Познавательно – исследовательский проект «Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
методическая разработка по математике (младшая группа)
Чтобы научить детей любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения и для этого целесообразно использовать разнообразные игры и игровые упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mladshaya_gr._moy_2020.docx | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – исследовательский проект
«Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Подготовила:
Сергеева Татьяна Анатольевна,
воспитатель
Санкт-Петербург 2020
Вид проекта: познавательно - исследовательский
Тип проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети младшей группы № 2, воспитатель, родители.
Срок проведения проекта: сентябрь 2020 – май 2021 г.
Исполнители проекта и основные участники: воспитатель и дети младшей группы № 2.
Пояснительная записка:
Формирование познавательной активности у детей происходит в результате овладения ими элементарными математическими представлениями, которые активно влияют на формирование умственных способностей. Поэтому необходимо развивать у детей интерес к математике уже в младшем дошкольном возрасте. Ведь применять приобретенные знания, дети будут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании. А в конечном итоге эти знания, помогут им в дальнейшем быстрее и легче подготовиться к школьному обучению.
Чтобы научить детей младшего дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, и для этого целесообразно использовать разнообразные игры и игровые упражнения. Ведь игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение детей. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, подчас не догадываясь об этом. Занимательные игровые ситуации, игровые упражнения, развивающие и дидактические игры, с использованием наглядного материала (схем, карточек, моделей, предметов) вызывают у детей интерес, облегчают и ускоряют процесс запоминания, формируют приемы работы с памятью и мышлением, помогают детям запомнить сложный материал.
Мы не стремимся к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, а развиваем их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами.
Цель проекта: формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Задачи проекта:
- прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребенка усвоение начал математики;
- формировать первичные представления о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;
- совершенствовать умение сравнивать два и более предметов по величине (длине, ширине, высоте);
- способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы;
- воспитывать умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Методы реализации проекта:
- Практические (игровые)
- Словесные
- Наглядные
Формы реализации проекта:
Проект реализуется в режимных моментах, индивидуально и с подгруппой, 2 раза в месяц.
- Совместная и самостоятельная игровая деятельность;
- Дидактические игры и упражнения; игровые задания;
- Стихотворный материал, загадки, считалки;
- Рассматривание иллюстративного и демонстрационного материалов;
- Наглядная информация для родителей.
Ожидаемые результаты:
Предполагается, что организованная работа по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность, будет способствовать повышению уровня формирования и развития математических представлений детей:
- проявляют заинтересованность к самому процессу познания математики;
- увеличился интерес к усвоению математических представлений при помощи игр, игровых упражнений;
- активно включаются в игры на сравнение, классификацию, ориентировку во времени и пространстве;
- стремятся к достижению поставленной цели, преодолению трудностей, боязни сделать ошибку;
- стараются работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, проявляют самостоятельность, активность и творческие способности детей.
I. Этапы реализации проекта:
1 этап (подготовительный):
- Изучение соответствующей научно-методической литературы по выбранной теме;
- Знакомство с проблемой для формирования целей и задач (определение уровня сформированности математических представлений детей младшей группы – мониторинг);
- Выбор педагогических технологий, обеспечение методической литературой, пособиями, наглядным и раздаточным материалом;
- Планирование работы по реализации проекта;
- Создание в группе, соответствующей РПП среды.
2 этап (практический, основной):
Совместная деятельность педагога и детей
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование РПП среды |
сентябрь | Проведение мониторинга, с целью выявления объёма сформированности представлений детей. | Знакомство родителей с темой, целью и задачами проекта. | Подготовка инструментария для проведения мониторинга. |
октябрь | 1.Учить детей выделять один предмет и объединять, составлять группу предметов, называя ее словом «много». Подвижные игры: «Медведь и пчелы»; «Самолеты». 2.Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой, подбирать предметы по геометрическому образцу. Дидактические игры: «Геометрическое лото» «Найди пару» | Помощь родителей в изготовлении и приобретении игр, раздаточного материала | Подготовка практического материала |
ноябрь | 1.Формировать представление «широкое – узкое», «длиннее – уже» Дидактические упражнения: «Найди дорожку к домикам» «Разложи полотенца» 2. Учить группировать геометрические фигуры по форме, отвлекаясь от цвета и величины; Формировать умение соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: большой, средний, маленький. Дидактические упражнения: «Подбери по цвету» «Кому какая форма» «Три квадрата» | Консультация на тему «Весёлая математика» | Пополнение картотеки математических игр по возрасту детей. |
декабрь | 1.Знакомить детей с числительными в пределах 5 Дидактическая игра: «Паровозик с цифрами» 2. Формировать пространственные представления, учить определять положение предмета с помощью предлогов: на, под, в, за, относительно себя. Игровое упражнение: «Где птичка?»; «Угадай, куда положил?»; | Подборка загадок, стихотворений, пальчиковых игр. | |
январь | 1.Определение положения предмета и называния его с помощью опорных слов: «впереди от тебя», «справа». «слева», «сзади». Дидактическое упражнение: «Угадай, кого (чего) загадали?» «Справа – слева, сверху – снизу» | Подборка картинок- загадок по теме. | |
февраль | 1.Формировать временные представления детей, наполняя их конкретным содержанием. Дидактическая игра: «Когда это бывает?»; «Времена года» 2.Закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро». «день». «вечер», «ночь». Дидактическая игра: «Назови соседей ночи (утра, вечера)»; «Назови пропущенное слово» | Консультация на тему: «Развитие математических способностей у младших дошкольников». | |
март | 1.Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме; величине и цвету; форме и величине); видеть простейшие закономерности в чередовании фигур. Дидактическая игра: «Соберем бусы»; «Помоги маме украсить варежки» 2. Закрепить способы соотнесения элементов одного множества с элементами другого множества (накладывания и прикладывания). Дидактическое упражнение: «Угостим зайчиков» «Чаепитие» | Пополнение картотеки физ.минуток. | |
апрель | 1.Упражнять в устном счете; учить соотносить количество предметов к цифре. Дидактическая игра: «Паровозик с цифрами» «Раз, два, три, четыре…» 2. Развивать сенсорное восприятие, мелкую моторику рук, воображение и творческие способности. Дидактическое упражнение: «Выложи узор» «Подбери винтик» «Выбери мозаику нужного цвета» | Пополнение раздаточного материала | |
май | 1. Проведение мониторинга, с целью выявления объёма полученных знаний, динамики развития воспитанников. | Отчёт по итогам проекта на родительском собрании. | Подготовка фотоматериалов по проекту. |
3 этап (заключительный):
Оформление фотоматериалов по проекту, представление фотоотчёта на педсовете.
II. Оценка результативности проекта:
Если в ходе реализации проекта у детей развился интерес к познавательной деятельности не только во время НОД, но и в различных режимных моментах, начали формироваться такие мыслительные умения и способности, которые помогут им в будущем легко освоить новое, появился больший интерес к занятиям по ФЭМП, возросло желание и стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья. Проект направлен на создание в группе игровой обстановки для эффективного их формирования....
Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности».
Математика содержит уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!» Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображ...
План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»
laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие инт...
План работы по самообразованию воспитателя Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».Отчёт о проделанной работе за год.
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр....
Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.Уважаемые коллеги!Развитие умственных способностей детей дошкольного возра...
2020-2024г. Презентация опыта работы по теме: «Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через поддержку игровой активности»
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...