НОД по познавательно-речевому развитию «Зима. Птицы зимой».
план-конспект занятия
Непосредственно образовательной деятельности
по познавательно-речевому развитию
«Зима. Птицы зимой».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательной деятельности
по познавательно-речевому развитию
«Зима. Птицы зимой».
Цель: научить детей, воспринимать происходящие вокруг явления живой и неживой природы и события окружающего мира.
На этом занятие решаю задачи по «Познавательно – речевому развитию»:
Образовательные: Формировать навыки в установлении причинно - следственных связей. Показать зависимость неживой и живой природы. Закреплять представления детей об изменении жизни растения (дерева) в зимнее время года, связь дерева с другими живыми организмами (птицами).
Уточнить представление детей о жизни зимующих птиц, их внешнем виде, описывать птиц, составлять рассказ по игрушке (по плану воспитателя).
Учить детей, правильно отвечать на вопросы воспитателя, составлять предложения.
По теме занятия активизировать словарь детей: снегопад, синица, снегирь, зимующие птицы, трещит, свистит, корм, кормушка.
Развивающие: Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные. Продолжать формировать у детей интерес к художественному слову. Развивать сообразительность и логику в процессе отгадывания загадок.
Воспитательные: Воспитывать бережное, заботливое, отзывчивое отношение к природе, оказывать помощь зимующим птицам.
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, девчонки!
Добрый день, мальчишки!
Наигрались в куклы, полистали книжки.
А сейчас мы вместе отдохнём немного,
Будем вместе наблюдать, волшебство всё замечать.
Посмотрели все на меня, встретились со мной глазками.
А теперь подойдём, к кукольному уголку приоткройте занавеску, поглядите в окошко и скажите, какое время года за окном? (Зима)
Докажите мне, что действительно зима, а я вам говорю, что лето.
Дети:
- На улице очень холодно (согласна)
- Много снега, скользко (хорошо)
- Люди одеты тепло (шапки, варежки, шубы, пальто, шарфик и валенки)
- Дети катаются с горы на лыжах (верно)
- Река покрыта льдом, рыбы легли на дно (согласна)
- Птицы улетели в теплые края, а зимующие остались (молодцы)
- Солнце светит, но не греет.
- Мишка спит в берлоге.
- Дети катаются на лыжах.
Воспитатель: Правильно, за окном действительно зима.
Строгий порядок навела зима в своих владениях. Всё у неё прибрано, сверкает белизной.
А вы знаете, у зимы бывает разное настроение. То она белоснежная и искристая, то сварливая даже злая.
Давайте подумаем, в каких случаях зима бывает лютой, злой? Всем ли нравиться то, чем гордиться зима?
Вы хотите знать, насколько могут быть опасны проказы зимы.
Дети: Да.
Воспитатель:
Для этого давайте подойдём, к нашему дереву, она снова нам подарит интересные встречи и поможет в этом нам разобраться.
-Как называется наше дерево, и что есть у дерева?
Дети: Берёза. Есть белый ствол, ветки, листья, корень.
Воспитатель: Дерево наше необычное на ней разные ветки, которые напоминают разные времена года, назовите их (ветки символизируют времена года)
Дети: На дереве летняя и осенняя ветка.
Воспитатель: Какая должна быть ветка на дереве с приходом зимы?
Дети: Зимняя.
Как она должна выглядеть?
Дети: Голая, заснеженная, белая и т.д.
Воспитатель: Посмотрите на неё (дети рассматривают заснеженную ветку).
Пока мы с вами беседовали, пошел сильный снег и к нам прилетели настоящие снежинки. Как называется это явление?
Дети: Снегопад.
Воспитатель: Давайте на них подуем.
Дыхательная гимнастика
Сделаем вдох носом, выдох ртом.
Медленный глубокий вдох и краткий резкий выдох.
Глубокий вдох и выдох несколькими равными порциями.
(помещаем на дерево ветку, со снежинками).
Воспитатель: Зима шлёт мороз за морозом, один другого злее.
От сильного мороза капельки на осенней ветке во что превратились?
Дети: В сосульки (на зимнюю ветку дети вешают сосульки).
Воспитатель: Наступили холода, чтобы не замёрзнуть, как мы спасаемся от холода?
Дети: сидим в тёплых помещениях, надеваем тёплую одежду.
Воспитатель: Трескучий мороз стоять нам не велит, чтобы не замёрзнуть нужно, двигаться, давайте поиграем в снежки.
Физминутка. Игра в снежки
Воспитатель: Ну что согрелись? Пока мы играли на нашем дереве, появились гости (запись «Голоса птиц»).
Давайте присядем. Кто что представил? Чьи голоса вы слышали? (Ответы детей).
Отгадайте мои загадки и вы узнаете, какие птицы прилетели в гости.
Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй не робей, кто это? (Воробей)
Эта птичка воробей вам хорошо знакома.
А какой он? (Маленький, серенький, шустрый, быстрый).
Кто на крыше затрещит?
Белобокая болтунья
Говоруша, стрекотунья
Белый бок и длинный хвост
Что за птица вот вопрос? (Сорока)
Почему её называют белобокая? Потому что у неё белые бока.
У сороки длинный хвост и большой клюв, она чёрного цвета.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Откуда у этой птицы такое название?
Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом.
Белые щечки, синяя птичка.
Остренький клювик, собой невеличка,
желтая грудка-это… (Синичка)
У синички грудка желтая, а головка и крылья черные.
(после каждой отгаданной загадки на ветку берёзы выставляю птичку)
Воспитатель: Как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами?
Дети: Зимующие птицы (хоровое повторение)
Воспитатель: Ребята, вы хорошо знаете птиц, которые зимуют в наших краях. С наступлением холодов зимующие птицы прилетают к жилью человека.
Как вы думаете, с какой надеждой они сюда летят?
Дети: Они надеются, что люди их покормят.
Воспитатель: Для птиц наступило самое трудное время, они не всегда могут найти себе корм.
А куда подевался корм с приходом зимы?
Дети: Он остался под толстым слоем снега.
Воспитатель: Зиму нельзя назвать хлебосольной, она не может дать ни сочных овощей, ни сладких фруктов, ни грибов, ни ягод.
Описание птиц (дети по желанию снимают любую птицу и составляют рассказ по плану воспитателя).
- Как называется птица?
-Что у неё есть? (части тела)
-Какого она цвета?
-Что она умеет делать?
Нам нужно покормим наших гостей, а что необходимо для этого? (Корм, кормушка)
Для этого повесим на дерево игрушечную кормушку. Чем будем кормить птиц, узнаем сейчас в ходе игры.
Игра «Определи корм на ощупь»
Воспитатель: В этих мешочках насыпан корм. Ваша задача: пощупать руками содержимое, определить корм, назвать и насыпать в кормушку.
Ребята, мы будем подкармливать птиц зимой, чтобы они не погибли от голода и холода? (ответы детей).
Сегодня на прогулке, на нашем участке установим, настоящую кормушку, возьмём с собой корм, рассыплем его, и понаблюдаем за птицами.
Итак, что нового и интересного вы сегодня узнали о зиме?
- Как вы относитесь к проказам зимы?
- Что делают люди, когда на улице стоят морозы?
- Всем ли нравятся проказы зимы?
- Кому сегодня мы помогли?
- О чём вы расскажите друзьям и родителям?
Воспитатель: Вы сегодня меня порадовали своей отзывчивостью, вы легко откликнулись на предложение помочь нашим пернатым друзьям.
Как я рада, что вы у меня, добрые, заботливые и неравнодушны к окружающему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой направленности в старшей группе «Зима не даром злится, прошла ее пора»
Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой направленности в старшей группе «Зима не даром злится, прошла ее пора»Познавательно-речевое направление.Образовательна...
Тематическое планирование работы с детьми старшей группы по теме «Зимушка-зима». Подтема «Зимующие птицы». ФГОС
Тематическое планирование работы с детьми 10 группы. Тема проекта: «Зимушка-зима»Подтема «Зимующие птицы»Сроки: С 09.01 по 31.01Цель проекта: Уточнять и ...
План – конспект НОД по познавательному развитию «Внешние признаки зимующих птиц» по лексической теме «Птицы зимой» для детей старшей группы с нарушением зрения.
Технологии: игровая, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.Цель: Создать условия для расширения представлений детей о зимующих птицах. Образовательные задачи:- Расширять ...
Методическая разработка занятия по развитию речи для старшей группы на тему "Зима пришла. Зимующие птицы"
Рассказ о зимующих птицах, сравнение снегиря и синицы, описателоьные и сюжетные рассказы о зиме....
Интеграция познавательно-речевого и физического развития «Зима и зимующие птицы» (для старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи)
Создавать благоприятные условия для углубления и систематизации знания о зиме и зимующих птиц нашей Белгородской области....
Конспект экскурсии в зимний парк «Южный». «Наблюдение за зимующими птицами зимой» Конспект экскурсии в парк «Южный». Наблюдение за зимующими птицами. Цель: - Наблюдение за птицами в природе.
Конспект экскурсии в зимний парк «Южный». «Наблюдение за зимующими птицами зимой»...
Конспект занятия по развитию речи "Покормите зимующих птиц зимой"
Муниципальное образовательное учреждение РодниковскаяСредняя общеобразовательная школа № 32Дошкольное отделение Методическая разработкапо речевому развитию во второй ...