Игры и упражнения на развитие проприоцептивной системы
материал
Проприоцептивная система - система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) - восприятие собственной позы и движения. Это ощущение напряжения и расслабления мышц, и суставов. Эта система отвечает за любое хорошо скоординированное движение.
Ребенок начинает собирать кинестетическую информацию уже в утробе матери. Напряжение мышц, сухожилий и суставов он ощущает, сталкиваясь как с сопротивлением околоплодных вод, так и со стенками матки. Самый важный этап формирования кинестетического восприятия – процесс рождения. Если роды протекают благополучно, то более вероятно отсутствие нарушений сенсорной интеграции.
Нарушениями проприоцептивного восприятия могут быть замедленная и быстрая реакция.
В первом случае ребенок постоянно прыгает, рушит, громит, топает. Ему нравится, когда его крепко обнимают, с силой сжимают, любит тесную одежду, грубо или даже агрессивно обращается с другими детьми.
Во втором случае у ребенка трудности с восприятием собственного тела в пространстве, неуклюжесть. Он часто натыкается на углы, объекты, спотыкается и за все цепляется. Такому ребенку сложно оценить свои силы: не понимает, какую силу надо приложить, чтобы сдвинуть предмет, не может оценить вес предмета, поэтому часто ломает предметы, не может рассчитать силу нажима и поэтому рвет бумагу, когда рисует.
Предложенные игры и упражнения помогут скорректировать дисфункцию сенсорной интеграции, воздействуя на одну из основных сенсорных систем (см. материал "Игры и упражнения на развитие сенсорной интеграции")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры и упражнения на развитие проприоцептивной системы | 61.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для развития проприоцептивной системы:
- Ползанье на четвереньках
- Перекрестная ходьба
- Стояние на одной ноге
- Разделение задачи на более мелкие шаги, с которыми ребенку легче справиться
- Задания, в которых надо карабкаться, пролезать по предмету или сквозь них
- Залезания на препятствия, пролезание в туннели
- Копирование движений пальцами рук.
1. «Путаница». Воспитатель намеренно показывает не те движения или места на теле, которые называет. Ребенку необходимо исправить ошибки взрослого. Затем инструктором и исполнителем упражнения становится сам ребенок; он показывает упражнения другим (взрослому, ребенку) и контролирует их выполнение.
2. Перехваты палки:
- при вертикальном положении палки - снизу вверх и сверху вниз;
- при горизонтальном положении палки — слева направо и справа налево;
- перебрасывание палки в вертикальном положении из руки в руку.
3. «Мельница»: вращение палки двумя руками на уровне пояса.
4. «Вертолет» — присесть, палку держать в горизонтальном положении в руках, вытянутых вверх; вращая палку, медленно выпрямить ноги и подняться на мыски. Продолжая вращать палку, медленно вернуться в И.п.
5. «Выше — ниже». Стоя перед зеркалом, они вместе анализируют расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу с точки зрения вертикальной оси, не забывая о маркерах. Находим, показываем и называем то, что «выше всего» (голова, макушка); что «ниже всего» (ноги, стопы); «выше, чем...»; «ниже, чем...».
После освоения данного этапа повторяем это без зеркала, а затем — с закрытыми глазами. Аналогично отрабатывается взаимное расположение отдельных частей лица (лоб, глаза, нос, уши, рот, щеки) и других частей тела (рук — плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы; собственно тела — шея, плечи, грудь, спина, живот; ног — бедро, колено, голень, стопа) относительно друг друга.
6. «Спереди — сзади». Глядя в зеркало и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (нос, грудь, бровь и т.д.). Аналогично — сзади (затылок, спина, пятки и т.д.). Затем он с закрытыми глазами по инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) поверхности своего тела и называет соответствующие его части.
7. «Перекрестные и односторонние движения».
- На первом этапе ребенок медленно шагает, попеременно дотрагиваясь то правой, то левой рукой до противоположного колена (перекрестные движения). Педагог на этапе освоения упражнения отсчитывает 12 раз в медленном темпе.
- На втором этапе ребенок также шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения). Также 12 раз.
- На третьем этапе — перекрестные движения;
- На четвертом этапе — односторонние движения;
- На пятом этапе — перекрестные движения.
Обязательное условие — начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями.
После того, как ребенок освоил данное упражнение под счет педагога, можно предложить ему вести счет самостоятельно — считая и контролируя последовательность и переключение с движения на движение.
Более сложный вариант этого упражнения — нагрузка зрительного анализатора, когда ребенок следит глазами за предметом, который перемещает педагог, или, когда ребенок переводит глаза по словесной инструкции.
8. «Цыганочка».
И.п. — поставить ноги на ширине плеч, руки опущены.
- дотронуться правой рукой до поднятого левого колена, вернуться в И.п.;
- сзади дотронуться левой рукой до правой пятки (согнутая в колене правая нога отводится назад). Вернуться в И.п.
- дотронуться левой рукой до поднятого правого колена, вернуться в И.п.;
- сзади дотронуться правой рукой до левой пятки (согнутая в колене левая нога отводится назад). Вернуться в И.п.
Повторить весь цикл 3 раза.
9. «Хомяк». Ребенок изображает хомяка, который идет по лесу.
- вот какой он сытый (облизаться, надуть обе щеки, развести руки);
- вот такой — голодный (втянуть щеки, пощелкать зубами, обнять себя);
- идет и гоняет зерно из одной щеки в другую (поочередно надувать щеки в такт с руками);
-влез в узкую норку и выплюнул зерно (бить кулачками по надутым щекам, с силой и шумом выдохнуть).
Это задание необходимо дополнить любыми выразительными движениями рук, ног, всего тела.
10. «Движения в нижней зоне». Сюжетный контекст — «Пустыня». Дети вспоминают, какая погода в пустыне, кто там живет и что растет. Они превращаются в обитателей пустыни с их движениями, позами, звуками. Многие из них живут под землей. Следовательно, необходимо обеспечить ребенку возможность пролезать сквозь узкий вход в «норку»: например, между ножек стула или свернутый физкультурный мат и т.п.
11. «Путь муравьишки». При выполнении этого и последующих упражнений хорошо использовать не только гуашь, но и акварель, цветные карандаши, фломастеры, пастель, мелки и др. Ребенок рисует «путь муравьишки» сначала одной (любой) рукой, а затем — другой. При этом линия-путь должна иметь как можно больше разнообразных изгибов без создания замкнутых контуров и петель. «Путь муравьишки» начинается от муравейника и там же заканчивается, таким образом создается замкнутая линия.
12. «Птенчики». Рот широко открывается так, чтобы тянулись уголки рта, а затем плотно закрывается. Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, разжимать и сжимать кулаки, одновременно открывая и закрывая рот, и наоборот: сжимая кулак, открывать рот. Удерживать рот открытым (2—3 сек.), согласовывая это с движением рук.
13. «Жало змеи». Ребенок изображает языком жало змеи, резко выкидывая язык вперед с силой (до боли). Затем одновременно с языком жало змеи имитируют руки (согнутые в локтях руки выбрасываются вперед и возвращаются в исходное положение). Затем руки и язык двигаются разнонаправленно.
14. «Качели». Ребенок изображает языком движение качелей: поднимать язык вверх, опускать его вниз; то же — с одновременным движением рук сначала в ту же, что и язык, а затем в противоположную ему сторону. Те же движения языка сочетать с движениями глаз.
15. «Часы». Движение языка к уголкам рта направо и налево, то же — с одновременным перемещением рук в ту же сторону, что и язык, а затем в противоположную ему сторону. Сочетать движения языка с движениями глаз.
16. Движения у стены. Встать у стены, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Ребенок передвигается вдоль стены на 3—5 метров вправо, а затем влево. Сначала двигаются одноименные, а затем противоположные рука и нога. Варианты усложнения заданий:
а) руки и ноги параллельны;
б) руки перекрещены, ноги параллельны;
в) ноги перекрещены, руки параллельны;
г) руки перекрещены, ноги перекрещены.
В более сложном варианте это упражнение выполняется с вытянутыми вверх руками; ребенок при этом смотрит прямо перед собой или закрывает глаза.
17. «Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классическом варианте, и не только руками, но и лежа — нога ми. Затем усложните задачу:
а) хлопок в ладоши - хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены) – хлопок в ладоши - хлопок с партнером «левая — правая» - хлопок в ладоши - хлопок с партнером «правая — левая». Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично — ногами;
б) «кулак-ладонь»: руки ребенка все время повернуты ладонями друг к другу; хлопок в ладоши - удар кулака о ладонь – хлопок в ладоши - удар другой ладони о кулак. Играя в паре, после хлопка в ладоши, удар «кулак-ладонь» ребенок делает с Вами. В еще более сложном варианте «кулак-ладонь» делается с партнером перекрещенными руками (впереди то левая, то правая рука);
в) «ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая — вверх (или ставятся друг на друга ребрами);
г) после собственного хлопка ребенок «здоровается» с партнером, как в классическом варианте, соприкасаясь с партнером стопами, коленями, бедрами, локтями, плечами.
18. Ползание вперед, назад, вправо и влево (на локтях; на кистях) с одновременным передвижением рук и ног. Варианты усложнения заданий:
- передвигаются одноименные руки и ноги. Руки располагаются параллельно друг другу;
- передвигаются одноименные руки и ноги. Руки перекрещиваются, то есть при движении с каждым «шагом» правая рука заходит за левую, затем левая — за правую и т.д. Ноги передвигаются параллельно друг другу;
- передвигаются противоположные руки и ноги. Руки располагаются параллельно друг другу;
- передвигаются противоположные руки и ноги. Руки перекрещиваются, ноги передвигаются параллельно друг другу.
19. Рисование пальцами.
- Сначала ребенок выбирает любой палец и любой цвет (на одном листе бумаги ребенок рисует только одним пальцем, используя один цвет) и заполняет предложенный формат прямыми вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями (сначала одной рукой, потом — другой).
- Затем он рисует незамкнутые волнистые линии, а после этого — прямые и волнистые «дорожки» из точек.
- Далее ребенку предлагается для каждого пальца выбрать свой цвет, а также размер и форму листа бумаги. Рисовать надо по очереди каждым пальцем сначала одной рукой (ребенок рисует разными пальцами одной руки на отдельных листах), затем другой.
Возможны варианты рисования одновременно или по очереди обеими руками на одном листе.
20. «Коврики». Перед ребенком кладутся лист бумаги и набор цветных карандашей. Дается инструкция: «Представь, что лист — это коврик. Тебе нужно его разрисовать».
После выполнения задания правой рукой ребенку предлагается новый лист и дается то же задание для левой руки.
Затем ребенок начинает рисовать одной рукой, а дорисовывает — другой; далее — обеими руками вместе.
Понятно, что в следующий раз это может быть «скатерть», «платок», «лето» и т.д.
21. Рисование на доске, стене, листе бумаги сначала поочередно каждой рукой, а затем одновременно обеими. Образцы графических паттернов представлены на рисунке. Чрезвычайно важно, чтобы одновременно двигались обе руки — в одну сторону, в противоположные, навстречу друг другу и т.д.
- сначала ребенок рисует прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные;
- затем - разнообразные круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях;
- далее - одинаковые и разные фигуры на левой и правой половинах листа (вначале — ближе к центру, затем — ближе к краям листа);
- потом - одно симметрично расположенное изображение;
- далее - законченный сюжетный рисунок.
Отметим еще раз необходимость отработки каждого из упражнений сначала каждой рукой отдельно, а уже потом двумя руками вместе.
Потом это же задание можно перенести на горизонтальную плоскость – выполняя эти же (и более сложные) рисунки на листе бумаги, сидя за столом.
22. «Движения в одном направлении». Предложите ребенку: вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, присесть на правое колено и т.д. Так же отрабатываются другие направления — слева, сверху, снизу, спереди и сзади.
23. «Что находится справа от меня?». Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Покрутите его и спросите: «Что теперь справа от тебя?». Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.
24. «Повернись направо, повернись налево». Для этой игры вам понадобится большой мяч. Водящий стоит в центре, с четырех сторон — игроки. Игроки командует водящему: «Направо!» Тот кидает мяч направо и только после этого поворачивается в ту же сторону. Игрок с мячом снова командует («Направо!», «Налево!», «Вперед!», «Назад!»). Если играющих не хватает, то водящий ударяет мячом об пол с нужной стороны от себя и поворачивается, а следующую команду дает кто-либо из играющих (по договоренности).
25. «Кто где стоит?». В эту игру могут играть не менее трех детей. Ставится задача — обозначить место человека, стоящего в колонне (впереди или сзади) или в шеренге (справа и слева). Например: «Где стоит Петя относительно тебя?» Затем дети в произвольном порядке меняются местами, и игра продолжается.
26. «Диспетчер и самолет». При наличии просторного помещения можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а педагога — диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами.
27. «Робот». Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.».
Затем дети играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: идет не вперед, а назад; вместо того, чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево.
После того как ребенок начнет, не ошибаясь, в соответствии с условием, быстро выполнять эти задания, усложните программу: «Шаг налево правой ногой; два шага вперед, начиная с левой ноги (и т.д.)».
28. «Передай мяч назад». В эту игру может играть любое количество детей, стоя в колонне. Первый передает мяч назад и сразу же сам бежит в конец колонны; второй оказывается первым и повторяет действия первого игрока и т.д. По команде взрослого или первого игрока мяч передается сверху (снизу, справа, слева). Сначала детям предлагается вслух проговаривать название направления, в котором они передают мяч.
29. «Мама, поверни направо...». Эта игра может предназначаться и для работы родителей с детьми. Играть можно на детской площадке, по дороге в школу, в квартире (путешествуя по комнатам). Ребенок говорит: «Мама, поверни направо». Мама: «Поворачиваю, иду». — «Теперь налево». — «Слушаюсь, поворачиваю». Если он еще не сообразил, как скомандовать, то должен остановить маму командой: «Стой!». Если поворачивать не надо, а на пути какое-либо препятствие, то дается команда: «Возьми правее (левее)».
30. «Моя комната». В знакомом ребенку пространстве следует обсудить, что где стоит: «Если встать лицом к окну, то справа будет что?., а слева?., (и т.д.)». Ему дается инструкция: «Покажи верхний правый угол впереди» и т.д.
После выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя, можно переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.
31. «Капризный фотограф». Педагог-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо рассадить: корову — справа от зайца, мишку — слева от мышки и т.д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей. Усложненная задача выполняется по двухступенчатой инструкции: «Посади утку справа от медведя, а птицу — слева от лисы».
Модификация задания — ребенок сам говорит: «Я посадил льва справа от медведя». Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем один из детей становится фотографом, дает инструкцию остальным и проверяет ее выполнение.
32. «Беги на новое место». Дети встают в колонну. Педагог или ребенок - ведущий говорит: «Я стою перед Петей». Петя должен перебежать в самый конец колонны, назад. Другой ребенок говорит: «Я стою сзади Вити», и Витя бежит в самое начало колонны, вперед.
Усложнение задания: нужно бежать в противоположном направлении. Аналогично — стоя в шеренге: «Я стою справа от...» (с передвижением влево и т.д.).
33. Упражнение лежа на полу 1. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки вытянуты в стороны. Руки одновременно передвигаются по полу (одна— вверх, другая — вниз) таким образом, что одна рука оказывается вытянутой вверх, а другая лежащей вдоль тела. При этом голова наклоняется в сторону верхней руки, а колени — в сторону нижней руки, и наоборот.
34. Упражнение лежа на полу 2. Фиксированы позиции головы и туловища. Выполняются одновременные движения глаз, языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (конвергенция глаз, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).
35. Упражнение лежа на полу 3. Фиксированы глаза (взгляд прямо перед собой) и туловище. Выполняются одновременные движения головы, языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (голова прямо, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).
36. Сочетанные движения рук и глаз. Язык фиксирован в одном из положений: сильно сжатые челюсти; максимально открытый рот, язык спрятан; сильно открытый рот, максимально высунутый вперед язык. Выполняются сочетанные движения рук и глаз:
а) руки лежат на коленях параллельно друг другу; попеременно то правая рука ударяет по правому колену, то левая — по левому, одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную, затем в противоположную от руки сторону;
б) перекрещенные руки лежат на коленях; попеременно то правая рука ударяет по левому колену, то левая — по правому, одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную с рукой, а затем в противоположную от руки сторону.
Усложнение: взгляд фиксирован прямо перед собой. Выполняются сочетанные движения языка и рук аналогично описанным.
37. Сочетанные движения рук, глаз и языка. Сначала руки располагаются на коленях параллельно друг другу, а затем перекрещиваются. Ребенок попеременно хлопает ладонями по коленям, при этом глаза и язык двигаются следующим образом:
а) глаза вместе с языком сначала за ладонью, затем от нее;
б) глаза фиксированы прямо перед собой, двигается язык — за ладонью, от нее;
в) язык фиксирован в одном из приведенных выше положений, двигаются глаза — за ладонью, от нее;
г) глаза двигаются за ладонью, язык от нее;
д) язык двигается за ладонью, глаза от нее.
38. Руки, сжатые в кулак, лежат на коленях (вытянуты вперед; в стороны), большие пальцы вверх. Движения руками выполняются однонаправленно и разнонаправленно с глазами и языком. Это же упражнение выполняется стоя с опущенными, поднятыми, вытянутыми вперед или в стороны руками.
39. Сочетанные движения глаз, языка, рук и ног, ползая на четвереньках (вперед, назад, вправо, влево). Руки и ноги двигаются в последовательности, приведенной в предыдущем упражнении, при этом глаза и язык совершают следующие движения:
а) глаза вместе с языком двигаются сначала за ладонью, затем от нее;
б) глаза фиксированы прямо перед собой, двигается язык — за ладонью, от нее;
в) язык фиксирован в одном из приведенных выше положений, двигаются глаза — за ладонью, от нее;
г) глаза двигаются за ладонью, язык от нее;
д) язык двигается за ладонью, глаза от нее.
41. Прыжки на месте на двух ногах:
а) чередование прыжков: ноги врозь (предмет, например, мяч, лежит на полу между стопами ног) и ноги вместе (предмет — то у носков, то у пяток ног);
б) чередование прыжков ноги врозь и ноги скрестно, поочередно правая и левая нога впереди (предмет, например, гимнастическая палка, лежит между стопами ног).
Это же упражнение выполняется с движением рук в ту же сторону, что и ноги, затем — в противоположную.
42. Прыжки с продвижением, в качестве ориентира используется линия на полу между стопами ног:
а) чередование прыжков: ноги врозь и ноги скрестно (поочередно впереди то правая, то левая нога); то же, но с аналогичным движением рук, вытянутых прямо перед собой — сверху рука, одноименная (противоположная) стоящей впереди ноге;
б) чередование прыжков: ноги врозь, руки скрестно перед собой и ноги скрестно, руки перед собой параллельно друг другу.
Это же упражнение выполняется с движением рук в ту же сторону, что и ноги, затем — в противоположную.
43. «Обезьянка». Ребенок изображает обезьянку, которая гримасничает перед зеркалом:
а) двигает нижней челюстью вперед-назад; то же с одновременным движением рук вперед-назад; затем руки и челюсть двигаются разнонаправленно;
б) двигает челюсть вправо-влево; то же с перемещением рук в ту же сторону, что и челюсть; затем руки и челюсть двигаются в разные стороны;
в) язык и челюсть двигаются в одну сторону, затем в разные стороны;
г) одновременное движение глаз и челюсти в одну сторону, а затем в разные стороны.
44. «Трубочка». Ребенок вытягивает губы «трубочкой» вперед, а затем растягивает их в улыбке. Это упражнение выполняется:
а) с одновременным вытягиванием рук вперед, когда ребенок делает «трубочку», и приведением ладоней к плечам во время выполнения «улыбки»; затем наоборот: «трубочка» — руки к плечам (груди), «улыбка» — руки вверх (вперед) и т.д.;
б) вытягивание губ «трубочкой» вправо и влево; то же — с одновременным перемещением рук в ту же сторону, что и губы, а затем — с движением рук в противоположную сторону (например, губы вправо, руки влево);
в) вытягивание губ «трубочкой» вправо и влево с одновременным движением языка в ту же сторону, затем в противоположную;
г) вытягивание губ «трубочкой» вправо и влево с одновременными движениями глаз в ту же, а затем в противоположную сторону;
д) вытянутые «трубочкой» губы вращать по кругу (направо, затем налево).
45. «Разложим по порядку». Ребенок раскладывает любой предметный ряд в направлении слева направо, проговаривая при этом, например, «Первым идет ананас, вторым — яблоко, третьей — клубника... (до десяти изображений)».
Затем стрелкой слева направо обозначается направление, в котором раскладывались фрукты и овощи. Далее определяется то, что было нарисовано «до» какого-либо из изображений и «после» него. Исходная длина ряда выбирается в соответствии с актуальными возможностями ребенка.
46. «Соседи» нашего числа». Педагог вместе с ребенком называет «соседей» любого числа. Они устанавливают, что число справа больше заданного, а число слева — меньше. Затем взрослый называет число, а ребенок показывает числа, стоящие слева (справа), и называет их. Делается вывод о величине этих чисел.
47. «Верни число на место». Дается числовой ряд, в котором пропущено какое-либо число. Образец ответа: «Пропущено число семь. Оно больше шести на одну единицу, а значит, стоит справа от него». Или: «Число семь на единицу меньше восьми, значит, стоит слева от него».
48. «Передай мяч». Игра проводится в форме соревнования между командами. Дети стоят в затылок друг другу на расстоянии вытянутой руки. Первый передает мяч второму сверху над головой, второй третьему — снизу между ногами и т.д.
Другой вариант — передача мяча сбоку с поворотом корпуса то вправо, то влево.
Третий вариант — комбинированный.
Если группа небольшая (до 10 человек), то, когда мяч оказывается у последнего ребенка, он перебегает вперед, становясь первым, и начинает игру сначала.
50. «Ладонь у груди». Одна ладонь располагается вертикально перед грудью большим пальцем к себе, в ее основание упирается пальцами другая ладонь, расположенная горизонтально большим пальцем к себе. На каждый сигнал педагога ладони меняются местами.
В другом варианте этого упражнения одна рука остается раскрытой, а другая сжимается в кулак. Команды подаются в произвольном порядке.
51. «Игра на музыкальных инструментах». Одна рука производит похлопывающие движения (по плечу, животу и т.п.), а другая — круговые (над головой, перед животом). Руки имитируют игру на гитаре, балалайке, то есть на тех музыкальных инструментах, где они выполняют разные движения.
52. «Рисующие пальчики». Ребенку предлагаются чистые листы бумаги разной формы и размера, гуашевые краски и полная свобода творчества. Такое произвольное рисование и свободное манипулирование каждым пальцем обеих рук дают ценную информацию о латеральных и цветовых предпочтениях ребенка. Для правшей характерно начинать работу с правой руки, при этом отдается предпочтение остроугольным формам (квадраты, ромбы, треугольники и т.п.). Когда же они рисуют левой рукой, то выбирают круги и овалы, а также неправильные округлые формы с волнистыми краями. Правша заполняет лист слева — направо и сверху — вниз. Левши отличаются большой вариативностью этих показателей; достоверно частым для них является заполнение листа справа — налево. Выполнение упражнений в предлагаемой ниже последовательности поможет наиболее мягко, в игровой, занимательной форме подготовить ребенка к освоению пространства листа и навыка письма.
53. «Свободные рисунки двумя руками одновременно». На первом этапе предложите ребенку порисовать сначала одной, затем другой рукой, а потом — двумя руками одновременно. Вначале он рисует то, что хочет.
Затем предложите ему нарисовать прямые линии — вертикальные, горизонтальные, наклонные, а затем разнообразные полуовалы, круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях; одно симметричное изображение, одинаковые и разные фигурки на левой и правой половинах листа (вначале — ближе к центру, затем —к краям листа); законченный сюжетный рисунок.
54. «Разноцветные бусы». Надо раскрасить бусы определенным, заданным образом, например, две бусины красные, одна желтая, одна зеленая, снова две красные и т.д. Варианты раскрашивания бус могут быть любые (начиная с двух элементов и заканчивая сложными комбинациями), важным является строгое соблюдение ребенком заданной последовательности.
Более сложный вариант — штриховка бусинок (вертикальными, горизонтальными, наклонными прямыми и волнистыми линиями; в клеточку и т.п.). Сначала можно заштриховать бусинки одним цветом, а потом — цветными карандашами. Например, одна бусинка в «красную клеточку», вторая — в «синюю полосочку» и т.д.
55. «Дальше —ближе». Ребенку предлагается назвать у себя (относительно, например, головы) части тела, расположенные «ближе, чем...», «дальше, чем...», «ближе, чем..., но дальше, чем...».
56. «Право — лево». Следует заметить, что для ребенка вовсе не является очевидным тот факт, что правая нога, глаз, щека и т.д. находятся с той же стороны, что и рука. К пониманию этого его надо привести путем специальных упражнений по соотнесению частей тела с правой и левой руками. Это лучше делать по следующей схеме: соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т.д.), затем — с левой рукой, после этого — в перекрестном варианте (например, показать правую бровь и левый локоть).
Наиболее занимательным является выполнение этих упражнений следующим образом: «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку, укуси себя за средний палец левой руки и т.д.».
57. «Что находится справа от меня?» Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Покрутите его и спросите: «Что теперь справа от тебя?» Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.
58. «Повернись направо, повернись налево». Для этой игры вам понадобится большой мяч. Водящий стоит в центре, с четырех сторон — игроки. Игрок командует водящему: «Направо!» Тот кидает мяч направо и только после этого поворачивается в ту же сторону. Игрок с мячом снова командует («Направо!», «Налево!», «Вперед!», «Назад!»). Если играющих не хватает, то водящий ударяет мячом об пол с нужной стороны от себя и поворачивается, а следующую команду дает кто-либо из играющих (по договоренности).
59. «Кто где стоит?» В эту игру могут играть не менее трех детей. Ставится задача: обозначить место человека, стоящего в колонне (впереди или сзади) или в шеренге (справа и слева). Например: «Где стоит Петя относительно тебя?» Затем дети в произвольном порядке меняются местами, и игра продолжается.
60. «Диспетчер и самолет». При наличии просторного помещения можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а психолога — диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами.
61. «Робот». Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.». Затем играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево.
После того как ребенок начнет, не ошибаясь, в соответствии с условием быстро выполнять эти задания, усложните программу: «Шаг налево правой ногой; два шага вперед, начиная с левой ноги, и т.д.».
62. «Передай мяч назад». В эту игру может играть любое количество детей, стоя в колонне. Первый передает мяч назад и сразу же сам бежит в конец колонны; второй оказывается первым и повторяет действия первого игрока и т.д. По команде взрослого или первого игрока мяч передается сверху (снизу, справа, слева). Сначала детям предлагается вслух проговаривать название направления, в котором они передают мяч.
63. «Мама, поверни направо...» Эта игра может предназначаться и для работы родителей с детьми. Играть можно на детской площадке, по дороге в школу, в квартире (путешествуя по комнатам). Ребенок говорит: «Мама, поверни направо». Мама: «Поворачиваю, иду». —«Теперь налево». — «Слушаюсь, поворачиваю». Если он еще не сообразил, как скомандовать, то должен остановить маму командой «Стой!». Если поворачивать не надо, а на пути какое-либо препятствие, то дается команда: «Возьми правее (левее)».
64. «Где же я сижу?» Дети рассаживаются в ряд или полукругом. Ставится задача определить свое место: «Я сижу слева от Пети; справа от Маши, но левее Сережи; напротив... и т.д.». Затем они меняются местами, и игра продолжается.
65. «Собираем урожай». Разложите перед ребенком ряд картинок с любыми изображениями. Он должен отобрать только те, например, овощи, которые «лежат правее, чем капуста»; «левее, чем морковь».
66. «Поставь фигуру в угол». Предложите ребенку поместить в комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т.д. Определить, какие углы еще не заполнены. Пусть он сам заполняет их с комментарием: «Нарисую месяц в правом верхнем углу».
67. «Покажи направление». Научите ребенка показывать направления рукой (потом — только поворотом головы, взглядом) в воздухе сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, затем — по диагональным направлениям (направо вверх, налево вниз и т.д.).
68. «Проведи линию». По инструкции педагога ребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т.д.) в определенном направлении, не отрывая карандаша от бумаги. Например: «Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем — прямую линию в левый нижний угол» и т.д.
69. «Угадай часть тела и запомни ее название». Дотроньтесь (погладьте, помассируйте, потрите и т.д.) до какой-либо части тела ребенка (например, до локтевого сустава) и предложите ему вслепую показать ее на себе, затем, открыв глаза, на вас; назвать ее. Это необходимо проделать со всеми частями тела, а затем сделать то же с 2—3 точками. Варианты усложнения заданий:
- после того как ребенок запомнит все названия, сыграйте в ту же игру, поменявшись ролями;
- дотроньтесь до своего тела и попросите ребенка показать на себе и назвать этот участок;
- взрослый дотрагивается до одной (нескольких) частей тела с одной стороны, а ребенок должен показать и назвать ее с другой стороны тела.
Желательно, чтобы в процессе выполнения этого упражнения в работу включались все части тела: лицо, пальцы рук и ног, спина и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения на развитие тактильной системы
Тактильная система - система кожной чувствительности. Еще в утробе матери на коже человека формируются рецепторы, воспринимающие различные раздражители (прикосновение, боль, холод, тепло). Причин...
Игры и упражнения на развитие вестибулярной системы
Вестибулярная система - система поддержания равновесия - устанавливает наше положение в пространстве, в тесной связи со зрением и проприоцептивной системой. Помогает ребенку, преодолевая силу тяж...
Упражнения для развития проприоцептивной системы у детей с РАС.
Проприоцептивная система - система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) - это внутреннее ощущение, которое позволяет нам, не глядя на наши части тела, определить, где они наход...
Мастер-класс "Игры и упражнения для развития вестибулярной, проприоцептивной, тактильной системы".
Игры и упражнения для развития сенсорных систем: вестибулярной, проприоцептивной, тактильной с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями....
Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития тактильной системы"
Чем больше разнообразных тактильных стимулов и ощущений получит ребенок, тем выше будет его терпимость к тактильной стимуляции. Он будет лучше различать на ощупь, из чего сделаны окружающие предметы, ...
Игры и упражнения для развития тактильной системы
Общая цель данных упражнений – предоставить ребенку тактильные ощущения и повысить терпимость к тактильной стимуляции. Некоторые задания призваны также улучшить способность ребенка к различению ...
«Эффективность кинезиологических упражнений и развитие проприоцептивной чувствительности в коррекции речевых нарушений у детей»
Нарушения речи – это системные нарушения всего организма. Как правило, у всех детей, страдающих нарушениями речи, речевого поведения, вне зависимости от нозологии в основе данной проблемы ...