Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности».
опыты и эксперименты по математике
Математика содержит уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!» Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Математика занимает огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка. В настоящее время постоянно встречалась следующая тенденция: в системе образовательной работы с дошкольниками применяется школьные формы, методы обучения и часто они приводят к обучению детей счету, чтению и письму. Но надо запомнить, что математика – один из наиболее тяжелых учебных предметов. Приобщение к этому предмету в игровой и интересной форме подсобит ребенку в дальнейшем лучше и легче запомнить школьную программу. То есть, одной из наиболее нужных задач воспитателя и родителей является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Прочитая научную и методическую литературу, я сделала вывод, что заметного эффекта при изучении математики можно заметить, используя дидактические игры. Дидактические игры имеют заметный развивающий эффект. Их использование овладают развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности ребенка. Ребенок с математическим мышлением лучше составляет свою деятельность, ориентируется в ситуации, последовательнее и точнее излагает мысли, может четко обосновать свою позицию. Положительным моментом является и то, что в дидактических играх с математическим содержанием можно не рассказывать, а только делать последовательность действий, что также дает возможность детям большую развивающую нагрузку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7ddec74263bd232600f47e0fa253723f.docx | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт Белоглазовой И.С.
по теме: «Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности».
Обоснование актуальности и перспективности. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Математика содержит уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!» Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Математика занимает огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка. В настоящее время постоянно встречалась следующая тенденция: в системе образовательной работы с дошкольниками применяется школьные формы, методы обучения и часто они приводят к обучению детей счету, чтению и письму. Но надо запомнить, что математика – один из наиболее тяжелых учебных предметов. Приобщение к этому предмету в игровой и интересной форме подсобит ребенку в дальнейшем лучше и легче запомнить школьную программу. То есть, одной из наиболее нужных задач воспитателя и родителей является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Прочитая научную и методическую литературу, я сделала вывод, что заметного эффекта при изучении математики можно заметить, используя дидактические игры. Дидактические игры имеют заметный развивающий эффект. Их использование овладают развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности ребенка. Ребенок с математическим мышлением лучше составляет свою деятельность, ориентируется в ситуации, последовательнее и точнее излагает мысли, может четко обосновать свою позицию. Положительным моментом является и то, что в дидактических играх с математическим содержанием можно не рассказывать, а только делать последовательность действий, что также дает возможность детям большую развивающую нагрузку.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
В связи со сложностью данной проблемы в дошкольных образовательных учреждениях часто не проходят конкретная работа по формированию у детей интереса к математике, мало внимание по формированию логических структур мышления, связи математического образования с и практическим опытом. Явно недооцениваются на практике такие вопросы интеллектуального развития, как формирование у дошкольников пытливости, любознательности, самостоятельности, т. е. тех качеств, которые необходимы ребенку для предстоящей учебной деятельности. Потенциальные возможности детей часто остаются не использованными. Эти и другие недостатки во многом объясняются сильным отношением воспитателей к ныне действующим программам дошкольных образовательных учреждений. Материалы теоретических исследований и опыт массовой практики говорят о наличии малой разработанности данной проблемы в ДОУ. Поиск путей устранение проблемы и решил выбор темы опыта - совершенствование процесса математического развития детей дошкольного возраста через использование возможностей дидактических игр в формировании у дошкольников элементарных математических представлений.
Теоретическая база опыта
При разработке системы развивающих дидактических игр я изучила вопросы теории и практики дидактической игры таких исследователей как Л. А. Венгер, А. К. Бондаренко и это явилось методологической основой работы. Эффективность использования дидактических игр в педагогическом процессе, определяется грамотным соотнесением дидактических и воспитательных задач. Считая состояние мышления ребенка, его патентные возможности, нужно в дидактических играх решать задачи, обеспечивающие приведение в действие всех психических функций. В большинстве исследований (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко)выявлены огромный воспитательный потенциал дидактических игр в сенсорном и интеллектуальном развитии и с этим способствует становлению ряда психических процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти, речи) и мыслительных операций (сравнения, анализа, классификации, обобщений, синтеза). Считая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, можно сделать вывод что дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей,усовершенствовать учебную деятельность ребенка. Большую помощь в планировании работы с детьми по теме мне помогло методическое пособие «Формирование элементарных математических представлений» Помораевой И.А., идеи и рекомендации Т. М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Работая с детьми, я задумалась таким вопросом: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям. Основной идеей моей работы по совершенствованию процесса математического развития детей дошкольного возраста стало использование образовательных, развивающих, воспитательных возможностей дидактических игр в формировании у дошкольников элементарных математических представлений.
Изучая данную тему, поставила перед собой цель: развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр математического содержания.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Создать условия для развития у детей памяти, внимания, воображения, логического мышления средствами дидактических игр математического содержания.
2. Разработать перспективный план по использованию дидактических игр в образовательной деятельности и режимных моментах.
3. Сделать подборку дидактических игр для развития математических представлений у дошкольников.
Думая, что если при проведении занятий и в свободной деятельности дошкольников по математике использовать систему развивающих дидактических игр, то это приведет к повышению уровня элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.
Система дидактических игр разрабатывалась в соответствии со следующими критериями:
-игровой материал должен быть доступен и эмоционально привлекателен для детей;
-должна быть обеспечена включенность психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения;
Должны быть обеспечены принципы:
Доступность: – соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей
Непрерывность: -на нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному поколению своего интеллектуального багажа.
Целостность: -формирование у дошкольников целостного представления о математике.
Преемственность: -Математическое развитие дошкольников продолжается в начальной школе.
В своей работе я использовала следующие методы:
-Экспериментирование;
-Моделирование;
-Преобразование;
-Конструирование.
При этом роль нетрудно и в то же время занимательного математического материала используется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.
В работе с детьми широко применяются стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Это выручает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным.
При применении дидактических игр широко используется различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Все дидактические игры я разделила на группы:
1. игры с цифрами и числами.
2. игры на ориентировку в пространстве.
3. игры-путешествия во времени.
4. игры с геометрическими фигурами.
5. игры на развитие логического мышления.
Приведу примеры некоторых игр, которые проводятся, обучая математике:
К играм – путешествиям во времени относится знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью (дидактическая игра «Когда это бывает»).
Игры на ориентировку в пространстве. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому (дидактические игры «Назови где», «Кто за кем»).
Благодаря таким играм с геометрическими фигурами как «Найди пару», «Подбери по форме», «Каждую фигуру на свое место», дети в непринужденной форме узнали основные геометрические фигуры, достаточно быстро освоили классификацию по разным признакам предметов.
С помощью игр на развитие логического мышления «Найди лишний рисунок», «Чем отличаются», «Что изменилось», дети учились строить логические цепочки, делать какие-то выводы, старались мыслить самостоятельно.
А такие дидактические игры с цифрами и числами как «Путаница», «Найди цифру», «Какой цифры не стало», помогли детям освоить прямой и обратный счет.
Играя с детьми, я заметила, что они стали хорошо справляться с предложенными мною заданиями. Например, при знакомстве с цифрой использовала следующие дидактические игры:
с цифрами и числами «Найди цифру»,
с геометрическими фигурами «Подбери по форме»,
на логическое мышление «Сложи цифру».
Использование на занятии данных игр способствует, развитию зрительной памяти, навыков счета, образного мышления. Большое внимание в работе уделяю приемам анализа, сравнения, обобщения самостоятельного и с помощью взрослых.
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал:
-фланелеграф,
-логические цепочки,
-картинки-символы,
-пейзажные картины (по одной на каждое время года,
-картинки с изображением времени суток,
-геометрические фигуры разных размеров и цветов,
-счетные палочки,
-картинки «овощи», «фрукты»,
-матрешки разных размеров,
-«чудесный мешочек»,
-набор цифр и др.
Для реализации темы использовала в работе с детьми современные возможности информационно-коммуникативных технологий. Наряду с дидактическими играми в непосредственно организованной деятельности активно задействую игровую и продуктивную деятельность: презентации, проекты, наблюдения и т. д.
Анализ результативности
Проанализировав результаты диагностики, выявила, что у детей достаточно низкий уровень усвоения знаний элементарных математических представлений. Решила, что для того, чтобы дети лучше усваивали программный материал, нужно сделать так, чтобы материал был интересен детям. Помня о том, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игровая, пришла к выводу, что для повышения уровня знаний детей их нужно использовать большее количество дидактических игр и упражнений.
При регулярной работе по теме в течение двух лет я получила следующие результаты:
-первое - это повышение уровня развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста (начало 15-16 уч. года: кол-во детей с низким уровнем развития по разделу составило 26%, средним - 74%; середина 16-17 уч. года: кол-во детей с низким уровнем развития по разделу составило 12%, средним - 88%);
-второе – повышение уровня познавательной активности детей в процессе познавательной практической деятельности с математическим содержанием. При планировании системы дидактических игр я опиралась на методическое пособие «Формирование элементарных математических представлений» Помораевой И.А . Игровая форма обучения повышала настроение детей, способствовала проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное - развитию элементарных математических способностей. Считаю, что регулярное обращение к одной и той же теме способствует развитию памяти, внимания, способствует прочному запоминанию.
Вся работа велась в тесной взаимосвязи с родителями. Взаимодействие с ними строилось на основе:
-установления доверительных отношений с родителями
-открытия перед ними неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке
-обеспечение общей готовности ребенка к школьному обучению –
совместное вхождение педагога и родителей в проблемы общения с ребенком.
Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Использую разные формы работы с родителями:
- общие и групповые родительские собрания на темы: «Занимательная математика», «Моя математика», «Путешествие в страну математики» и другие.
- консультации для родителей: «Дидактическая игра в жизни ребёнка», «Яркие и интересные игры», «Математика и логика для детей», «Учим математику дома», «От игры к учёбе», «Математика в повседневной жизни ребёнка», «Почему ребёнку нужна игра».
- Проекты с участием родителей: «Занимательная математика в детском саду».
- Изготовление совместных игр с родителями.
- мастер-класс для родителей.
- Дни открытых дверей.
- Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов.
- Совместное создание предметно-развивающей среды.
Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду родители с детьми закрепляли дома.
Семья и детский сад это два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Родители думают, что детский сад в жизни детей не такое уж и важен. Многие родители думают, что главное при подготовке к школе - это знакомство ребенка с цифрами и заставить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10) и требуют этого от воспитателей. Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем эти умения очень быстро выручают ребенка на уроках математики. Запас выученных знаний заканчивается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению проблем с математикой. Поэтому с целью преодоления родительских заблуждений с самого начала нужно была четкая работа не только с детьми, но и консультативная, практическая работа с родителями. В планировании работы с детьми мн усилий пришлось затратить, строя последовательность применяеммых дидактических игр по концентрическому принципу (т. е. игры повторяются, но содержание их постепенно усложняется, расширяется за счет обогащения новыми компонентами и проработки различных мыслительных операций).
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Своим результатом работы я познакомила коллег на педсоветах, семинарах, консультациях, на открытых занятиях, на заседаниях районного методического объединения воспитателей ДОУ, в социальных сетях работников образования .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста "Колобок пришел к нам в гости"
Интеграция образовательных областей: Коммуникация Социализация ЗдоровьеЦель: закрепить, уточнить и расширить полученные ранее знания и представления по пройденным темам....
Консультация для воспитателей по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Как формировать у детей элеметарные математические представления в дошкольном возрасте в игровой деятельности....
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методические рекомендации из опыта работы...
План работы по самообразованию воспитателя Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».Отчёт о проделанной работе за год.
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр....
Конспект открытого показа итоговой организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста "Увлекательное путешествие с Машенькой" младшей группы «Семицветики
Конспектоткрытого показа итоговой организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста "Увл...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и основная образовательная программа предъявляют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей...
Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.Уважаемые коллеги!Развитие умственных способностей детей дошкольного возра...