Игры и упражнения для развития тактильно-кинестетической чувствительности "Поздоровайся с водичкой"
консультация по теме

Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 60
г. Апрелевка.

Консультация для воспитателей

Игры-упражнения для развития тактильно-кинестетической чувствительности

«Поздоровайся с водичкой»

                           

                                                                   

                                                                                        Подготовила воспитатель:                                                                            

                                                                   Морозова. Р.Ю.

г. Апрелевка  

2014г

Как Вы уже знаете, тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твердое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. И именно они помогают нам узнать насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир. Поэтому игровые занятия я начинаю с развития именно этого вида чувствительности.

«Поздоровайся с водичкой» (дети различными способами дотрагиваются до воды)

Взрослый начинает игру,

  • «Ладошки здороваются с водичкой»:

- дотрагиваться до воды всей ладошкой сначала внутренней, а затем тыльной стороной;

- потирать ладошки в воде в разных направлениях.

рассказывая ребенку о своих ощущениях:

«Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) воды. Моя рука стала мокрой. А что чувствуешь ты?»

Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения.

  • «Пальчики здороваются с водичкой»:

- дотронуться до воды поочередно каждым пальцем правой и левой руки, после – двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом – средними, затем – безымянными, большими и, наконец, мизинчиками), затем всеми пальцами одновременно;

- легко и с напряжением (поочередно) сжимать кулачки в воде и разжимать их, как будто удерживая в них воду;

- потирать в воде пальчиками поочередно (указательными, средними и т.д.), словно «перетирать» что-то;

- быстро перебирать пальчиками руки по поверхности воды, выполняя «бегущие» движения; по воде могут «бегать» сначала пальчики правой, затем левой руки, а потом пальчики обеих рук одновременно.

  • По поверхности воды «бегают» пальчики обеих рук, а затем они сжимаются в кулачки; кулачки опускаются на дно:

Раз – два – три – четыре – пять,

Вышли пальчики гулять.

Раз – два – три – четыре – пять,

В домик спрятались опять.

  • «Шагать» пальчиками по воде, выполняя мелкие шажки (слегка дотрагиваться до воды подушечками пальцев) и «шагать» по воде, сжав руки в кулачки – большие шаги:

По ровненькой дорожке

Ходили наши ножки,

Топ – топ – топ, топ – топ – топ,

Ходили наши ножки.

(Выполняются маленькие «шажки».)

По ровненькой дороге,

Прошли большие ноги.

Топ – топ – топ, топ – топ – топ,

Ходили наши ноги!

(Выполняются большие «шаги» кулачками.)

Детям очень нравится, если при такой игре взрослый произносит рифмованный текст, а они изображают рыбок, курочек, дождик, уточек, лягушек – квакушек и так далее. Это повышает эмоциональный тонус и активизирует интерес детей.

  • «Плывут рыбки»:

- имитировать руками движения  в соответствии с текстом (сжимать и разжимать   кулачки, прижимать ладошки к донышку):

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде:

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

  • «Курочка пьет воду»:

- пальцы сложить в виде клюва; ритмично наклонять кисть руки вниз, в воду, поднимать вверх из воды, имитируя водопой курочки:

Наша курочка гуляла,

Травку свежую щипала

И пила водицу

Прямо из корытца.

  • «Дождик, дождик, веселей!»:

- ловить капельки в ладошки (дети могут сами капать в свои ладошки водичкой, или взрослый может капать водичкой в ладошки детей, изображая дождик):

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Дождик, дождик,

Лей, лей, лей,

На меня и на людей!

Дождик, дождик, пуще,

Травка будет гуще!

Таких игровых упражнений на развитие тактильно-кинестетической чувствительности большое разнообразие (см. ниже картотеку). Кроме того, эти незатейливые упражнения положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, координацию движений пальцев кистей рук, совершенствуют зрительный и двигательный анализаторы детей, обогащают сенсорный опыт, способствуют развитию концентрации внимания, формируют навыки наблюдения.

 Также эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с водой стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Картотека

Игры упражнения

для развития тактильно-кинестетической чувствительности

«Поздоровайся с водичкой»

(дети различными способами дотрагиваются до воды)

  • «Пальчики здороваются с водичкой»:

- дотронуться до воды поочередно каждым пальцем правой и левой руки, после – двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом – средними, затем – безымянными, большими и, наконец, мизинчиками), затем всеми пальцами одновременно;

- легко и с напряжением (поочередно) сжимать кулачки в воде и разжимать их, как будто удерживая в них воду;

- потирать в воде пальчиками поочередно (указательными, средними и т.д.), словно «перетирать» что-то;

- быстро перебирать пальчиками руки по поверхности воды, выполняя «бегущие» движения; по воде могут «бегать» сначала пальчики правой, затем левой руки, а потом пальчики обеих рук одновременно.

  • По водичке могут «бегать» указательные и средние пальцы правой и левой руки:

Жил на свете человек –

Скрюченные ножки,

И гулял он целый век

По скрюченной дорожке.

                                                   Вот бегут босые ножки

                                                   Прямо к речке по дорожке.

  • По поверхности воды «бегают» пальчики обеих рук, а затем они сжимаются в кулачки; кулачки опускаются на дно:

Раз – два – три – четыре – пять,

Вышли пальчики гулять.

Раз – два – три – четыре – пять,

В домик спрятались опять.

  • «Шагать» пальчиками по воде, выполняя мелкие шажки (слегка дотрагиваться до воды подушечками пальцев) и «шагать» по воде, сжав руки в кулачки – большие шаги:

По ровненькой дорожке

Ходили наши ножки,

Топ – топ – топ, топ – топ – топ,

Ходили наши ножки.

(Выполняются маленькие «шажки».)

По ровненькой дороге,

Прошли большие ноги.

Топ – топ – топ, топ – топ – топ,

Ходили наши ноги!

(Выполняются большие «шаги»

кулачками.)

  • «Ладошки здороваются с водичкой»:

- дотрагиваться до воды всей ладошкой сначала внутренней, а затем тыльной стороной;

- потирать ладошки в воде в разных направлениях.

  • «Течет ручеек»:

- взрослый из стаканчика льет водичку в сомкнутые ладошки ребенка, а ребенок старается удержать водичку в ладошках, а затем выпустить ее из рук; ребенок старается держать пальчики сомкнутыми, чтобы водичка сквозь них «не убегала».

  • «Кулачок – стаканчик»:

- дети делают «стаканчики», смыкая пальцы руки и образуя отверстие внутри, а взрослый из леечки (бутылочки) наливает воду в «стаканчики»; дети наблюдают, как водичка вытекает снизу из рук – «стаканчиков».

  • «Плывут рыбки»:

- поскользить ребром ладоней по поверхности воды и на глубине, выполняя зигзагообразные и круговые движения, показывая, как плавают рыбки; потом опустить ручки в воду, на самое донышко – «рыбки притаились»:

В чистой голубой водице

Плывет рыбок вереница.

Чешуей златой сверкая,

Кружится, играет стая!

Тишина их манит вниз,

Рыбки, рыбки, спать ложись.

Вот это, представьте себе, - водоем,

Я – рыбка волшебная,

Плаваю в нем.

           

- покачать запястьями влево и вправо:

Рыбки пляшут в синем море, -  

Хорошо им на просторе!

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

- имитировать руками движения  в соответствии с текстом (сжимать и разжимать   кулачки, прижимать ладошки к донышку):

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде:

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

  • «Курочка пьет воду»:

- пальцы сложить в виде клюва; ритмично наклонять кисть руки вниз, в воду, поднимать вверх из воды, имитируя водопой курочки:

Наша курочка гуляла,

Травку свежую щипала

И пила водицу

Прямо из корытца.

  • «Стирка»:

- на первую строчку – тереть один кулачок о другой, на вторую строчку – движения ладонями вправо – влево, на третью – сжимать-разжимать кулачки, имитировать движения, изображающие развешивание белья:

Мы белье стирали,

В речке полоскали,

Выжали, развесили –

То-то стало весело!

  • «Дождик, дождик, мороси!»:

Солнце с тучкою опять

В прятки начали играть.

Только солнце спрячется –

Тучка вся расплачется!

Взрослый говорит детям, что тучка плакать начинает – и начинается дождик. Дождик может быть мелким, капельки падают редко, а может лить сильно:

- ударять поочередно пальчиками обеих рук по поверхности воды, изображая падающие дождевые капельки; а когда дождик усиливается, можно ударять по воде сразу всеми пальчиками;

- опускать ручки в воду и поднимать их, наблюдая, как стекают с них капли воды, - «дождик закончился»,

- поднимать руки из воды и разбрызгивать капельки, сжимая и разжимая кулачки.

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Тучки собираются,

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Дождик начинается,

Вот на землю капельки,

Капельки упали,

Ручейки, ручейки

Быстро побежали.

Ударяют кончиками пальцев

 о поверхность воды

Водят пальчиками по воде,

изображая круги

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Дождик продолжается,

И никак, и никак

Дождик не кончается.

Капельки устали

Долго танцевать.

Дождик, дождик, перестань.

Отдохнуть немного дай!

Ударяют кончиками пальцев

 о поверхность воды

Ручки стряхивают, разбрызгивая

последние капельки

- ловить капельки в ладошки (дети могут сами капать в свои ладошки водичкой, или взрослый может капать водичкой в ладошки детей, изображая дождик):

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Дождик, дождик,

Лей, лей, лей,

На меня и на людей!

Дождик, дождик, пуще,

Травка будет гуще!

Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи —
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Дождик, дождик, пуще,
Будет травка гуще.
Дождик, дождик, посильней,
Огород ты наш полей.

  • «Волны»:

- волны можно изображать, выполняя движения в воде вправо-влево, ныряющие движения вверх-вниз, одной рукой или двумя руками одновременно:

Гонит ветер волны, волны!

Хватит, ветер, полно, полно!

Успокойся, стань потише!

Волны сразу станут ниже!

(Постепенно волны стихают, движения руками становятся менее резкими, более плавными.)

  • «Плывут лодочки»:

- ладонь руки – вверх, сложить пальчики «лодочкой», плавно двигать кисть по воде вперед-назад – «лодочки плывут»; затем плавно двигать кисть влево - вправо, изображая покачивающиеся движения – «качаем лодочку»:

Долго лодочку качало.

Ветер стих, и лодка встала.

- на первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» - поднять выпрямленные ладони вверх, затем имитировать движения волн и рыбок:

Две ладошки прижму и по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, - это лодочка моя!

Паруса подниму, синим морем поплыву,

А по буйным волнам плывут рыбки тут и там.

- обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик:

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

- обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, большие пальцы подняты вверх:

Пароход без колес!

Вот так чудо – пароход!

Прямо по морю пошел!

  • «Уточки кря-кря»:

- сложить три пальчика вместе (указательный, средний и большой), изображая клюв уточки. Движения «уточек» сопровождаются рифмованным текстом.

Сначала «уточки» плывут по воде (качающиеся движения на поверхности воды), потом ныряют и выныривают (опускаются ручки на глубину и всплывают наверх), гребут лапками (перебирать пальчиками по воде, изображая утиные лапки):

На волнах качаясь,

Уточка плывет,

То нырнет, то вынырнет,

Лапками гребет.

Список используемых источников

Литература:

Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома». Ярославль: Академия развития, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование песком как средство развития тактильно-кинестетических чувств у дошкольников с нарушением зрения.

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориенти...

Совместные игры на песке родителей и детей направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук и стабилизации эмоционального состояния

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различн...

«Песочное рисование» как средство развитие тактильно – кинестетического восприятия у дошкольников с ОВЗ .

«Песочное рисование» как средство развитие тактильно – кинестетического...

Игры на песке, направленные на развитие тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

Игры детей на песке, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук...

Консультация Песочные игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

Игры с песком благотворно влияют на эмоциональное состояние: успокаивают импульсивных детей, помогают раскрепостить зажатых и тревожных. Песок «заземляет» негативную энергию. Песочные игры...

консультация для педагогов "Игры и упражнения на развитие тактильно-кинестетической активности"

Консультация представляет собой краткое предисловие о важности формирования межсенсорных связей для преодоления нарушений двигательной активности и формирования кинестетической чувствительности. В...

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста

Песок – это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нерв...