консультация для педагогов "Игры и упражнения на развитие тактильно-кинестетической активности"
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)

Наталия Васильевна Анпилогова

Консультация представляет собой краткое предисловие о важности формирования межсенсорных связей для преодоления нарушений двигательной активности и формирования кинестетической чувствительности. В  материале говорится об играх и упражнения, которые педагоги дошкольного образования могут использовать в игровой деятельности и индивидуальной работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_sayta_6.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Игры и упражнения на развитие тактильно-кинестетической активности»

Подготовил учитель-логопед

Анпилогова Н.В.

Кинестетическая чувствительность является базовой для формирования межсенсорных связей: зрительно-двигательных в процессе пространственного зрения, слухо-моторных и зрительно-моторных при письме, речедвигательных при произношении, тактильно-двигательных в процессе взаимодействия с окружающим миром и др.

Как показывает педагогическая практика, современные дети зачастую, имеют  двигательные нарушения: не умеют быстро и точно начать движение, поменять темп и ритм движений, испытывают затруднения при выполнении противоположных движений. Недоразвитие кинестетической чувствительности вызывает возрастание двигательной недостаточности при выполнении сложных движений, когда требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность, пространственно-временная организация движений, т. е. сенсомоторная координация.

Поэтому, игры и упражнения на развитие кинестетического и кинетического восприятия нацелены на осмысленное выполнение детьми упражнений, их словесное опосредование и анализ, на осуществление самостоятельной регуляции темпа, ритма, координации движений и др., т. е. на формирование у них способов контроля и самоконтроля за движениями.

К кинестетическим относятся навыки, требующие контроля над движениями тела, включая сохранение равновесия, резвость, грацию и ощущение того, как тело должно себя вести в разных физических ситуациях. Некоторые дети от природы сильны и выносливы безо всяких формальных тренировок. Однако каждый из нас, несмотря на физическую подготовку, все-таки может усовершенствовать свои кинестетические навыки посредством практики и разнообразного опыта.

Дети, обладающие высоким кинестетическим интеллектом, должны много двигаться. Они обожают все трогать и лучше всего учатся посредством действий. Им отлично удаются виды деятельности, требующие общей и тонкой моторной активности: спорт, танцы, театральное искусство, налаживание и регулирование механических предметов, работа с компьютером.

 Многие из перечисленных ниже  простых игр можно играть вдвоем с ребенком. Но есть и такие, в которых могут принимать участие и все, кто захочет к вам присоединиться.

Умение управлять своим телом,  развитие тактильно-кинестетических ощущений проводится на узнавании свойств предмета: мягкий – твердый; веса: тяжелый – легкий; термических свойств: холодный – теплый.

Если речевые возможности ребенка ограничены, то воспитатель называет признаки предмета сам и эти понятия должны войти в словарь ребенка.

Понятие о мягкости – твердости предмета можно дать на таком материале:

- мягкий пластилин, мягкая шапочка…

- твердый орех, твердый сахар…

- тяжелый молоток, тяжелый стол…

- легкий кубик, легкий шарик…

Понятие о тепловых ощущениях дается на таких сравнениях:

- холодная вода, холодный лед;  

- холодный снег, холодный день;

- теплая батарея, теплая вода и т.д.

Понятия мягкий – твердый, тяжелый – легкий, холодный – горячий даются по следующему плану:

  1. Воспитатель дает пощупать вату и говорит: «Вата мягкая». Потом дает пощупать кусок дерева и говорит: «Дерево твердое».
  2. Воспитатель кладет на стол пластилин, орех, шапочку, кусок дерева, вату и просит дать ему все мягкое. Ребенок подает требуемые предметы и кладет в одну сторону. Затем педагог просит ребенка подать ему все твердое. Ребенок берет сахар, орех, кусок дерева и кладет в другую сторону.

Следует заметить, что эти игры и упражнения подходят даже для детей младшего дошкольного возраста, а старшим дошкольникам при помощи этих упражнений мы формируем связную речь, учим делать логические выводы, развиваем познавательный интерес, внимание, память.


Далее педагог  развивает у дошкольника умение вырабатывать  обобщенный  тактильный  образ предмета:


а) выкладывание мелкими предметами (фасоль, горох, рис и т.п.) или спичками,

палочками различных узоров по пластилину, нанесенному на фанеру, или п а) выкладывание мелкими предметами (фасоль, горох, рис и т.п.) или спичками,

палочками различных узоров по пластилину, нанесенному на фанеру, или по

бумаге, покрытой клеем;

б) мозаика из пластилина, выкладывание заданного рисунка шариками или

колбасками на фанеру или картон;

в) обклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы для

цветов, чайника, самовара и т.п.;

г) лепка геометрических фигур, цифр, букв, игрушек и предметов.

Упражнения на осязание

Упражнения с различными по характеру мелкими предметами и специально сделанными карточками открывают ребенку целый мир новых ощущений и образов. Они обогащают осязательный опыт, позволяют лучше «ощущать все в себе и вокруг себя».

о Первый этап занятий направлен на общение с предметами и карточками. Игры с разными условиями, разными мотивами деятельности почти не меняют цели этого этапа: привлечения внимания и интереса ребенка к длительному осязанию разных поверхностей: мягких, острых, упругих, твердых, пушистых и т.д. Чем дольше ребенок трогает их, тем больше обостряется чувствительность кончиков его пальцев. Этому методу рабоы посвящена книга  И.Ю. Матюгина «Тактильная память», где игра с карточками способствует развитию образной памяти.

Упражнения с мелкими предметами.

Всеми закомый «Чудесный мешочек». Это базовая игра, которая в сферах своего примениения и вариантах использование давно стало классикой педагогических идей.

Чуткие движения пальчиков внутри мешочка, нахождение в нем разных маленьких предметов роднит эту деятельность с тонким поиском звука:

  1. Изучение пальчиками внутреннего содержания мешочка (желательно, чтобы мешочек был красивый и походил на волшебный).
  2. Внимание предметов по одному с предварительным описанием того, что чувствуешь под пальчиками, что это может быть, какое – мягкое или шершавое, острое или гладкое, упругое или твердое и т.д.
  3. Поиски конкретного предмета по заданию воспитателя  или другого ребёнка.


Возможный набор предметов: бусинки маленькие и большие, гладкие и ребристые; шарики деревянные, металлические и резиновые; кусочки разных тряпочек, меха, если есть, то пушок; можно использовать мелкие фигурки, игрушки.

Мешочек не должен быть большим (примерно 15х20). После того, как ребенок познакомился с

предметами из «волшебного мешочка», он может сам сделать нечто подобное дома.

Упражнение № 1

Перед упражнением воспитатель показывает карточки ребенку и он выполняет упражнения закрыв глаза. После последнего раскладывания карточек в этом упражнении, ребенок может открыть глаза и посмотреть, что же было у него под руками.

Для работы ребенок получает 5-10 карточек в зависимости от возраста. Чем меньше карточек, тем более контрастны они должны быть.

Задание

Нужно выложить карточки в ряд и запомнить, в каком порядке они лежат. (Пока ребенок запоминает, педагог быстро составляет точно такой же ряд из второго комплекта карточек, отходит от ребенка и ждет, когда он сам скажет: «Я запомнил»).

Как только карточки запомнились, их нужно перемешать и снова выложить по памяти в том же порядке.

Вот сейчас глаза можно открыть, посмотреть карточки и сравнить их с тем рядом, который был выложен педагогом.

Упражнение № 2

Это упражнение лучше выполнять также закрыв глаза. В левую сторону откладывается самая неприятная по ощущению карточка, а в правую – самая приятная. Карточки выкладываются по этому принципу таким образом, что в середине оказывается самая нейтральная по ощущению.

После этого ребенок трогает поочередно в спокойном темпе все карточки, начиная с левой стороны, т.е. с неприятной, заканчивая приятной по ощущению карточкой.

Будет хорошо, если он сможет рассказать о том, что происходило с настроением.

Упражнение № 3

Ребенок определяет сначала сам для себя, что напоминает ему каждая карточка. Может быть она на что-то похожа? Или напоминает о каком-то событии и настроении? Ребенок рассказывает об этом педагогу и придумывает историю.

И еще о некоторых возможностях использования карточек для непосредственного контакта. Карточку со спичками можно использовать для развития точной направленности движения пальцев, нужно поочередно переступать пальчиками по спичкам с закрытыми глазами.

Для воспитания большей цепкости можно использовать карточку с бусинками. По просьбе воспитателя ребенок, закрыв глаза, находит ряд из четырех бусинок 2, 3, 4, 5 пальцами и нижний ряд из пяти бусинок 1, 2, 3, 4, 5 пальцами. Можно это сделать всеми пальцами одновременно, поочередно, вразбивку. Желательно это упражнение выполнять после пальчиковой игры «Братья» (игра на зацепление).

Игры для усвоения понятия «горячо», «тепло», «холодно»


 Эти игры можно смело предлагать родителям, для разнообразия семейного досуга.

Находясь с ребенком на природе, найдите три камешка, дающих представление о разных температурах: холодный-лежавший в воде, тёплый – втени и горячий – на солнце. Поочередно кладите камешки в руку ребенка и говорите, какие они.
Спросите ребенка, какие ощущения у него возникают, а потом предложите ему, закрыв глаза, определить, какой камешек вы положили ему в ладошку.


Наполните миску для салата кубиками льда и разрешите ребенку немного
поиграть с ними. Затем предложите ему согреть руки, подставив под струю
теплой воды. Таким образом, ребенок может испытать различные температурные ощущения.

Соотнесение предметов по весу

«Тяжелый» – «легкий», а также «легче» – «тяжелее» – за этими понятиями стоят наши барические представления (то есть представления о соотнесении предметов по весу).

 Для того чтобы ребенок понял, какие предметы легкие, а какие тяжелые,

покажите ему простой опыт. На одну руку положите перышко, а на другую –

камень. Дунув перышко, покажите, что перышко летает, оно легкое. Попросите ребёнка подуть на камешек. Камешек не летает, он тяжёлый.

Выделите слова «легкий» и «тяжелый» голосом, для того чтобы ребенок обратил на них внимание.

 Знакомя ребенка с любым понятием, не забывайте утрированно

выделять это слово голосом, заостряя внимание ребенка.

Игры на сортировку


 Поставьте перед ребенком три коробки: две пустые и одну, в которой лежат

различные предметы (кусочки ваты, перышки, камешки, листочки папиросной

бумаги, каштаны, кусочки металла).

Попросите ребенка положить в одну коробку все тяжелые предметы, а во вторую- все лёгкие.

В пустые коробочки  насыпьте крупу, камешки,
металлические и стеклянные шарики. Предложите ребенку отыскать самую
тяжелую коробочку, самую легкую коробочку или же (если сделать пару
одинаковых по весу коробочек) найти коробочки, одинаковые по весу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование песком как средство развития тактильно-кинестетических чувств у дошкольников с нарушением зрения.

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориенти...

Игры и упражнения для развития тактильно-кинестетической чувствительности "Поздоровайся с водичкой"

Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека....

Совместные игры на песке родителей и детей направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук и стабилизации эмоционального состояния

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различн...

«Песочное рисование» как средство развитие тактильно – кинестетического восприятия у дошкольников с ОВЗ .

«Песочное рисование» как средство развитие тактильно – кинестетического...

Консультация для воспитателей "Развитие тактильно-кинестетических ощущений детей раннего возраста в процессе экспериментирования с песком."

Основная направленность психологической работы с малышами - эмоциональные наполнения жизни ребёнка и оказание помощи в их регуляции....

Игры на песке, направленные на развитие тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

Игры детей на песке, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук...

Консультация Песочные игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

Игры с песком благотворно влияют на эмоциональное состояние: успокаивают импульсивных детей, помогают раскрепостить зажатых и тревожных. Песок «заземляет» негативную энергию. Песочные игры...