Система дидактических принципов деятельностного метода.
консультация

Куликова Светлана Евгеньевна

Семинар для воспитателей ДОУ «Знакомство с технологией деятельностного метода «Ситуация». Технология «Игралочка». Система дидактических принципов деятельностного метода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение № 53

Семинар «Знакомство с технологией деятельностного метода «Ситуация». Технология «Игралочка».

Система дидактических принципов деятельностного метода.

Подготовила Куликова Светлана Евгеньевна

2021

Дидактическая система деятельностного метода обучения «Школа 2000…» (автор Л.Г. Петерсон)

Дидактическая система деятельностного метода обучения «Школа 2000...» (ДСДМ) включает в себя описание образовательных целей и метода их реализации, технологию деятельностного метода, типологию уроков, систему дидактических принципов, методическое обеспечение, систему диагностики и контроля результатов обучения, систему подготовки педагогических кадров.

Технология деятельностного метода

Основы личностно - деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

  • Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
  • Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий.
  • Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели.

Деятельностный подход - это:

  • Субъектно ориентированная организация и управление педагогом         деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.

  • Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Деятельностный подход ставит следующие задачи перед педагогом:

  • Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком, мотивированным;

  • Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
  • Помогать ребенку сформировать у себя  умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Суть технологии деятельностного метода заключается в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Таким образом, педагог перестает выполнять просто информационные функции, а становится организатором и помощником в познавательной деятельности детей.

          Реализовывать технологию – это, прежде всего, значит придерживаться её определённых принципов. В основе технологии деятельностного метода лежат следующие дидактические принципы:

Система дидактических принципов деятельностного метода
Л.Г. Петерсон

Принцип психологической комфортности

Принцип психологической комфортности является основополагающим, поскольку эмоциональная атмосфера, царящая в детском саду, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей. Данный принцип предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию стрессовых факторов образовательного процесса.

Общение строится на основе доброжелательности, уважения человеческого достоинства ребенка, ориентации на его интересы и потребности.

Педагог выступает в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника. Его задача – развивать и поддерживать в детях любознательность, живой интерес, инициативу, самостоятельность, ощущение значимости каждого в больших и малых делах группы.

Ошибки и неудачи не должны вызывать у детей чувство страха, ограничивать их активность и инициативу. Воспитатель внимательно выслушивает все ответы, идеи и предложения детей. В ситуациях, когда предложенный ребенком ответ, идея или решение проблемы «не подходят», старается подвести его к тому, чтобы он сам в этом убедился.

Принципиально важно при организации образовательного процесса опираться на личностные мотивы (стремление к общению, к самореализации и самоутверждению, получению удовлетворения от процесса и результата деятельности), эмоциональную сферу и познавательный интерес детей. Никакая деятельность не должна навязываться детям, они должны видеть (понимать и принимать) свою («детскую») цель в любой деятельности. Искусство педагога заключается в такой организации образовательного процесса, когда ребенок сам хочет чему-либо научиться, что-то узнать или сделать.

 Принцип деятельности

Принцип деятельности заключается в следующем: основной акцент делается на организации детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса.

Используя различные методические приемы, педагог создает такие условия, чтобы каждый ребенок был уверен в том, что он сам справился с заданием, сам исправил ошибку, сам создал продукт (поделку, рисунок, сказку). А для этого нужно поощрять детскую самостоятельность, инициативу, выдвижение и обоснование своих гипотез, т.е. создавать условия для включения детей в активную поисковую деятельность. «Взрослого на занятии должно быть мало», тогда у детей возникает ощущение, что это они сами чего-то достигли и сами сделали «открытие». «Устранить себя» и ненавязчиво организовать деятельность ребенка – высший пилотаж современного педагога.

 Принцип минимакса

Принцип минимакса предполагает продвижение каждого ребенка вперед своим темпом по индивидуальной траектории развития на уровне своего возможного максимума.

Данный принцип направлен на максимальную индивидуализацию, касающуюся не только отбора содержания, но и форм психолого-педагогической работы. При этом важно учитывать особенности детей (в том числе с синдромом дефицита внимания, эмоциональными нарушениями, ослабленным здоровьем; одаренных, двуязычных и др.).

Педагог создает условия для проявления поисковой и творческой активности каждым ребенком с учетом исходного уровня его самостоятельности и общего развития.

Моделируя различные образовательные ситуации, педагог предлагает детям задания на достаточно высоком (но посильном для них) уровне сложности. Кто-то из детей сможет решить задачу (выполнить задание) самостоятельно; кому-то потребуются наводящие вопросы; а кто-то из детей пока сможет выполнить задание «по показу».

В каждом случае задача педагога – помочь ребенку ощутить радость, успех в деятельности; зафиксировать сделанный им новый шаг, личное достижение. Постепенно педагог расширяет область самостоятельных действий ребенка (с учетом его растущих возможностей) и своей положительной оценкой усиливает стремление добиться лучшего результата без помощи взрослого. Как отмечал В.А. Сухомлинский, «моральные силы для своего движения вперед ребенок черпает в своих успехах».

Каждый ребенок, пытаясь сам дотянуться до своего максимума, безусловно, освоит обязательную для дальнейшего движения вперед базовую часть образовательной программы в оптимальном для себя варианте. При этом не тормозится развитие более способных детей, которые поведут за собой всех остальных и не сбавят темп своего развития.

 Принцип целостности

Принцип целостности основывается на представлении о целостной жизнедеятельности ребенка. Говоря о дошкольнике, важно иметь в виду, что он учится не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности. Поэтому при организации образовательного процесса нельзя ограничивать его только занятиями, игнорируя общение с семьей, досуг, праздники, самостоятельную деятельность дошкольников.

Принцип целостности обеспечивает систематизацию представлений ребенка об окружающем мире и о себе самом. Различные аспекты жизнедеятельности дошкольника, сохраняя свою специфичность, взаимообогащают друг друга, раскрывают явления окружающего мира в их взаимосвязи и тем самым обеспечивают формирование у детей целостной карты мира.

 Принцип вариативности

Принцип вариативности предусматривает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки и пр.

Характер взаимоотношений педагога с воспитанниками предполагает выслушивание всех ответов детей. Выступая в роли партнера, взрослый не оценивает ответы, а комментирует их разные варианты, поощряет высказывание различных точек зрения, подмечая: «Какая у Саши интересная мысль!», «Послушайте, что сказала Оля», «Как хорошо придумал Петя!», «Спасибо, Галя, за интересную идею!». Если ребенок ошибся, воспитатель может сказать: «Машенька, ты сейчас приняла такое решение, давай послушаем, как думают другие ребята»; или «Кто думает иначе?»; или «Объясни, почему ты так думаешь?».

Педагог не лишает ребенка права на ошибку (если это не связано с причинением вреда жизни и здоровью), позволяет ему встречаться с последствиями своего выбора, действия (или бездействия). Обсуждает с ребенком, почему его действие привело к нежелательному результату и как следовало бы поступить в будущем в аналогичной ситуации.

В процессе организации дидактических игр могут использоваться задания, предполагающие несколько вариантов (правильных!) ответов. При создании проблемных ситуаций, взрослый поощряет детей к выдвижению все новых и новых гипотез, предлагая высказаться каждому. При этом важно, чтобы дети не просто предлагали разные варианты решения, но старались обосновать свой выбор.

Принцип творчества

Принцип творчества ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых. Игра, пение, танцы, рисование, аппликация, конструирование, театрализация, общение – все это не просто повседневная реальность жизни детского сада. Это необходимые условия развития творческих способностей, воображения каждого ребенка. Дети участвуют в индивидуальной или коллективной деятельности, где придумывают и создают что-то новое.

 Принцип непрерывности

Реализация принципа непрерывности необходима для обеспечения преемственности в содержании, технологиях, методах не только между детским садом и начальной школой, но и формирования общих подходов к воспитанию и развитию ребенка на уровне общественных и семейного институтов воспитания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар «Знакомство с технологией деятельностного метода «Ситуация». Технология « Игралочка ». 2021

Слайд 2

Система дидактических принципов деятельностного метода. Деятельностный подход - это: Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Слайд 3

Деятельностный подход ставит следующие задачи перед педагогом: Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком, мотивированным; Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Слайд 4

Деятельностные способности в дошкольном возрасте принятие игры, как способа познания, ( внутренняя потребность в игре) исполнение принятых правил игры, ( умение соблюдать правила игры) преобразование игры, (собственный информационный багаж для игры ,) ( умение преобразовать игру) самоконтроль деятельности во время игры , ( умение не отвлечься в ходе игры и достичь результата) самооценка результатов деятельности в игре , ( адекватная оценка результатов деятельности) коммуникативное взаимодействие с окружающими в игре владение языковыми средствами игры

Слайд 5

Дидактические принципы Наглядно-иллюстративный метод Деятельностный метод Наглядности Доступности Научности Преемственности Системности Сознательного усвоения знаний Психологической комфортности Деятельности МиниМакса Творчества Целостности Вариативности Непрерывности

Слайд 6

«Научиться играть на флейте можно только играя самому» греческий философ Сократ

Слайд 7

Система дидактических принципов Принцип целостного представления о мире Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип творчества Принцип вариативности

Слайд 8

Принцип психологической комфортности Предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию стрессовых факторов образовательного процесса. Общение строится на основе доброжелательности, уважения человеческого достоинства ребенка, ориентации на его интересы и потребности. Педагог выступает в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника. Комфорт обусловливается также свободным перемещением детей в пространстве, удобной организацией развивающей предметно-пространственной среды, возможностью чередования видов деятельности и пр.

Слайд 9

Принцип деятельности Заключается в такой организации обучения, когда воспитанник получает знания не в готовом виде, а добывает их сам («открытие нового знания») осознает содержание своей познавательной деятельности (знает и соблюдает шаги деятельности) в деятельности успешно формируются его общекультурные ценности деятельностные способности предпосылки УД

Слайд 10

Принцип минимакса Заключается в том, что знания предлагаются детям на максимальном уровне ( определяемом зоной ближайшего развития данного возраста ) ребёнок усваивает знания на своём уровне , но не ниже минимального (стандарт) Настоящий Минимум Конечный Максимум уровень способностей (стандарт) возьмут все до которого может дойти конкретный ребёнок возможный творческий уровень

Слайд 11

Принцип целостности Означает ,что у ребёнка должно быть сформировано обобщённое целостное представление о природе обществе самом себе социокультурном мире и мире деятельности

Слайд 12

Принцип вариативности Обеспечивает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки и пр . формирование у детей способностей к систематическому перебору вариантов ответа выбора оптимального ответа Вариативность - это возможность выбор а

Слайд 13

Принцип творчества обеспечивает максимальную ориентацию на творческое начало в познавательной деятельности приобретение воспитанниками собственного опыта творческой деятельности формирование интереса к обучению, создание для каждого ситуации успеха Дети , участвуя в индивидуальной или коллективной деятельности, придумывают и создают что-то новое.

Слайд 14

Принцип непрерывности Означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии содержания методик с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей Основным средством обеспечения непрерывности является преемственность и согласованность между всеми звеньями образования – ДОУ, начальная школа, средняя школа, старшая школа. Непрерывность образования идёт за счёт формирования предпосылок УД в детском саду, которые потом развиваются в начальной школе.

Слайд 15

Нормативно-правовые документы Конвенция о правах ребенка ФГОС (требования к условиям реализации ООП ДО ) ФГОС к структуре ООП ДО Концепция непрерывного образования ДО и НОО

Слайд 16

Образование может быть и средним, а вот воспитание должно быть высшим! ВСЁ В ВАШИХ РУКАХ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии деятельностного метода и системы дидактических принципов «Школа 2000…» (на примере курса математики для дошкольников)»

Для работы с  детьми в своем ДОУ я выбрала   программу  дошкольной  подготовки детей 3-6 лет  « Ступеньки»  по образовательной системе деятельного метода обуче...

"Дидактические принципы деятельностного подхода" - презентация.

Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработан...

Тематический контроль «Соответствие образовательного процесса дидактическими принципами деятельностного метода»

Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального государственного стандарта дошкольного образования. ФГ...

"Дидактические принципы, учитываемые при выборе методов и форм работы по экологическому образованию в ДОО".

В статье освещаются вопросы об использовании современных образовательных технологий в ДОО....

Дидактические принципы деятельностного метода как необходимые психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в современном детском саду

Семинар-практикум по дидактическим принципам деятельностного метода предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций....

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА И СИСТЕМЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ "ШКОЛА 2000..." НА ЗАНЯТИЯХ РАЗНОЙ ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДАИ СИСТЕМЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ "ШКОЛА 2000..."НА ЗАНЯТИЯХ РАЗНОЙ ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ...

«Методологические основы и дидактические принципы дидактической системы деятельностного метода обучения»

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Методологические основы и дидактические принципы дидактической системы деятельностного метода обучения»...