Конспект открытого занятия по разделу: "Подготовка обучению грамоте"
план-конспект занятия

Матвеенко Наталья Михайловна

Познакомить со звуками «Д-ДЬ»«Т-ТЬ».

Познакомить с буквами Д-Т как звонкими и глухими согласными.

Познакомить с буквами Д-Т как письменными знаками звуков «Д-Дь»«Т-Ть».

Учить писать печатные буквы Д-Т сначала по точкам, затем самостоятельно.

Учить читать слоги с Д + 10 гласных, с Т + 10 гласных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте по Е. В. Колесниковой для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [д]-[д’], [т]-[т’]»

Конспект занятия по обучению грамоте по Е. В. Колесниковой для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [д]-[д’], [т]-[т’]»

ТемаЗвуки «Д-ДЬ» - «Т-ТЬ» и буквы «Д» - «Т».

Цели:

Образовательные:

Познакомить со звуками «Д-ДЬ»«Т-ТЬ».

Познакомить с буквами Д-Т как звонкими и глухими согласными.

Познакомить с буквами Д-Т как письменными знаками звуков «Д-Дь»«Т-Ть».

Учить писать печатные буквы Д-Т сначала по точкам, затем самостоятельно.

Учить читать слоги с Д + 10 гласных, с Т + 10 гласных.

Закреплять умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением – синий и зеленый квадраты.

Продолжать учить записывать предложение схематически, определять порядок следования слов в предложении.

Закреплять умение определять ударный слог и ударные гласные, обозначать ударение значком.

Развивающие:

Развивать фонематические процессы.

Развивать мелкую моторику.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Воспитательные:

Воспитывать навык взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети из коробочки достают картинки.

Педагог: Назовите первый звук в названии предмета, изображенного на картинке и садитесь.

Дети: Горох- «г», кот- «к», кит- «кь», гиря- «гь», гараж- «г», кубик- «к», кепка- «кь», герб- «гь», конфета- «к», газета – «г».

Педагог: Какие звуки называли?

Дети«К»«КЬ»«Г»«ГЬ».

Педагог: Чем отличаются звуки «Д» от «Т»?

ДетиЗвук «Д» - звонкий, «Т» - глухой.

2. Звуки «Д-ДЬ» - «Т-ТЬ».

Педагог: Назовите предметы. Какой первый звук услышали в словах?

Дети: Дятел – «дь», дудка – «д».

Педагог: Назовите предметы. Есть ли звук «т» в словах?

Дети: Утка, клетка. Да, есть звук «т».

Педагог: Произнесите звуки «Д» - «Т». Подложите ладошку к горлышку. Сравните звуки.

Дети«Д» - звонкий согласный, «Т» - глухой согласный.

Педагог: Что одинаково?

Дети: Одинаковое положения рта.

3. Игра «Загадки и отгадки».

Педагог: Отгадайте загадки и обведите отгадки в тетради.

Золотая голова велика и тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка.

Дети: Тыква.

Педагог: Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

Дети: Дуб.

4. Игра «Узнай, какой звук».

Педагог: Назовите слова во 2 задании со звуками «Д-ДЬ».

Дети: Удочка, диван.

Педагог: Нарисовать на схеме звуки, используя условные обозначения.

Дети: Удочка - синий квадрат в середине прямоугольника. Диван – зеленый квадрат в начале прямоугольника.

Педагог: Назовите слова со звуками «Т-ТЬ». Нарисовать на схеме звуки.

Дети: Ракета – синий квадрат в середине прямоугольника. Тигр - зеленый квадрат в начале прямоугольника.

5. Игра «Слоговые домики».

ПедагогЗвуки мы можем записать? Почему?

Дети: Нет, звуки мы говорим и слышим.

ПедагогЗвуки обозначили знаком-буквой. Букву мы видим и пишем.

Сегодня мы познакомимся с буквами «Д» и «Т».

Посмотрите на правый верхний угол в тетради.

Буква Д нам всем знакома –

Ведь она как крыша дома.

Напечатать букву Д и прочитать слоги.

Одинаково ли звучит звук «Д» в слогах?

Дети: Нет, перед гласными А, О, У, Ы, Э звук «Д», а перед Я, Ё, Е, Ю, И – звук «ДЬ».

Педагог: Посмотрите теперь на шуточное изображение буквы «Т».

Пугало на огороде

Птиц пугает день и ночь,

Широко расставив руки,

Ну, как буква Т точь-в-точь.

Напечатать букву Т и прочитать слоги.

Одинаково ли звучит звук «Т» в слогах?

Дети: Нет, перед гласными А, О, У, Ы, Э звук «Т», а перед Я, Ё, Е, Ю, И – звук «ТЬ».

6. Физкультминутка. С шестигранными карандашами.

Подъемный кран.

Карандашик поднимаю, ….Дети кладут карандаш на правую ладонь, поднимают

Крепко пальчиками сжимаю…. его большим и указательным пальцами, затем большим и

…средним, затем большим и безымянным, затем большим и …мизинцем левой руки. Затем меняют руки.

7. «Составь и запиши схему предложения».

Педагог: Прочитайте предложение. Сколько слов в предложении?

Дети: Котенок лакает молоко. 3 слова в предложении.

Педагог: Назовите первое, второе, третье слова.

Дети: Первое-котенок, второе -лакает, третье-молоко.

Педагог: Давайте составим схему предложения. Сколько будет прямоугольников?

Дети: 3.

Педагог: Почему?

Дети: В предложении 3 слова.

Педагог: Первый прямоугольник с трубой нарисуем, потому что предложение начинается с большой буквы. Что поставим в конце предложения?

Дети: Точку.

Педагог: Определите ударный слог и ударную гласную в каждом слове и обозначить знаком ударение.

Дети: Котёнок -тё, ударение на «ё», лакает –ка, ударение на «к», молоко –ко, ударение на «о».

8. Самоконтроль по зрительному образцу.

Лист с правильно выполненным заданием демонстрируется детям.

Педагог: Нарисуйте зелёный кружок в правом нижнем углу, если все задания выполнены правильно; если 1-2 ошибки – жёлтый, если все задания неправильно – красный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по подготовки к обучению грамоте

Конспект занятия по обучению грамоте, как элементу комплексного подхода к развитию речи. Занятие разработано для детей подготовительного возраста со зрительными нарушениями и нормой речевого развития....

Конспект открытого занятия по подготовки к обучению грамоте

Подготовка к бучению грамоте, как элемент комплексного подхода к развитию речи. Занятие- путешествие разработано для детей подготовительного возраста. Направлено на развитие фонематического слуха, свя...

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте на тему "ПОБЕДА"

В публикации представлен конспект открытого итогового занятия по подготовке к обучению грамоте на тему "ПОБЕДА"....

Конспект занятия по разделу "Подготовка к обучению грамоте" в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (нарушение зрения) на тему: Звуки М,М`. Бувка Мм.

Конспект занятия по разделу "Подготовка к обучению грамоте" в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (нарушение зрения) на тему: Звуки М,М`. Бувка Мм....

Перспективное планирование занятий по разделу «Подготовка к обучению грамоте»

Перспективное планирование занятий по разделу «Подготовка к обучению грамоте» в подготовительной школе группе (6-7 лет)- Колесникова Е.В. Развитие интереса и способностей к чтению у детей ...