Развитие элементарных математических представлений у детей разного дошкольного возраста через музыкальную деятельность
статья
Создание условий, способствующих всестороннему развитию дошкольников - одна из задач современного образовательного учреждения. Каждый дошкольник с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир и при условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых методик, дети уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усваивают многое из того, чему раньше они начинали учиться в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу, тем успешнее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sangova_pedsovet.docx | 26.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ №9
Кинель
Тема сообщения:
Развитие элементарных математических представлений у детей разного дошкольного возраста через музыкальную деятельность
Поготовила
Музыкальный руководитель:
Сангова О.В.
Развитие элементарных математических представлений у детей разного дошкольного возраста через музыкальную деятельность
Создание условий, способствующих всестороннему развитию дошкольников - одна из задач современного образовательного учреждения. Каждый дошкольник с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир и при условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых методик, дети уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усваивают многое из того, чему раньше они начинали учиться в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу, тем успешнее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.
Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка. Накопленные знания и опыт ребенка могут быть объемным, но неупорядоченными, неорганизованными, поэтому систематизировать эти знания необходимо в процессе обучения и познавательного общения. Все это является основой дальнейшего математического образования.
Музыкальное воспитание ребенка - составляющая духовного развития ребенка может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей, поможет решить многие задачи воспитательно – образовательного процесса.
Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов дошкольного учреждения с целью гармоничного воздействия на личность ребенка, активизации мыслительной деятельности, повышения качества усвоения знаний, создания благоприятного эмоционального фона, устранения нервного напряжения и сохранения здоровья.
В младших группах на муз занятиях, во время пальчиковой гимнастики, дети знакомятся с порядковым счётом(1,2,3,4,5-вышли пальчики гулять, на лугу, на лугу стоит чашка творогу, прилетели 2 тетери-поклевали-улетели.) Также при исполнении песен (жили у бабуси 2 весёлых гуся) дети знакомятся со счётом.
В старших группах на слушании музыки, дети определяют 2-х или 3-х частный размер произведения, также ввожу игру «Музыкальный квадрат»,которая развивает ещё и внимательность и закрепляет уже полученные знания.
В подгот. группах при знакомстве с нотами и нотным станом, обязательно определяем кол-во нот, из скольких линеечек состоит нотный стан, где располагаются ноты по отношению этих линеечек (под, над, между строчкой).
При разучивании танцев и танцевальных движений, конечно же все используют счёт - раз, два.
Также во время знакомства с песней обращаю внимание детей на структуру песни (сколько куплетов, есть ли повторения в строчках). Таким образом, у детей формируются понятия о кол-ве, числовой последовательности, понятия о цифрах.
В театрализованной деятельности также используются методы для развития математических способностей дошкольников. Уже с младших групп мы знакомим детей со сказками и конечно же обыгрываем их (кук. театр, теневой, настольный театр)В каждой группе найдутся сказки «Репка», «Теремок», «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят».У детей уже с самого раннего детства на слуху понятия о числах, цифрах и количестве, которые должны далее развиваться в старших группах.
К музыкально-театрализ. деят-ти относятся различные развлечения и вечера досуга. Развлечения с использованием математического материала способствуют развитию познавательной деят-ти детей: аналитическое восприятие, устойчивое внимание, память, речь, пространственное воображение. В процессе развлечения дети закрепляют полученные знания,умения и навыки. Причём всё это происходит в обстановке, которая ничем не напоминает еженедельные занятия по развитию элементарных математических представлений. Музыка, песни, стихи, красочные пособия и различные атрибуты доставляют детям радость, развивают эстетические чувства.
Исходя из характера и содержания, можно выделить сюжетные и бессюжетные развлечения. Сюжетные делятся на 2 группы: с элементами драматизации и сюжетно-ролевые игры.
1.Развлеч-я с элем-ми драматизации строятся на основе сказок, литерат-х произведений.
2.Сюжетно-ролевые игры - это различные «путешествия» (на поезде, корабле ковре-самолете), «концерты» и т.д. здесь дети производят в ролях все то, что они видят в окружающей их жизни и деятельности взрослых. В сценарий включается занимательный математический материал. Ведущим в таких развлечениях является воспитатель.
К бессюжетным можно отнести весёлые соревнования по типу спортивных досугов. Посл.время популярными стали игры-квесты,где детям предлагается отыскать тот или иной предмет, который можно отыскать при помощи различных заданий. При проведении таких развлечений необходимо соблюдать некоторые правила:
- Сочетать художественный и познавательный материал (атрибуты и оформление должны стимулировать активность детей в решении интеллектуальных задач).
- Постепенно увеличивать трудность заданий, упражнений, вопросов. Можно использовать усложненные варианты знакомых занимательных математических задач и упражнений, способы решения которых могут быть найдены детьми самостоятельно. Ребенок должен испытывать удовлетворение от преодоления трудностей, достижения цели.
- Предусмотреть смену разных видов деятельности. Простые наблюдения чередовать с включением детей в действие (помочь герою, найти выход из ситуации, дать ответ на вопрос и т.д.)
- Выполнение заданий сопровождать музыкой – это создает эмоциональную, приподнятую атмосферу досуга.
И конечно же игры очень способствуют усвоению материалов математического содержания.
Примеры игр, используемых в развлечениях.
«Не промочи ноги»
На полу разложены пронумерованные дощечки. Надо пройти по дощечкам, согласно цифрам (прямой и обратный счет)
«Чей кружок быстрее соберется?»
Дети под музыку двигаются по залу, выполняя различные движения. По сигналу встают по двое, по трое, по четверо и т.д.
«Найди сокровище»
Цель. Развивать пространственные ориентировки по схеме.
Материал. Схема движения к сокровищам, которые спрятаны в групповой комнате.
Ход игры. В игре участвуют 2 игрока. Ведущий предлагает отыскать сокровища. Найти тайник можно по схеме, на которой зашифровано местонахождение сокровищ. Играющие в паре рассматривают схему, расшифровывают ее и начинают искать тайник. Родитель читает, от какого ориентира нужно двигаться, сколько шагов отсчитывать, через сколько шагов поворачивать вправо или влево и т. д. Ребенок двигается в заданном направлении.
«Флажки»
- Игроки стоят в кругу. Каждый держит в руке флажок. Первый играющий говорит «один», передаёт свой флажок соседу, они вместе говорят «два», второй передаёт оба флажка соседу, они вместе говорят «три» и т.д.
«Кто знает, пусть дальше считает»
Цель. Совершенствовать представления о последовательности чисел первого десятка.
Материал. Мяч.
Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий бросает мяч одному из игроков и называет любое число в пределах десяти. Поймавший мяч продолжает счет, как условились, в прямом (или обратном) порядке от названного числа и возвращает мяч. Если играющий затрудняется, дети помогают ему хором.
Математические шутки
Жили-были два зайца Прыг и Скок. Очень они любили морковку. Один съел три утром, а второй на три морковки больше. Сколько всего съели морковок?
Гулял волк по лесу и собирал цветочки. Кому подарить? Ну, конечно, красной Шапочке! Две ромашки, два василька, два колокольчика. Сколько цветов в букете?
У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки?
В лесу росла береза. На ней росли яблоки:1 зеленое,2 красных, 1 желтое. Сколько всего яблок на дереве?
Над площадкой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц всего
Таким образом, следуя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что развитие математических представлений у дошкольников, невозможно без музыкально-театрализованной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста на тему « В поисках сокровищ».
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста на тему « В поисках сокровищ" Цель:...
Непосредственно образовательная деятельность по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста "Поздравляем наших мам"
Обобщить представление детей о Международном женском дне 8 Марта. закрепить представления о числе, цифрах, порядковом счете. уметь обозначать соответствующей цифрой количество предметов, сравнивать чи...
План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»
laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие инт...
План по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность»
План работы по самообразованию на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность»....
План работы по самообразованию воспитателя Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».Отчёт о проделанной работе за год.
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр....
Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.Уважаемые коллеги!Развитие умственных способностей детей дошкольного возра...