Описание образовательной практики «Интеграция познавательно – исследовательской и продуктивной видов деятельности, как эффективное средство для развития и поддержки детской игры»
статья
На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями. Это возможно только в том случае, если деятельность носит интегрированный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_obrazovatelnoy_praktiki_zaharovoy_o.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание образовательной практики Захаровой О.В.
дошкольные группы МБОУ «СОШ №163»
Тема: «Интеграция познавательно – исследовательской и продуктивной видов деятельности, как эффективное средство для развития и поддержки детской игры».
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями. Это возможно только в том случае, если деятельность носит интегрированный характер.
Интегрированный подход позволяет мне на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развивать инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы у детей, что содействует процессу активного овладения знаниями.
Цель образовательной практики: Развитие у детей обобщенных исследовательских умений, творческих способностей через интеграцию образовательных областей.
Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, решаю такие задачи как:
1.Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире.
2. формирование обобщенных представлений, знаний и умений, развитие логики, мышления, коммуникативных способностей;
3.Развитие творческих способностей детей, эстетического восприятия окружающей действительности.
В соответствии с современными методическими подходами и технологиями, была разработана педагогическая система организации образовательного процесса, направленного на художественно-творческое развитие детей в условиях интеграции изобразительной и познавательно-исследовательской видов деятельности. Данная система включала поэтапное развитие детского изобразительного творчества через познавательно-исследовательскую деятельность.
Для этого мы создали условия для погружения детей в деятельность творческого манипулирования с изобразительными и нетрадиционными материалами. С этой целью мы пополнили предметно-развивающую среду разнообразными материалами (изобразительными, дополнительными и нестандартными). Создавались условия, при которых ребенок-дошкольник мог проявлять активность в процессе познания и выступить как субъект деятельности. В итоге у детей постепенно формировались следующие мотивы и потребности: интерес к новым изобразительным техникам и нетрадиционным материалам; желание экспериментировать со свойствами и качествами новых материалов; потребность самоутверждения в процессе самостоятельной поисковой деятельности; желание овладеть новой информацией на основе имеющегося личного опыта; использование продукта изодеятельности в игре.
Дети дошкольного возраста очень много времени проводят в игре. В жизни дошкольников игры занимают одно из ведущих мест. Для поддержки и развития игры, в результате интеграции образовательных областей, мы с детьми изготовили разнообразные игры и атрибуты для сюжетных игр.
В нашей группе после серии опытов с солью на основе экспериментальной деятельности у детей сформировались представления о соли и ее свойствах (белая, без ярко выраженного запаха, растворяется в воде). В один из таких экспериментов, Милана водя пальчиком по соли спросила: « А можно солью рисовать?». На её листе бумаги был нарисован из соли цветок Поддержав ребенка, мы стали рисовать солью на цветной бумаге, где соль была видна. А вот на белом листе соль не видно. А можно соль покрасить? А чем? (гуашь, краски). В ходе экспериментирования мы сделали вывод, что наиболее быстрый способ окрашивания соли – это натереть на мелкой терке цветные мелки и смешать с солью. Получился интересный материал для творчества.
Можно ли с помощью соли лепить? Конечно, если смешать соль, муку и воду.
Тестопластика любимое занятие наших детей. Работы из соленого теста получаются красочными, долговечными. Дети научились смешивать кусочки теста разных цветов, чтобы получить другой цвет или просто соединять два цвета, чтобы получить, например, красно-желтое яблоко, зелено-желтый листик. Дети с удовольствием выполняют творческие работы для подарка близким людям, для оформления группы, особенно красивые получаются коллективные картины.
Для самостоятельной игры с помощью тестопластики мы с детьми изготовили конструктор из разных геометрических фигур. Формой для выдавливания послужили геометрические вкладыши, крышки от бутылок, в качестве украшения некоторых фигур сделали оттиски крышками от фломастеров. По такой же схеме изготовили бусы для девочек. Только теми же крышками от фломастеров выдавили дырочки для продевания шнурка. Позже по запросу детей мы с ребятами изготовили для сюжетно-ролевой игры хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, пельмени, вареники, что позволило детям разнообразить сюжеты игры. Надо заметить, что дети в игре очень бережно относятся к своим изделиям.
Еще я хочу познакомить вас с таким интересным материалом для творчества и детской игры, как окрашенный рис. В рамках проекта «Рисовая каша – здоровье наше» в ходе экспериментирования, крупу мы окрашивали вместе с детьми натуральными красителями: куркума, кофе, сок свёклы. В другие цвета рис покрасила сама пищевыми красителями. Получился очень яркий по цветовой гамме и безопасный материал для детской игры и творческих идей. Игры с цветным рисом вы видите на слайде.
Покрашенный рис прекрасно подходит в качестве наполнителя для сенсорных коробок. Развивающая игра поможет ребенку расширить тактильный опыт — он может трогать, пересыпать, исследовать, закапывать, откапывать, искать игрушки. Используя цветной рис в аппликациях и поделках, вы разнообразите творческий процесс. Эти полезные занятия с крупами способствуют развитию у детей мелкой моторики рук. Нашим детям больше всего полюбились сенсорные коробки. Ребята организуют настоящие тематические игры. Игровые сюжеты придумывают сами, исходя из их предпочтений и собственной фантазии. Это может быть море, пустыня, лес, гоночная трасса и т.д. Такие игры развивают не только фантазию, творческие способности, но и общение с другими детьми, умение включиться в разговор, предложить интересное дело, договариваться.
Кинетический песок мы с детьми изготовили по рецепту из интернета.. Преимуществом кинетического песка является то, что с ним удобно проводить как развивающие, так и терапевтические процедуры. Песочная терапия помогает ребенку раскрепощаться, способствует развитию связной речи, снятию мышечного напряжения. Игры с песком, как ничто другое, развивают творческие способности ребенка, а рисование на песке поможет преодолеть ребенку комплекс плохого художника. . Несколько способов игры с этим составом вы видите на слайде.
Можно сделать вывод:
1. Интегрированное обучение помогает мне в формировании у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.
2. На занятиях развивается потенциал самих воспитанников. Я побуждаю их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия, позволяет мне поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.
4. Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии я имею возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
Методы которые я использовала в работе с детьми вы видите на слайде.
- Исследовательские: эксперимент, проблемные вопросы, наблюдения;
- самостоятельное выполнение работ, коллективное выполнение работ;
- наглядные: тактильно–мышечная наглядность;
- словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкция;
- мультимедиа;
Основным методом образования и воспитания детей дошкольного возраста в условиях интеграции познавательной и художественной деятельности выступает метод пробуждения предельно – творческой самодеятельности, а основную педагогическую ценность являет не результат деятельности как таковой, а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие, направленное на создание целостной картины мира. В результате у детей начинает формироваться опыт самоорганизации, самодеятельности, самообразования, самовоспитания и саморазвития.
Результат практики показал, что у детей сформировались более глубокие, разносторонние знания, целостное представление о мире; проявляют любознательность, пытливость ума, изобретательность, инициативность. Дети овладели многими техниками творческой деятельности, применяют полученные знания в игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познание» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности по теме «Суда»
Конспект непосредственно образовательнойдеятельности в старшей группеОбразовательная область: «Познание»(развитие познавательно-исследовательской ипродуктивной (конструктивной) деятельностипо ...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ФЭМП и познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности для детей подготовительной группы «Морское путешествие».
Данный материал будет полезен воспитателям детских садов. Цель: Активизировать знания детей о диковинных морских рыбах. Задачи: 1. Закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (формированию элементарных математических представлений) (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности)
Цели деятельности: развитие познавательной, коммуникативной, двигательной и эмоциональной сферы.Программное содержание:Продолжать обучать детей считать в пределах 5, знакомить с порядковым значе...
Конспект открытого занятия Непосредственно образовательной деятельности «Познание» - познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность (конструирование) Тема: « Волшебница вода»
Образовательная деятельность направлена развивать и обобщать знания детей о значении воды для живых существ; о круговороте воды в природе; о свойствах воды. Через практическую деятельность...
Конспект занятия в средней группе, непосредственно образовательной деятельности «Познание» - познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность
МКДОУ детский сад комбинированного вида «имени Н.К.Крупской» Конспект занятия в средней группе, непосредственно образовател...
Конспект открытого просмотра непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание». Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Тема: «Загородки и заборы».
Конспект открытого просмотра непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание».Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.Тема: «Загородки и ...
Продуктивные виды деятельности как эффективное средство в развитии зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста
В процессе учебы в школе ребенку часто надо одновременно выполнять два действия, например, смотреть на доску и списывать или срисовывать то, что он в данный момент видит. Поэтому очень важны согласова...