Конспект открытого занятия по подготовки к обучению грамоте
план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) на тему

Ирина Борисовна Залужская

Конспект занятия по обучению грамоте, как элементу комплексного подхода к развитию речи. Занятие разработано для детей подготовительного возраста со зрительными нарушениями и нормой речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_po_obucheniyu_gramote.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по подготовке детей 6-7 лет с нарушением зрения к обучению грамоте (дети с нормой речевого развития).

Задачи:

  1. Познакомить детей с согласными звуками (г), (г’), буквой Г.

     Упражнять в звукобуквенном анализе слов.

  1. Продолжать развивать фонематический слух, аналитико-синтетическую деятельность, грамматически правильную речь.
  2. Развивать зрительно-моторную координацию в пределах ограниченной микроплоскости, мелкую мускулатуру, моторику  кистей и пальцев рук.

Демонстрационный материал:

  1. Картинки птиц: дятел, сова, гусь, сорока (размер 20*29 см)
  2. Сюжетные картинки: «Птичья школа», «Девочка в лесу» (формат А3).
  3. Плакат с изображением печатной буквы Г (формат А4).
  4. Картинки из серии «На что похожа буква?» (размер 35*32 см).
  5. Картинка-наложение «Пляшущие буквы» (формат А4).
  6. Картинка-схема «Гусь» (формат А3).
  7. «Дом гласных букв» (картон, высота – 53 см, ширина – 22 см, состоит из 10 окошек, в которых расположены гласные буквы; размер буквы 10*10 см).
  8. Карточки со слогами (размер 15*10 см).
  9. Фланелеграф, буквы и цифры на фланели (размер 7*10 см).

Раздаточный материал:

  1. Карточки-схемы (размер 15*5 см, состоят из 3-х окошек).
  2. Цветные фишки (красные, синие, зеленые).
  3. Индивидуальные салфетки (фланель, белого цвета, размер 15*20 см).
  4. Коробочки с арбузными семечками.
  5. Цветные карандаши (синий, зеленый).
  6. Колокольчики с печатной буквой Г.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Организационный момент.

Напоминаю детям правила посадки за столом, правила поведения на занятии (поднимать руку для ответа, не выкрикивать с места, не перебивать товарища).

Артикуляционная гимнастика. Произнесите скороговорку:

      Глядят грачата на галчат,

      Глядят галчата на грачат.

Игра “Кто лишний?”.

На доске картинки с изображением птиц:

Дятел     Сова     Гусь      Сорока

- Кто нарисован на этих картинках? Назовите одним словом. (Птицы).

- Перечислите всех птиц.

- Какая птица здесь лишняя? Почему?

- Опишите гуся (длинная шея, красный клюв, красные лапки с перепонками  

    между пальцев).

- Зачем ему нужны эти перепонки? (Нужны для того, чтобы плавать)

- Как подаёт голос гусь, что он делает? (Гогочет).

Сегодня у нас на уроке гостем будет ГУСЬ.

Подготовим наши глазки к работе (дети снимают очки и выполняют зрительную гимнастику)

Гимнастика для глаз.

 Активизировать работу по развитию прослеживающих функций зрения.

        Мы пришли сегодня в лес,          

Сколько тут полно чудес.  

(Вращение глаз по часовой стрелке)

Справа птички прилетели      

И на дерево присели.

(Вращение глаз по часовой стрелке)

Каждый вправо посмотрел,

Шустрых птичек разглядел.

(Рукой показали направо, проследили глазами за рукой)

Вот налево полетели

И на елочку присели.

(Рукой показали налево, проследили глазами за рукой)

Каждый влево посмотрел,

Шустрых птичек разглядел.

Вот они взметнулись вверх

(Рукой показали вверх, проследили глазами за рукой)

Выше всех и дальше всех.

                       (В.И. Ковалько)

Я вам расскажу про гусенка историю.

На старой липке, во дворе большое оживление.

Повесил кто-то на заре такое объявление:

«Открыта школа для птенцов,

           Занятия с пяти часов!»

И ровно в пять часов утра

Слетелась птичья детвора.

Пришел и наш герой учиться,

Ему придется потрудиться.

                       (отрывок  А.И. Максаков)

Первым был урок обучения грамоте. И спросила его строгая учительница:

- С какого звука начинается твоё имя?

Растерялся гусь, не смог ответить на этот вопрос.

- А как вы думаете, почему? (Гусенок не учился в школе, не посещал уроки грамоты, он не знаком с буквами и звуками, поэтому не может ответить на вопрос, заданный учительницей)

- Поможем ему?

- (Произнесите слово так, чтобы четко был слышен первый звук) Назовите первый звук в слове “гусь”.

Ребята, расскажите Гусю про этот звук.

- Гласный он или согласный? Почему?

- Глухой или звонкий? (Проверим, закрыв руками уши и проговаривая).

- В слове “гусь” он твёрдый или мягкий?

 Дети выполняют звуковой анализ слова, выделяют и дают характеристику второго звука [ и ], третьего [ с’].

- Подведем итог: что мы знаем про звук [ г]? (Согласный, звонкий, твёрдый).

- А еще каким бывает этот звук?  (Мягким)

- Придумаем ГУСЮ имя, которое начинается с мягкого звука [г’]. (Гена, Герман, Георгий).

Вы рассказали все о звуке (г), (г’), теперь ГУСЮ будет легче учиться в птичьей школе.

Физкультминутка.

       Утром встал гусак на лапки,

       (Потянулись, руки вверх – вдох-выдох.)

Приготовился к зарядке.

(Рывки рук перед грудью)

Повернулся вправо, влево,

(Повороты влево-вправо)

Приседанья сделал смело,

(Приседания.)

Перевел немного дух, ух!

(Наклоны головы влево-вправо.)

И с разбега в воду – плюх.

(Присели.)

                                 (В.И. Ковалько)

  (Дети садятся на места).

- Какой буквой обозначен звук [ г ]? (Буквой Гэ) 

- Как выглядит печатная буква Г?

(На доске картинка с изображением  буквы).

- Покажите с помощью руки. (Ставят левую руку на локоть, сгибают кисть под прямым углом.)

- Напишите букву в воздухе, проследите глазками за движением руки.

- На что похожа буква?

А ВОТ ЭТО БУКВА  Гэ

СТОИТ ПОДОБНО КОЧЕРГЕ,

И ПОДОБНО КОЧЕРГЕ ГОРБИТ СПИНУ БУКВА Гэ.

- Из каких элементов состоит буква? (Из двух палочек: длинная – вертикальная, короткая – горизонтальная)

- А сейчас выложим эту букву с помощью семечек. (Выкладывают букву на индивидуальных салфетках.)

- Сколько семечек вам понадобилось? Сосчитайте.  Проверьте друг у друга выполнение задания.

- А как вы думаете, в каких буквах «спряталась» буква Г?

 Игра “Пляшущие буквы”

 Игра “Твёрдый – мягкий”.

         Гусенок прислал посылку с письмом. В письме благодарность за помощь и  картинки с заданием. В посылке две коробочки.

(Дети объясняют, почему коробочки разного цвета: синего и зеленого).

Распределите данные картинки в эти коробочки. Картинки разложены на столе (изображениями вниз) дети выбирают  по желанию: галстук, гитара, гармонь, книга, гиря, бегемот, книги, гусеница, Гена, Галя, гномик, игрушки.

- Какое женское имя упоминалось в игре? (Галя). - С какой буквы мы  напишем? (С заглавной) – Почему?

- А сейчас мы вместе с Галей отправимся в лес.

(На доске картинка  «Девочка в лесу»)

- Что она собирала в лесу? (Грибы).

- Есть ли здесь звук [г]? В каком месте? (В начале слова).

- Когда в лесу много грибов, как называют это время? (Грибная пора).

Физкультминутка “По тропинке Галя шла.”

- Давайте представим, что мы вместе с Галей пошли по грибы.

(Дети имитируют движения девочки: ходьбу, наклоны).

           По тропинке Галя шла,

        (Шагают по кругу.)

На поляне гриб нашла.

(Хлопки в ладоши.)

Раз грибок, два грибок,

(Наклоны вперед.)

Вот и полный кузовок.

(Руки развести в стороны, глубокий вдох-выдох.)

Галя охает, устала,

(Наклоны головы влево - вправо.)

От того, что приседала.

  (Приседают.)

Галя сладко потянулась,

(Потягивание, руки вверх.)

А потом назад прогнулась.

(Руки на пояс, прогнуться назад.)

И налево, и направо

Повернулась. Вот и славно.

(Повороты туловища налево-направо.)

Галя сделала разминку

(Глубокий вдох-выдох.)

  И уселась на тропинку. (Дети садятся). 

                                 (В.И. Ковалько)

- Вот принесла Галя домой полную корзинку грибов, мама приготовила из них суп.

- Как он называется? (Грибной суп).

- А вечером к ним пришли …(Гости).

И наша буква Г тоже решила пойти в гости в этот дом (показ картинки “дом гласных букв”).

- Кто живёт в этом доме? (Гласные буквы.)

Гимнастика для глаз.

     Упражнять в умении производить движения глазами в соответствии с текстом.

Посмотри-ка на ребят (смотрят друг на друга)

Теперь на небо – там птицы летят (глаза вверх)

Внизу, по травке, жук ползет (глаза вниз)

А слева – деревце растет (глаза влево)

Направо – алые цветы, (глаза вправо)

А над ними бабочка кружит, (круговые движения глаз слева – направо)

С ней рядом шмель большой жужжит   (наоборот) 

                                                     (А.В. Пугина)  

- Сначала буква Г встала после гласной буквы А. Читаем слог

- АГ УГ ОГ ЫГ ЭГ ИГ.

- ГА ГО ГЫ ГУ ГЭ ГИ.

- Ребята, будем читать прямые и обратные слоги, а вы договариваете до целого слова.

 Игра: «Угадай слово по начальному слогу».

ГУ….си   ГО….луби   ГА….зета(-раж)  ГИ…ря(-тара)    ИГ…ра(-ла)

Работа над многозначностью слова ИГЛА.

- Какие еще иголки вы знаете? (Иголки у ежа, у елки, сосны)

  Игра «Прочитай слово по цифрам».

Ребята, еще одно очень важное слово начинается с буквы Г? Но чтобы его узнать, вам надо  разгадать кроссворд.

О  А  Г  Р  М  А  Т

5   7   1  2   4   3   6

Выбрать только буквы, составить из них слово. ГРАМОТА

Пословица: Грамоте учиться – всегда пригодиться.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ребята, грамоте обучаться  необходимо, чтобы хорошо учиться в школе, быть умными, развитыми, чтобы с вами было интересно поговорить.

-  Расскажите, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Я раздам вам колокольчики, на которых написана буква Г. Их надо раскрасить так, чтобы было понятно какой звук обозначает эта буква. 

- Как вы это сделаете? (Половину – синим цветом, половину – зеленым).

- Мы сегодня многому научились. Этот колокольчик остается у вас в награду за хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по подготовки к обучению грамоте

Подготовка к бучению грамоте, как элемент комплексного подхода к развитию речи. Занятие- путешествие разработано для детей подготовительного возраста. Направлено на развитие фонематического слуха, свя...

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте на тему "ПОБЕДА"

В публикации представлен конспект открытого итогового занятия по подготовке к обучению грамоте на тему "ПОБЕДА"....

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

В конспекте представлены дидактические упражнения по закреплению знаний, полученных дтьми старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению грамоте....

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе

Целью занятия является знакомство детей со звуками Т и Ть в игровой форме квеста, закрепление деления слов на слоги, развитие фонематического восприятия...

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (тяжёлыми нарушениями речи) с применением средств ИКТ.

Тема: Школа. Школьные принадлежности . Цель:  Формирование  аналитико-синтетической деятельности , слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков  в си...