Методическая разработка на тему: "Комплексно-тематический план по духовно-нравственному воспитанию и приобщению к культурному наследию обучающихся"
методическая разработка
В методической разработке представлен комплексно-тематический план работы в детском саду по духовно-нравственному воспитанию и приобщению к культурному наследию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_gbdou_131.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексно-тематический план
по духовно-нравственному воспитанию и приобщению
к культурному наследию обучающихся
государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 131 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга
на 2021-2022 год
Санкт-Петербург
2021
Актуальность.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - эти идеи были истоками создания программы воспитания и календарного планирования по духовно-нравственному воспитанию и приобщению
к культурному наследию.
Цели и задачи.
Главной целью является создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала через построение целостного педагогического процесса на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Воспитательные задачи способствуют:
- Формированию эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на художественные произведения, исторические факты становления и развития национальной культуры, ее традиции и обычаи.
- Развитию активности творческого потенциала нравственных начал у обучающихся через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.
- Совершенствованию коммуникативности среди взрослых и сверстников.
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В соответствии с принципами ДО, сформулированными во ФГОС ДО (п.3 раздела 1.4 «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений»), и моделью образовательного процесса. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные деятельности и культурные практики:
предметно-целевая деятельность (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).
Реализация календарно- тематического плана предполагает социальное партнерство с другими организациями, основано на сетевом взаимодействии с разными субъектами воспитательно-образовательного процесса.
Комплесно-тематический план
по духовно-нравственному воспитанию и приобщению обучающихся
к культурному наследию
1. Модульное планирование
Семья | Малая Родина | Труд людей | Великая Россия |
Моя семья (мама, папа, братья, сестры, бабушка, дедушка). История и традиции семьи. Моя родословная. Семейные праздники | Мой родной Санкт-Петербург. Мой дом, мой детский сад. Достопримечательности города. Природа Ленинградской области. | Самообслуживание. Хозяйственно-бытовой труд. Труд в природе. Труд взрослых, выбор будущей профессии. | Люди, оставившие след в истории России. Герои моей семьи в освобождении Ленинграда и в Великой Отечественной войне. Герои современности. |
2. Календарно-тематическое планирование
Сроки | Основные направления и мероприятия | Ответственные | |||||
Семья. Моя семья (мама, папа, братья, сестры, бабушка, дедушка). История и традиции семьи. Моя родословная. Семейные праздники | |||||||
Акции (экологические, патриотические, социальные) | События | Мероприятия (круг годовых праздников, «творческие соревнования»: конкурсы, выставки) | Дела (проекты, мастер-классы, работы в лабораториях, центрах экспериментирования) | Развлечения (досуги, игры, посиделки) | |||
сентябрь | Акция «Вместе, всей семьей» | День дошкольного работника | День знаний «Давайте знакомиться» | Музыкальные руководители Воспитатели групп | |||
Акция «Дорога без опасности» | «Путешествие в Светофорию» «Дорожная азбука» | Инструктора по физической культуре | |||||
октябрь | Акция «Шкатулка добрых дел» | День пожилого человека | Конкурс чтецкого искусства «Вдохновленные Родиной» | Воспитатели групп Учителя-логопеды | |||
ноябрь | День матери | Воспитатели групп | |||||
Акция Читаем стихи детям старшие младшим | День ребенка | Воспитатели групп | |||||
Декабрь | Новый год | Выставка-смотр «Символ года - Тигр» | Мастер –класс «Тигренок – новогодний сувенир» | День чая (традиции семьи) | Музыкальные руководители Педагог дополнительного образования Воспитатели групп | ||
Март | международный женский день | Музыкальные руководители Воспитатели групп | |||||
май | День семьи | Герб моей семьи | Воспитатели групп | ||||
Малая Родина. Мой родной Санкт-Петербург. Мой дом, мой детский сад. Достопримечательности города. Природа Ленинградской области. | |||||||
Октябрь | Акция «Крышечки Доброты» | Осенние истории | Музыкальные руководители | ||||
ноябрь | Творческий конкурс «Ленинградский зоопарк» | Воспитатели групп | |||||
Январь | «Свеча памяти» | День полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады | Музыкальные руководители Воспитатели групп | ||||
Февраль | Деревенские посиделки (фольклорный досуг) | Музыкальные руководители | |||||
Март | 105- летие Невского района Санкт- Петербурга | Выставка рисунков, макетов и фотографий «105 памятников и исторических мест Невского района» | «Госпожа честная Масленица» (02.03) | Музыкальные руководители Воспитатели групп | |||
Апрель | День птиц (01.04) Выставка свистулек | Мастер- класс «Птички-невеличка» | Воспитатели групп Педагог дополнительного образования | ||||
Май (18.05, 27.05) | День музеев | День города «Виват, Санкт-Петербург» | . Фестиваль творческих проектов «Листая энокалендарь….» | Музыкальные руководители Воспитатели групп | |||
Труд людей. Самообслуживание. Хозяйственно-бытовой труд. Труд в природе. Труд взрослых, выбор будущей профессии. | |||||||
Октябрь | Выставка –конкурс «Яркие краски осени» | Воспитатели групп | |||||
февраль | День защитника Отечества (военные профессии) | Выставка рисунков, коллажей «Буду Родину и семью защищать» | Воспитатели групп | ||||
Апрель | Всемирный день Земли | ||||||
День космонавтики | Воспитатели групп | ||||||
Великая Россия. Люди, оставившие след в истории России. Герои моей семьи в освобождении Ленинграда и в Великой Отечественной войне. Герои современности. | |||||||
Октябрь | День музыки (01.10) | Музыкальные руководители | |||||
Ноябрь | Выставка рисунков по произведениям Е.И. Чарушина к 120 лет со дня рождения | Фестиваль творческих проектов «Листая энокалендарь….» | Воспитатели групп | ||||
Декабрь | Акция «Мы – граждане России!» | День конституции | Воспитатели групп | ||||
Февраль | День защитника Отечества | Музыкальные руководители Воспитатели групп | |||||
Март | 140 лет со дня рождения К.И. Чуковского | Конкурс чтецов «Путешествие с героями Чуковского» | Фестиваль творческих проектов «Листая энокалендарь….» | Учителя-логопеды Воспитатели групп | |||
Май | Акция «Георгиевская ленточка» Акция «Бессмертный полк» | «Память поколений – День Победы» | Изготовление открыток ветеранам Фестиваль творческих проектов «Листая энокалендарь….» | Музыкальные руководители Воспитатели групп |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Опыт работы по использованию русской народной сказки в духовно-нравственном воспитании старших дошкольников...
Духовно - нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию своего народа. День матери.
quot;Традиции и новации: культура, общество, личность." Российский праздник "День матери" Консультация для родителей и сценарий развлечения ....
Статьтя на тему:Формирование духовно – нравственных ценностей дошкольников, их сопричастности к культурному наследию своей нации.
данный статья является отчетом о проделанной работе в ДОУ для формирования духовно-нравственных качеств....
Доклад на тему: "Духовно- нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа".
Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций и культуры русского народа....
Методическая разработка: план мероприятий по реализации программы "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников"
Проблема духовно-нравственного оздоровления общества и восстановление ценностей традиционной культуры является настолько трудной, что эффективность её решения может быть обеспечена только масштабными ...
Патриотическое, духовно-нравственное воспитание и приобщение к культурному наследию старших дошкольников
Аннотация. В статье раскрывается актуальность духовно-нравственного развития на современном этапе, характеризуются возрастные особенности детей дошкольного возраста, их сензитивность к усвоению нравст...
Методическая разработка Русские народные игры как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста
Большое место в духовно-нравственном воспитании детей мы отводим народным играм. Особенностью которых является то, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружаю...