План работы по самообразованию «Развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
рабочая программа (старшая группа)
Активное изучение и внедрение инновационных методик в практику подготовки детей к школе. Создать условия для эффективного использования логико- математических игр как эффективного средства подготовки детей к школе. Способствовать развитию познавательной активности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_avtonomnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_detskiy_sad.docx | 49.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №78 города Калининграда
План работы по самообразованию
«Развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Воспитателя Завадской Т. В.
на 2023-2024 учебный год.
Актуальность темы
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Одним из путей развития интеллектуальных способностей дошкольников является активное использование дидактических игр,в частности, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Основные особенности этих дидактических материалов - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Основные особенности этих дидактических материалов - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.
2. Цели и задачи
Цель:
Активное изучение и внедрение инновационных методик в практику подготовки детей к школе.
Создать условия для эффективного использования логико- математических игр как эффективного средства подготовки детей к школе.
Способствовать развитию познавательной активности детей.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения современной научной и педагогической литературы по вопросу «Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте»;
- Разработать перспективный план работы с детьми дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша;
- Учить способам практической деятельности в области математики;
- Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
- Развивать воображение детей.
- Развивать логическое мышление детей.
- Развитие у старших дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации)
- Формирование умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.
- Повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений.
- Разработать систему работы по включению родителей в образовательный процесс, работать над поиском новых нетрадиционных форм и методов работы с родителями
- Вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному развитию дошкольников, знакомить с образовательной технологией
«Цветные палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша»
- Провести анализ эффективности проделанной работы.
План методической работы
Содержание работы | Срок этап | Практические выходы (консультации, презентации, проекты, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) | |
| сентябрь - октябрь | 1.Консультация по теме самообразования | |
| сентябрь- октябрь | 2.Презентация по теме самообразования | |
| сентябрь - октябрь | 3.Презентация плана работы с родителями и детьми по теме самообразования | |
1.Подготовительный этап
| сентябрь - октябрь | 1.Консультативно – теоретический материал по выбранному вопросу. 2.Составление плана мероприятий. | |
2.Работа с детьми
| сентябрь - октябрь | Выставка картотеки игр с логическими блоками Дьенеша и счетными палочками Кюизинера | |
3.Работа с родителями: Организация работы по оформлению развивающих игр с логическими блоками Дьенеша и счетными палочками Кюизинера. | В течение года | Папка – передвижка «Развитие математических представлений у детей с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша» | |
4.Самореализация
самообразования с сентября по май. | апрель - май | 1.Презентация развивающих игр с логическими блоками Дьенеша и счетными палочками Кюизинера. |
- Этапы работы
№ | Форма работы | Срок | Ожидаемый результат |
1 | Информационно – аналитический этап: - Проведение первичной диагностики | Сентябрь | -Выявить уровень развития и логического мышления, умение выделять и абстрагировать свойства, сравнивать, классифицировать и обобщать, проводить логические операции |
- Анализ и оформление результатов диагностики | Сентябрь | -Составить перспективный план работы | |
- Составление перспективного плана работы | Октябрь | -Выявить уровень развития и логического мышления, умение выделять и абстрагировать свойства, сравнивать, классифицировать и обобщать, проводить логические операции | |
- Проведение итоговой диагностики | - Подведение промежуточных результатов работы | ||
2 | Внедрение в практику: - Подготовка практического и наглядно-иллюстративного материала - Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала | Октябрь В течение года | -Дополнительная образовательная программа «Маленькие знатоки» для детей старшей группы -Конспекты мероприятий -Картотека дидактических игр для старшего дошкольного возраста |
-Оформить наглядный материал для родителей | -Папки - передвижки «Игры с блоками Дьенеша | ||
-Научить родителей играть с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша | -Игровой тренинг с родителями «Блоки Дьенеша . Играем дома!» | ||
3 | Представление опыта работы: -Написание творческого отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете и родительском собрании | Май | -Выступление на итоговом педсовете -Сообщение на родительском собрании. |
Перспективный план по теме «Логических игры, задачи и упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
месяц | Задачи обучения | Логические игры, задачи, упражнения | Работа с родителями |
Сентябрь | -упражнять в умении выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов, обозначая словами отсутствие какого-либо предмета; -совершенствовать навыки счёта в пределах 10, называть числа в прямом и обратном порядке; -развивать логическое мышление, внимание, память; -продолжать развивать умение чётко и ясно излагать свои мысли. | д/у «Сосчитай-ка» Задания из альбома «Давайте вместе поиграем» (блоки Дьениша) Задачи-шутки, занимательные вопросы, логические концовки | |
Октябрь | -закреплять умение оперировать алгоритмами;
| - Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием блоков Дьенеша: д/и «Угощение для медвежат» (блоки + карточки символы) -д/и «Украсим елку бусами» (блоки + карточки символы) -д/и «Логический поезд» (блоки + карточки символы) д/и «О чем говорят числа» (палочки Кьюизенера) д/у «Узнай код» д/и «Выращивание дерева» (блоки Дьениша) | Консультаци я и материал в родительски й уголок: - Использован ие в игре и обучении «Загадки на сообразитель ность и развитие воображения » |
Ноябрь | - развивать умение разбивать множество по трём совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». | д/и «Конфетная фабрика», Задания из альбома «Давайте вместе поиграем» (блоки | Консультаци я для воспитателей : на тему |
-учить детей решать кроссворды; -закреплять знания о цифрах, буквах; -закреплять умение ориентироваться на плоскости листа; - ориентировка во времени -развивать быстроту мышления, соображения, смекалку. | Дьениша) Использование в индивидуальной деятельности и в НОД математических загадок; работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера:«Построение лестницы») Кроссворды, ребусы, лабиринты | «Развиваем логическое мышление» Консультаци я для родителей «Развивающа я головоломка «Танграм» Статья в родительски й уголок по этой теме | |
Декабрь |
Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.
«левый», «правый», «между».
| д/з «Выполни задание от Незнайки», «Олимпийские кольца» Задания из альбома «Поиски клада» (блоки Дьениша) д/и«Путешествие на поезде» д/и «Как разговаривают числа» д/з «Впиши такую цифру, что бы ответ был правильным». д/у «Реши задачу» д/и «Геоконт» Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности «Задачи- шутки»; работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера): «Составь узор», «Поезд» Игры и упражнения с цветными счетными палочками | Консультаци я для родителей «Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте» Наглядный материал в родительски й уголок по теме консультаци и |
Январь | -закреплять умение классифицировать по трём признакам: цвет, форма, размер; -закреплять умение группировать по цвету, форме, размеру; -развивать внимание, логическое мышление. | д/и «Наведи порядок» Игры на развитие внимание и логического мышления: «Цветы на клумбах», «Я загадала.», «Выбери нужное», «Я беру | Работа с коллегами: Мастер-класс «Развитие логического мышления |
| с собой в дорогу». - Математическое развлечение «Путешествие в страну чудес» д/и «Игра с тремя обручами» (блоки Дьениша) д/у «Помоги Вини Пуху» д/и «Трамвай» (палочки Кьюизенера) д/и «Волшебный круг» д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия Г) | дошкольнико в через использован ие игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша». | |
Февраль | -закреплять знание о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), познакомить с ромбом; -упражнять в преобразовании геометрических фигур; -упражнять в счёте предметов в разных направлениях, в любом расположении; -развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических задач. | Задания из альбома «Давайте вместе поиграем» (блоки Дьениша) Игры на воссоздание силуэтов и моделирование на плоскости «Танграм», - Развитие умственных и речевых способностей с помощью словесных игр: «Расселили птиц», «Ассоциации», «Придумай предложение». д/и «Вьетнамская игра» д/и «Листик» д/и «Сфинкс» д/и «Гексамино» д/з «Перепутанные линии» | Консультаци я и наглядный материал в родительски й уголок «Игры и упражнения, направленны е на развитие умственных и речевых способностей у дошкольнико в». |
Март | -закреплять знание о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), познакомить с ромбом; -упражнять в преобразовании геометрических фигур; -упражнять в счёте предметов в разных направлениях, в любом расположении; -развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических задач. | Задания из альбома «Поиски клада» (блоки Дьениша) д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия Д) д/и «Вьетнамская игра» -Игры на развитие внимание и логического мышления: «Четвертый лишний», «Кто кем был и кто кем будет», «Варианты слов», «Запомни-повтори» д/и «Листик» д/и «Гексамино» д/у «Помоги Незнайке решить задачи» | Консультаци я для родителей «Как организовать игры детей дома с использован ием занимательн ого математичес кого материала» |
Апрель |
-закрепить умение ориентироваться в | Задания из альбома «Спасатели идут на помощь» д/и «Найди все дороги» (блоки Дьениша) | Картотека «Игры и упражнения на развитие творческого |
пространстве; -развить графические навыки. - развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать. | Игры на развитие познавательных интересов: «Задачи-шутки», «Рассыпанные буквы», «Выложи по памяти», «Игра-головоломка» -Игра на воссоздание силуэтов и моделирование на плоскости «Колумбово яйцо», «Монгольская игра» д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия Г) д/и «Пифагор» «Графические диктанты» Задачи-шутки | мышления и воображения дошкольнико в» | |
Май | - развивать умение разбивать множество по трём совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». -учить анализировать и сравнивать две группы фигур; -развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических задач. | д/и «Посади цветы на клумбе» игры из альбома д/ус обручами от 1 до 3, «Спасатели спешат на помощь» (блоки Дьенеша + схемы) д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия Б) д/у «Поработай рукой» д/з «Перепутанные линии» математическая викторина «Игра в КВН» | Отчет о работе в форме презентации. |
Список используемой литературы:
- «Логика и математика для дошкольников». Е. А. Носова, Г. Л. Непомнящая.
- «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е. Н. Панова.
- «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б. П. Никитин.
- «Дидактические игры в детском саду». А. И. Сорокина.
- «Давайте поиграем». А. А. Столяр.
- «Игровые задачи для дошкольников». З. А. Михай.
- «Методика обучения математике в детском саду». Е. И. Щербакова.
- «Игровые занимательные задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.
- Математика для школы: Пособие для воспитателей дет.садов и родителей - 4.1: А.А.Смомнцева, О.В.Пустовой; СПБ: «Детство-Пресс», 2006г.
- «Логика и математика для дошкольников» Метод, Издание 2-е, исправленное и дополненное, Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Библиотека программы «Детство» 2007г.
- «Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет. Развиваем логику и мышление. ООО издательство «ДОМ.ХХ1 век» 2008г.
- «Праздник в стране Блоков» Б.Финкелыптейн; Л.Лабутина.
- «Давайте вместе поиграем» Методические советы по использованию дидак. игр с блоками Бьенеша и логическими фигурами. Н.О.Лелявина, Финкелыптейн Б.Б.
- «Логика. Дети 5-7 лет», Л.Ф.Тихомирова 2000г.
- «Занятие по математике: развиваем логическое мышление», А.Белошистая - Дошкольное воспитание №9 / 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых ситуаций.
Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой...
План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»
laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие инт...
План по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность»
План работы по самообразованию на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность»....
План работы по самообразованию по теме:"Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок"
Цель: Создать условия по формированию духовно - нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста через чтение русских народных сказок...
Перспективный план по развитию формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
В данном материалле представлен перспективный план по развитию формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр....
План по самообразованию: ,, Развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр".
Многие педагоги и родители знают, что математика- это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности м...