Познавательно – исследовательский проект «Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
методическая разработка по математике (младшая группа)

сергеева татьяна анатольевна

Чтобы научить детей любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения и для этого целесообразно использовать разнообразные игры и игровые упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mladshaya_gr._moy_2020.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:


Познавательно – исследовательский проект

«Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Подготовила:

Сергеева Татьяна Анатольевна,
воспитатель

Санкт-Петербург 2020

Вид проекта: познавательно - исследовательский

Тип проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети младшей группы № 2, воспитатель, родители.

Срок проведения проекта: сентябрь 2020 – май 2021 г.

Исполнители проекта и основные участники: воспитатель и дети младшей группы № 2.

Пояснительная записка: 

Формирование познавательной активности у детей происходит в результате овладения ими элементарными математическими представлениями, которые активно влияют на формирование умственных способностей. Поэтому необходимо развивать у детей интерес к математике уже в младшем дошкольном возрасте. Ведь применять приобретенные знания, дети будут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании. А в конечном итоге эти знания, помогут им в дальнейшем быстрее и легче подготовиться к школьному обучению.

Чтобы научить детей младшего дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, и для этого целесообразно использовать разнообразные игры и игровые упражнения. Ведь игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение детей. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, подчас не догадываясь об этом. Занимательные игровые ситуации, игровые упражнения, развивающие и дидактические игры, с использованием наглядного материала (схем, карточек, моделей, предметов) вызывают у детей интерес, облегчают и ускоряют процесс запоминания, формируют приемы работы с памятью и мышлением, помогают детям запомнить сложный материал.

Мы не стремимся к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, а развиваем их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами.

Цель проекта: формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи проекта:

  • прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребенка усвоение начал математики;
  • формировать первичные представления о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;
  • совершенствовать умение сравнивать два и более предметов по величине (длине, ширине, высоте);
  • способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы;
  • воспитывать умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Методы реализации проекта:

  • Практические (игровые)
  • Словесные
  • Наглядные

Формы реализации проекта:

Проект реализуется в режимных моментах, индивидуально и с подгруппой, 2 раза в месяц.

  • Совместная и самостоятельная игровая деятельность;
  • Дидактические игры и упражнения; игровые задания;
  • Стихотворный материал, загадки, считалки;
  • Рассматривание иллюстративного и демонстрационного материалов;  
  • Наглядная информация для родителей.

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что организованная работа по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность, будет способствовать повышению уровня формирования и развития математических представлений детей:

  • проявляют заинтересованность к самому процессу познания математики;
  • увеличился интерес к усвоению математических представлений при помощи игр, игровых упражнений;
  • активно включаются в игры на сравнение, классификацию, ориентировку во времени и пространстве;
  • стремятся к достижению поставленной цели, преодолению трудностей, боязни сделать ошибку;
  • стараются работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, проявляют самостоятельность, активность и творческие способности детей.

I. Этапы реализации проекта:

1 этап (подготовительный):

  • Изучение соответствующей научно-методической литературы по выбранной теме;
  • Знакомство с проблемой для формирования целей и задач (определение уровня сформированности математических представлений детей младшей группы – мониторинг);
  • Выбор педагогических технологий, обеспечение методической литературой, пособиями, наглядным и раздаточным материалом;
  • Планирование работы по реализации проекта;
  • Создание в группе, соответствующей РПП среды.

2 этап (практический, основной):

Совместная деятельность педагога и детей

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование РПП среды

сентябрь

Проведение мониторинга, с целью выявления объёма сформированности представлений детей.

Знакомство родителей с темой, целью и задачами проекта.

Подготовка инструментария для проведения мониторинга.

октябрь

1.Учить детей выделять один предмет и объединять, составлять группу предметов, называя ее словом «много».

Подвижные игры:

«Медведь и пчелы»;

«Самолеты».

2.Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой, подбирать предметы по геометрическому образцу.

Дидактические игры:

«Геометрическое лото»

«Найди пару»

Помощь родителей в изготовлении и приобретении игр, раздаточного материала

Подготовка практического материала

ноябрь

1.Формировать представление «широкое – узкое», «длиннее – уже»

Дидактические упражнения:

«Найди дорожку к домикам»

«Разложи полотенца»

2. Учить группировать геометрические фигуры по форме, отвлекаясь от цвета и величины;

Формировать умение соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: большой, средний, маленький.

Дидактические упражнения:

«Подбери по цвету»

«Кому какая форма»

«Три квадрата»

Консультация на тему «Весёлая математика»

Пополнение картотеки математических игр по возрасту детей.

декабрь

1.Знакомить детей с числительными в пределах 5

Дидактическая игра:

«Паровозик с цифрами»

2. Формировать пространственные представления, учить определять положение предмета с помощью предлогов: на, под, в, за, относительно себя.

Игровое упражнение:

«Где птичка?»;

«Угадай, куда положил?»;

Подборка загадок, стихотворений, пальчиковых игр.

январь

1.Определение положения предмета и называния его с помощью опорных слов: «впереди от тебя», «справа». «слева», «сзади».

Дидактическое упражнение:

«Угадай, кого (чего) загадали?»

«Справа – слева, сверху – снизу»

Подборка картинок- загадок по теме.

февраль

1.Формировать временные представления детей, наполняя их конкретным содержанием.

Дидактическая игра:

«Когда это бывает?»;

 «Времена года»

2.Закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро». «день». «вечер», «ночь».

Дидактическая игра:

«Назови соседей ночи (утра, вечера)»;

«Назови пропущенное слово»

Консультация на тему:

«Развитие математических способностей у младших дошкольников».

март

1.Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме; величине и цвету; форме и величине); видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Дидактическая игра:

«Соберем бусы»;

«Помоги маме украсить варежки»

2. Закрепить способы соотнесения элементов одного множества с элементами другого множества (накладывания и прикладывания).

Дидактическое упражнение:

«Угостим зайчиков»

«Чаепитие»

Пополнение картотеки физ.минуток.

апрель

1.Упражнять в устном счете; учить соотносить количество предметов к цифре.

Дидактическая игра:

«Паровозик с цифрами»

 «Раз, два, три, четыре…»

2. Развивать сенсорное восприятие, мелкую моторику рук, воображение и творческие способности.

Дидактическое упражнение:

«Выложи узор»

«Подбери винтик»

«Выбери мозаику  нужного цвета»

Пополнение раздаточного материала

май

1. Проведение мониторинга, с целью выявления объёма полученных знаний, динамики развития воспитанников.

Отчёт по итогам проекта на родительском собрании.

Подготовка фотоматериалов по проекту.

3 этап (заключительный):

Оформление фотоматериалов по проекту, представление фотоотчёта на педсовете.

II. Оценка результативности проекта:

Если в ходе реализации проекта у детей развился  интерес к  познавательной деятельности не только во время НОД, но и в различных режимных моментах, начали формироваться такие мыслительные умения и способности, которые помогут им в будущем легко освоить новое, появился  больший интерес к занятиям по ФЭМП, возросло желание и стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья. Проект направлен на создание в группе игровой обстановки для эффективного их формирования....

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности».

Математика содержит уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!» Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображ...

План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие инт...

План работы по самообразованию воспитателя Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».Отчёт о проделанной работе за год.

Цель:  создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр....

Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.Уважаемые коллеги!Развитие умственных способностей детей дошкольного возра...

2020-2024г. Презентация опыта работы по теме: «Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через поддержку игровой активности»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческо...