«Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к культурному наследию родного края»
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему

Дубовова, Олеся, Викторовна

«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа.» Русский религиозный философ В.В. Зеньковский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dubovova.statya.doc.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ РОДНОГО КРАЯ»

О. В. Дубовова

МБДОУ Слободской детский сад «Пряничный домик»

e-mail: olesaidima@mail.ru

Отсутствие интереса к истории предков приводит к подмене духовно-нравственных ценностей, которые передавались в каждой семье из поколения в поколение. Такие понятия, как долг, честность, уважение утратили во многих семьях свое былую значимость, а их место заняла завышенная ориентация на материальные блага, отсюда детский эгоизм и безразличие к нравственным нормам. Что мы сейчас заложим в душу ребёнка, проявится позднее, станет его жизненной основой.

Ключевые слова: духовно - нравственные ценности; приобщение; народная культура; источник; поколение.

«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа.» Русский религиозный философ В.В. Зеньковский.

Духовно - нравственное воспитание детей как никогда актуально в наше время – время высоких скоростей и невероятных темпов развития информационных технологий. Наше сельское дошкольное образовательное учреждение в той же мере подвержено влиянию развития современного общества и его проявлениях, как в положительном, так и в отрицательном смысле. Вся воспитательная, образовательная и развивающая деятельность с детьми в нашем дошкольном образовательном учреждении построена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, где важным принципом является: 

«приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

В нашем современном мире всё меньше времени остаётся человеку для проявления более глубокого интереса к культуре и обычаям своих предков, а в итоге дети практически не посещают музеи. Предметы старины в домах на селе сохранились, хотя и в единичных экземплярах, но многие люди не проявляют интерес к утвари, считая её ненужной, их не интересует история своих предков, которая начинается с быта. Отсутствие интереса к истории предков приводит к подмене духовно-нравственных ценностей, которые передавались в каждой семье из поколения в поколение. Такие понятия, как долг, честность, уважение утратили во многих семьях свое былую значимость, а их место заняла завышенная ориентация на материальные блага, отсюда детский эгоизм и безразличие к нравственным нормам.

Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к культурному наследию своего народа. Задача наша помочь детям понять и принять нравственные нормы, показать возможности совершенствования духовного начала, заложенного в каждом младенце, сформировать культурные и общечеловеческие ценности через народную культуру (сказки, песни, заклички, пословицы и т.п.).

Духовно-нравственное воспитание дошкольников – прежде всего воспитание личности, расширение его кругозора под влиянием социальных и нравственных норм человечества, в результате ребёнок накапливает свой практический опыт и перенимает опыт взрослого.

       В нашем детском саду проводятся культурные практики, на которых дети приобщаются к культуре и истории своего народа, одна из них «Весёлая карусель» совмещает изучение народных традиций. В своей работе я используем технологию проектной деятельности, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов и всегда ориентирована на самостоятельную деятельность воспитанников. Темы проектов выбираются разнообразные: «Моя Родина - Россия», «Труженики села», «Ветераны Великой Отечественной войны», «Они - гордость нашего села», «Хлеб - всему голова», «Хреновое - моё село родное», «Достопримечательности села», «Традиции моего села» и т.д. Дети знакомятся с народными традициями, изготавливают игрушки-забавы, а затем вносят полученные знания, опыт в свою ежедневную деятельность. Важную роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники, объединяющие детей и взрослых общей радостью и переживанием. В нашем детском саду регулярно проводятся музыкально-игровые праздники. Масленица приходит с весёлыми танцами, хороводом, шутками, играми, соревнованиями, пением частушек, русских песен, закличек и по традиции угощением блинами. На Пасху раскрашиваем яйца, изготавливаем пасхи, поделки приносим в храм святителя Митрофана Воронежского, на Пасхальную Красную горку у нас традиция катать крашеные яйца на площадке около храма, играем в народные игры вместе с родителями воспитанников. Детей знакомим с различными православными праздниками, и не забывают про «Медовый», «Ореховый», «Яблочный спасы».Также знакомим детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства. Мною изготовлены фартучные куклы «Матрёшки» для изучения русских танцев и инсценировку русских сказок, в группе создан мини музей - «Русские традиции». Наши воспитанники являются активными участниками акции «Белый цветок» и «Милосердие», концертных программ в Доме культуры, в храме святителя Митрофана  Воронежского на «Красную горку», «Пасху», «Покрова Пресвятой Богородицы», в доме милосердия на «Рождество», в доме-интернате для пожилых людей на «День пожилого человека».

 Наши дети, знакомясь с народными традициями, познают красивое, доброе, чуткое, на основе этого восприятия и закладывается у ребёнка фундамент духовно-нравственного воспитания.

Народная культура – источник неиссякаемой мудрости наших предков, обладающий большим воспитательным потенциалом. Воздействуя на ребенка, культурное наследие дает возможность увидеть много интересного и важного, что так необходимо душе и полезно в жизни. Экскурсии в Дом культуры «Русско-народный костюм», помогла организовать родителей на пошив костюмов для выступлений детей. Знакомство ребёнка с народным искусством, русским народным костюмом развивает у него чувство бережного отношения к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями. В совместной работе с родителями помогаю детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Родители принимают активное участие в в воспитательно-образовательном процессе — участвуют в традиционных семейных праздниках и чаепитиях, народных играх, гуляниях, обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.

С концертными программами мы выезжаем также в соседние сёла и в город Бобров на фестиваль «Играй гармонь».Приход родителя гармониста из Слободского Дома культуры, с русскими песнями, помог поддержать детский интерес к народным музыкальным инструментам. В родительском уголке имеется православная страничка, с информацией о православных праздниках и традициях, об опыте семейного воспитания.

Посещение музея является важнейшим проводником к осознанию ребенком понятий «прошлое», «время», «предки», «быт» «настоящее», дети с гордостью себя представляют в потоке времени. в котором необходимо продолжать дела наших предков. Расматривая старинные предметы и сравнивая такие же, изготовленные современными мастерами, делают вывод о том, что традиции мастерства сохранились, и будут сохраняться.

На День Победы - 9 мая всей группой приходим к обелиску с цветами и воздушными шариками. Всем ветеранам дарим самодельные открытки. С особым трепетом и интересом ребята моей группы собирают материал об участниках боевых действий, в ходе работы над проектами проводятся, непосредственно, личные наблюдения, встречи со знаменитыми земляками, ветеранами Великой Отечественной войны и Афганистана, экскурсии на «Аллею боевой славы» в город Бобров.

Неоднократно дети выступают со своими исследовательскими работами на районных и областных конференциях.

Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке любовь и уважение к людям, к труду, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро. Что мы сейчас заложим в душу ребёнка, проявится позднее, станет его жизненной основой. Воспитание детей без духовно – нравственного примера взрослого неполноценно, более того, оно вредно. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с изменением поведения родителей. Все мы, должны помнить, что история семьи  тесно взаимосвязана с историей нашего народа и страны в целом. По - этому так важно беречь и передавать из поколения в поколение традиции и обычаи своей семьи!

Список литературы

1.Дополнительное образование и воспитание, 2013, №10

2. Г.А. Лапшина. Календарные и народные праздники в детском саду. Выпуск 1. Осень – зима / авт.- сост.– Волгоград: Учитель, 2005
3. Г.А. Лапшина. «Календарные и народные праздники в детском саду». Выпуск 2. Весна / авт.- сост.– Волгоград: Учитель, 2005
4. Кокуева Л.В. духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2005. 

5.Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей._ М.: ТЦ «Сфера», 1998.
6.Соломенникова О.А. «Радость творчества». Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Дубовова Олеся Викторовна, первая квалификационная категория (IKK), воспитатель МБДОУ Слободского детского сада «Пряничный домик», село Хреновое, Бобровский район, являюсь членом литературно-краеведческого клуба «Подкова», участница вокального ансамбля «Надежда»Хреновского Дома Культуры, участница театрального драматического кружка Хреновского Дома Культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме:«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»...

Духовно - нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию своего народа. День матери.

quot;Традиции и новации: культура, общество, личность." Российский праздник "День матери" Консультация для родителей и сценарий развлечения ....

Доклад на тему: "Духовно- нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа".

Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций и культуры русского народа....

«Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение детей к истокам русской народной культуры».

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется знакомству детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникам? Народные праздники помогают детям почувств...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников при ознакомлении с культурным наследием родного края»

В статье описана система работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников при ознакомлении с культурным наследием родного края». Рассмотрены технологии и методы, способствующие ра...

Тема: Формирование патриотического начала у детей дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края посредством создания «Сундучка истории».

Патриотическое воспитание ребёнка – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств, выражающихся в сформированности чувства любви к родной природе, родн...