«Эффективность кинезиологических упражнений и развитие проприоцептивной чувствительности в коррекции речевых нарушений у детей»
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шитик Ольга Николаевна

Нарушения речи – это системные нарушения всего организма. Как правило, у всех детей, страдающих нарушениями речи, речевого поведения, вне зависимости от нозологии в основе данной проблемы  лежат дисфункции сенсорной интеграции, то есть сигналы, поступающие к головному мозгу из разных источников, не трансформирующиеся в адекватный ответ. Представленные кинезиологические упражнения в играх и занятиях помогут педагогам и родителям компенсировать имеющиеся недостатки у детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Эффективность кинезиологических упражнений

и развитие проприоцептивной чувствительности

в коррекции речевых нарушений у детей»

сообщение подготовила:

учитель-логопед

высшей квалификационной категории,

О.Н. Шитик.

Нарушения речи – это системные нарушения всего организма. Как правило, у всех детей, страдающих нарушениями речи, речевого поведения, вне зависимости от нозологии в основе данной проблемы  лежат дисфункции сенсорной интеграции, то есть сигналы, поступающие к головному мозгу из разных источников, не трансформирующиеся в адекватный ответ. Таким образом, нарушения речи можно назвать симптомом. Симптомом комплексного церебрального расстройства  общего развития организма, основанного на деятельности ЦНС, мозжечковой функции, и, как следствие – нарушенной общей и мелкой моторики. Не для кого не секрет, не новость, что дисфункция общего моторного развития, нарушений мелкой моторики – это базовая причина нарушений речи.

Когда мы видим ребёнка с нарушенной, и, часто встречающиеся в последнее время - отсутствующей речью  - трудно дать характеристику данного нарушения и отнести этого ребенка к какому-либо определённому типу речевой патологии, определить какую-либо, предшествующую данному симптому – нозологию. Так как дети и с нарушенным слухом, и с нарушенным зрением, и с сохранными анализаторами могут демонстрировать совершенно идентичные проблемы с речью.

Все проблемы, которые демонстрирует ребёнок можно объединить в единую систему расстройств сенсорной интеграции. Опыт моей работы с детьми разных нозологий, ОВЗ и инвалидностью,  доказывает, что работу по коррекции речевых нарушений у детей следует начинать и сопровождать весь процесс коррекцией сенсорной интеграции, развитием проприоцептивной чувствительности. И данным направлением должны заниматься не только психологи, дефектологи, педагоги физической культуры но и логопеды активно и последовательно.

Проприоцепция  нужна нам для ощущения тела, управления двигательным контролем, двигательным планированием.  Некорректная обработка сенсорных сигналов сказывается не только на речи, но и на общем поведении, на обучаемости, на автоматизации полученных навыков, так как ребенок не может справиться с простыми задачами и стрессом. Существует несколько направлений нарушения проприоцепции: тактильная, вестибулярная, аудиальная, оральная дисфункция, визуальная, игровая, артикуляционная, эмоциональная и социальная. Дети, с более тяжёлыми нозологиями страдают ещё дисфункцией интроцепции: саморегуляции (неконтролируемые чувства холода, при нормальной температуре, сытости и голода, паттерн, без причины учащённое сердцебиение, замедление движения до полного их отсутствия)  и имеют в комплексе несколько дисфункций. 

Есть дети с разбалансированной двигательной проприоцептивной системой:

  • сверхчувствительные «ой, нет!»: сенсорное избегание всего;
  •  недостаточная чувствительность – «ну нет!»: наоборот, не ощущает, что сидит в неудобной позе, не понимает как двигать руками ногами при одевании – неуклюж;
  •  «разрушитель» - излишне активен, агрессивная манера поведения, постоянно ищет медвежьи объятья, кусает себя, бьётся головой….

Представленные мной характеристики обобщены и основаны на моём опыте, но, если таковые дети имеются, то, по моему мнению, работа по развитию речи однозначно должна сочетаться со специальными упражнениями. Коррекция речевых нарушений (постановка и автоматизация звуков) у таких детей крайне затруднена, в силу отсутствия контроля собственного мышечного аппарата.

Поэтому и возникает тесная взаимосвязь с кинезиологическими упражнениями. Так как проприоцептивное развитие тесно переплетается с кинезиотерапией по своей функциональности, значимости, эффективности, основываясь на одном и том же принципе, поэтому их взаимодействие, совместное использование усиливает положительный эффект обоих.

Решая проблему нарушения речи детей разных нозологий с учётом инклюзии мы должны провести между всеми участниками единую линию коррекционного воздействия. Разработать единую программу реабилитации, абилитации, основываясь на анатомию и нейрофизиологию. Это позволит не допустить вторичных, сопутствующих проблем развития. Одновременно, с развитием речи решатся проблемы поведения, внимания, эмоционально-волевой сферы, социального взаимодействия.

Не имея медицинского образования, простыми, доступными упражнениями и играми можно откорректировать некоторые проблемы, мешающие детям развивать речь.

Я представлю несколько примеров упражнений, используемых в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР по направлениям, выбранным мною на данном этапе работы. В дальнейшем, я планирую изменять, усложнять в зависимости от способностей детей, основываясь на коррекционном эффекте. Данные упражнения можно включать в любой образовательно-воспитательный процесс, рекомендовать для занятий родителям и другим участникам педагогического процесса. Но, необходимо определить, какое именно направление в развитии проприоцептивных ощущений следует выбрать, поскольку они «зеркальны». Либо ощущения гипертрофированы, либо находятся в зачаточном состоянии.

Игры, направленные на развитие тактильной системы или коррекцию тактильной дисфункции, помогают мне и детям развивать звукопроизношение, фонематический слух, связную речь, обучать(ся) чтению и письму (с предварительной профилактикой дисграфии).

Игры и упражнения на развитие вестибулярной системы провожу как непосредственно с развитием ощущений тела, но и формирую абстрактное понятие веса. На весах мы учимся взвешивать и количество звуков в словах, и количество слогов в слове, и т.д. Но, понимание веса приходит после занятий с цифрами через изучение состава числа по принципу – от обратного … («Весы», «Лабиринт», «Игры с мешочками разного веса», «Найди слог», «Игры с тактильными мечами»)

Аудиальная система эффективно развивается не в статической позе, как привыкла система образования, а, именно, с движениями. Умение слушать, вникать в смысл, при этом не ощущать влияние отвлекающих и раздражающих факторов. Я не приучаю детей «внимательно слушать» учителя, а наоборот, стараться вычленять информацию из общего потока (белый шум). Мозг приучается к «многозадачности». Данные упражнения способствуют развитию фонематического слуха и помогают развить мышечные ощущения, необходимые для обучения письму. Работа рук – работа мышц, которые передают сигналы в мозг, которые реабилитируют нарушенную сенсорную проводимость. Мы не раз замечали, что дети выполняют движения (раскачивание на стуле, движение «вперед-назад» - ногой, качание головой, и т.д) – это значит, что они пытаются себе помочь запомнить информацию.

Что касается кинезиологических упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия, то их распределение и выбор не ограничивается сенсорными нарушениями. При отборе таких упражнений следует обращать внимание только на сложность и доступность тому или иному ребёнку. Так как их разнообразие позволяет использовать для всех нозологий детей и вне зависимости от сложности  не теряется их эффективность.

В игре «Шифровальщик» Занятия по развитию орального праксиса во взаимодействии с моторным дают только положительные результаты и эмоции.

Распределение упражнений по развитию тех или иных ощущений, моторной координации прежде всего должно основываться на эмоциональном фоне ребёнка, его координационных возможностях с постепенным усложнением. Ребенок всегда должен чувствовать себя в зоне комфорта. Такого рода игры и упражнения кажутся детям забавными и не очень трудными. Даже, если у ребенка сразу не всё получается, он не испытывает чувства неудовлетворённости, у него не падает самооценка. Он всегда счастлив и весел! Такого рода упражнения основаны на естественном развитии детей – движении, игре, положительных эмоциях. Взаимодействия в коллективе, совместные игры способствуют социализации, раскрепощают детей в общении.

Письмо в тетради «с корректором», не только для правильного захвата пишущей рукой, но, и, письмо левой рукой у «правши». Через светящийся стол дети начинают развивать зрительную координацию – прикладывать картинки, для того чтобы сошлись рисунки по контуру, по размеру, по цвету, противоположные картинки, и т.д.

Упражнения для «межполушарного» взаимодействия в рамках работы над лексической темой развивают ещё и усидчивость, сосредоточение, внимание и т.д Игру «колечки» использую на этапе ознакомления с графическим изображением гласных звуков.

Визуальная проприоцепция развивается на чувствах эйфории, удивления, а, в сочетании с заданиями по развитию фонематического слуха вызывают у ребёнка ощущения, что это не сложно, снимают чувство страха, и другие негативные ощущения «отсутствия веры в себя».

Самый важный фундамент в развитии правильного звукопроизношения, постановки звуков, автоматизации в речи – развитие ощущения мышц речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика – это хорошо, но это лишь 10% от того объёма умений ребенка управлять мышечным аппаратом, чтобы правильно говорить. Куда важнее сначала развить у детей чувства своих: «лица» и «живота». Соотношение слухового восприятия с «беззвучным» движением мышц лицевой мускулатуры, диафрагмального дыхания, напряжения мышц шеи, челюсти и т.д. Сначала необходимо научить детей понимать, какие мышцы участвуют в процессе речи, а потом запускать «голос». В сравнении: 2 ребёнка одного возраста «с нарушенной речью» и «чистой речью» в играх: «чей голос?» и «говорю чужим голосом».

Чем выше у детей (у человека) развиты эмоции сопереживания, радости за того, кто счастлив, посыл и потребность помочь другому человеку – тем выше интеллект. Глубокие и «трудные» эмоции, которые демонстрирует человек, говорят о его высоких умственных способностях. Поэтому, я считаю, что в дошкольном возрасте не нужно детей «натаскивать» на умение читать, писать, выговаривать  звуки,  обучая, заставляя заниматься сухо, мало эмоционально.  Необходимо развивать его базовые функции, подтолкнуть организм на самообучение, поставить ребенка на путь естественного развития по принципу – «природы развития».

Обязательно повторение, особенно тех игр и упражнений, которые хорошо уже получаются у ребёнка, для его уверенности в самом себе. Необходимо объяснять простым доступным языком детям важность и необходимость данных упражнений и игр. Чтобы ребёнок понимал, стремился, старался развиваться, видел, как он меняется в лучшую сторону. Понимал, какие трудности он преодолевает, чтобы достигать высоких результатов. Такие беседы поднимут в ребёнке самооценку и разовьют навык самоконтроля. Он должен научиться не только послушно выполнять такие упражнения, но и прислушиваться к своим ощущениям. Детям с ОВЗ на протяжении долгого времени жизни и взросления ещё придётся преодолевать разные трудности, но, мы сформируем у них чувства радости, удовлетворения, желание выполнять и преодолевать трудности, снимем напряжение и страхи. А состояние эйфории, в которую погружается ребёнок, выполняя такого рода  упражнения, развивает в нём мотивацию к процессу обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультипликация как средство повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей в условиях логопункта

Статья в сборнике методических материалов "Традиционные и инновационные технологии в образовании детей с ОВЗ" - СПб.: ЛОИРО, 2017....

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение в действие ФГОС ДО предполагает развитие ДОО как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей, а также внедрение современных подхо...

Мастер-класс : «Использование эффективных подходов в коррекции речевых нарушений у детей ОВЗ ".

Использование тренажёров в развитии речи детей ОВЗ старшего возраста....

Мастер-класс «Использование эффективных подходов в коррекции речевых нарушений у детей ОВЗ .

Мастер-класс : «Использование эффективных подходов в коррекции речевых нарушений у детей ОВЗ "....

«Логосказки как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОСКАЗОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Слова В. А. Сухомлинского о том, что «ум ребенка находится на кончиках Слова В. А. Сухомлинского о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» сейчас поддерживают и ...

"Развитие проприоцептивных ощущений в коррекции речевых нарушений у детей"

Работу по коррекции речевых нарушений у детей следует начинать и сопровождать весь процесс коррекцией сенсорной интеграции, развитием проприоцептивной чувствительности, для того чтобы наладить пути по...