План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»
методическая разработка (старшая группа)
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_gontova_m.e.docx | 31.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 «Берёзка» общеразвивающего вида
Согласовано: Утверждено:
Зам. заведующей Заведующая МБДОУ
по УВР МБДОУ детский сад № 11
детский сад № 11 «Берёзка»
«Берёзка» Г. Я. Амерханова
Е. В. Тодоренко _____________
_______________
План работы по самообразованию
«Развитие элементарных математических представлений
у детей старшего дошкольного возраста
через игровую деятельность»
старшая группа «Ромашка»
на 2018-2019 уч. год
Составила: воспитатель
МБДОУ д/с № 11 «Берёзка»
Гонтова М.Э.
г. Гусиноозёрск
2018 г.
План работы по самообразованию на тему:
«Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Это документ, который обязаны реализовывать все дошкольные образовательные организации. А одна из задач, которые ставит ФГОС ДО предполагает развитие у детей интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности (пункт 1.6.6).
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях (пункт 2.6).
К целевым ориентирам, которые позволяют оценить достижения ребенка на этапе завершения дошкольного образования, относятся следующие характеристики: ребенок проявляет любознательность; задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется причинно-следственными связями; обладает элементарными представлениями из области математики; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности (пункт 4.6).
Согласно ФГОС ДО одним из принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (пункт 1.4.7). В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра (пункт 1.2.4). Игра – естественный способ развития ребенка. Игра для дошкольника выполняет ту же функцию, что учебник для школьников, она помогает осознавать происходящее вокруг. Все игры удовлетворяют потребность детей в познании окружающего.
Меня заинтересовала проблема: как повысить мотивацию старших дошкольников в развитии элементарных математических представлений через игровую деятельность.
Тема: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса. Создание оптимальных условий для математического развития дошкольников.
Задачи:
- изучать педагогическую и методическую литературу по теме;
- обобщить педагогический опыт работы по теме самообразования;
- обогащать и преобразовывать предметно – пространственную среду в соответствии с новыми требованиями;
- разработать и реализовать систему мероприятий, направленную на развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность;
- прививать детям интерес к математике с помощью интересных заданий и игр, сделать увлекательным для ребенка усвоения начал математики;
- способствовать развитию у детей внимания, памяти, активности, инициативности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы;
- развивать интеллектуально-творческие проявления детей: находчивость, смекалку, сообразительность;
- объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей.
Направления саморазвития:
1. Изучение нормативно-правовых документов.
2. Изучение методической литературы.
3. Знакомство с передовым педагогическим опытом.
4. Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды).
5. Работа с детьми.
6. Повышение квалификации.
7. Работа с семьей, социумом.
8. Обогащение развивающей предметно – пространственной среды.
Ожидаемые результаты:
- Оформление собственных методических разработок в форме информационно-педагогических модулей (обобщение опыта работы.)
- Совершенствование педагогического мастерства, повышение профессиональной активности.
- Развитие адаптивной способности в контексте современных тенденций развития образования.
Актуальность выбранной темы
В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т. к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач и, конечно, для успешного обучения в школе.
В рамках Концепции развития математического образования в Российской Федерации тема «Развитие математических представлений в детском саду» становится очень важной и актуальной. Целью Концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом», - так гласит Концепция.
Формирование математических представлений, согласно Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения, начинается в младшей группе детского сада. Но уже в раннем возрасте воспитатели проводят работу по сенсорному развитию детей, таким образом, создавая условия для успешного освоения математических понятий в будущем.
Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельной.
Математика, как известно, обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненные важные личностные качества детей – внимание, память, мышление и речь, аккуратность, трудолюбие, алгоритмические навыки, творческие способности.
Следует отметить, что не всегда малыши понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.
Эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитии детей являются основные формы детского фольклора, т. к. они помогают детям в изучении учебного материала добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры: закреплять количественные отношения (много, мало, больше, столько же, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени.
План работы:
1. Изучение нормативно-правовых документов и методической литературы:
Сентябрь - май
1. Арапова – Пискарёва Н. А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез Москва, 2008.
2. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. «Математика для дошкольников», Москва, 1997.
3. Венгер Л. А. Больше, меньше, поровну, «Дошкольное воспитание», 1996 №6.
4. Метлина Л. С. «Математика в детском саду», Просвещение, Москва, 1977.
5. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников, Москва, 1985.- Анализ изученной литературы.
6. Методические рекомендации по курсу «Игралочка»: "Раз - ступенька, два - ступенька. Петерсон Л. Г. ,Холина Н. П.
7. Никитин Б. П. «Ступеньки Творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991 г.
8. Распоряжение правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р. Концепция развития математического образования в Российской Федерации.
Интернет-ресурсы:
http://dohcolonoc.ru;
http://nsportal.ru;
http://www.edu.ru;
http://www.detskiysad.ru;
http://www.moi-detsad.ru;
http://ivalex.ucoz.ru.
2. Изучение следующих теоретических тем:
1. Задачи математической подготовки детей.
2. Общая характеристика содержания математической подготовки дошкольников.
3. Методы математической подготовки.
4. Средства формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду.
5. Формы организации работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников.
3. Изучение опыта работы педагогов ДОУ.
4. Изучение опыта, методик и технологий педагогов в интернете по данной теме.
5. Работа с детьми:
Сентябрь – май
- Использование игровой технологии интеллектуально творческого развития В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности: игрового методического комплекса «Логические блоки Дьенеша» - игры способствуют ускорению процесса развития у детей дошкольного возраста логических структур мышления и математических представлений; дидактического многофункционального материала «Цветные счетные палочки Кюизенера - данный дидактический материал помогает развить у детей представление о числе, учит их измерению с помощью мерки, развивает комбинаторные способности; кубиков и квадратов Никитина, благодаря которым у детей хорошо развивается способности к анализу и синтезу - важным мыслительным операциям, используемым в любой интеллектуальной деятельности; игр – головоломок, или геометрических конструкторов («Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Сердечко». Эти игры способствуют развитию пространственных представлений, конструктивного мышления, творческой инициативы и сообразительности.
- Игровая деятельность математической направленности в группе, на прогулках.
- Игры во время самостоятельной и совместной деятельности в группе и на прогулках.
- Отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности.
- Математика в изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисовании).
- Использование устного народного творчества: потешек, загадок, считалок, поговорок, пословиц, скороговорок, математических сказок.
- Игровая деятельность с использованием математических заданий.
- Развлечение «Весёлая математика».
- Использование картотеки дидактических игр, способствующих формированию у дошкольников способности понимать и прослеживать причинно-следственные связи, развивать умения рассуждать и выстраивать простейшие умозаключения:
1. Игры с цифрами и числами;
2. Игры – путешествия во времени;
3. Игры на ориентировку в пространстве;
4. Игры с геометрическими фигурами.
- Использование мультимедийных презентаций, что способствует лучшему зрительному восприятию материала и развитию познавательного интереса у дошкольников.
6. Работа с семьёй:
- Консультации для родителей «Как привить интерес к математике?», «Учимся развивать логику», «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», «Зачем детям математика?» и др.
Сентябрь
- Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка.
- Создание уголка «Занимательная математика».
Октябрь
- Родительское собрание «Основные направления работы на учебный год»
Март
- Открытый показ образовательной ситуации.
Апрель
- Информация в уголок для родителей «Математика вокруг нас» Папка-передвижка.
- День открытых дверей.
4. Самореализация:
Ноябрь
- Составление картотеки игр по развитию математических представлений.
- Представление картотеки на педагогическом часе.
Январь
- Консультация для педагогов «Царица наук - математика» - Выступление на педагогическом совете.
- Доклад и презентация по теме «Развитие интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста».
Май
- Отчёт по теме самообразования.
- Выступление на итоговом педсовете.
Содержание развивающих мероприятий по развитию математических способностей для детей 5-6 лет
Дата | Тема мероприятия | Цели мероприятия | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
Сентябрь | ООД ««Путешествие по страницам сказки В. Катаева «Цветик -семицветик». | - развитие логического мышления, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать; - закрепление знаний детей о геометрических фигурах; - продолжение обучения записывать решение задач с помощью математических знаков и цифр; - воспитание у детей самостоятельности, взаимопомощи. | Текстовой материал |
Октябрь | ООД «Мир загадок» | - закрепление представлений детей о геометрических фигурах; - закрепление знаний основных цветов синий, желтый, красный, зеленый; - повторение прямого и обратного счета, количественного и порядкового. | Текстовой материал |
Ноябрь | Экспериментальная деятельность: «Измерение объемов сыпучих веществ (гороха)» | - обучение измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; - упражнение в присчитывание и отсчитывание предметов; - побуждение интереса к занятиям математикой; - развитие творческого воображения. | Фотоотчёт |
Декабрь | Математический досуг по мотивам произведений С. Я. Маршака «Теремок с цифрами» | - повторение порядкового счета, закрепление названия и отличительных признаков геометрических фигур; - развитие внимания, смекалки, умения работать в коллективе. | Фотоотчёт |
Февраль | Сюжетно-ролевая игра «Магазин» | - упражнение в присчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружков) в пределах 10; - развитие интереса и уважение к профессии продавца; - ознакомление с правилами поведения в магазине. | Фотоотчёт |
Март | ООД «Поход к лисе» | - формирование навыков ориентации по элементарному плану, умения правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве; - формирование умения составлять из геометрических фигур силуэты знакомых зверей, обследовать и анализировать составные части силуэтов; - закрепление навыков счета в пределах десяти, обучение обратному счету от 10 до 1; - воспитание доброго отношения к лесным жителям, культуры поведения. | Текстовой материал |
Апрель | «Путешествие в волшебную страну Геометрию» | - закрепление знания геометрических фигур. | Фотоотчёт |
Май | Игра «КВН» | - закрепление счета в пределах 10, знание цифр, умение ориентироваться по схеме; - развитие логического мышления, умения определять длину при помощи условной мерки; - формирование умения распределять предметы по длине, знание геометрических фигур, форм. - развитие творческого мышления. | Фотоотчёт, текстовой материал |
Список литературы:
1. Н.А. Арапова - Пискарева «Формирование элементарных математических представлений в детском саду: программа и метод. рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет», Москва: Мозаика-Синтез , 2009.
2. В. Волина «Веселая математика» - Москва, 2005.
3. Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989.
4. Е.Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004.
5. А. Левина. «Развиваем восприятие, воображение. 5-6 лет.» - М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2004. – 63с.: ил..
6. В.Г. Коваленко «Дидактические игры на уроках математики». – М.: 2000.
7. З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва, 1990.
8. Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике». - М.: 1996.
9. И.А. Помораева «Занятия по формированию элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2016.
10. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. «Играя, учимся математике». – М.: 2005.
11. Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»
12. Интернет сайты, образовательные порталы: Maam.ru, ns-портал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Как формировать у детей элеметарные математические представления в дошкольном возрасте в игровой деятельности....
Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности».
Математика содержит уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!» Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображ...
Партнёрская деятельность. Игровая развивающая ситуация на развитие элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста "День рождения медведя".
Партнёрская деятельность воспитателя с детьми. Игровая развивающая ситуация на развитие элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста "День рождения медведя"...
План самообразования на тему «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность в соответствии с ФГОС» в средней группе
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20234272","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"444","width":"314"}}]]...
Развитие элементарных математических представлений у детей разного дошкольного возраста через музыкальную деятельность
Создание условий, способствующих всестороннему развитию дошкольников - одна из задач современного образовательного учреждения. Каждый дошкольник с радостью и удивлением открывает для себя ...
Познавательно – исследовательский проект «Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Чтобы научить детей любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения и для этого целесообразно испо...
План работы по самообразованию «Развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Активное изучение и внедрение инновационных методик в практику подготовки детей к школе. Создать условия для эффективного...