План работы по самообразованию «Развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
рабочая программа (старшая группа)

Завадская Татьяна Викторовна

Активное изучение и внедрение инновационных методик в практику подготовки детей к школе. Создать     условия     для     эффективного     использования     логико- математических игр как эффективного средства подготовки детей к школе. Способствовать развитию познавательной активности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №78 города Калининграда

План работы по самообразованию

«Развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Воспитателя Завадской Т. В.

на 2023-2024 учебный год.

  1. Актуальность темы

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Одним из путей развития интеллектуальных способностей дошкольников является активное использование дидактических игр,в частности, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Основные особенности этих дидактических материалов - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Основные особенности этих дидактических материалов - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.

2. Цели и задачи

Цель:        

Активное изучение и внедрение инновационных методик в практику подготовки детей к школе.

Создать        условия        для        эффективного        использования        логико- математических игр как эффективного средства подготовки детей к школе.

Способствовать развитию познавательной активности детей.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения современной научной и педагогической литературы по вопросу «Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша - средство познания логики и математики в дошкольном возрасте»;
  2. Разработать перспективный план работы с детьми дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша;
  3. Учить способам практической деятельности в области математики;
  4. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
  5. Развивать воображение детей.
  6. Развивать логическое мышление детей.
  7. Развитие у старших дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации)
  8. Формирование умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.
  9. Повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений.
  10. Разработать систему работы по включению родителей в образовательный процесс, работать над поиском новых нетрадиционных форм и методов работы с родителями
  11. Вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному развитию дошкольников, знакомить с образовательной технологией

«Цветные палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша»

  1. Провести анализ эффективности проделанной работы.

  1. План методической работы

Содержание работы

Срок этап

Практические выходы (консультации, презентации, проекты, открытый просмотр,

выставка работ и т.д.)

  1. Организация системы работы по развитию у детей математических представлений с помощью счетных палочек Кюизинера и логических блоков Дьенеша; подбор художественной литературы для детей, оформление предметно – развивающей   среды.

сентябрь - октябрь

1.Консультация по теме самообразования

  1. Работа с ИКТ: оформление картотеки развивающих игр при помощи логических блоков Дьенеша и счетных палочек Кюизинера, подбор детских познавательных фильмов, компьютерных игр

сентябрь- октябрь

2.Презентация по теме самообразования

  1. Разработка плана работы деятельности педагога, родителей и детей по теме.

сентябрь - октябрь

3.Презентация плана работы с родителями и детьми по теме самообразования

1.Подготовительный этап

  1. Определение перспективности и практической значимости использования логических блоков Дьенеша и счетных палочек Кюизинера для развития математических представлений у детей.
  2. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом возрастных особенностей.
  3. Чтение методической и научной литературы. Обзор информации по теме в Интернете: лекции, семинары – практикумы, занятия, родительские собрания, консультации.

сентябрь - октябрь

1.Консультативно – теоретический материал по выбранному вопросу.

2.Составление плана мероприятий.

2.Работа с детьми

  1. Подбор программно – методического обеспечения образовательного процесса. (сентябрь – октябрь).
  2. Отбор и выделение более эффективных методов, игровых действий, помогающих детям в самостоятельной деятельности.

сентябрь - октябрь

Выставка картотеки игр с логическими блоками Дьенеша и счетными палочками Кюизинера

3.Работа с родителями:

Организация работы по оформлению развивающих игр с логическими блоками Дьенеша и счетными палочками Кюизинера.

В течение года

Папка – передвижка «Развитие математических представлений у      детей с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша»

4.Самореализация

  1. Работа с ИКТ: оформление буклетов.
  2. Участие в системе методической работы в ДОУ.
  3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по теме. Подготовка обобщенных материалов, планирование работы на перспективу.
  4. Отчет по проделанной работе по плану

самообразования с сентября по май.

апрель - май

1.Презентация развивающих игр с логическими блоками Дьенеша и счетными палочками Кюизинера.

  1. Этапы работы

Форма работы

Срок

Ожидаемый результат

1

Информационно – аналитический этап:

- Проведение первичной диагностики

Сентябрь

-Выявить уровень развития и логического мышления, умение выделять и абстрагировать свойства, сравнивать, классифицировать и обобщать, проводить логические операции

- Анализ и оформление результатов диагностики

Сентябрь

-Составить перспективный план работы

- Составление перспективного плана работы

Октябрь

-Выявить уровень развития и логического мышления, умение выделять и абстрагировать свойства, сравнивать, классифицировать и обобщать, проводить логические операции

- Проведение итоговой диагностики

- Подведение промежуточных результатов работы

2

Внедрение в практику:

- Подготовка практического и наглядно-иллюстративного материала

- Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала

Октябрь

В течение года

-Дополнительная образовательная программа «Маленькие знатоки» для детей старшей группы

-Конспекты мероприятий

-Картотека дидактических игр для старшего дошкольного возраста

-Оформить наглядный материал для родителей

-Папки - передвижки

«Игры с блоками Дьенеша

-Научить родителей играть с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша

-Игровой тренинг с родителями

«Блоки Дьенеша . Играем дома!»

3

Представление опыта работы:

-Написание творческого отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете и родительском собрании

Май

-Выступление на итоговом педсовете

-Сообщение на родительском собрании.

  1. Перспективный план по теме «Логических игры, задачи и упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

месяц

Задачи обучения

Логические игры, задачи,

упражнения

Работа с

родителями

Сентябрь

-упражнять в умении выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов, обозначая словами отсутствие какого-либо предмета;

-совершенствовать навыки счёта в пределах 10, называть числа в прямом и обратном порядке;

-развивать логическое мышление, внимание, память;

-продолжать развивать умение чётко и

ясно излагать свои мысли.

д/у «Сосчитай-ка» Задания из альбома

«Давайте вместе поиграем» (блоки Дьениша)

Задачи-шутки, занимательные вопросы, логические концовки

Октябрь

-закреплять умение оперировать алгоритмами;

  • Развитие способности к анализу.абстрагированию; умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий ( разветвлённый алгоритм – ( «выращивание дерева» ) ; творческого мышления, воображения.
  • закрепить знания о геометрических фигурах

  • воссоздание фигур-силуэтов, развитие комбинаторских способностей

- Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием блоков Дьенеша:

д/и «Угощение для медвежат» (блоки + карточки символы)

-д/и «Украсим елку бусами» (блоки + карточки символы)

-д/и «Логический поезд» (блоки + карточки символы)

д/и «О чем говорят числа» (палочки Кьюизенера)

д/у «Узнай код»

д/и «Выращивание дерева» (блоки Дьениша)

Консультаци я и материал в родительски й уголок:

-

Использован ие в игре и обучении

«Загадки на сообразитель ность и развитие воображения

»

Ноябрь

- развивать умение разбивать множество по трём совместимым свойствам, производить логические операции «не»,

«и», «или».

д/и «Конфетная фабрика», Задания из альбома

«Давайте вместе поиграем» (блоки

Консультаци я для воспитателей

: на тему

-учить детей решать кроссворды;

-закреплять знания о цифрах, буквах;

-закреплять умение ориентироваться на плоскости листа;

- ориентировка во времени

-развивать быстроту мышления, соображения, смекалку.

Дьениша)

Использование в индивидуальной деятельности и в НОД математических загадок; работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера:«Построение лестницы»)

Кроссворды, ребусы, лабиринты

«Развиваем логическое мышление» Консультаци я для родителей

«Развивающа я головоломка

«Танграм» Статья в родительски й уголок по этой теме

Декабрь

  • Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам. Находить область пересечения двух плоскостей.

Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.

  • учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, развивать зрительный глазомер, закреплять понятие «который по счету», ориентироваться в пространстве

«левый», «правый», «между».

  • развивать способность к математическим рассуждениям и соответствующим математическим действиям
  • развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать.

д/з «Выполни задание от Незнайки», «Олимпийские кольца»

Задания из альбома

«Поиски клада» (блоки Дьениша) д/и«Путешествие на поезде»

д/и «Как разговаривают числа»

д/з «Впиши такую цифру, что бы ответ был правильным».

д/у «Реши задачу» д/и «Геоконт» Использование в подгрупповой и индивидуальной

деятельности «Задачи- шутки»;

работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера): «Составь узор», «Поезд»

Игры и упражнения с цветными счетными палочками

Консультаци я для родителей

«Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте» Наглядный материал в родительски й уголок по теме консультаци и

Январь

-закреплять умение классифицировать по трём признакам: цвет, форма, размер;

-закреплять умение группировать по цвету, форме, размеру;

-развивать внимание, логическое

мышление.

д/и «Наведи порядок» Игры на развитие внимание и логического мышления: «Цветы на клумбах», «Я загадала.»,

«Выбери нужное», «Я беру

Работа с коллегами: Мастер-класс

«Развитие логического

мышления

  • учить определять числовое значение цветных палочек, состав числа, формировать умение строить числовой ряд, развивать зрительный глазомер.
  • воссоздание фигур-силуэтов, развитие комбинаторских способностей

с собой в дорогу».

- Математическое развлечение «Путешествие в страну чудес»

д/и «Игра с тремя обручами» (блоки Дьениша)

д/у «Помоги Вини Пуху» д/и «Трамвай» (палочки Кьюизенера)

д/и «Волшебный круг»

д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия Г)

дошкольнико в через использован ие игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

Февраль

-закреплять знание о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), познакомить с ромбом;

-упражнять в преобразовании геометрических фигур;

-упражнять в счёте предметов в разных направлениях, в любом расположении;

-развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических задач.

Задания из альбома

«Давайте вместе поиграем» (блоки Дьениша)

Игры на воссоздание силуэтов и моделирование на плоскости «Танграм»,

- Развитие умственных и речевых способностей с помощью словесных игр:

«Расселили птиц»,

«Ассоциации», «Придумай предложение».

д/и «Вьетнамская игра» д/и «Листик»

д/и «Сфинкс» д/и «Гексамино»

д/з «Перепутанные линии»

Консультаци я и наглядный материал в родительски й уголок

«Игры и упражнения, направленны е на развитие умственных и речевых способностей у дошкольнико в».

Март

-закреплять знание о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), познакомить с ромбом;

-упражнять в преобразовании геометрических фигур;

-упражнять в счёте предметов в разных направлениях, в любом расположении;

-развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических задач.

Задания из альбома

«Поиски клада» (блоки Дьениша)

д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия Д)

д/и «Вьетнамская игра»

-Игры на развитие внимание и логического мышления: «Четвертый лишний», «Кто кем был и кто кем будет», «Варианты слов», «Запомни-повтори» д/и «Листик»

д/и «Гексамино»

д/у «Помоги Незнайке решить задачи»

Консультаци я для родителей

«Как организовать игры детей дома с использован ием занимательн ого математичес кого материала»

Апрель

  • развитие памяти, логического мышления, творческого воображения
  • освоение приемов арифметических действий в пределах 10-ка

-закрепить умение ориентироваться в

Задания из альбома

«Спасатели идут на помощь»

д/и «Найди все дороги» (блоки Дьениша)

Картотека

«Игры и упражнения на развитие

творческого

пространстве;

-развить графические навыки.

- развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать.

Игры на развитие познавательных интересов:

«Задачи-шутки»,

«Рассыпанные буквы»,

«Выложи по памяти»,

«Игра-головоломка»

-Игра на воссоздание силуэтов и моделирование на плоскости «Колумбово яйцо», «Монгольская игра» д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия Г)

д/и «Пифагор»

«Графические диктанты» Задачи-шутки

мышления и воображения дошкольнико в»

Май

- развивать умение разбивать множество по трём совместимым свойствам, производить логические операции «не»,

«и», «или».

-учить анализировать и сравнивать две группы фигур;

-развивать смекалку, комбинаторные представления, воображение, конструктивное мышление, сообразительность, находчивость,

целенаправленность в решении практических задач.

д/и «Посади цветы на клумбе» игры из альбома д/ус обручами от 1 до 3,

«Спасатели спешат на помощь» (блоки Дьенеша

+ схемы)

д/и «Сложи узор» (кубики Никитина, серия Б)

д/у «Поработай рукой»

д/з «Перепутанные линии» математическая викторина

«Игра в КВН»

Отчет о работе в форме презентации.

Список используемой литературы:

  1. «Логика и математика для дошкольников». Е. А. Носова, Г. Л. Непомнящая.
  2. «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е. Н. Панова.
  3. «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б. П. Никитин.
  4. «Дидактические игры в детском саду». А. И. Сорокина.
  5. «Давайте поиграем». А. А. Столяр.
  6. «Игровые задачи для дошкольников». З. А. Михай.
  7. «Методика обучения математике в детском саду». Е. И. Щербакова.
  8. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.
  9. Математика для школы: Пособие для воспитателей дет.садов и родителей - 4.1: А.А.Смомнцева, О.В.Пустовой; СПБ: «Детство-Пресс», 2006г.
  10. «Логика и математика для дошкольников» Метод, Издание 2-е, исправленное и дополненное, Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Библиотека программы «Детство» 2007г.
  11. «Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет. Развиваем логику и мышление. ООО издательство «ДОМ.ХХ1 век» 2008г.
  12. «Праздник в стране Блоков» Б.Финкелыптейн; Л.Лабутина.
  13. «Давайте вместе поиграем» Методические советы по использованию дидак. игр с блоками Бьенеша и логическими фигурами. Н.О.Лелявина, Финкелыптейн Б.Б.
  14. «Логика. Дети 5-7 лет», Л.Ф.Тихомирова 2000г.
  15. «Занятие по математике: развиваем логическое мышление», А.Белошистая - Дошкольное воспитание №9 / 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых ситуаций.

Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой...

План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие инт...

План по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность»

План работы по самообразованию на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность»....

План работы по самообразованию по теме:"Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок"

Цель: Создать условия по формированию духовно - нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста через чтение русских народных сказок...

Перспективный план по развитию формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

В данном материалле представлен перспективный план по развитию формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр....

План по самообразованию: ,, Развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр".

Многие педагоги и родители знают, что математика- это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности м...