Игры и упражнения для развития тактильной системы
тренажёр (младшая группа)

Удалова Виктория Алексеевна

Общая цель данных упражнений – предоставить ребенку тактильные ощущения и повысить терпимость к тактильной стимуляции. Некоторые задания призваны также улучшить способность ребенка к различению материалов на ощупь. Игры и упражнения на развитие тактильной системы поощряют стремление ребенка к осознанному исследованию окружающего мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_taktilnoy_sistemy.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТАКТИЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Общая цель данных упражнений – предоставить ребенку тактильные ощущения и повысить терпимость к тактильной стимуляции. Некоторые задания призваны также улучшить способность ребенка к различению материалов на ощупь. Игры и упражнения на развитие тактильной системы поощряют стремление ребенка к осознанному исследованию окружающего мира. Поэтому используемые материалы должны различаться текстурой, температурой, весом.

«Поймай игрушку»

Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, улучшение внимания и скорости реакции у ребенка.

Ход игры: педагог касается мягкой игрушкой разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где игрушка. Можно использовать игрушки различной фактуры.

«Чудесный мешочек»

Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, тренировка дифференциации собственных ощущений.

Ход игры

1. В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

2. «Определи на ощупь» – в мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.).

Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный – короткий, толстый– тонкий, большой – маленький, узкий – широкий и т. д.

3. «Узнай фигуру» – на столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Платочек для куклы»

Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, тренировка дифференциации собственных ощущений (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани).

Ход игры: детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, тренировка дифференциации собственных ощущений.

Ход игры: Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

«Узнай предмет по контуру»

Ход игры: ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся, что за предмет»

Ход игры: на столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Найди пару»

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

Ход игры: ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Коробка с текстурами»

Материал: обувная коробка с прорезанным отверстием достаточного размера, чтобы в него проходила рука; карточки размером 5x5 см с различными текстурами (наждачная бумага, ткань, алюминиевая фольга, мех, атлас, кожа, вата, перья, дерево, пластик); подготовьте по две карточки с текстурой каждого вида.

Ход игры: положите карточки с текстурами в коробку или мешок. Попросите ребенка просунуть руку в коробку, вытащить одну карточку и описать ее: шероховатая, гладкая, мягкая, твердая, легкая, тяжелая, липкая, скользкая и т.д.

Варианты проведения:

- По мере того как ребенок будет все лучше осваивать задание, добавляйте текстуры, которые сложнее описать: твид, шелк, целлофан и т.д.

- Попросите ребенка найти две карточки с одинаковой текстурой.

- Предложите ему выложить текстурные карточки в ряд от самой шероховатой ксамой гладкой, от самой тяжелой к самой легкой, от самой жесткой к самой мягкой.

- Изготовьте карточки разных форм: квадраты, круги и т.д.

«Найди ящичек»

Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами:

вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно. Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.

«Что в мешочке»

Ход игры: ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).

«Отгадай цифру» (букву)

Ход игры: на ладошке ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву), которую он определяет с закрытыми глазами.

«Что это?»

Ход игры: ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

«Собери матрешку»

Ход игры: двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку – кто быстрее.

«Прочитай».

Ход игры: играющие становятся друг за другом. Стоящий позади пальцем пишет на спине партнера буквы, слова, цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий впереди отгадывает. Потом дети меняются местами.

«Золушка»

Ход игры: дети (2–5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

«Угадай, что внутри»

Ход игры: играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

«Шариковый бассейн»

Материал: надувной бассейн, наполненный шариками

Ход упражнения: попросите ребенка залезть в бассейн и сесть. Спрячьте под шариками одну из частей тела ребенка. Назовите часть тела, прикрытую шариками, или попросите его сделать это.

Варианты проведения:

- Предложите ребенку подвигаться как- будто он плавает.

- Спрячьте среди шариков различные предметы и попросите ребенка их найти.

- Это задание можно выполнять в уменьшенном масштабе, спрятав предметы в миске с макаронами или рисом

Меры предосторожности: обращайте особое внимание на детей, которые могут положить в рот небольшие предметы

«Тактильная дорожка»

Материал: ортопедические резиновые коврики, куски картона, пузырчатой упаковочной пленки, линолеума, ткани и т.д

Ход упражнения: выложите на полу дорожку из различных материалов: плотных ковриков, упаковочной пленки, линолеума, картона и т.д. Попросите ребенка пройти по ней босиком или проползти по дорожке на четвереньках.

Варианты проведения:

- Используйте разнообразные материалы.

- Выкладывайте различные маршруты (изогнутые, извилистые, круговые).

- Изменяйте способ прохождения маршрута (вприпрыжку, на коленях, на цыпочках).

- Обсуждайте ребенком различные типы поверхностей под ногами, когда он ходит босиком (трава, песок, ковер, тротуар).

«Сотри точку»

Материал: мел, мука, пудра, махровая ткань, клубок пряжи, флисовый мячик, отрезок ковра размером с ладонь.

Ход упражнения: нарисуйте на руке, ноге или любой другой части тела ребенка точку мелом, мукой или пудрой. Попросите его стереть точку с помощью полотенца или кусочка ткани.

Варианты проведения:

- Попросите  ребенка назвать часть тела, с которой он стирает точку.

- Нарисуйте мелом на отрезке ковра несложный рисунок или букву и попросите ребенка стереть рисунок с помощью ладоней и предплечий.

Меры предосторожности: будьте внимательны при работе с детьми с чувствительной кожей, аллергиями или сыпью.

«Смеси»

Материал: пальчиковые краски, глина, смесь песка и муки, мокрый песок, земля,

смесь муки и воды

Ход упражнения: ребенок помещает руки в различные смеси и ощущает различия между ними.

Варианты проведения:

- Ребенок может рисовать пальцами и ступнями, используя различные смеси вместо краски.

- Спрячьте в различных материалах предметы и попросите учащегося их найти.

Меры предосторожности: обращайте особое внимание на учащихся, которые могут положить в рот небольшие предметы. Возможно, в данном случае, следует работать только со съедобными материалами.

«Один или два раза»

Ход упражнения: попросите ребенка закрыть глаза или, если это необходимо, завяжите ему глаза. Дотроньтесь до ребенка пальцем и проверьте, может ли он правильно определить, к какому месту вы прикоснулись и сколько раз: прикоснитесь один раз к одному участку, дотроньтесь до двух разных мест одновременно, сделайте то же самое последовательно.

«Рисуем на руке»

Материал: карандаш с ластиком.

Ход упражнения: попросите ребенка закрыть глаза или, если это необходимо, завяжите ему глаза. С помощью ластика на конце карандаша начертите на тыльной стороне ладони какую-либо фигуру (линию, круг, крест, квадрат). Попросите его назвать эту фигуру. Если ребенок знает печатные буквы или цифры, используйте их вместо геометрических фигур.

«Называем пальцы»

Ход упражнения: попросите ребенка поместить руку под стол. Осторожно потяните его за один из пальцев. Попросите его назвать палец, за который вы потянули. Если

ребенок не может назвать палец, попросите его пошевелить им. Это задание может оказаться сложным для детей младше шести лет.

«Катаем мяч»

Материал: большой надувной мяч, гимнастический мяч или мяч для лечебной физкультуры, мягкий валик.

Ход упражнения: попросите ребенка лечь на живот. Прокатите по его телу большой мяч (с легким нажимом). Попросите его затем перевернуться на спину. Еще раз прокатите по нему мяч.

Для развития тактильной системы целесообразно использовать различные виды игр для развития мелкой моторики, любые виды рукоделия, бисероплетение, рисование и раскрашивание, собирать пирамидки, доставать предметы, нанизывать крупные бусины и колечки; рвать бумагу, катать «колбаски» из пластилина; застегивать пуговицы.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТАКТИЛЬНО-ЗАЩИТНЫМ

ПОВЕДЕНИЕМ (ЗАЩИТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТАКТИЛЬНЫМСТИМУЛАМ):

  • Иногда ребенок может некоторое время терпеть тактильную стимуляцию, прежде чем начнет открыто проявлять признаки защитного поведения.
  • Ребенок может плохо осознавать границы собственного тела, поскольку не чув-
  • ствует их.
  • Способность к тактильному различению у разных детей может находиться на противоположных концах возможного диапазона – от практически отсутствующей до прекрасно развитой.
  • Постепенно вводите новые тактильные материалы и позволяйте ребенку самостоятельно определять, как долго он сможет вытерпеть каждое упражнение.
  • Не заставляйте ребенка доводить до конца задание, которое вызывает у него отвращение. В случае проявлений защитного поведения (уклонение, гримасы, замыкание в себе, недовольные возгласы) немедленно прекращайте занятие.
  • Возобновляйте работу постепенно, применяя достаточно плотный нажим.

Позвольте ребенку выполнять задания в комфортном для него темпе.

  • При нарушении сенсорной чувствительности всегда предупреждайте ребенка, чтовы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди.
  • Помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими.
  • Учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье).
  • Если ребенок избегает прикосновения с незнакомыми предметами, целесообразнее использовать знакомые игрушки (предметы), их можно, например, прятать под одежду ребенка и искать.
  • Если же у ребенка наблюдается постоянная потребность в тактильном контакте (дети постоянно обнимаются, при чем, делают это очень крепко, любят залезать в тесные места), то в работе с такими детьми целесообразно использовать тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развитие мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности.

Литература:

Айрес, Джин. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития тактильно-кинестетической чувствительности "Поздоровайся с водичкой"

Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека....

Буклет "Родителям неговорящего ребенка. Как разговорить молчуна? Игры и упражнения для развития тактильной чувствительности."

Буклет с рекомендациями родителям неговорящего ребенка.Игры для стимуляции и запуска речи с использованием методики М.И.Лынской...

Игры и упражнения на развитие тактильной системы

Тактильная система - система кожной чувствительности. Еще в утробе матери на коже человека формируются рецепторы, воспринимающие различные раздражители (прикосновение, боль, холод, тепло). Причин...

Игры и упражнения на развитие проприоцептивной системы

Проприоцептивная система - система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) - восприятие собст­венной позы и движения. Это ощущение напряжения и расслабления мышц, и суставов. Эта с...

Игры и упражнения на развитие вестибулярной системы

Вестибулярная система - система поддержания равнове­сия - устанавливает наше положение в пространстве, в тесной связи со зрением и проприоцептивной системой. Помогает ребенку, преодолевая силу тяж...

консультация для педагогов "Игры и упражнения на развитие тактильно-кинестетической активности"

Консультация представляет собой краткое предисловие о важности формирования межсенсорных связей для преодоления нарушений двигательной активности и формирования кинестетической чувствительности. В...

Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития тактильной системы"

Чем больше разнообразных тактильных стимулов и ощущений получит ребенок, тем выше будет его терпимость к тактильной стимуляции. Он будет лучше различать на ощупь, из чего сделаны окружающие предметы, ...