наша страна большая и в ней проживают люди разных национальностей, говорящие на разных языках, имеющие свои культурные традиции. Необходимо донести до ребёнка чувство важности бережного отношения к разным культурам. Для этого воспитатель организует этические беседы, подвижные игры, отражающие культуру и быт разных народов. Чувство толерантности у ребёнка развивается при знакомстве с песнями и сказками, пословицами и поговорками разных народов, национальными костюмами, праздниками. Дети слушают стихи о России, учат песни, рассматривают картины, иллюстрации, узнают о подвигах русских людей и знаменательных событиях в истории. Дошкольники знакомятся с событиями Великой Отечественной войны, праздную День Победы, День Защитника Отечества. Закрепляются традиционные гендерные представления, в девочках и мальчиках развиваются качества, свойственные их полу.

В разделе «Земля – наш общий дом» воспитанники узнают о разнообразии жизни на планете Земля, необычных явлениях природы в разных климатических зонах, красоте различных мест на планете, необходимости человеческого участия в сохранении исторических памятников, редких животных, заповедных мест. Воспитатели используют такие формы работы с детьми, как рассматривание различных энциклопедий, альбомов, виртуальные экскурсии с использованием ИКТ, беседы, работа с Красной книгой.

Последний раздел «Культурное наследие России» - посвящён знакомству старших дошкольников с объектами материальной культуры и духовным богатством России. ФГОС акцентирует внимание на объединении обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах семьи, человека и социума. Поэтому так важно уже в детском саду знакомить ребят с культурными ценностями, чтобы помочь осознать роль человека в истории и культуре, сформировать чувство принадлежности к мировому сообществу.

Эффективно решать задачи данного раздела помогает созданный в ДОУ музей «Русская изба», в котором дети собственноручно могут прикоснуться к историческим экспонатам, увидеть и узнать много интересного о жизни, быте и культуре своих предков. В ДОУ организуются конкурсы чтецов произведений известных поэтов, при подготовке к которым дошкольники знакомятся с их биографиями и вкладом в российскую культуру. При помощи современных ИКТ дети могут увидеть исторические памятники всей страны, узнать историю их появления, осознать значимость культурного наследия для следующих поколений. Налажено тесное взаимодействие с городским краеведческим музеем, домом Чапаева, детской библиотеки, детскими художественной  и музыкальной школами. Организуются экскурсии, посещение тематических выставок, всевозможные совместные конкурсы детских работ. В группах детского сада воспитатели организуют мини-музеи по различной тематике («Народные промыслы», «Пуговицы», «Хлеб всему голова» и др.), привлекают своих воспитанников к коллекционированию. Тематика мини-музеев меняется и обновляется в зависимости от запросов детей. Интеграциях всех образовательных областей обеспечивает непрерывное систематическое накопление дошкольником культурного опыта деятельности и общения в процессе взаимодействия с окружающим миром и его «проживание» в соответствии с личным опытом. А реализация программы предусматривает проведение диагностики уровня освоения детьми тематических разделов.

Невозможно переоценить роль проектной деятельности в процессе патриотического воспитания. Участниками социально значимых проектов  «И помнит мир спасённый»,  «Москва – столица нашей Родины», «Мамочка родная нет тебя родней» и многих других являются не только воспитанники и их педагоги, но и родители. Это даёт возможность расширить рамки совместной деятельности семей воспитанников со своими детьми, прислушиваться к их мнению, включиться в воспитательно-образовательный процесс не только группы, которую посещает их ребёнок, но и всего детского сада (например, совместное изготовление атрибутов, тематических макетов, костюмов, украшение музыкального зала). Духовно-нравственное и патриотическое воспитание начинается с семьи и невозможно без его дальнейшего участия. В каждом разделе программы прописано взаимодействие с родителями воспитанников, обозначены наиболее эффективные формы сотрудничества.

Не могу не согласиться с тем, что сказал американский философ, писатель, поэт Д.Сантаяна «Ногами человек должен врасти в землю своей родины, но глаза его пусть обозревают весь мир». задача педагога, человека, ведущего малыша за руку в окружающее пространство, совместно с близкими ему людьми – помочь осознать свою Родину, ее начало и значение в жизни каждого человека, полюбить ее так, чтобы быть готовым при необходимости встать на ее защиту. Но при этом человек должен ощущать себя свободной личностью, частицей мировой истории, понимая важность мирного и уважительного сосуществования на планете Земля.

Литература

1. Абдулова Т.П. Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе // Воспитатель ДОУ -  2015 - № 2.

2. Красова Т.Д. Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников//Воспитатель ДОУ -2012-№ 4.- с.43

3. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- 3-е изд., испр. И доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2016

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства России от 29.05.2015 г. № 996-р) (Электронный ресурс). URL: http://legalacts.ru/doc/rasporjazhrnie-pravitetstva-rf-ot-29052015-n-996-r (дата обращения: 09.01.2019)

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) (Электронный ресурс). URL^ http://www.tc-stera.ru/sites/default/files/fgos_do_21.11/2013.

Pdf-Загл. с экрана (дата обращения 06.08.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме:«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»...

Статья «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ НАРОДОВ ЧУКОТКИ»

До сих пор жизнь, обычaи и культура чукчей, представителей коренных северных нaродов населяющих Чукотку, остаётся загaдкой, потому что прошлое и нaстоящее этого малочисленного народа овеяно таким коли...

Духовно - нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию своего народа. День матери.

quot;Традиции и новации: культура, общество, личность." Российский праздник "День матери" Консультация для родителей и сценарий развлечения ....

Доклад на тему: "Духовно- нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа".

Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций и культуры русского народа....

«Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к культурному наследию родного края»

laquo;Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа.» Русский религиозный философ В.В. Зеньковский...

Методическая разработка на тему: "Комплексно-тематический план по духовно-нравственному воспитанию и приобщению к культурному наследию обучающихся"

В методической разработке представлен комплексно-тематический план работы в детском саду по духовно-нравственному воспитанию и приобщению к культурному наследию....

Презентация работы: "Духовно - нравственное воспитание через приобщение к музыкальному наследию"

quot;Духовно - нравственное воспитание через приобщение к музыкальному наследию"...