Тема: «Система дидактических игр и дидактических упражнений, направленных на развитие фонематического восприятия у детей во второй младшей группе».
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Практический материал в помощь педагогу.
Тема: «Система дидактических игр и дидактических упражнений, направленных на развитие фонематического восприятия у детей во второй младшей группе».
Тема является актуальной, поскольку от уровня формирования фонематического представления у ребенка зависит в дальнейшем усвоение им грамоты. Полноценная речь ребенка является непременным условием его
успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки речи еще в дошкольном возрасте. Большинство детей с патологией речи испытывают затруднение в слуховой дифференциации звуков речи из-за недоразвития фонематического восприятия. Особенно остро проблема развития фонематического восприятия встаёт в период подготовки ребёнка к школьному обучению, т.е. в старшем дошкольном возрасте, когда без сформированного фонематического восприятия невозможно успешное освоение грамоты и навыков письма.
«Среди методов коррекции логопедических нарушений дошкольников с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя дидактические игры и дидактические упражнения и поэтому педагогам необходимо широко использовать игры в коррекционной работе» (В.И.Селиверстов).
Дидактическая игра является связующим звеном между игрой и учебой. Для ребенка она является игрой, а для взрослого – одним из способов его обучения. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, что повышает его умственную активность.
Таким образом, для повышения эффективности коррекционной работы по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ОНР необходимо широко использовать систему дидактических игр и игровых приемов.
Примеры дидактических игр и упражнений.
Дидактическая игра «Догадайся, что звучит».
Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.
Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.
Дидактическая игра «Часы».
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: Воспитатель: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом… ». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак… »!
- Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).
- Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов) .
Дидактическая игра «Медвежата мед едят».
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его (обязательный показ всех действий воспитателем).
Игра повторяется 3-4 раза.
Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).
Дидактическая игра «Лягушка и лягушата».
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают) .
Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Дидактическая игра «Покормим птенчиков».
Цель: Развивать речевой аппарат детей.
Ход: Воспитатель: - Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек). Воспитатель добивается, что бы дети шире открывали рот. Игра повторяется 2-3 раза.
Дидактическое упражнение. «На приеме у врача».
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.
Воспитатель: - Ребята, покажите доктору свои зубы. (Воспитатель с куклой быстро обходит детей и говорит, что у всех зубы хорошие).
- Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот).
Врач доволен: горло ни у кого не болит.
Дидактическая игра «Догадайся, что звучит».
Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.
Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.
Дидактическая игра «Узнай по голосу».
Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.
Ход: Воспитатель показывает игрушки и спрашивает, кто это? Просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.
Дидактическая игра «Кто в домике живет? »
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.
Ход: Воспитатель показывает картинку с изображением собаки.
- Кто это? Собака лает громко: «ав-ав».
-А это кто? (ответы детей). Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Воспитатель показывает картинку с изображением кошки.
- Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу».
-А это кто? (ответы детей). Котенок мяукает тихонечко.
-Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики).
- Отгадайте, кто в этом домике живет? «Ав-ав» (произносится громко). (Ответы детей).
-Правильно, собака (показывает картинку).
-Как она лаяла? (ответы детей).
-Отгадайте, кто в этом домике живет? «Мяу-мяу» (произносит тихо).
-Как котенок мяукал?
Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках, и повторяют звукосочетания по несколько раз.
Дидактическая игра «Кто как кричит? »
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?
Дидактическая игра «Позови свою маму».
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: - Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок). Кто у цыпленка мама? (курица).
-Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.
Такая же работа проводится со всеми детьми.
Дидактическая игра «Отзовись».
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: Воспитатель: - Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и т.д. Картинки выставляются на фланелеграф. Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов), травку щиплют, крошки собирают. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними. Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш, произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система дидактических игр и игровых упражнения направленные на развитие фонематического анализа и синтеза
Задача логопеда заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными, а должны быть интересной игрой....
«Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников»
«Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников»...
Игры и упражнения направленные на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией
Консультация для педагогов...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Математическая игротека» (Дидактические игры как средство развития математических представлений у детей во второй младшей группе)
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Математическая игротека» (Дидактические игры как средство развития математических представлений у детей во второй младшей группе)...
Игры и упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия у детей с ОВЗ среднего и старшего дошкольного возраста
Представленные в формате таблицы игры и упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия у детей с ОВЗ среднего и старшего дошкольного возраста будут удобны как для специалистов, так и ...
Игры, задания и упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия детей среднего дошкольного возраста
Игры, задания и упражнения, направленные на восприятие и различение неречевых звуков.Иры на развитие слухового внимания.Игры на различение и воспроизведение темпа и ритма.Игры, задания и упражнения, н...
Логопедический проект «Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников»
Логопедический проект: «Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников»...
- Мне нравится (1)