РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА И СИСТЕМЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ "ШКОЛА 2000..." НА ЗАНЯТИЯХ РАЗНОЙ ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
презентация

Овчинникова Валерия Владимировна

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА

И СИСТЕМЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ "ШКОЛА 2000..."

НА ЗАНЯТИЯХ РАЗНОЙ ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ФГОС ДО И ФГОС НОО РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА И СИСТЕМЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ "ШКОЛА 2000..." НА ЗАНЯТИЯХ РАЗНОЙ ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Слайд 2

Содержание образования Дошкольное образование Начальное школьное образование Образовательные области Физическ ое развитие (двигательная деятельность); Со ц иал ьно-коммуникативное развитие (игровая деятельност ь, элементарная трудовая деятельность , коммуникативная деятельность) ; Позна вательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность , конструктивно-модельная деятельность ); Речевое развитие ( коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы); Художественн о-эстетическое развитие (продуктивные виды деятельности , музыкально-художественная деятельность) Предметные области Филология (русский язык, чтение, иностранный язык) Математика и информатика Обществознание и естествознание (окружающий мир) Основы духовно-нравственной культуры народов России Искусство (музыка, изобразительное искусство) Технология (труд) Физическая культура

Слайд 3

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА Структура занятий «открытия» нового знания 1) Введение в игровую ситуацию 2) Актуализация и затруднение в игровой ситуации 3)«Открытие» детьми нового способа действий, нового знания 5) Итог занятия 4) Включение нового знания в систему знаний ребенка

Слайд 4

ВЛИЯНИЕ ТДМ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА формирование мыслительных операций развитие творческих способностей стрессо- устойчивость развитие ЗУН целеустремлен- ность развитие психических процессов самостоятельное мышление развитие коммуникатив- ных качеств стремление к познанию успешность желание и умение учиться

Слайд 5

Формы участия взрослого в развитии ребенка: воздерживается от вмешательства в дела ребенка признает право ребенка на ошибку дает возможность ребенку столкнуться с посильным для него затруднением привлекает к занятиям озадачивает, будит мысль вовлекает, увлекает создает «ситуации успеха» поддерживает, верит в ребенка заражает энтузиазмом, вдохновляет служит примером

Слайд 6

Усилия взрослых встречаются и взаимодействуют с собственной активностью ребенка «Я хочу сам !» Ребенок находится в деятельности, сам «открывает» и «добывает» знания. На каждом занятии сталкивается с личностно-значимым затруднением и преодолевают его, в процессе деятельности формируя у себя стрессоустойчивость. «Я могу !» На занятии создается ситуация успеха для каждого ребенка. «Я имею право на ошибку !», «Ошибаться не страшно!» Признавая право ребёнка на ошибку, мы способствуем развитию его адекватной самооценки, снижаем уровень тревожности. «Я хочу этому научиться !» На занятии создается мотивация к деятельности для каждого ребенка. «Мне интересно !», «Учиться – это интересно!» Игра – ведущий вид деятельности ребенка. В процессе игры формируется готовность к развитию и саморазвитию. «Как здорово, что у меня это получается !» На занятии создается ситуация успеха для каждого ребенка. «Я хороший !» «Мне важно, чтобы меня любили !» « Я умею договариваться» Решение конфликтных ситуаций. Работая в группах, мы учим детей договариваться между собой, выражать свою точку зрения. «Я люблю заниматься!» Обязательная смена деятельности для активизации внимания(двигательная активность детей.

Слайд 7

«Реализация технологии деятельностного метода в ДОУ – это необходимое условие непрерывности образования между ДОУ и начальной школой при переходе к ФГОС» Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием ДЕТСКИЙ САД ШКОЛА УУД ДСДМ

Слайд 8

Согласно ФГОС УУД - совокупность способов действия, благодаря которым ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности. У детей должны быть сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться. Развитие универсальных учебных действий на этапе дошкольной подготовки – гарантия успешной адаптации и обучения ребенка в начальной школе.

Слайд 9

Виды универсальных учебных действий (УУД) Личностные УУД Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. Регулятивные УУД Принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с педагогом и сверстниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные УУД Осознавать познавательную задачу; слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в книгах, рабочих тетрадях; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные УУД Вступать в диалог с педагогом, сверстниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Слайд 10

№ ЭТАПЫ ТРЕБОВАНИЯ К ЭТАПАМ ПРЕДПОСЫЛКИ УУД 1 Введение в игровую ситуацию Создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в деятельность. Личностные: сформированность внутренней позиции к деятельности. Коммуникативные: учет позиции собеседника. 2 Актуализация и затруднение в игровой ситуации Актуализация ЗУН, достаточных для построения нового знания (способа действия); тренировка соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности. Личностные: действия нравственно-этического оценивания. Познавательные: общеучебные: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца; умение кодировать информацию с помощью символов; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения; Регулятивные: выявление и фиксирование в речи причины затруднения (постановка и формулирование проблемы).

Слайд 11

№ ЭТАПЫ ТРЕБОВАНИЯ К ЭТАПАМ ПРЕДПОСЫЛКИ УУД 3 Открытие нового знания Организация подводящего (или побуждающего) диалога с целью открытия нового знания; выбор метода решения учебной задачи, выдвижение и обоснование гипотез; фиксация нового знания в речи и знаково; создание ситуации успеха. Личностные: сформированность внутренней позиции к деятельности. Регулятивные: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль по результату и по процессу; Познавательные: общеучебные: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца; умение кодировать информацию с помощью символов; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения; Коммуникативные: учет позиции собеседника.

Слайд 12

№ ЭТАПЫ ТРЕБОВАНИЯ К ЭТАПАМ ПРЕДПОСЫЛКИ УУД 4 Включение нового знания в систему знаний Выполнение задания на новый способ действия с проговариванием вслух алгоритма, свойства; самостоятельная проверка по эталону индивидуальные затруднения в играх; выполняются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным; ситуация успеха в совместной деятельности. Коммуникативные: учет позиции собеседника; умение выражать свои мысли; согласованность усилий в процессе деятельности. Познавательные: общеучебные: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца; умение кодировать информацию с помощью символов; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения; Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия; умение находить и исправлять свои ошибки.

Слайд 13

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: (физические, интеллектуальные, личностные): ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими «Портрет выпускника начальной школы» (ФГОС): любящий свой народ, свой край и свою Родину ; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей , обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни ТРЕБОВАНИЯ ФГ ОС ДО ФГОС начального общего образования

Слайд 14

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ДО ФГОС начального общего образования - к результатам освоения программы ДО ФГОС ДО Интегративные качества: (физические, интеллектуальные, личностные): физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; любознательный активный; эмоционально отзывчивый; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; (коммуникативные результаты) способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; ( регулятивные результаты) способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; (познавательные результаты ) овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; (регулятивные результаты) овладевший необходимыми умениями и навыками; к результатам обучающихся, освоивших ООП начального общего образования Личностные результаты (коммуникативные, регулятивные, познавательные) – включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности Метапредметные результаты (УУД, коммуникативные, регулятивные, познавательные) –включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями Предметные результаты (предметные области) - включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Слайд 15

Единые формы работы : совместная деятельность детей совместная деятельность взрослого и детей самостоятельная деятельность детей социальное партнерство с родителями

Слайд 16

Система дидактических принципов Принцип деятельности заключается в такой организации обучения, когда ученик получает не готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной учебной деятельности Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о природе – обществе – самом себе Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и школе доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способности к систематическому перебору вариантов и выбора оптимального варианта на основе заданного критерия Принцип минимакса заключается в том, что школа предполагает каждому ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне, а ученик обязуется его усвоить на уровне, не ниже минимального (государственного стандарта знаний) Принцип непрерывности предполагает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики

Слайд 17

Дидактические принципы деятельностного метода позволяют системно устранять негативное влияние на психическое здоровье детей. Все три вида здоровья: физическое, психическое и социальное неразрывно связаны между собой, поэтому, работая системно по сохранению психического здоровья, педагог сохраняет и нравственное, и физическое здоровье детей.

Слайд 18

Проблемы освоения ТДМ Объективные причины Освоение новой технологии Систематичность проведения занятий Мотивация воспитателя к занятию Готовность ребенка к занятию Взаимосвязь воспитателя с другими педагогами Взаимосвязь воспитателя с родителями Субъективные причины Субъективная оценка и принятие ТДМ Мотивация воспитателя Уровень профессиональных и личностных качеств воспитателя

Слайд 19

Результативность развития личности ребенка в ТДМ Высокий уровень выполнения детьми образовательной программы ДОУ Стабильные показатели мониторинга детского здоровья Умеет делать адекватный выбор Высокий уровень познавательной и творческой активности Высокий уровень сформированности мыслительных операций (анализа свойств исследуемых объектов или явлений; сравнения свойств предметов; обобщения, то есть выявление общих свойств предметов в группе; распределения предметов в группы по выбранному свойству; классификации по выбранному свойству; синтеза на основе выбранной структуры; конкретизации; аналогии. Умеет ставить цели и достигать их Умеет и знает как преодолевать трудности Умеет признавать свои ошибки и учиться на них Верить в собственные силы Умеет выражать и отстаивать свое мнение, уважая при этом мнение других Умеет общаться и договариваться с людьми Не боится трудностей Умеет видеть «необычное» в «обычном»

Слайд 20

Результативность развития профессиональной компетенции педагогов в ТДМ Повышение профессионального уровня педагогов и специалистов ДОУ. Создание условий для раскрытия творческого потенциала педагогов и специалистов ДОУ. Системность в разработке интегрированных занятий с детьми. Педагоги и специалисты ДОУ являются непосредственными участниками образовательной деятельности с детьми. Вовлечение родителей в образовательный процесс, в совместную деятельность с детьми.

Слайд 21

Уважаемые педагоги! Умейте признавать за ребенком право на индивидуальность, право быть другим; не уличайте детей в неумении, а помогайте им найти пути решения проблемы; не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения; никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Учиться вместе с ребенком, объединяться с ним против объективных трудностей, стать союзником, а не противником или сторонним наблюдателем, - вот наша главная цель. НАС ЛЮБЯТ! НАС ПОНИМАЮТ! НАС ПРИНИМАЮТ ТАКИМИ, КАКИЕ МЫ ЕСТЬ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии деятельностного метода и системы дидактических принципов «Школа 2000…» (на примере курса математики для дошкольников)»

Для работы с  детьми в своем ДОУ я выбрала   программу  дошкольной  подготовки детей 3-6 лет  « Ступеньки»  по образовательной системе деятельного метода обуче...

Реализация деятельностного подхода на занятиях по обучению грамоте

Реализация деятельностного подхода на занятиях по обучению грамоте«Единственный путь, ведущий к знанию –это деятельность»Б. ШоуФГОС ДО – это смена образовательной цели. Вместо передачи суммы знаний – ...

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Умные игры» (Развитие мыслительных процессов детей дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр Блоки Дьенеша) Возраст детей 3 -7 лет Сроки реализации 4 года.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...

Статья "Возможности реализации деятельностного подхода при разработке образовательной ситуации познавательно-исследовательской направленности"

В материале теоритически освещается деятельный подход в образовании, а также прилагается алгоритм по разработке познавательно-исследовательской деятельности....

Система дидактических принципов деятельностного метода.

Семинар для воспитателей ДОУ «Знакомство с технологией деятельностного метода «Ситуация». Технология «Игралочка». Система дидактических принципов деятельностного мет...

Рекомендации к проведению занятий по математике с дошкольниками по системе программы "Школа 2000..."

В данном материале рассматриваются схемы анализа соответствия занятия по математике для дошкольников технологии деятельностного метода и анализа соответствия занятия по математике для дошкольников дид...