Продуктивные виды деятельности как эффективное средство в развитии зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
В процессе учебы в школе ребенку часто надо одновременно выполнять два действия, например, смотреть на доску и списывать или срисовывать то, что он в данный момент видит. Поэтому очень важны согласованные действия глаз и рук, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую дают им глаза. Важно, чтобы к старшему дошкольному возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), т.к. к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, контролирующих развитие мелких мышц кисти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2021.docx | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Продуктивные виды деятельности как эффективное средство в развитии зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста.
Одним из основных компонентов зрительного восприятия, без которого невозможно нормальное развитие ребенка в процессе различных видов деятельности (познавательной, практической, игровой, учебной), является зрительно – моторная координация.
Зрительно – моторная координация – это согласованная одновременная деятельность зрительного и двигательного анализаторов.
Зрительно-моторная координация — осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения.
Другими словами — это скоординированная работа системы «глаз – рука»: глаз видит - рука выполняет.
Тема исследования развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Исследованиями связи развития руки и мозга занимались т И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов; исследователь детской речи – М.М. Кольцова; педагоги – М. Монтессори, В.А. Сухомлинский, Ю.А. Соколова, русский просветитель Н.И. Новиков.
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу – это развитие точных движений тонкой моторики.
В процессе учебы в школе ребенку часто надо одновременно выполнять два действия, например, смотреть на доску и списывать или срисовывать то, что он в данный момент видит. Поэтому очень важны согласованные действия глаз и рук, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую дают им глаза. Важно, чтобы к старшему дошкольному возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), т.к. к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, контролирующих развитие мелких мышц кисти.
Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием кисти руки и тонких движений пальцев.
Скоординированность работы пары «глаз-рука» самостоятельно не развивается, необходима работа в данном направлении. И.М. Сеченов писал, что, «движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».
Продуктивные виды деятельности являются эффективным средством в развитии зрительно- моторной координации, так как ребёнок в процессе создания какого-либо продукта овладевает сложными, тонко дифференцированными движениями, именно эти виды деятельности развивают зрительный контроль над движением руки.
Занятия продуктивной деятельностью, безусловно, важны, в процессе занятий развивается зрительная память ребенка, речь, воображение, наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, умение анализировать и обобщать. У детей активно развиваются сенсорные и умственные способности, глазомер, общая и мелкая моторика руки.
Формированию устойчивых связей в системе «глаз — рука» способствует аппликация. У детей вырабатываются навыки пользования такими инструментами, как карандаш, кисть, ножницы. Воспитанники приобретают немало практических навыков и умений, развивают мелкую моторику пальцев и координацию движения руки, глазомер.
Хочется рассказать о мозаичной аппликации. Работу следует начинать с малышами дошкольниками от простых рисунков: домик, цыпленок, веселый щенок. Их выкладывали вырезанными некрупными геометрическими формами (треугольник, круг, квадрат, овал). Для начала удобнее работать с вырезанными геометрическими формами, каждая из бумаги нового цвета и закреплять их при помощи клея и кисти на рисунке-основе.
В средней группе, когда особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания, дети, пользуясь ножницами, вырезывают формы для бумажной аппликации, в старшем возрасте, усвоив навыки вырезывания, дети осмысленно подбирают геометрические формы для выкладывания того или иного изображения. Такая работа развивает у детей чувство формы, цвета и, конечно же, способствует тренировке координации движений руки и глаза.
В старшем дошкольном возрасте полезно использовать интересный способ развития пальцев руки — ощипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев ощипывают небольшие клочки и создают своего рода аппликацию.
Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки), дети усваивают, что они вырезают, не целую форму, а ее половину. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги, безусловно, способствует совершенствованию развитию мелкой мускулатуры рук, глазодвигательной функции тренирует ориентировку на фрагменте листа, потому что прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону микро пространства, направить ножницы, т. е. спланировать предстоящее действие. В результате освоения данных техник вырезывания дети не только тренируют координацию движений рук и глаз, но и учатся планировать свою работу.
Очень нравится детям пластилинография, которая представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. Это развивает у детей внимание, совершенствует в работе согласованность глаза и руки, координации движений, их точность.
Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д.
Работа в индивидуальные раскрасках очень нравится дошкольникам, потому что раскрашивание - один из самых легких для них видов рисования. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, используя силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает её движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
Одновременно с раскрашиванием целесообразно проводить работу по правилам штриховки. Штриховка без пробелов, не выезжая за контур вертикальные, горизонтальные, наклонные, круговые линии, а также штриховка с помощью отрывистых движений руки. Дети, как правило, принимают условия быстро и легко, как в игре. Сначала незнакомые с этой работой дети сильно нажимают на карандаш, рука напрягается. Постепенно расходящиеся во все стороны, выходящие за контур линии, становятся на место. Эта работа оказывает существенное влияние на развитие кистей рук, тонкой моторики совершенствует связь «глаз - рука».
Много времени в работе по развитию связи в системе «глаз» - «рука», начиная с младшей группы, следует отводить рисованию. Используя различные виды и способы рисования, дети учатся правильно обращаться с изобразительными материалами, у них активно развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно цветными карандашами, фломастерами, мелом, гуашью. Рисование различными материалами требует различной степени нажима на изобразительное средство для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Рисование на песке, на снегу, используя старые фломастеры, палочки, камешки. Все это, безусловно, способствует развитию ручной умелости и, конечно же, формирует художественный вкус.
Различные виды продуктивной деятельности позволяют укрепить руку дошкольника, сделать её более умелой, научить легко и свободно управлять используемым инструментом, способствуют становлению связи рука-глаз. Все это является важными предпосылками для успешного обучения ребёнка в школе. Ведь не само обучение письму, а подготовка к нему является наиболее важным составляющим подготовки ребёнка к следующей ступени образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста через игру»
Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка, формируется умение не только слушать но и слышать, не только смотреть но и видеть....
Психолого-педагогические условия развития памяти, внимания, зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста посредством настольной игры
Во все времена ведущей деятельностью в развитии ребенка является игра, организованная игра представляет собой многословное, сложное, психолого-педагогическое явление: она является и игровым методом об...
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА- КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА- КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ДЕТ...
Описание образовательной практики «Интеграция познавательно – исследовательской и продуктивной видов деятельности, как эффективное средство для развития и поддержки детской игры»
На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения з...
Буклет «Игры и упражнения на развитие в развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста»
Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации необходимо ребёнку для овладения навыками самообслуживания, а также для формирования навыка письма при подготовки к школьному обучен...
«Развитие зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»
Обобщение передавого педагогического опыта...
«Развитие зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста»
В настоящее время актуальной проблемой становится разностороннее развитие детей уже с дошкольного возраста. Одна из главных задач в успешности интеллектуальног...