Конспект открытого занятия по подготовки к обучению грамоте
план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по обучению грамоте, как элементу комплексного подхода к развитию речи. Занятие разработано для детей подготовительного возраста со зрительными нарушениями и нормой речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_obucheniyu_gramote.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по подготовке детей 6-7 лет с нарушением зрения к обучению грамоте (дети с нормой речевого развития).
Задачи:
- Познакомить детей с согласными звуками (г), (г’), буквой Г.
Упражнять в звукобуквенном анализе слов.
- Продолжать развивать фонематический слух, аналитико-синтетическую деятельность, грамматически правильную речь.
- Развивать зрительно-моторную координацию в пределах ограниченной микроплоскости, мелкую мускулатуру, моторику кистей и пальцев рук.
Демонстрационный материал:
- Картинки птиц: дятел, сова, гусь, сорока (размер 20*29 см)
- Сюжетные картинки: «Птичья школа», «Девочка в лесу» (формат А3).
- Плакат с изображением печатной буквы Г (формат А4).
- Картинки из серии «На что похожа буква?» (размер 35*32 см).
- Картинка-наложение «Пляшущие буквы» (формат А4).
- Картинка-схема «Гусь» (формат А3).
- «Дом гласных букв» (картон, высота – 53 см, ширина – 22 см, состоит из 10 окошек, в которых расположены гласные буквы; размер буквы 10*10 см).
- Карточки со слогами (размер 15*10 см).
- Фланелеграф, буквы и цифры на фланели (размер 7*10 см).
Раздаточный материал:
- Карточки-схемы (размер 15*5 см, состоят из 3-х окошек).
- Цветные фишки (красные, синие, зеленые).
- Индивидуальные салфетки (фланель, белого цвета, размер 15*20 см).
- Коробочки с арбузными семечками.
- Цветные карандаши (синий, зеленый).
- Колокольчики с печатной буквой Г.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Организационный момент.
Напоминаю детям правила посадки за столом, правила поведения на занятии (поднимать руку для ответа, не выкрикивать с места, не перебивать товарища).
Артикуляционная гимнастика. Произнесите скороговорку:
Глядят грачата на галчат,
Глядят галчата на грачат.
Игра “Кто лишний?”.
На доске картинки с изображением птиц:
Дятел Сова Гусь Сорока
- Кто нарисован на этих картинках? Назовите одним словом. (Птицы).
- Перечислите всех птиц.
- Какая птица здесь лишняя? Почему?
- Опишите гуся (длинная шея, красный клюв, красные лапки с перепонками
между пальцев).
- Зачем ему нужны эти перепонки? (Нужны для того, чтобы плавать)
- Как подаёт голос гусь, что он делает? (Гогочет).
Сегодня у нас на уроке гостем будет ГУСЬ.
Подготовим наши глазки к работе (дети снимают очки и выполняют зрительную гимнастику)
Гимнастика для глаз.
Активизировать работу по развитию прослеживающих функций зрения.
Мы пришли сегодня в лес,
Сколько тут полно чудес.
(Вращение глаз по часовой стрелке)
Справа птички прилетели
И на дерево присели.
(Вращение глаз по часовой стрелке)
Каждый вправо посмотрел,
Шустрых птичек разглядел.
(Рукой показали направо, проследили глазами за рукой)
Вот налево полетели
И на елочку присели.
(Рукой показали налево, проследили глазами за рукой)
Каждый влево посмотрел,
Шустрых птичек разглядел.
Вот они взметнулись вверх
(Рукой показали вверх, проследили глазами за рукой)
Выше всех и дальше всех.
(В.И. Ковалько)
Я вам расскажу про гусенка историю.
На старой липке, во дворе большое оживление.
Повесил кто-то на заре такое объявление:
«Открыта школа для птенцов,
Занятия с пяти часов!»
И ровно в пять часов утра
Слетелась птичья детвора.
Пришел и наш герой учиться,
Ему придется потрудиться.
(отрывок А.И. Максаков)
Первым был урок обучения грамоте. И спросила его строгая учительница:
- С какого звука начинается твоё имя?
Растерялся гусь, не смог ответить на этот вопрос.
- А как вы думаете, почему? (Гусенок не учился в школе, не посещал уроки грамоты, он не знаком с буквами и звуками, поэтому не может ответить на вопрос, заданный учительницей)
- Поможем ему?
- (Произнесите слово так, чтобы четко был слышен первый звук) Назовите первый звук в слове “гусь”.
Ребята, расскажите Гусю про этот звук.
- Гласный он или согласный? Почему?
- Глухой или звонкий? (Проверим, закрыв руками уши и проговаривая).
- В слове “гусь” он твёрдый или мягкий?
Дети выполняют звуковой анализ слова, выделяют и дают характеристику второго звука [ и ], третьего [ с’].
- Подведем итог: что мы знаем про звук [ г]? (Согласный, звонкий, твёрдый).
- А еще каким бывает этот звук? (Мягким)
- Придумаем ГУСЮ имя, которое начинается с мягкого звука [г’]. (Гена, Герман, Георгий).
Вы рассказали все о звуке (г), (г’), теперь ГУСЮ будет легче учиться в птичьей школе.
Физкультминутка.
Утром встал гусак на лапки,
(Потянулись, руки вверх – вдох-выдох.)
Приготовился к зарядке.
(Рывки рук перед грудью)
Повернулся вправо, влево,
(Повороты влево-вправо)
Приседанья сделал смело,
(Приседания.)
Перевел немного дух, ух!
(Наклоны головы влево-вправо.)
И с разбега в воду – плюх.
(Присели.)
(В.И. Ковалько)
(Дети садятся на места).
- Какой буквой обозначен звук [ г ]? (Буквой Гэ)
- Как выглядит печатная буква Г?
(На доске картинка с изображением буквы).
- Покажите с помощью руки. (Ставят левую руку на локоть, сгибают кисть под прямым углом.)
- Напишите букву в воздухе, проследите глазками за движением руки.
- На что похожа буква?
А ВОТ ЭТО БУКВА Гэ
СТОИТ ПОДОБНО КОЧЕРГЕ,
И ПОДОБНО КОЧЕРГЕ ГОРБИТ СПИНУ БУКВА Гэ.
- Из каких элементов состоит буква? (Из двух палочек: длинная – вертикальная, короткая – горизонтальная)
- А сейчас выложим эту букву с помощью семечек. (Выкладывают букву на индивидуальных салфетках.)
- Сколько семечек вам понадобилось? Сосчитайте. Проверьте друг у друга выполнение задания.
- А как вы думаете, в каких буквах «спряталась» буква Г?
Игра “Пляшущие буквы”
Игра “Твёрдый – мягкий”.
Гусенок прислал посылку с письмом. В письме благодарность за помощь и картинки с заданием. В посылке две коробочки.
(Дети объясняют, почему коробочки разного цвета: синего и зеленого).
Распределите данные картинки в эти коробочки. Картинки разложены на столе (изображениями вниз) дети выбирают по желанию: галстук, гитара, гармонь, книга, гиря, бегемот, книги, гусеница, Гена, Галя, гномик, игрушки.
- Какое женское имя упоминалось в игре? (Галя). - С какой буквы мы напишем? (С заглавной) – Почему?
- А сейчас мы вместе с Галей отправимся в лес.
(На доске картинка «Девочка в лесу»)
- Что она собирала в лесу? (Грибы).
- Есть ли здесь звук [г]? В каком месте? (В начале слова).
- Когда в лесу много грибов, как называют это время? (Грибная пора).
Физкультминутка “По тропинке Галя шла.”
- Давайте представим, что мы вместе с Галей пошли по грибы.
(Дети имитируют движения девочки: ходьбу, наклоны).
По тропинке Галя шла,
(Шагают по кругу.)
На поляне гриб нашла.
(Хлопки в ладоши.)
Раз грибок, два грибок,
(Наклоны вперед.)
Вот и полный кузовок.
(Руки развести в стороны, глубокий вдох-выдох.)
Галя охает, устала,
(Наклоны головы влево - вправо.)
От того, что приседала.
(Приседают.)
Галя сладко потянулась,
(Потягивание, руки вверх.)
А потом назад прогнулась.
(Руки на пояс, прогнуться назад.)
И налево, и направо
Повернулась. Вот и славно.
(Повороты туловища налево-направо.)
Галя сделала разминку
(Глубокий вдох-выдох.)
И уселась на тропинку. (Дети садятся).
(В.И. Ковалько)
- Вот принесла Галя домой полную корзинку грибов, мама приготовила из них суп.
- Как он называется? (Грибной суп).
- А вечером к ним пришли …(Гости).
И наша буква Г тоже решила пойти в гости в этот дом (показ картинки “дом гласных букв”).
- Кто живёт в этом доме? (Гласные буквы.)
Гимнастика для глаз.
Упражнять в умении производить движения глазами в соответствии с текстом.
Посмотри-ка на ребят (смотрят друг на друга)
Теперь на небо – там птицы летят (глаза вверх)
Внизу, по травке, жук ползет (глаза вниз)
А слева – деревце растет (глаза влево)
Направо – алые цветы, (глаза вправо)
А над ними бабочка кружит, (круговые движения глаз слева – направо)
С ней рядом шмель большой жужжит (наоборот)
(А.В. Пугина)
- Сначала буква Г встала после гласной буквы А. Читаем слог
- АГ УГ ОГ ЫГ ЭГ ИГ.
- ГА ГО ГЫ ГУ ГЭ ГИ.
- Ребята, будем читать прямые и обратные слоги, а вы договариваете до целого слова.
Игра: «Угадай слово по начальному слогу».
ГУ….си ГО….луби ГА….зета(-раж) ГИ…ря(-тара) ИГ…ра(-ла)
Работа над многозначностью слова ИГЛА.
- Какие еще иголки вы знаете? (Иголки у ежа, у елки, сосны)
Игра «Прочитай слово по цифрам».
Ребята, еще одно очень важное слово начинается с буквы Г? Но чтобы его узнать, вам надо разгадать кроссворд.
О А Г Р М А Т
5 7 1 2 4 3 6
Выбрать только буквы, составить из них слово. ГРАМОТА
Пословица: Грамоте учиться – всегда пригодиться.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Ребята, грамоте обучаться необходимо, чтобы хорошо учиться в школе, быть умными, развитыми, чтобы с вами было интересно поговорить.
- Расскажите, что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Я раздам вам колокольчики, на которых написана буква Г. Их надо раскрасить так, чтобы было понятно какой звук обозначает эта буква.
- Как вы это сделаете? (Половину – синим цветом, половину – зеленым).
- Мы сегодня многому научились. Этот колокольчик остается у вас в награду за хорошую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по подготовки к обучению грамоте
Подготовка к бучению грамоте, как элемент комплексного подхода к развитию речи. Занятие- путешествие разработано для детей подготовительного возраста. Направлено на развитие фонематического слуха, свя...
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте на тему "ПОБЕДА"
В публикации представлен конспект открытого итогового занятия по подготовке к обучению грамоте на тему "ПОБЕДА"....
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте "В поисках Снегурочки"
Конспект занятия...
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте "В поисках Снегурочки"
Конспект занятия...
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
В конспекте представлены дидактические упражнения по закреплению знаний, полученных дтьми старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению грамоте....
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе
Целью занятия является знакомство детей со звуками Т и Ть в игровой форме квеста, закрепление деления слов на слоги, развитие фонематического восприятия...
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (тяжёлыми нарушениями речи) с применением средств ИКТ.
Тема: Школа. Школьные принадлежности . Цель: Формирование аналитико-синтетической деятельности , слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков в си...