Игры и упражнения для развития тактильно-кинестетической чувствительности "Поздоровайся с водичкой"
консультация по теме
Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 60
г. Апрелевка.
Консультация для воспитателей
Игры-упражнения для развития тактильно-кинестетической чувствительности
«Поздоровайся с водичкой»
Подготовила воспитатель:
Морозова. Р.Ю.
г. Апрелевка
2014г
Как Вы уже знаете, тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твердое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. И именно они помогают нам узнать насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир. Поэтому игровые занятия я начинаю с развития именно этого вида чувствительности.
«Поздоровайся с водичкой» (дети различными способами дотрагиваются до воды)
Взрослый начинает игру,
- «Ладошки здороваются с водичкой»:
- дотрагиваться до воды всей ладошкой сначала внутренней, а затем тыльной стороной;
- потирать ладошки в воде в разных направлениях.
рассказывая ребенку о своих ощущениях:
«Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) воды. Моя рука стала мокрой. А что чувствуешь ты?»
Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения.
- «Пальчики здороваются с водичкой»:
- дотронуться до воды поочередно каждым пальцем правой и левой руки, после – двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом – средними, затем – безымянными, большими и, наконец, мизинчиками), затем всеми пальцами одновременно;
- легко и с напряжением (поочередно) сжимать кулачки в воде и разжимать их, как будто удерживая в них воду;
- потирать в воде пальчиками поочередно (указательными, средними и т.д.), словно «перетирать» что-то;
- быстро перебирать пальчиками руки по поверхности воды, выполняя «бегущие» движения; по воде могут «бегать» сначала пальчики правой, затем левой руки, а потом пальчики обеих рук одновременно.
- По поверхности воды «бегают» пальчики обеих рук, а затем они сжимаются в кулачки; кулачки опускаются на дно:
Раз – два – три – четыре – пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз – два – три – четыре – пять,
В домик спрятались опять.
- «Шагать» пальчиками по воде, выполняя мелкие шажки (слегка дотрагиваться до воды подушечками пальцев) и «шагать» по воде, сжав руки в кулачки – большие шаги:
По ровненькой дорожке Ходили наши ножки, Топ – топ – топ, топ – топ – топ, Ходили наши ножки. (Выполняются маленькие «шажки».) | По ровненькой дороге, Прошли большие ноги. Топ – топ – топ, топ – топ – топ, Ходили наши ноги! (Выполняются большие «шаги» кулачками.) |
Детям очень нравится, если при такой игре взрослый произносит рифмованный текст, а они изображают рыбок, курочек, дождик, уточек, лягушек – квакушек и так далее. Это повышает эмоциональный тонус и активизирует интерес детей.
- «Плывут рыбки»:
- имитировать руками движения в соответствии с текстом (сжимать и разжимать кулачки, прижимать ладошки к донышку):
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде:
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
- «Курочка пьет воду»:
- пальцы сложить в виде клюва; ритмично наклонять кисть руки вниз, в воду, поднимать вверх из воды, имитируя водопой курочки:
Наша курочка гуляла,
Травку свежую щипала
И пила водицу
Прямо из корытца.
- «Дождик, дождик, веселей!»:
- ловить капельки в ладошки (дети могут сами капать в свои ладошки водичкой, или взрослый может капать водичкой в ладошки детей, изображая дождик):
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Дождик, дождик,
Лей, лей, лей,
На меня и на людей!
Дождик, дождик, пуще,
Травка будет гуще!
Таких игровых упражнений на развитие тактильно-кинестетической чувствительности большое разнообразие (см. ниже картотеку). Кроме того, эти незатейливые упражнения положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, координацию движений пальцев кистей рук, совершенствуют зрительный и двигательный анализаторы детей, обогащают сенсорный опыт, способствуют развитию концентрации внимания, формируют навыки наблюдения.
Также эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с водой стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Картотека
Игры упражнения
для развития тактильно-кинестетической чувствительности
«Поздоровайся с водичкой»
(дети различными способами дотрагиваются до воды)
- «Пальчики здороваются с водичкой»:
- дотронуться до воды поочередно каждым пальцем правой и левой руки, после – двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом – средними, затем – безымянными, большими и, наконец, мизинчиками), затем всеми пальцами одновременно;
- легко и с напряжением (поочередно) сжимать кулачки в воде и разжимать их, как будто удерживая в них воду;
- потирать в воде пальчиками поочередно (указательными, средними и т.д.), словно «перетирать» что-то;
- быстро перебирать пальчиками руки по поверхности воды, выполняя «бегущие» движения; по воде могут «бегать» сначала пальчики правой, затем левой руки, а потом пальчики обеих рук одновременно.
- По водичке могут «бегать» указательные и средние пальцы правой и левой руки:
Жил на свете человек –
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
Вот бегут босые ножки
Прямо к речке по дорожке.
- По поверхности воды «бегают» пальчики обеих рук, а затем они сжимаются в кулачки; кулачки опускаются на дно:
Раз – два – три – четыре – пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз – два – три – четыре – пять,
В домик спрятались опять.
- «Шагать» пальчиками по воде, выполняя мелкие шажки (слегка дотрагиваться до воды подушечками пальцев) и «шагать» по воде, сжав руки в кулачки – большие шаги:
По ровненькой дорожке Ходили наши ножки, Топ – топ – топ, топ – топ – топ, Ходили наши ножки. (Выполняются маленькие «шажки».) | По ровненькой дороге, Прошли большие ноги. Топ – топ – топ, топ – топ – топ, Ходили наши ноги! (Выполняются большие «шаги» кулачками.) |
- «Ладошки здороваются с водичкой»:
- дотрагиваться до воды всей ладошкой сначала внутренней, а затем тыльной стороной;
- потирать ладошки в воде в разных направлениях.
- «Течет ручеек»:
- взрослый из стаканчика льет водичку в сомкнутые ладошки ребенка, а ребенок старается удержать водичку в ладошках, а затем выпустить ее из рук; ребенок старается держать пальчики сомкнутыми, чтобы водичка сквозь них «не убегала».
- «Кулачок – стаканчик»:
- дети делают «стаканчики», смыкая пальцы руки и образуя отверстие внутри, а взрослый из леечки (бутылочки) наливает воду в «стаканчики»; дети наблюдают, как водичка вытекает снизу из рук – «стаканчиков».
- «Плывут рыбки»:
- поскользить ребром ладоней по поверхности воды и на глубине, выполняя зигзагообразные и круговые движения, показывая, как плавают рыбки; потом опустить ручки в воду, на самое донышко – «рыбки притаились»:
В чистой голубой водице Плывет рыбок вереница. Чешуей златой сверкая, Кружится, играет стая! Тишина их манит вниз, Рыбки, рыбки, спать ложись. | Вот это, представьте себе, - водоем, Я – рыбка волшебная, Плаваю в нем. |
- покачать запястьями влево и вправо:
Рыбки пляшут в синем море, - Хорошо им на просторе! | Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. |
- имитировать руками движения в соответствии с текстом (сжимать и разжимать кулачки, прижимать ладошки к донышку):
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде:
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
- «Курочка пьет воду»:
- пальцы сложить в виде клюва; ритмично наклонять кисть руки вниз, в воду, поднимать вверх из воды, имитируя водопой курочки:
Наша курочка гуляла,
Травку свежую щипала
И пила водицу
Прямо из корытца.
- «Стирка»:
- на первую строчку – тереть один кулачок о другой, на вторую строчку – движения ладонями вправо – влево, на третью – сжимать-разжимать кулачки, имитировать движения, изображающие развешивание белья:
Мы белье стирали,
В речке полоскали,
Выжали, развесили –
То-то стало весело!
- «Дождик, дождик, мороси!»:
Солнце с тучкою опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется –
Тучка вся расплачется!
Взрослый говорит детям, что тучка плакать начинает – и начинается дождик. Дождик может быть мелким, капельки падают редко, а может лить сильно:
- ударять поочередно пальчиками обеих рук по поверхности воды, изображая падающие дождевые капельки; а когда дождик усиливается, можно ударять по воде сразу всеми пальчиками;
- опускать ручки в воду и поднимать их, наблюдая, как стекают с них капли воды, - «дождик закончился»,
- поднимать руки из воды и разбрызгивать капельки, сжимая и разжимая кулачки.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап, Тучки собираются, Кап-кап-кап, кап-кап-кап, Дождик начинается, Вот на землю капельки, Капельки упали, Ручейки, ручейки Быстро побежали. | Ударяют кончиками пальцев о поверхность воды Водят пальчиками по воде, изображая круги |
Кап-кап-кап, кап-кап-кап, Дождик продолжается, И никак, и никак Дождик не кончается. Капельки устали Долго танцевать. Дождик, дождик, перестань. Отдохнуть немного дай! | Ударяют кончиками пальцев о поверхность воды Ручки стряхивают, разбрызгивая последние капельки |
- ловить капельки в ладошки (дети могут сами капать в свои ладошки водичкой, или взрослый может капать водичкой в ладошки детей, изображая дождик):
Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей! Дождик, дождик, Лей, лей, лей, На меня и на людей! Дождик, дождик, пуще, Травка будет гуще! | Дождик, дождик, веселей! |
- «Волны»:
- волны можно изображать, выполняя движения в воде вправо-влево, ныряющие движения вверх-вниз, одной рукой или двумя руками одновременно:
Гонит ветер волны, волны!
Хватит, ветер, полно, полно!
Успокойся, стань потише!
Волны сразу станут ниже!
(Постепенно волны стихают, движения руками становятся менее резкими, более плавными.)
- «Плывут лодочки»:
- ладонь руки – вверх, сложить пальчики «лодочкой», плавно двигать кисть по воде вперед-назад – «лодочки плывут»; затем плавно двигать кисть влево - вправо, изображая покачивающиеся движения – «качаем лодочку»:
Долго лодочку качало.
Ветер стих, и лодка встала.
- на первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» - поднять выпрямленные ладони вверх, затем имитировать движения волн и рыбок:
Две ладошки прижму и по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, - это лодочка моя!
Паруса подниму, синим морем поплыву,
А по буйным волнам плывут рыбки тут и там.
- обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик:
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
- обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, большие пальцы подняты вверх:
Пароход без колес!
Вот так чудо – пароход!
Прямо по морю пошел!
- «Уточки кря-кря»:
- сложить три пальчика вместе (указательный, средний и большой), изображая клюв уточки. Движения «уточек» сопровождаются рифмованным текстом.
Сначала «уточки» плывут по воде (качающиеся движения на поверхности воды), потом ныряют и выныривают (опускаются ручки на глубину и всплывают наверх), гребут лапками (перебирать пальчиками по воде, изображая утиные лапки):
На волнах качаясь,
Уточка плывет,
То нырнет, то вынырнет,
Лапками гребет.
Список используемых источников
Литература:
Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома». Ярославль: Академия развития, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисование песком как средство развития тактильно-кинестетических чувств у дошкольников с нарушением зрения.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориенти...
Совместные игры на песке родителей и детей направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук и стабилизации эмоционального состояния
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различн...
«Песочное рисование» как средство развитие тактильно – кинестетического восприятия у дошкольников с ОВЗ .
«Песочное рисование» как средство развитие тактильно – кинестетического...
Игры на песке, направленные на развитие тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук
Игры детей на песке, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук...
Консультация Песочные игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук
Игры с песком благотворно влияют на эмоциональное состояние: успокаивают импульсивных детей, помогают раскрепостить зажатых и тревожных. Песок «заземляет» негативную энергию. Песочные игры...
консультация для педагогов "Игры и упражнения на развитие тактильно-кинестетической активности"
Консультация представляет собой краткое предисловие о важности формирования межсенсорных связей для преодоления нарушений двигательной активности и формирования кинестетической чувствительности. В...
Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста
Песок – это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нерв...