НОД по познавательно-речевому развитию «Зима. Птицы зимой».
план-конспект занятия

Мясникова Забава Сергеевна

Непосредственно образовательной   деятельности

 по познавательно-речевому развитию  

«Зима. Птицы зимой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательной   деятельности

 по познавательно-речевому развитию  

«Зима. Птицы зимой».

Цель: научить детей, воспринимать происходящие вокруг явления живой и неживой природы и события окружающего мира.

На этом занятие решаю задачи по «Познавательно – речевому развитию»:

Образовательные: Формировать навыки в установлении причинно - следственных связей. Показать зависимость неживой и живой природы. Закреплять  представления  детей об изменении жизни растения (дерева) в  зимнее время года, связь дерева с другими живыми организмами (птицами).

Уточнить представление детей о жизни зимующих птиц, их внешнем виде,  описывать птиц, составлять рассказ по игрушке (по плану воспитателя). 

Учить детей, правильно отвечать на вопросы воспитателя, составлять предложения.

По теме занятия активизировать словарь детей: снегопад, синица, снегирь, зимующие птицы, трещит, свистит,  корм, кормушка.

Развивающие: Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные. Продолжать формировать у детей интерес к художественному слову. Развивать сообразительность и логику в процессе отгадывания загадок.

Воспитательные: Воспитывать бережное, заботливое, отзывчивое отношение к природе, оказывать помощь зимующим птицам.

Ход:

Воспитатель:                  Здравствуйте, девчонки!

                                         Добрый день, мальчишки!

                                         Наигрались в куклы, полистали книжки.

                                         А сейчас мы вместе отдохнём немного,

                                         Будем вместе наблюдать, волшебство всё замечать.

Посмотрели все на меня, встретились со мной глазками.

А теперь подойдём, к кукольному уголку приоткройте занавеску, поглядите в окошко и скажите, какое время года за окном? (Зима)

Докажите мне, что действительно зима, а я вам говорю, что лето.

Дети:

 - На улице очень холодно (согласна)

 - Много снега, скользко (хорошо)

 - Люди одеты тепло (шапки, варежки, шубы, пальто, шарфик и валенки)

 - Дети катаются с горы на лыжах (верно)

 - Река покрыта льдом, рыбы легли на дно (согласна)

 - Птицы улетели в теплые края, а зимующие остались (молодцы)

 - Солнце светит, но не греет.

 - Мишка спит в берлоге.

 - Дети катаются на лыжах.

Воспитатель: Правильно, за окном действительно зима.

  Строгий порядок навела зима в своих владениях. Всё у неё прибрано, сверкает белизной.

А вы знаете, у зимы бывает разное настроение. То она белоснежная и искристая, то сварливая даже злая.

 Давайте подумаем, в каких случаях зима бывает лютой, злой? Всем ли нравиться то, чем гордиться зима? 

Вы хотите знать, насколько могут быть опасны  проказы зимы.  

Дети: Да.                                    

Воспитатель:

Для этого давайте подойдём, к нашему дереву, она снова нам подарит интересные встречи и поможет в этом нам разобраться.

-Как называется наше дерево, и что есть у дерева?

Дети: Берёза.  Есть белый ствол, ветки, листья, корень.

Воспитатель: Дерево наше необычное на ней разные ветки, которые напоминают разные времена года, назовите их (ветки символизируют времена года)

Дети: На дереве летняя и осенняя ветка.

Воспитатель: Какая должна быть ветка на дереве с приходом зимы?

Дети: Зимняя.

Как она должна выглядеть?

Дети: Голая, заснеженная, белая и т.д.

Воспитатель: Посмотрите на неё (дети рассматривают заснеженную ветку).

Пока мы с вами беседовали, пошел сильный снег и к нам прилетели настоящие снежинки. Как называется это явление?

Дети: Снегопад.

Воспитатель: Давайте на них подуем.

Дыхательная гимнастика

Сделаем вдох носом, выдох ртом.

Медленный глубокий вдох и краткий резкий выдох.

Глубокий вдох и выдох несколькими равными порциями.

(помещаем на дерево ветку, со снежинками).

Воспитатель: Зима шлёт мороз за морозом, один другого злее.

От сильного мороза капельки  на осенней ветке во что превратились?

 Дети: В сосульки (на зимнюю ветку дети вешают  сосульки).

Воспитатель: Наступили холода,  чтобы не замёрзнуть, как  мы спасаемся от холода?

Дети: сидим в тёплых помещениях, надеваем тёплую одежду.

Воспитатель: Трескучий мороз стоять нам не велит, чтобы не замёрзнуть нужно, двигаться, давайте поиграем в снежки.

 Физминутка. Игра в снежки

Воспитатель: Ну что согрелись? Пока мы играли на нашем дереве, появились гости (запись «Голоса птиц»).

Давайте присядем. Кто что представил? Чьи голоса вы слышали? (Ответы детей).

Отгадайте  мои загадки и вы узнаете, какие птицы прилетели в гости.

                                                                        Чик-чирик! К зернышкам прыг!

                                                                         Клюй не робей, кто это? (Воробей)

 Эта птичка воробей вам хорошо знакома.

 А какой он?  (Маленький, серенький, шустрый, быстрый).

                                                                          Кто на крыше затрещит?

                                                                           Белобокая болтунья

                                                                           Говоруша, стрекотунья

                                                                           Белый бок и длинный хвост

                                                                           Что за птица вот вопрос? (Сорока)                             

      Почему её называют белобокая?  Потому что у неё белые бока.

      У сороки длинный хвост и большой клюв, она чёрного цвета.

                                                                                  Красногрудый, чернокрылый,

                                                                                  Любит зёрнышки клевать,

                                                                                  С первым снегом на рябине

                                                                                  Он появится опять. (Снегирь)

     Откуда у этой птицы такое название?

     Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом.

                                                                             Белые щечки, синяя птичка.

                                                                             Остренький клювик, собой невеличка,

                                                                             желтая грудка-это… (Синичка)

У синички грудка желтая, а головка и крылья черные.

(после каждой отгаданной загадки на ветку берёзы выставляю  птичку)

Воспитатель: Как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами?

Дети: Зимующие птицы  (хоровое повторение)

Воспитатель: Ребята, вы хорошо знаете птиц, которые зимуют в наших краях. С наступлением холодов зимующие птицы прилетают к жилью человека.

Как вы думаете, с  какой надеждой они сюда летят?

Дети: Они надеются, что люди их покормят.

Воспитатель: Для птиц наступило самое трудное время, они не всегда могут найти  себе корм.

 А куда подевался корм с приходом зимы?

Дети: Он остался под толстым слоем снега.

Воспитатель: Зиму нельзя назвать хлебосольной, она  не может дать ни сочных овощей, ни сладких фруктов, ни грибов, ни ягод.

Описание птиц (дети по желанию снимают  любую птицу и составляют рассказ по плану воспитателя).

- Как называется птица?

-Что у неё есть? (части тела)

-Какого она цвета?

-Что она умеет делать?

Нам нужно покормим наших гостей, а что необходимо для этого?  (Корм, кормушка)

Для этого повесим на дерево игрушечную кормушку. Чем будем  кормить птиц, узнаем сейчас в ходе игры.

Игра «Определи корм на ощупь»

Воспитатель:  В этих  мешочках насыпан корм. Ваша задача: пощупать руками содержимое, определить корм, назвать и насыпать в кормушку.

Ребята, мы будем подкармливать птиц зимой, чтобы они не погибли от голода и холода? (ответы детей).

Сегодня на прогулке, на нашем участке установим, настоящую кормушку, возьмём с собой корм, рассыплем его, и понаблюдаем за птицами.

   

Итак, что нового и интересного вы сегодня узнали о зиме?

  - Как вы относитесь к проказам зимы?

  - Что делают люди, когда на улице стоят морозы?

  - Всем ли нравятся проказы зимы?

  - Кому сегодня мы помогли?

  - О чём вы  расскажите друзьям и родителям?

Воспитатель: Вы сегодня меня порадовали своей отзывчивостью, вы легко откликнулись на предложение помочь нашим пернатым друзьям.

Как я рада, что вы у меня, добрые, заботливые и неравнодушны к окружающему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой направленности в старшей группе «Зима не даром злится, прошла ее пора»

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой направленности в старшей группе  «Зима не даром злится, прошла ее пора»Познавательно-речевое направление.Образовательна...

Тематическое планирование работы с детьми старшей группы по теме «Зимушка-зима». Подтема «Зимующие птицы». ФГОС

Тематическое планирование  работы с детьми 10 группы. Тема проекта:  «Зимушка-зима»Подтема «Зимующие птицы»Сроки: С  09.01 по 31.01Цель проекта: Уточнять и ...

План – конспект НОД по познавательному развитию «Внешние признаки зимующих птиц» по лексической теме «Птицы зимой» для детей старшей группы с нарушением зрения.

Технологии: игровая, информационно-коммуникативная,  здоровьесберегающая.Цель: Создать условия для расширения  представлений детей о зимующих птицах. Образовательные задачи:- Расширять ...

Методическая разработка занятия по развитию речи для старшей группы на тему "Зима пришла. Зимующие птицы"

Рассказ о зимующих птицах, сравнение снегиря и синицы, описателоьные и сюжетные рассказы о зиме....

Интеграция познавательно-речевого и физического развития «Зима и зимующие птицы» (для старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности с тяжелым нарушением речи)

Создавать благоприятные условия для углубления и систематизации знания о зиме и зимующих птиц  нашей Белгородской области....

Конспект занятия по развитию речи "Покормите зимующих птиц зимой"

Муниципальное образовательное учреждение РодниковскаяСредняя общеобразовательная школа № 32Дошкольное отделение     Методическая разработкапо речевому развитию во второй ...