Игры и упражнения на развитие тактильной системы
материал
Тактильная система - система кожной чувствительности. Еще в утробе матери на коже человека формируются рецепторы, воспринимающие различные раздражители (прикосновение, боль, холод, тепло).
Причины нарушений тактильной системы:
- недостаток движений во время беременности;
- кесарево сечение;
- отсутствие тактильного контакта в первые месяцы жизни ребенка.
При нарушениях тактильного восприятия дети не любят:
- играть с пластилином, песком, красками;
- боятся испачкаться клеем или грязью;
- избегают прикосновений к себе и сами не любят прикасаться ко многим предметам;
- резко реагируют на некоторые ткани из одежды, постельного белья, определенные конструкции одежды (например, водолазки, свитера с горлом);
- жалуются на ярлычки, торчащие внутри футболок нитки вышивки;
- не терпят ходьбы босиком.
Также отмечается снижение болевой и температурной чувствительности.
Предложенные игры и упражнения помогут скорректировать дисфункцию сенсорной интеграции, воздействуя на одну из основных сенсорных систем (см. материал "Игры и упражнения на развитие сенсорной интеграции").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры и упражнения на развитие тактильной системы | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для развития тактильной системы:
1. Игры с песком
2. Игры с крупами
3. Рисование пальчиками
4. «Пачкотня»
5. Рисование на теле кисточками, пальцами
6. Игры с тактильными стимуляциями
7. Массаж, поглаживание разными способами
8. «Тактильное домино». Правила игры те же, что и в обычном домино, но игральные «кости» особые: например, справа — наждачная бумага, слева — глянцевая поверхность; справа — бархатная бумага, слева — мех; справа — ребристая поверхность «в клеточку», слева — гладкая и т.п. Варианты усложнения заданий:
- сначала правила игры усваиваются с открытыми глазами;
- затем отыскивание игральных «костей» происходит с закрытыми глазами;
- произвольно, только правой или левой рукой.;
- фактура поверхностей должна отличаться незначительно.
Хорошо, если материал для игры вы сделаете вместе с ребенком.
9. «Предметы с различной фактурой поверхности». Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.п.). После этого предложите ему ощупать вслепую материал двумя руками, потом одной рукой и найти такой же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем — другой.
10. «Ощупывание и распознавание предметов». Положите в непрозрачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. Ребенок должен на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешке. Варианты усложнения заданий:
- ребенок должен ощупывать предмет двумя руками одновременно;
- ребенок должен ощупывать предмет каждой рукой по очереди;
- после того как предмет узнан, ребенок находит такой же среди других во втором мешочке сначала той же рукой;
- а потом другой рукой.
11. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». «Нарисуйте» пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бумаги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке, «рисуя» на обеих сторонах кисти.
При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно «написание» букв и цифр последовательно на спине и руках (на обеих сторонах) с последующим их называнием и прописыванием.
12. «Игра с палочками». Предложите ребенку комплект палочек разной длины (2—7 см), толщины и фактуры. Пусть он с закрытыми глазами разложит их на однородные кучки.
13. «Ощупывание фигурок». Вырежьте из наждачной или бархатной бумаги фигуры (буквы, цифры) различной формы (звездочку, кружок, треугольник, квадрат и т.д.) и величины (большие и маленькие). Нарисуйте такие же фигурки на листе бумаги.
Попросите ребенка:
- на ощупь опознать фигуру и, не глядя, найти такую же среди других этой же, затем другой рукой;
- с закрытыми глазами ощупать фигуру, а затем, открыв глаза, указать на нее в ряду нарисованных;
- одной рукой ощупать фигурку, а затем нарисовать ее в воздухе или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой.
14. «Вспомни предмет». Нужно прикасаться к руке ребёнка разными предметами, называя свойства предмета и ощущения от прикосновения. Можно использовать перо, игрушки с разными фактурами, варежки, мочалки, в общем всё, что найдётся в вашем арсенале. А потом прикасаемся снова, но только с закрытыми глазами. Ребёнок должен вспомнить своё ощущение и назвать этот предмет.
15. «Волшебные шарики». Плотные воздушные шарики (или резиновые перчатки) наполнить фасолью, гречкой, горохом, макаронами с завитушками, ракушками, спиралями, пуговицами, монетками, бусинами, водой, крахмалом, мукой, манкой, тестом для лепки (мука+вода+соль). Ребёнку интересно щупать их, это станет своего рода массажем для активных зон ручек.
16. Игры с водой:
- разливать воду по разным ёмкостям, переливать из одной в другую, определять, где теплая вода, где холодная.
- используя игрушечную посуду, можно устроить «чаепитие» или «званый ужин». Ребёнок будет сам «накладывать еду» или разливать по чашечкам «чай».
- поиграть с губкой, выжимать её, потереть мягкой стороной губки и жёсткой и сравнить ощущения.
17. Мыльные игры:
- «Танцы пузырей». Возьмите кусок шерстяной ткани и положите на ладонь (можно взять шарф). Пробуйте жонглировать пузырями, подкидывайте их и ловите. Пузыри будут словно танцевать на ваших руках.
- «Король мыльных пузырей». Смочите мыльным раствором клеёнку, расстеленную на столе, и руки. На «мыльной» клеёнке трубочкой выдувайте пузырь, а мыльными руками вы без труда сможете проткнуть пузырь, и он не лопнет. Если после первого выдутого пузыря трубочку от коктейля повторно обмакнуть в раствор, можно осторожно проткнуть пузырь и выдуть внутри поменьше. Таким образом можно сделать много пузырей-матрёшек.
- «Волшебные руки». Делаем кольцо большим и указательными пальцами, обмакиваем в растворе и выдуваем пузыри.
18. «Узнай фигуру». На столе раскладываем геометрические фигуры, такие же, как лежащие в мешочке (Блоки Дьенеша (толстые, тонкие), палочки Кьюзенера, блоки или одинаковые детальки Лего). Показываем ребёнку любую фигуру, деталь и просим ребёнка нащупать в мешочке и достать такую же.
Для малышей можно сначала ввести понятие «такую же». Показать одну деталь Лего, потом вторую и сказать, что это такая же. Затем попросить отобрать из двух предложенных такую же, как у Вас на столе (в руке).
19. «Узнай предмет на ощупь». На столе раскладываем или расставляем различные:
- овощи (огурец, помидор, морковь, перец, лук, баклажан);
- посуду (ложки большие и маленькие, чашки, кружки, чайник, тарелку, блюдце);
- одежду (майка, футболка, платье, юбка, шорты);
игрушки.
А теперь предложите ребенку закрыть глаза и попытаться определить, что это за предмет.
Усложнение задачи:
- выбрать предметы только определённой формы (круглые, квадратные и т.д.);
- выбрать предметы только определенного размера (большие, маленькие);
- выбрать предметы по свойствам материалов: только пластмассовые предметы (или металлические, стеклянные, бумажные, из ткани)
Можно поиграть вместе с детьми и посоревноваться, кто быстрее выберет предметы с определёнными свойствами.
20. «Найди пару». Необходимо найти побольше пар образцов, разных на ощупь. Вот перечень того, что можно использовать для игры (материалы, разные на ощупь):
1. Ткани (какие есть):
- хлопок
- синтетические ткани
- фетр
- вельвет (крупный, мелкий)
- бархат и велюр
- кожа
- гладкая ткань (например, подкладочная)
- флис
- грубая ткань (например, мебельная для обивки)
- любая "колючая" ткань
- ткань с пайетками
- шелк и атлас
- мех
- ткань с рельефом
- ткань ворсистая (как овечка).
2. Пуговицы различной формы и размеров.
3. Липучки с обеих сторон.
4. Бархатная и фактурная бумага.
5. Вата или ватные диски.
6. Нитки или пряжа.
7. Клеёнка и полиэтиленовый пакет.
9. Мелкие стразы на липкой ленте (продаются в магазинах).
10. Кусочек резинового коврика.
11. Мочалка.
12. Губка.
13. Косточки от персиков, от абрикосов.
Играть можно несколькими способами:
- просим ребенка (малыша - с открытыми глазами, школьника – с закрытыми) найти гладкий или бархатный предмет (кусочек ткани) среди предложенных;
- берем один предмет, а потом на ощупь ищем такой же.
Чтобы игра не надоела, её можно усложнять, добавляя дополнительные признаки к образцам, например, большая круглая пуговица с отверстиями или маленькая круглая с выпуклым рисунком и т. п.
Образцы можно оставить как есть, а можно приклеить к одинаковым кусочкам плотной бумаги и у вас получатся замечательные карточки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития тактильно-кинестетической чувствительности "Поздоровайся с водичкой"
Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека....
Буклет "Родителям неговорящего ребенка. Как разговорить молчуна? Игры и упражнения для развития тактильной чувствительности."
Буклет с рекомендациями родителям неговорящего ребенка.Игры для стимуляции и запуска речи с использованием методики М.И.Лынской...
Игры и упражнения на развитие проприоцептивной системы
Проприоцептивная система - система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) - восприятие собственной позы и движения. Это ощущение напряжения и расслабления мышц, и суставов. Эта с...
Игры и упражнения на развитие вестибулярной системы
Вестибулярная система - система поддержания равновесия - устанавливает наше положение в пространстве, в тесной связи со зрением и проприоцептивной системой. Помогает ребенку, преодолевая силу тяж...
консультация для педагогов "Игры и упражнения на развитие тактильно-кинестетической активности"
Консультация представляет собой краткое предисловие о важности формирования межсенсорных связей для преодоления нарушений двигательной активности и формирования кинестетической чувствительности. В...
Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития тактильной системы"
Чем больше разнообразных тактильных стимулов и ощущений получит ребенок, тем выше будет его терпимость к тактильной стимуляции. Он будет лучше различать на ощупь, из чего сделаны окружающие предметы, ...
Игры и упражнения для развития тактильной системы
Общая цель данных упражнений – предоставить ребенку тактильные ощущения и повысить терпимость к тактильной стимуляции. Некоторые задания призваны также улучшить способность ребенка к различению ...