Конспект открытого занятия по подготовки к обучению грамоте
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Подготовка к бучению грамоте, как элемент комплексного подхода к развитию речи. Занятие- путешествие разработано для детей подготовительного возраста. Направлено на развитие фонематического слуха, связной речи, отработку навыка проведения звукового и слогового анализа слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_obucheniyu_gramote.doc | 60 КБ |
otkrytoe_zanyatie_v_poiskah_nemo.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по подготовке детей 6-7 лет с нарушением зрения к обучению грамоте (дети с нормой речевого развития).
Задачи:
- Познакомить детей с согласными звуками (г), (г’), буквой Г.
Упражнять в звукобуквенном анализе слов.
- Продолжать развивать фонематический слух, аналитико-синтетическую деятельность, грамматически правильную речь.
- Развивать зрительно-моторную координацию в пределах ограниченной микроплоскости, мелкую мускулатуру, моторику кистей и пальцев рук.
Демонстрационный материал:
- Картинки птиц: дятел, сова, гусь, сорока (размер 20*29 см)
- Сюжетные картинки: «Птичья школа», «Девочка в лесу» (формат А3).
- Плакат с изображением печатной буквы Г (формат А4).
- Картинки из серии «На что похожа буква?» (размер 35*32 см).
- Картинка-наложение «Пляшущие буквы» (формат А4).
- Картинка-схема «Гусь» (формат А3).
- «Дом гласных букв» (картон, высота – 53 см, ширина – 22 см, состоит из 10 окошек, в которых расположены гласные буквы; размер буквы 10*10 см).
- Карточки со слогами (размер 15*10 см).
- Фланелеграф, буквы и цифры на фланели (размер 7*10 см).
Раздаточный материал:
- Карточки-схемы (размер 15*5 см, состоят из 3-х окошек).
- Цветные фишки (красные, синие, зеленые).
- Индивидуальные салфетки (фланель, белого цвета, размер 15*20 см).
- Коробочки с арбузными семечками.
- Цветные карандаши (синий, зеленый).
- Колокольчики с печатной буквой Г.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Организационный момент.
Напоминаю детям правила посадки за столом, правила поведения на занятии (поднимать руку для ответа, не выкрикивать с места, не перебивать товарища).
Артикуляционная гимнастика. Произнесите скороговорку:
Глядят грачата на галчат,
Глядят галчата на грачат.
Игра “Кто лишний?”.
На доске картинки с изображением птиц:
Дятел Сова Гусь Сорока
- Кто нарисован на этих картинках? Назовите одним словом. (Птицы).
- Перечислите всех птиц.
- Какая птица здесь лишняя? Почему?
- Опишите гуся (длинная шея, красный клюв, красные лапки с перепонками
между пальцев).
- Зачем ему нужны эти перепонки? (Нужны для того, чтобы плавать)
- Как подаёт голос гусь, что он делает? (Гогочет).
Сегодня у нас на уроке гостем будет ГУСЬ.
Подготовим наши глазки к работе (дети снимают очки и выполняют зрительную гимнастику)
Гимнастика для глаз.
Активизировать работу по развитию прослеживающих функций зрения.
Мы пришли сегодня в лес,
Сколько тут полно чудес.
(Вращение глаз по часовой стрелке)
Справа птички прилетели
И на дерево присели.
(Вращение глаз по часовой стрелке)
Каждый вправо посмотрел,
Шустрых птичек разглядел.
(Рукой показали направо, проследили глазами за рукой)
Вот налево полетели
И на елочку присели.
(Рукой показали налево, проследили глазами за рукой)
Каждый влево посмотрел,
Шустрых птичек разглядел.
Вот они взметнулись вверх
(Рукой показали вверх, проследили глазами за рукой)
Выше всех и дальше всех.
(В.И. Ковалько)
Я вам расскажу про гусенка историю.
На старой липке, во дворе большое оживление.
Повесил кто-то на заре такое объявление:
«Открыта школа для птенцов,
Занятия с пяти часов!»
И ровно в пять часов утра
Слетелась птичья детвора.
Пришел и наш герой учиться,
Ему придется потрудиться.
(отрывок А.И. Максаков)
Первым был урок обучения грамоте. И спросила его строгая учительница:
- С какого звука начинается твоё имя?
Растерялся гусь, не смог ответить на этот вопрос.
- А как вы думаете, почему? (Гусенок не учился в школе, не посещал уроки грамоты, он не знаком с буквами и звуками, поэтому не может ответить на вопрос, заданный учительницей)
- Поможем ему?
- (Произнесите слово так, чтобы четко был слышен первый звук) Назовите первый звук в слове “гусь”.
Ребята, расскажите Гусю про этот звук.
- Гласный он или согласный? Почему?
- Глухой или звонкий? (Проверим, закрыв руками уши и проговаривая).
- В слове “гусь” он твёрдый или мягкий?
Дети выполняют звуковой анализ слова, выделяют и дают характеристику второго звука [ и ], третьего [ с’].
- Подведем итог: что мы знаем про звук [ г]? (Согласный, звонкий, твёрдый).
- А еще каким бывает этот звук? (Мягким)
- Придумаем ГУСЮ имя, которое начинается с мягкого звука [г’]. (Гена, Герман, Георгий).
Вы рассказали все о звуке (г), (г’), теперь ГУСЮ будет легче учиться в птичьей школе.
Физкультминутка.
Утром встал гусак на лапки,
(Потянулись, руки вверх – вдох-выдох.)
Приготовился к зарядке.
(Рывки рук перед грудью)
Повернулся вправо, влево,
(Повороты влево-вправо)
Приседанья сделал смело,
(Приседания.)
Перевел немного дух, ух!
(Наклоны головы влево-вправо.)
И с разбега в воду – плюх.
(Присели.)
(В.И. Ковалько)
(Дети садятся на места).
- Какой буквой обозначен звук [ г ]? (Буквой Гэ)
- Как выглядит печатная буква Г?
(На доске картинка с изображением буквы).
- Покажите с помощью руки. (Ставят левую руку на локоть, сгибают кисть под прямым углом.)
- Напишите букву в воздухе, проследите глазками за движением руки.
- На что похожа буква?
А ВОТ ЭТО БУКВА Гэ
СТОИТ ПОДОБНО КОЧЕРГЕ,
И ПОДОБНО КОЧЕРГЕ ГОРБИТ СПИНУ БУКВА Гэ.
- Из каких элементов состоит буква? (Из двух палочек: длинная – вертикальная, короткая – горизонтальная)
- А сейчас выложим эту букву с помощью семечек. (Выкладывают букву на индивидуальных салфетках.)
- Сколько семечек вам понадобилось? Сосчитайте. Проверьте друг у друга выполнение задания.
- А как вы думаете, в каких буквах «спряталась» буква Г?
Игра “Пляшущие буквы”
Игра “Твёрдый – мягкий”.
Гусенок прислал посылку с письмом. В письме благодарность за помощь и картинки с заданием. В посылке две коробочки.
(Дети объясняют, почему коробочки разного цвета: синего и зеленого).
Распределите данные картинки в эти коробочки. Картинки разложены на столе (изображениями вниз) дети выбирают по желанию: галстук, гитара, гармонь, книга, гиря, бегемот, книги, гусеница, Гена, Галя, гномик, игрушки.
- Какое женское имя упоминалось в игре? (Галя). - С какой буквы мы напишем? (С заглавной) – Почему?
- А сейчас мы вместе с Галей отправимся в лес.
(На доске картинка «Девочка в лесу»)
- Что она собирала в лесу? (Грибы).
- Есть ли здесь звук [г]? В каком месте? (В начале слова).
- Когда в лесу много грибов, как называют это время? (Грибная пора).
Физкультминутка “По тропинке Галя шла.”
- Давайте представим, что мы вместе с Галей пошли по грибы.
(Дети имитируют движения девочки: ходьбу, наклоны).
По тропинке Галя шла,
(Шагают по кругу.)
На поляне гриб нашла.
(Хлопки в ладоши.)
Раз грибок, два грибок,
(Наклоны вперед.)
Вот и полный кузовок.
(Руки развести в стороны, глубокий вдох-выдох.)
Галя охает, устала,
(Наклоны головы влево - вправо.)
От того, что приседала.
(Приседают.)
Галя сладко потянулась,
(Потягивание, руки вверх.)
А потом назад прогнулась.
(Руки на пояс, прогнуться назад.)
И налево, и направо
Повернулась. Вот и славно.
(Повороты туловища налево-направо.)
Галя сделала разминку
(Глубокий вдох-выдох.)
И уселась на тропинку. (Дети садятся).
(В.И. Ковалько)
- Вот принесла Галя домой полную корзинку грибов, мама приготовила из них суп.
- Как он называется? (Грибной суп).
- А вечером к ним пришли …(Гости).
И наша буква Г тоже решила пойти в гости в этот дом (показ картинки “дом гласных букв”).
- Кто живёт в этом доме? (Гласные буквы.)
Гимнастика для глаз.
Упражнять в умении производить движения глазами в соответствии с текстом.
Посмотри-ка на ребят (смотрят друг на друга)
Теперь на небо – там птицы летят (глаза вверх)
Внизу, по травке, жук ползет (глаза вниз)
А слева – деревце растет (глаза влево)
Направо – алые цветы, (глаза вправо)
А над ними бабочка кружит, (круговые движения глаз слева – направо)
С ней рядом шмель большой жужжит (наоборот)
(А.В. Пугина)
- Сначала буква Г встала после гласной буквы А. Читаем слог
- АГ УГ ОГ ЫГ ЭГ ИГ.
- ГА ГО ГЫ ГУ ГЭ ГИ.
- Ребята, будем читать прямые и обратные слоги, а вы договариваете до целого слова.
Игра: «Угадай слово по начальному слогу».
ГУ….си ГО….луби ГА….зета(-раж) ГИ…ря(-тара) ИГ…ра(-ла)
Работа над многозначностью слова ИГЛА.
- Какие еще иголки вы знаете? (Иголки у ежа, у елки, сосны)
Игра «Прочитай слово по цифрам».
Ребята, еще одно очень важное слово начинается с буквы Г? Но чтобы его узнать, вам надо разгадать кроссворд.
О А Г Р М А Т
5 7 1 2 4 3 6
Выбрать только буквы, составить из них слово. ГРАМОТА
Пословица: Грамоте учиться – всегда пригодиться.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Ребята, грамоте обучаться необходимо, чтобы хорошо учиться в школе, быть умными, развитыми, чтобы с вами было интересно поговорить.
- Расскажите, что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Я раздам вам колокольчики, на которых написана буква Г. Их надо раскрасить так, чтобы было понятно какой звук обозначает эта буква.
- Как вы это сделаете? (Половину – синим цветом, половину – зеленым).
- Мы сегодня многому научились. Этот колокольчик остается у вас в награду за хорошую работу.
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по обучению грамоте «В поисках Немо».
(Подготовительный возраст)
Задачи:
- Упражнять в умении определять общий звук в предложенных словах и его местоположение.
- Учить различать твердые и мягкие согласные [К], [К*].
- Развивать фонематический слух, внимание и ориентировку на плоскости.
- Упражнять в звукобуквенном и слоговом анализе слова.
- Продолжать развивать фонематический слух, мышление, связную речь.
- Продолжать учить соотносить звук с соответствующей буквой, тренироваться в чтении слов.
- Упражнять в отгадывании загадок.
- Обогащать словарь по теме: «Морские животные».
- Развивать мелкую моторику рук, готовить руку к письму.
- Воспитывать культуру поведения на занятии, желание прийти на помощь, доброе отношение ко всему живому.
Материал и оборудование.
Макет морского дна (фанера); ракушки и морские обитатели на липучках, набор тематических картинок; демонстрационная табличка деление слов на слоги (1, 2, 3 слога); табличка для определения места звука в слове (начало, середина, конец); кроссворд; фланелеграф, набор букв на фланеле, «Звуковые часы», сачок, аквариум с рыбкой Немо, ширма, письмо от Русалок, образец звуковых схем слов “рак”; на каждого ребенка – картинка с изображением предмета, в названии которого есть звук [К, [К*], фишки для составления звуковой схемы слова (синие – для твердых согласных, зеленые – для мягких согласных, красные – для гласных), цветные карандаши, индивидуальные стаканчики с трубочками.
Ход занятия.
Организационный момент.
- Я приветствую вас на моём занятии. Сегодня встреча наша не простая, мы отправимся с вами в путешествие. И не куда-нибудь, а на самое дно моря. Будьте внимательны, сообразительны, не перебивайте друг друга, отвечайте полными ответами. Я вам желаю хорошего настроения.
- Ребята, сегодня я получила необычное письмо, оно со дна моря, и прислали его Русалки. (Достаю конверт с письмом, читаю)
Послушайте его. "Здравствуйте, дорогие ребята! В нашем морском доме случилась беда. Люди-ныряльщики поймали нашего друга Немо (маленькую рыбку). Мы, морские жители просим вас прийти на помощь и вернуть маленького Немо обратно в море. Наш сосед РАК говорит, что знает, как помочь маленькому Немо, и у него есть то, что спасет его. Но он спрятал это в сундук и пообещал отдать тому, кто поможет ему и ответит на его вопрос. Но дорога к Раку тоже не легка. Она состоит из ракушек, но некоторых не хватает, их растащили морские жители. Надо узнать кто их забрал? Если вы отгадаете, то они будут сопровождать вас в путешествии по морскому дну. А чтобы получить от каждого из них ракушку, необходимо будет выполнить определенные задания, которые они будут давать. Не оставьте маленького Немо в беде, До свида ния. Желаем удачи!"
- Ребята, надо отправляться на помощь! Как вы думаете, мы справимся? Тогда в путь! Нам надо опуститься с вами на дно моря.
Дыхательная гимнастика.
- Возьмем наши акваланги (берут индивидуальные трубочки), глубокий вдох, опускаемся и медленно выдыхаем через трубочку.
(Ребята выполняют, затем кладут трубочки в индивидуальные стаканчики и садятся на места).
- Ребята, мы оказались на дне моря, давайте оглядимся. Смотрите, вот дорожка про которую нам писали Русалки, пойдем по ней, но тут не хватает ракушек, кто же прейдет первым к нам на помощь?
- Слушайте внимательно (загадка):
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки
Конь не сеет и не пашет,
Под водой с рыбёшкой пляшет
Назови его дружок.
Рыбок друг… (морской конёк)
- Молодцы! (Выставляю на макет морского конька)
- Какое задание он нам приготовил?
- Морской конёк:
«Здесь заданье для умных, смышленых ребят,
Почему здесь картинки все вместе стоят?
Может этот вопрос вас затрудняет,
Ну, подумайте, что их объединяет?»
(Открываю фланелеграф с картинками: раКушКа, песоК, рыбаК, Камень, Краб, аКула, сКат, раК, плавниК. Ребята называют все слова, отмечают, что все они на морскую тематику и имеют общий звук (к).
- Но нам надо не только выделить общий звук, но и определить его место в слове.
Открываю таблицу в виде рыбки, для определения места звука в слове (начало, середина, конец). Дети распределяют картинки по таблице.
- Ребята, мы справились с заданием, которое нам дал морской конёк, за это получаем ракушку и наш путь продолжается.
(Продвигаемся по дорожке, не хватает следующей ракушки)
- Нам снова нужна помощь, кто же даст нам следующую ракушку? (загадка)
У него есть руки-клещи,
Ими он хватает вещи.
Ходит боком взад-вперёд,
Настоящий луноход!
И в воде он, и не суше,
Есть глаза, но где же уши!
Он бывает мал и слаб...
Догадались - это КРАБ!
(Выставляю на макет краба)
- Какое же задание придумал нам этот морской обитатель?
- Краб
«Мне сказал тут однажды, знакомый дельфин,
Что в названье моём стоит слог лишь один.
Я прошу вас, ребята, вы меня научите,
И названья картинок по слогам поделите».
- Ребята, давайте научим краба делить слова на слоги?
(Открываю демонстрационную табличку деления слов на слоги (1, 2, 3 слога), дети по очереди берут картинки, определяют количество слогов в слове и ставят картинку в соответствующий столбик)
- Ребята, вы молодцы! Мы получаем ещё одну ракушку, а она не простая, на ней нарисован музыкальный ключ. Пора нам с вами просто поплавать.
Передохнём с тобой дружок,
Становись скорей в кружок.
Физкультминутка
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем мы с тобою.
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Вместе раз – это брас,
Одной другой – это кроль
Веселее загребай,
И дельфинов догоняй.
А теперь глубокий вход,
Опускаемся на дно.
- Ребята, возвращаемся к нашему путешествию, мы уже скоро доберёмся до сундука, нам надо спешить! (садятся на места)
- Снова не хватает ракушки в нашей дорожке, кто из морских обитателей поможет нам? (загадка)
Глубоко на дне она,
Словно на небе видна,
Но не светит и не греет
Потому что не умеет. (Морская звезда)
(Выставляю на макет морскую звезду)
- Морская звезда:
«Звезда морская, очень строгая,
Но любит поиграть,
И предлагает вам ребята
Слова зарифмовать».
(Открываю демонстрационную пособие «Звуковые часы», на фоне большой морской звезды по кругу расположены картинки, с помощью стрелочек, которые установлены в центре, надо подобрать слова, схожие по звучанию:
ракушка – лягушка, рак – мак, песок – носок, удочка – дудочка, омар - комар)
- Ребята, вы справились и получаете ещё одну ракушку, которая поможет пройти дальше по дорожке. Мы уже совсем близко и совсем скоро сможем помочь маленькому Немо, поспешим.
- Нам не хватает последней ракушки, кто же ее нам достанет?
Он плоский и широкий,
Ударить может током.
Ершу и камбале он брат,
Электрический он …(скат)
(Выставляю на макет морского ската)
Будьте внимательны, какое задание он нам приготовил?
- Скат:
Игра «Живые звуки»
(Открываю фланелеграф с кроссвордом. Кроссворд состоит из 5 окошек. В каждом окошке картинка: Краб, Лодка, Окунь, Удочка, Ныряльщик). Дети последовательно произносят слова, выделяют первый звук каждого слова, выходят к доске и встают последовательно, как звуке в слове, ещё раз проговаривают звуки и называют слово, которое получилось, КЛОУН).
- Правильно, ребята, Немо из породы рыба-клоун. Они названы так, благодаря своей весёлой, яркой окраске.
- Идем дальше!
- Ну вот, мы добрались до рака,
Он не укусит вас, ребята.
Не может он понять никак,
Какие звуки в слове - «рак».
(Открываю картинку-схему слова РАК. Дети готовят индивидуальные схемы и разноцветные камушки (красный, синий, зелёный). Выполняем звуковой анализ слова).
- Сколько звуков в слове «рак»? (Три)
- Произнесите слово так, чтобы четко было слышно первый звук? (р-р-рак, звук (р)
- Какой это звук? (Согласный)
- Докажите! (При произношении этого звука мы встречаем преграду)
- Твёрдый или мягкий? (Твёрдый)
- Каким цветом обозначим? (Синим)
- Звук (р) звонкий или глухой? (проверяют, прикладывая руку к горлу, звонкий)
- Выделите следующий звук в слове «рак» (ра-а-ак, звук (а)
- Какой это звук? (Гласный)
- Докажите! (При его произношении поток воздуха проходит свободно и не встречает преград, его можно петь)
- Каким цветом обозначим? (Красным)
- Выделите последний звук в этом слове (рак-к-к, звук (к)
- Какой это звук? (Согласный)
- Докажите! (При произношении этого звука мы встречаем преграду)
- Твёрдый или мягкий? (Твёрдый)
- Звук (к) звонкий или глухой? (проверяют, прикладывая руку к горлу, глухой)
- Каким цветом обозначим? (Синим)
- Ребята, подумайте, а как мы можем порадовать рака и сделать согласный твёрдый звук (к) – мягким (к*)
(Надо добавить звук (и), который даёт мягкость рядом стоящему звуку (к) и получится РАКИ). (Добавляют ещё один камушек красного цвета и заменяют синий на зелёный, так как (к*)
- Молодцы ребята, вы выполнили все задания, посмотрим, что же прятал рак?
(На макете из объёмного сундучка достаю сачок)
- Ребята, я все поняла! Этот сачок поможет нам достать Немо из аквариума, и мы сможем его вернуть в море, поспешим!
(Открываю ширму, за которой стоит аквариум, в котором плавает Немо. Вместе с ребятами достаём его с помощью сачка и аккуратно)
- Ребята, посмотрите, как он обрадовался, вы молодцы!
- Нам пора подниматься наверх со дна морского.
(Дети берут свои индивидуальные трубочки, сначала садятся на корточки, затем делают вдох, медленно выдыхая через трубочку поднимаются на ноги, садятся на места)
- За своё спасение Немо дарит вам негатив своей фотографии, а проявите вы ее сами.
(Раздаю вырезанные аквариумы, в которых рыбка нарисована с помощью точек)
- Чтобы проявить фотографию надо соединить все точки, получится рыбка и конечно раскрасить, ведь фотография цветная.
- Только сначала разомнём наши руки.
Пальчиковая гимнастика
Рыбка плавает в водице, (пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки
двигаются волной от плеча, изображая
ныряющих рыбок).
Рыбке весело играть (на столе каждая рука поочерёдно меняет
кулачок – ладошка)
Рыбка, рыбка, озорница, (две ладошки сложены в виде рыбки, движения
плавающей рыбки)
Мы хотим тебя поймать. (пальцы рук сложены «щепотью» разжать и
растопырить пальцы, затем снова сжать)
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла; (поочерёдно каждый палец руки здоровается с
большим пальчиком на каждой руке)
Рыбка хвостиком махнула, (упражнение «гребешок»)
Рыбка быстро уплыла. (две ладошки сложены в виде рыбки, движения
плавающей рыбки)
(Дети берут карандаши и начинают работу, после выполнения показывают своих рыбок)
- Ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие?
Какой звук сегодня путешествовал с нами?
Что нового вы узнали? С какими трудностями столкнулись? Что запомнилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по подготовки к обучению грамоте
Конспект занятия по обучению грамоте, как элементу комплексного подхода к развитию речи. Занятие разработано для детей подготовительного возраста со зрительными нарушениями и нормой речевого развития....
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте на тему "ПОБЕДА"
В публикации представлен конспект открытого итогового занятия по подготовке к обучению грамоте на тему "ПОБЕДА"....
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте "В поисках Снегурочки"
Конспект занятия...
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте "В поисках Снегурочки"
Конспект занятия...
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
В конспекте представлены дидактические упражнения по закреплению знаний, полученных дтьми старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению грамоте....
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе
Целью занятия является знакомство детей со звуками Т и Ть в игровой форме квеста, закрепление деления слов на слоги, развитие фонематического восприятия...
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (тяжёлыми нарушениями речи) с применением средств ИКТ.
Тема: Школа. Школьные принадлежности . Цель: Формирование аналитико-синтетической деятельности , слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков в си...